Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 15:32, реферат
В экономике государства транспорт играет весьма важную роль, обеспечивая непрерывное перемещение предметов и средств труда между производителями и потребителями и создавая условия для постоянного и ритмичного функционирования промышленного и сельскохозяйственного производства. По функциональным признакам транспорт разделяется на магистральный и промышленный. Магистральный транспорт перемещает продукцию из мест ее производства к местам потребления.
1. Введение…………………………………………………………………...3
2. Место транспорта России в мировой транспортной системе…………..4
3. Транспортные проблемы России…………………………………………6
4. Пути повышения эффективности транспортной системы России……..8
5. Общая характеристика единой транспортной системы………………..11
6. Повышение эффективности работы промышленного транспорта……12
7. Общая характеристика промышленного транспорта…………………..15
8. Заключение………………………………………………………………..16
9. Список литературы……………………………………………………….18
Содержание:
В экономике государства транспорт играет
весьма важную роль, обеспечивая непрерывное
перемещение предметов и средств труда
между производителями и потребителями
и создавая условия для постоянного и
ритмичного функционирования промышленного
и сельскохозяйственного производства.
По функциональным признакам транспорт
разделяется на магистральный и промышленный.
Магистральный транспорт перемещает продукцию
из мест ее производства к местам потребления.
Промышленный транспорт в отличие от магистрального
функционирует как составная часть промышленных
предприятий. Он непосредственно участвует
в процессе производства нового продукта
труда, выполняя технологические перемещения
внутри предприятий, а также осуществляет
транспортные связи между предприятиями
и магистральным транспортом по доставке
сырья и вывозу готовой продукции. Таким
образом, промышленный транспорт, с одной
стороны, является неотъемлемой частью
производства (внутренние технологические
перевозки предприятий), а с другой -- важнейшим
звеном транспортной системы (внешние
перевозки предприятия). В состав промышленного
транспорта в качестве основных видов
входят железнодорожный, автомобильный
и конвейерный транспорт. Кроме того, на
предприятиях применяются и специальные
виды транспорта: гидравлический, пневмоконтейнерный,
пневматический, канатно-подвесной и др.
Различные виды транспорта, используемые
на технологических и внешних перевозках
предприятий, функционируют в едином транспортном
комплексе, взаимодействуя между собой
в перевозочном процессе.
Высокопроизводительная и надежная работа
транспортного комплекса и бесперебойное
функционирование производственного
процесса предприятия могут быть достигнуты
при условии обеспечения высокого уровня:
технической готовности технических средств
всех видов транспорта; организации перевозок
всеми видами транспорта; взаимодействия
всех видов транспорта в перевозочном
процессе предприятия. Отсюда следует,
что важнейшей задачей обеспечения эффективного
функционирования транспортного комплекса,
а, следовательно, и предприятия в целом
является четко налаженное управление
перевозочным процессом.
Место транспорта России в мировой транспортной системе |
В условиях формирования новой модели развития мировой экономики транспорт является инструментом реализации национальных интересов России, обеспечения достойного места страны в мировой хозяйственной системе. Экспорт транспортных услуг составляет 9 – 10 % от общего объема транспортной работы. В последние годы этот показатель имеет тенденцию к росту – если в 1999 г. экспорт транспортных услуг, по данным отчетных платежных балансов, составлял 3006 млн. долларов, то к 2002 г. он увеличился до 5492 млн. долларов. В 2003 г. тенденция достаточно быстрого роста этого показателя сохраняется – за I квартал экспорт увеличился на 11% по сравнению с аналогичным периодом 2002 г. Импорт транспортных услуг возрастал в последние годы заметно меньшими темпами – в 2002 г. он вырос до 2862 млн. долларов, по отношению к 1999 г., менее чем на 30% , и даже не достиг уровня предкризисного, 1997 года. Таким образом, роль отрасли в обеспечении положительного баланса текущих внешнеторговых операций заметно увеличивается. Глобализация экономики и сопровождающие ее процессы развития внешнеторгового обмена требуют новых подходов к развитию транспорта, поиску новых технологий и рациональных путей освоения перевозок пассажиров и грузов. В настоящее время следует признать, что транспортная инфраструктура в России и особенно в ее восточных регионах развита недостаточно. Россия отстает от США по длине железнодорожных магистралей в 2,3 раза. Если же рассматривать плотность железных дорог на 1000 квадратных километров территории, то по этому показателю Россия занимает 12 место. Аналогичное положение с сетью автомобильных дорог. По плотности автомобильных дорог на 1000 квадратных