Место государства в структуре рынка и структура исполнительной «власти» государства. Начала и цели рыночной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 03:25, доклад

Краткое описание

Вопрос о месте и роли государства в современной экономике является одним из центральных как в теории, так и на практике. Принципиальные подходы к решению данной проблемы, предлагаемые различными научными школами, существенно различаются. С одной стороны, широко известна позиция либеральных экономистов относительно минимальной роли государства в регулировании экономики. С другой стороны, ряд научных школ обосновывает необходимость активного вмешательства государства в рыночные процессы. Дать однозначный ответ на вопрос об оптимальных масштабах государственного регулирования очень сложно. В истории разных стран были периоды превалирования, как первой, так и второй точки зрения.

Вложенные файлы: 1 файл

госу.рег.экономики.docx

— 20.61 Кб (Скачать файл)

АНОВПОА  «МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ В МОСКВЕ»

ФАКУЛЬТЕТ «УПРАВЛЕНИЕ КРУПНЫМИ ГОРОДАМИ»

 

 

 

 

 

ДИСЦИПЛИНА:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ

 

 

 

Реферат на тему:

«Место государства в структуре рынка и структура исполнительной «власти» государства. Начала и цели рыночной деятельности».

 

 

 

Выполнила

студентка 4 курса

ГМУ – 31

Гусейнова Г.А.

Проверил:

д. э. н., проф..

 

Москва 2013

 

   

  Место государства в структуре рынка.

  Вопрос о месте и роли государства в современной экономике является одним из центральных как в теории, так и на практике. Принципиальные подходы к решению данной проблемы, предлагаемые различными научными школами, существенно различаются. С одной стороны, широко известна позиция либеральных экономистов относительно минимальной роли государства в регулировании экономики. С другой стороны, ряд научных школ обосновывает необходимость активного вмешательства государства в рыночные процессы. Дать однозначный ответ на вопрос об оптимальных масштабах государственного регулирования очень сложно. В истории разных стран были периоды превалирования, как первой, так и второй точки зрения.

Особое место  государства в системе общественных институтов определяется тем, что государство  – это субъект управления, который  обеспечивает организацию и функционирование всех элементов социально-экономической  системы. Выступая как представитель  общества в целом, оно устанавливает  правила функционирования и взаимодействия других экономических агентов и  осуществляет контроль за их соблюдением. В рыночной экономике государство  является единственным субъектом, обладающим законным правом принуждения. Это право  реализуется в виде системы санкций, применяемых в случае нарушения  действующего законодательства, и, как  правило, облекается в законодательную  форму. С другой стороны, государство  выступает и как равноправный субъект хозяйствования наряду с  частными компаниями, поскольку в  лице госпредприятий осуществляет производство определенных видов товаров и услуг (в том числе рыночных).

Расширение  государственного регулирования экономики  оправдано до тех пор, пока его  издержки не превышают потери, возникающие  вследствие “провалов” рынка. Размеры  государственного сектора должны соответствовать  спросу на общественные блага, масштабам  внешних эффектов, а также реальным возможностям государства по управлению находящимися в его распоряжении ресурсами. Необходимо четкое определение границ между государственным и рыночным секторами экономики.

   Место государства в структуре исполнительной «власти» государства

   Исполнительная власть - один из видов самостоятельной и независимой публичной власти в государстве, представляющий собой совокупность полномочий по управлению государственными делами, такими как законодательное регулирование, внешнеполитическое представительство, осуществление административного управления. Таким образом, исполнительная власть представляет собой систему государственных органов, осуществляющих эти полномочия. Основное назначение исполнительной власти - организация практического исполнения.

Структура исполнительной власти - система норм, определяющая степень компетенции органов власти и должностных лиц. Она представлена следующими основными элементами:

органы исполнительной власти

К признакам исполнительной власти относятся:

1 органичность и относительная самостоятельность рассматриваемой ветви государственной власти;

2 проводник государственной политики в жизнь;

В качестве функции исполнительной власти можно обозначить следующие:

1 законодательное регулирование;

2 осуществление управленческой деятельности, направленной на исполнение законов и реализацию государственной политики в различных сферах жизни общества;

3 административное право-применение;

4 осуществление политики государства по лицензированию, регистрации и сертификации;

Органы исполнительной власти обладают административной правоспособностью  и дееспособностью, которая возникает  одновременно с их образованием и  определением компетенции, а прекращается в связи с их упразднением. Компетенция органов исполнительной власти, их задачи, функции, права и обязанности, формы и методы деятельности находят свое выражение и закрепление в соответствующих законах, положениях и других нормативных актах.