километров территории Россия значительно уступает зарубежным странам. Не завершено формирование опорной сети на Северо-Западе страны, на Севере, в Сибири и на Дальнем Востоке. Таким образом, очевидно, что Россия, для того, что бы стать одним из мировых лидеров в транспортной системе нуждается в развитии транспортной сети. Особенно остро этот вопрос стоит для восточных регионов России – от Урала до Дальнего Востока. Если обратиться к морскому транспорту, то и здесь существует ряд проблем. Во-первых, старение судов и недостаточное обновление российского флота. Во-вторых, переход части судов (как правило, наиболее современных и оснащенных) под флаги других государств. В-третьих, необходимость в модернизации российских портов. С распадом СССР Россия потеряла значительную часть наиболее крупных и оснащенных портов на Балтийском и Черном морях, в этой связи остро встает задача развития портов на Черном море и особенно на Балтике. Данная задача является не только транспортной, но и политической. В настоящее время идет процесс создания условий для переориентации российских грузов с портов стран Балтии (Латвии, Литвы и Эстонии) на российские порты Санкт-Петербурга, Ленинградской области и Калининградской области, часть их комплексов уже в ведена в эксплуатацию, - в Ленинградской области – Усть-Луга и Приморск, в Калининградской - Балтийск. Необходимо отметить, что развитие Калининградской области как крупного транспортного центра имеет важное геополитическое значение, создавая условия и механизмы консолидированного развития главной территории в рамках единого федеративного государства. Идет активное развитие портов на Дальнем Востоке – Находка, Владивосток, порт Восточный и другие, на Черном море – Новороссийск, Туапсе и другие. Однако при развитии портов нужно помнить о комплексном подходе, то есть развивать не только портовую структуру, но и железнодорожные и автомобильные подходы. Но и этого мало. Недостаточно, если грузы будут быстро и качественно перерабатываться портами, нужно, что бы они в соответствии с установленными сроками доставлялись получателям (или проходили транзитом), а это значит нужно развивать железнодорожную и автомобильную сеть в целом по стране. То есть работа портов напрямую зависит от работы железнодорожного и автомобильного транспорта. Автомобильный транспорт - ключевой элемент транспортной системы страны. В настоящее время автомобильный транспорт выполняет более 50% объемов перевозок грузов и пассажиров страны, являясь, по сути, «главным перевозчиком» страны. Мировая тенденция глобализации экономических связей и усложнение спроса на транспортные услуги привели к росту объемов транспортно-экспедиционных услуг, в развитии которых автомобильному транспорту принадлежит особая роль. Однако, несмотря на благоприятные изменения, в деятельности автомобильного транспорта существует ряд серьезных проблем, которые, как показывает опыт зарубежных стран, будут усугубляться по мере экономического роста. Эти дисбалансы являются не просто причиной неудобств, они не приемлемы для растущего общественного сознания, противоречат концепции устойчивого развития. Это привело к тому, что в странах Западной Европы меняются приоритеты в пользу более экологически благоприятных, чем автомобильный, видов транспорта: железнодорожного и внутреннего водного. Авиационный и внутренний водный виды транспорта столкнулись с проблемой обновления парка транспортных средств. Для авиации ситуация усугубляется запретом ряда стран на использование отечественных самолетов, не удовлетворяющих условиям по уровню шума. Роль этого вида транспорта в пассажирских перевозках значительна, что объясняется большими расстояниями и недостаточной развитостью инфраструктуры, особенно в восточных районах страны. Для внутреннего водного транспорта, доля которого в общем объеме перевозок довольно незначительна по сравнению, например, с США, площадь которой сравнима с Россией, важнейшей задачей является создание современного флота и реконструкция ряда ключевых объектов на внутренних водных путях России. Доля трубопроводного транспорта в транспортной системе России значительна, что объясняется большим экспортным потенциалом нефте – и газодобывающей отрасли. Грузооборот трубопроводного транспорта в России превышает аналогичный показатель США более, чем в 2 раза. Несмотря на имеющиеся проблемы в развитии отдельных видов транспорта, выгодное геополитическое положение позволяет Российской Федерации претендовать на одно из ведущих мест в транспортной инфраструктуре мира, играть важную роль в мировой экономической системе и на международной политической арене в качестве транспортного моста между Европой, Азией и Америкой (по направлениям Запад – Восток, Север – Юг). Стратегическим интересам России отвечает формирование системы международных транспортных коридоров и реализация ее транзитного потенциала. |
Транспортные
проблемы России.
В условиях формирования новой модели
развития мировой экономики транспорт
является инструментом реализации национальных
интересов России, обеспечения достойного
места страны в мировой хозяйственной
системе. Глобализация экономики и сопровождающие
ее процессы развития внешнеторгового
обмена требуют новых подходов к развитию
транспорта, поиску новых технологий и
рациональных путей освоения перевозок
пассажиров и грузов. В настоящее время
следует признать, что транспортная инфраструктура
в России и особенно в ее восточных регионах
развита недостаточно. Россия отстает
от США по длине железнодорожных магистралей
в 2,3 раза. Если же рассматривать плотность
железных дорог на 1000 квадратных километров
территории, то по этому показателю Россия
занимает 12 место. Аналогичное положение
с сетью автомобильных дорог. По плотности
автомобильных дорог на 1000 квадратных
километров территории Россия значительно
уступает зарубежным странам. Не завершено
формирование опорной сети на Северо-Западе
страны, на Севере, в Сибири и на Дальнем
Востоке. Таким образом, очевидно, что
Россия, для того, что бы стать одним из
мировых лидеров в транспортной системе
нуждается в развитии транспортной сети.
Особенно остро этот вопрос стоит для
восточных регионов России – от Урала
до Дальнего Востока. Если обратиться
к морскому транспорту, то и здесь существует
ряд проблем. Во-первых, старение судов
и недостаточное обновление российского
флота. Во-вторых, переход части судов
(как правило, наиболее современных и оснащенных)
под флаги других государств. В-третьих,
необходимость в модернизации российских
портов. С распадом СССР Россия потеряла
значительную часть наиболее крупных
и оснащенных портов на Балтийском и Черном
морях, в этой связи остро встает задача
развития портов на Черном море и особенно
на Балтике. Данная задача является не
только транспортной, но и политической.
В настоящее время идет процесс создания
условий для переориентации российских
грузов с портов стран Балтии (Латвии,
Литвы и Эстонии) на российские порты Санкт-Петербурга,
Ленинградской области и Калининградской
области, часть их комплексов уже в ведена
в эксплуатацию, - в Ленинградской области
– Усть-Луга и Приморск, в Калининградской
- Балтийск. Необходимо отметить, что развитие
Калининградской области как крупного
транспортного центра имеет важное геополитическое
значение, создавая условия и механизмы
консолидированного развития анклавной
территории в рамках единого федеративного
государства. Идет активное развитие
портов на Дальнем Востоке – Находка,
Владивосток, порт Восточный и другие,
на Черном море – Новороссийск, Туапсе
и другие. Однако при развитии портов нужно
помнить о комплексном подходе, то есть
развивать не только портовую структуру,
но и железнодорожные и автомобильные
подходы. Но и этого мало. Недостаточно,
если грузы будут быстро и качественно
перерабатываться портами, нужно, что
бы они в соответствии с установленными
сроками доставлялись получателям (или
проходили транзитом), а это значит нужно
развивать железнодорожную и автомобильную
сеть в целом по стране. То есть работа
портов напрямую зависит от работы железнодорожного
и автомобильного транспорта.
Автомобильный транспорт - ключевой элемент
транспортной системы страны. В настоящее
время автомобильный транспорт выполняет
более 50% объемов перевозок грузов и пассажиров
страны, являясь, по сути, «главным перевозчиком»
страны. Мировая тенденция глобализации
экономических связей и усложнение спроса
на транспортные услуги привели к росту
объемов транспортно-экспедиционных услуг,
в развитии которых автомобильному транспорту
принадлежит особая роль. Однако, несмотря
на благоприятные изменения, в деятельности
автомобильного транспорта существует
ряд серьезных проблем, которые, как показывает
опыт зарубежных стран, будут усугубляться
по мере экономического роста. Эти дисбалансы
являются не просто причиной неудобств,
они не приемлемы для растущего общественного
сознания, противоречат концепции устойчивого
развития. Это привело к тому, что в странах
Западной Европы меняются приоритеты
в пользу более экологически благоприятных,
чем автомобильный, видов транспорта:
железнодорожного и внутреннего водного.