Концепция власти - одна из ведущих  теоретических концепций, способствующая исследованию политических отношений  и пониманию механизма деятельности государства и политической системы.

Исполнительную власть осуществляет правительство, которое решает множество  вопросов, в том числе в сфере  экономики, хозяйствования, планирования, культуры, образования, финансирования, обеспечения повседневного быта и нужд населения.

Таким образом, с уверенностью можно сказать, что место исполнительной власти в механизме современного государства довольна весома и значима в свете постоянных политических и социально-экономических потрясений.

   Начала и цели рыночной деятельности

   Рыночная экономика — характеризуется как система, основанная на частной собственности, свободе выбора и конкуренции, свободе выбора и конкуренции, она опирается на личные интересы, ограничивает роль правительства.  
Рыночная экономика гарантирует, прежде всего, свободу потребителя, что выражается в свободе потребительского выбора на рынке товаров и услуг. Свобода предпринимательства выражается в том, что каждый член общества, самостоятельно распределяет свои ресурсы в соответствии со своими интересами и при желании может самостоятельно организовать процесс производства товаров и услуг. 
Свобода выбора становится основой конкуренции.  
Основу рыночной экономики составляет частная собственность. Она является гарантией соблюдения заключенных контрактов и невмешательства третьих лиц. Экономическая свобода — фундамент и составная часть свобод гражданского общества основанный на многообразии форм собственности, предпринимательстве и конкуренции, свободном ценообразовании. Важнейшим механизмом, осуществляющим координацию хозяйственной деятельности, является рынок.  
Под рынком понимается определенным образом организованная деятельность по обмену товарами и услугами, при которой между продавцами и покупателями совершаются многочисленные сделки купли-продажи.  
Рыночной экономике присущи следующие признаки 
• господствующее положение занимает частная собственность, то есть собственность, принадлежащая частным и юридическим лицам, которые на ее основе осуществляют производство. При этом допускается существование государственной собственности, но лишь в тех сферах, где частная собственность не слишком эффективна  
• принятие решений о том, в какой области должны быть применены имеющиеся ресурсы, происходит децентрализовано, то есть самими частными собственниками; предпринимателю гарантируется свобода в его деятельности

• главными механизмами рыночной экономики являются свободная конкуренция, спрос и предложение, цена.  
Под конкуренцией подразумевается соперничество между продавцами и покупателями за право наилучшего применения имеющихся у них экономических ресурсов. Конкуренция способствует установлению на рынке определенного порядка, гарантирующего производство достаточного количества качественных товаров.

   Цели рыночной деятельности.

   Если оценивать экономические цели современной системы хозяйствования в масштабе всего общества, то их можно свести к следующим основным положениям: 
1. Обеспечение экономического роста и более высокого уровня и качества жизни населения. 
2. Повышение эффективности использования ограниченных производственных ресурсов в масштабе всего общества, то есть достижения наилучших результатов при минимальных затратах. 
3. Достижение полной занятости трудоспособного населения. Все кто может и желает работать должны быть обеспечены рабочими местами. 
4. Стабильный уровень цен. Постоянно изменяющиеся цены ведут к изменению поведения людей и предприятий, создают напряженность и неуверенность в экономической деятельности. 
5. Экономическая свобода. Все хозяйствующие субъекты должны обладать в своей экономической деятельности высокой степенью свободы. 
6. Справедливое распределение доходов. Мы уже говорили, что справедливость в распределительных отношениях не означает уравниловки. Она заключается в том, чтобы на равный капитал и равный труд обеспечивался равный доход и чтобы ни одна группа населения не пребывала в нищете при чрезмерной роскоши других. 
7. Поддержание разумного соотношения экспорта и импорта, то есть по возможности активного торгового баланса в международных экономических и финансовых отношениях.


Информация о работе Место государства в структуре рынка и структура исполнительной «власти» государства. Начала и цели рыночной деятельности