Авиационный и внутренний водный виды
транспорта столкнулись с проблемой обновления
парка транспортных средств. Для авиации
ситуация усугубляется запретом ряда
стран на использование отечественных
самолетов, не удовлетворяющих условиям
по уровню шума. Роль этого вида транспорта
в пассажирских перевозках значительна,
что объясняется большими расстояниями
и недостаточной развитостью инфраструктуры,
особенно в восточных районах страны.
Для внутреннего водного транспорта, доля
которого в общем объеме перевозок довольно
незначительна по сравнению, например,
с США, площадь которой сравнима с Россией,
важнейшей задачей является создание
современного флота и реконструкция ряда
ключевых объектов на внутренних водных
путях России.
Доля трубопроводного транспорта в транспортной
системе России значительна, что объясняется
большим экспортным потенциалом нефте
– и газодобывающей отрасли. Грузооборот
трубопроводного транспорта в России
превышает аналогичный показатель США
более, чем в 2 раза.
Несмотря на имеющиеся проблемы в развитии
отдельных видов транспорта, выгодное
геополитическое положение позволяет
Российской Федерации претендовать на
одно из ведущих мест в транспортной инфраструктуре
мира, играть важную роль в мировой экономической
системе и на международной политической
арене в качестве транспортного моста
между Европой, Азией и Америкой (по направлениям
Запад – Восток, Север – Юг). Стратегическим
интересам России отвечает формирование
системы международных транспортных коридоров
и реализация ее транзитного потенциала.
Пути
повышения эффективности
транспортной системы
России.
К 2010 г. объем внешней торговли России
в стоимостном выражении возрастет по
сравнению с 1998 г. на 70-75%, а объемы перевозок
экспортно-импортных грузов - на 30-35%. Объем
транзитных перевозок грузов возрастет
почти в три раза и достигнет 58-60 млн. тонн.
С иностранных на отечественные морские
порты будут переключены грузопотоки
в объеме 65-70 млн. тонн. Это диктует необходимость
модернизации, прежде всего экономической,
российского транспорта. Именно поэтому
Федеральная программа "Модернизация
транспортной системы России" является
частью стратегической программы рыночных
реформ в России. Ее цель - либерализация
российского рынка транспортных услуг.
Это, на первый взгляд, неожиданно и даже
пугающе, поскольку воспринимается как
отказ от государственного регулирования
отрасли, которая ни в одной стране мира
не функционирует без государственного
контроля. Тем более что транспортную
систему России уже сейчас образуют тысячи
крупных и мелких предприятий различной
формы собственности. Речь идет о том,
чтобы государство стало участником рынка
транспортных услуг. Оставляя в стороне
естественный вопрос об эффективности
государственного менеджмента, надо бы
обратить внимание на другое. А именно
на то, что сохранение в собственности
государства "важнейших объектов транспортной
инфраструктуры", может быть, в перспективе
и сулит немалые выгоды, но пока грозит
постоянным ростом расходов. Эти "объекты"
могут дорого обойтись бюджету. Если, конечно,
не будут найдены другие источники финансирования.
Как показывает опыт других стран, "поднять"
транспорт можно, если законодательно
утвердить инвестиции по принципу "построил-оперируй-передай".
Данный механизм нашел широкое распространение
в Индии, Малайзии, Турции, Египте. В
современном мире темпы роста торговли
услугами почти в два раза выше темпов
роста торговли товарами. Например, доля
доходов от транзита в общем объеме экспорта
услуг Голландии составляет более 40%. Экспорт
транспортных услуг России далек от того
уровня, который реален для нашей страны.
По этому показателю Россия пока в два
раза уступает Дании. И это при том, что
основные финансовые и товарные потоки
в ближайшем будущем будут сосредоточены
в треугольнике США-Европа-Дальний Восток.
Россия находится на столбовой дороге,
связывающей Европу и Азию. Особое значение
приобретает русский транзит в связи с
развитием электронной торговли (через
Интернет), повышающей требования к скорости
транспортировки. Если с экономической
и социальной точки зрения все это выглядит
убедительно, то вот тезис об укреплении
национальной безопасности России с помощью
транзита может показаться сомнительным,
особенно для тех, кто боится слова "глобализация",
которое в программе модернизации употребляется
в положительном смысле. Транспортники
понимают глобализацию как "создание
общемировой транспортной системы, способной
удовлетворять потребности в перевозке
грузов и пассажиров по всему земному
шару без сколько-нибудь существенного
влияния на этот процесс национальных
границ". Для российской транспортной
системы это будет иметь благоприятные
последствия. В настоящее время Россия
достаточно интегрирована в мировую транспортную
сеть, в основе которой - международные
транспортные коридоры (МТК). Они начали
формироваться в 90-х годах. Три из них проходят
через территорию нашей страны:
коридор №1 - от стран Балтии и Польши к
Германии, в полосе которого находится
Калининградская область;
коридор №2 - Берлин-Варшава-Минск-Москва;
коридор №3 - от Хельсинки до Москвы и далее
в страны Южной Европы.
Однако в таком виде система
МТК пока не отвечает интересам России
- даже с учетом того, что нашей стране
удалось добиться продления коридора
№2 от Москвы до Нижнего Новгорода, а коридора
№3 - от Москвы до Астрахани и Новороссийска.
Модернизируются и порты Дальнего Востока
и Северо-Запада. Однако этого недостаточно.
К 2010 г. величина необходимых капитальных
вложений в развитие инфраструктуры МТК
на территории России составит почти 450
млрд. руб. в ценах 2000 г. Следует особо подчеркнуть,
что из них более 70% придется на внебюджетные
средства - собственные средства предприятий,
привлеченные инвестиции, в том числе
иностранные, и кредиты. Парадокс глобализации
в том, что открытость России не создает
зависимости страны от мировой рыночной
конъюнктуры, а, напротив, ставит другие
страны в зависимость от России. И потому
основной противник русского транзита
- США и их западные союзники. Их ответ
на русский транзит - проект TРACEКA, новый
евразийский транспортный коридор, "новый
шелковый путь" в обход России. Проект
возник по инициативе Евросоюза. Его экономическая
составляющая - транспортировка нефти,
нефтепродуктов и хлопка в Европу и далее.
Политическая задача "нового шелкового
пути" - вовлечение регионов Закавказья
и Центральной Азии в зону политического
влияния США и их союзников. Поэтому
будущее русского транзита, при всей привлекательности
этого проекта, нуждается в самом серьезном
внешнеполитическом обеспечении и зависит
от способности государства защищать
свои экономические и геополитические
интересы. В настоящее время в мировой
экономике сформированы два региона, характеризующихся
высокой экономической эффективностью
транспортных услуг - США и ЕС, и, исходя
из существующей динамики развития, автором
прогнозируется дальнейшее усиление роли
этих регионов на рынке международных
транспортных услуг. В силу уже сформировавшихся
структур распределения производственных
мощностей в развитых странах региональные
транспортные комплексы будут ориентироваться
на построение единой мировой транспортной
системы с центрами управления и контроля
в развитых странах. В перспективе, с высокой
долей вероятности, произойдет поглощение
региональных перевозчиков интеррегиональными,
на международном транспортном рынке
возникнут транснациональные операторы,
вследствие чего различия в эффективности
транспортных услуг по регионам только
усилятся. Взаимодействие транспорта
и общества происходит в различных сферах
и выражается в совокупности результатов.
Важным последствием развития транспорта
является экономический рост, который
обусловливают следующие факторы: низкие
транспортные издержки; мобильность
населения; инвестиции в транспортный
комплекс.
Вместе с тем
в работе доказывается, что транспортный
сектор в процессе своего функционирования
оказывает влияние также на повышение
качества жизни населения. Это находит
свое выражение в преодолении таких аспектов
бедности, как голод, безработица, низкое
качество здравоохранения и образования,
гендерное неравенство. Вовлечение большего
числа экономических агентов в использование
транспортного комплекса для дистрибуции
продуктов питания позволит снизить издержки
и повысить производительность АПК. Сокращение
числа безработных также может быть вызвано
развитием транспортного комплекса, причем
этот процесс происходит по двум направлениям.
Первое - повышение транспортной доступности
работы для населения. Второе направление
- транспорт как источник занятости для
населения. Кроме того, использование
общественных работ при строительстве
объектов транспортной инфраструктуры
применимо и при стремлении сократить
негативные последствия экономических
рецессий и кризисов, природных катаклизмов
в регионах с очень высокой долей бедного
населения. Воздействие транспорта проявляется
в достаточно высокой степени корреляции
между процессом моторизации перемещения
населения к объектам инфраструктуры
и уровнем развития и охвата населения
услугами образования и здравоохранения,
что в свою очередь может служить показателем
уровня развития общества даже в значительно
большей степени, чем просто прямой результат
от предоставления определенного набора
социальных благ. При инвестировании в
транспортный комплекс, в частности в
услуги или объекты транспортной инфраструктуры,
более востребованные женщинами, время,
которое они ранее затрачивали на совершение
своего перемещения, неизбежно будет сокращаться,
что, в свою очередь, ведет к выравниванию
гендерного аспекта в социальном неравенстве.
Взаимодействие транспорта и окружающей
среды происходит комплексно, проявляясь
в ряде следующих аспектов: загрязнение
атмосферы, водных объектов и земель, изменение
химического состава почв и микрофлоры,
потребление природных ресурсов и т.д.
Развитие транспорта в дальнейшем будет
сопряжено с усилением негативного влияния
на окружающую среду, что будет вынуждать
государства и межгосударственные органы
ужесточать требования к экологической
безопасности транспортных объектов
Общая характеристика единой транспортной системы
Понятие единой транспортной системы основывается на свойствах целостности и делимости различных видов транспорта в их совокупности, наличии существенных устойчивых связей между ними, определенной организации транс-, портного процесса. При формировании связей между различными видами транспорта складывается структура единой транспортной системы, а технические и экономические показатели различных видов транспорта трансформируются в транспортные функции, связанные с еще одним свойством транспортной системы - ее интеграционными качествами. Наличие интеграционных качеств (свойств), т.е. качеств, которые присущи транспортной системе в целом, но не свойственны ни одному виду транспорта показывает, что транспортная система не сводится к простой совокупности железнодорожного, автомобильного, водного, воздушного или специальных видов транспорта, а подчиняется закономерностям единой системы. Сложившиеся пропорции в использовании различных видов транспорта показывают, что доминирующий вид транспорта - железнодорожный, поскольку он. выполняет примерно 2/з общего объема грузооборота и почти половину общего пассажирооборота, тогда как автомобильный осуществляет около 6%, а трубопроводный - немногим более 8% грузооборота. Экономические, географические, топографические, климатические и многие другие условия существенно изменяют выводы о целесообразности применения того или иного вида транспорта, и при решении задачи транспортного обслуживания какого-либо района возникает необходимость предварительного определения действительных капитальных вложений и эксплуатационных расходов для всех сравниваемых видов транспорта. Для обеспечения четкого взаимодействия в работе единой транспортной системы необходимы научные разработки и осуществление широкого круга экономических, технических (технологических) и организационных мер. К экономическим мероприятиям следует отнести совершенствование оперативного регулирования перевозок, разработку унифицированной или хотя бы сопоставимой системы показателей, согласование тарифов, а также обоснованное распределение перевозок. В техническом отношении необходима большая согласованность в развитии мощностей (пропускной и перерабатывающей способности) взаимодействующих между собой линий, а также железнодорожных станций, морских и речных портов, автомобильных предприятий, грузовых и других устройств, входящих в транспортные узлы. Большое значение имеет разработка взаимосогласованных параметров для основных технических средств разных видов транспорта, и, прежде всего для подвижного состава (вагонов, судов, автомобилей, самолетов и др.), а также для погрузочно-разгрузочного оснащения железнодорожных путей, причальных сооружений в портах, подъездных автомобильных дорог и складских сооружений.
Информация о работе Место и роль транспорта России в мировой транспортной системе