Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2015 в 16:41, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение сущности малого бизнеса и его роли в развитии экономики.
Объект исследования – малый бизнес.
Предмет исследования – особенности малого бизнеса и его роль в развитии экономики.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..3
1.СУЩНОСТЬ МАЛОГО БИЗНЕСА И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ В РАЗВИТИИ ЭКОНОМИКИ
1.1.Понятие малого бизнеса и его характеристика………………………4
1.2.Значение и роль малого бизнеса в развитии экономики…………10
2. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РФ И ЗАПАДНЫХ СТРАНАХ
2.1.Особенности развития малого бизнеса в РФ……………………...14
2.2.Место малого бизнеса в экономике промышленно развитых странах………………………………………………………………………….19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..25
СПТСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………..27
Повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования.
Малый бизнес связан с большими трудностями в привлечении дополнительных финансовых средств и получении кредитов.
Малый бизнес не обладают рыночной властью и хорошей ресурсной базой.
Несмотря на повышенную гибкость, потенциальные способности малого бизнеса к изменениям не велики.
Малый бизнес имеет малую склонность к инвестиционной деятельности из-за недостаточных размеров капитала и долгосрочности отдачи от вложений [14, c.150].
Таким образом, малый бизнес - сектор экономики, который определяется деятельностью субъектов малого предпринимательства на рынке товаров, работ и услуг. Субъектом малого предпринимательства является малое предприятие. Основным показателем, позволяющим признать хозяйствующие субъекты малыми предприятиями, является численность работников за определённый период времени. Наряду с указанным показателем используются также такие критерии, как ежегодный оборот предприятия, величина его активов, размер уставного капитала. К субъектам малого бизнеса относятся также предприниматели без образования юридического лица. Малый бизнес имеет как достоинства, так и недостатки.
1.2.Значение и роль малого бизнеса в развитии экономики
Роль малого бизнеса в рыночной экономике велика. Без него рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии. Становление и развитие его является одной из основных проблем экономической политики в условиях нормального функционирования рыночного механизма. Малый бизнес в рыночной экономике - ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта; во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60-70 процентов ВНП. Поэтому абсолютное большинство развитых государств всемерно поощряет деятельность малого бизнеса.
Малый бизнес не противостоит крупным и средним компаниям, а тесно взаимодействует с ними, участвует в ускорении инновационного процесса и в структурной перестройке народного хозяйства.
Малое предпринимательство – необходимый элемент рыночной экономики, позволяющий решать важные социально-экономические задачи [9, c.75].
Роль и значение малого предпринимательства с методической точки зрения, на взгляд авторов, необходимо рассматривать с нескольких позиций: экономической, социальной, политической.
Социальная роль. Социальная значимость малого бизнеса определяется массовостью группы мелких собственников - владельцев малых предприятий и их наёмных работников, общая численность которых является одной из наиболее существенных качественных характеристик любой страны с развитой рыночной экономикой. Именно эта группа деятельного населения обслуживает основную массу потребителей, производя комплекс продуктов и услуг в соответствии с быстро изменяющимися требованиями рынка.
Развитие малого предпринимательства способствует постепенному созданию широкого слоя мелких собственников (среднего класса), самостоятельно обеспечивающих собственное благосостояние и достойный уровень жизни, являющихся основой социально-экономических реформ, гарантом политической стабильности и демократического развития общества.
Также следует отметить, что занятие малым бизнесом является не только источником средств к существованию, но и способом раскрытия внутреннего потенциала личности. Объективно неизбежная реструктуризация экономики вынуждает все большее число граждан заняться самостоятельной предпринимательской деятельностью.
Сектор малого предпринимательства способен создавать новые рабочие места, а, следовательно, может обеспечить снижение уровня безработицы и социальной напряженности в стране. Массовое развитие малых предприятий способствует изменению общественной психологии и жизненных ориентиров основной массы населения, является единственной альтернативой социальному иждивенчеству.
Политическая роль. Политическое влияние малого бизнеса в различных странах достаточно велико, поскольку эта социальная группа давно стала основой сформировавшегося среднего класса, наиболее представительного по своей численности и являющегося выразителем политических предпочтений значительной части населения. В условиях устойчивого социально-экономического и политического развития общества мелкие предприниматели отличаются наибольшей приверженностью принципам демократии, политической стабильности и экономической свободы. Слой мелких собственников проявляет наибольшую активность, и даже агрессивность при возникновении угрозы в отношении собственности, так как в отличие от крупных и средних собственников для владельцев малых предприятий их собственность зачастую является единственным средством к существованию и важнейшим способом самовыражения. Средний класс либо сам формирует свои политические движения, либо становится объектом борьбы различных политических сил за голоса избирателей.
Данный фактор определяет неразрывность связи малого предпринимательства с интересами местных и региональных сообществ, что обусловливает его зависимость от национальной основы и составляет питательную среду для его патриотических настроений. При этом, как свидетельствует исторический опыт России и ряда других стран, патриотические настроения в среде мелких собственников в условиях экономического спада и политической нестабильности могут принимать крайние формы и подталкивать их к поддержке наиболее экстремистских политических сил.
Экономическая роль. Существенная роль малого предпринимательства в экономической жизни стран с рыночной системой хозяйствования определяется тем, что в этом секторе экономики действует подавляющее большинство предприятий, сосредоточена большая часть экономически активного населения и производится примерно половина валового внутреннего продукта [13, c.233].
Сектор малого бизнеса наиболее динамично осваивает новые виды продукции и экономические ниши, развивается в отраслях, непривлекательных для крупного бизнеса, и т.п. Важнейшими особенностями малых предприятий являются способность к ускоренному освоению инвестиций и высокая оборачиваемость оборотных средств. Еще одной характерной чертой этого сектора является активная инновационная деятельность, способствующая ускоренному развитию различных отраслей хозяйства во всех секторах экономики.
Присущие малому предпринимательству гибкость и высокая приспособляемость к изменчивости рыночной конъюнктуры способствуют стабилизации макроэкономических процессов в стране. Однако этому сектору свойственны относительно низкая доходность, высокая интенсивность труда, сложности с внедрением новых технологий, ограниченность собственных ресурсов и повышенный риск в острой конкурентной борьбе. Это приводит к постоянному обновлению в секторе малого бизнеса вследствие массовых банкротств или переспециализации деятельности [11, c.180].
Таким образом, роль малого бизнеса, как ключевого фактора экономической активности, подтверждается его значительным местом в экономике большинства стран.
Развитие предпринимательства и конкуренции, базирующееся на реальной реформе отношений собственности, представляет собой одно из стратегических направлений рыночного реформирования и реструктуризации любой экономики. Именно многообразие форм собственности и является обязательным и необходимым условием становления и развития рыночной экономики. Экономическое противостояние монополиям, создание новых предприятий, защита и поддержка предпринимательства – вот некоторые новые направления социальной политики.
Развитие предпринимательства, как показывает опыт развитых стран, ведет к повышению эффективности экономики, а это в свою очередь к росту благосостояния общества. Малый и средний бизнес постепенно развивается и набирает опыт и завоевывает свое место в структуре российской экономики.
2. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РФ И ЗАПАДНЫХ СТРАНАХ
2.1.Особенности развития малого бизнеса в РФ
Малый бизнес в Российской Федерации стал развиваться с 1988 г., но особенно интенсивно – начиная с 1990 г. Этому способствовал процесс приватизации. На начало 2003 г. уже насчитывалось 882,3 тыс. малых предприятий. За анализируемый период среднегодовой темп их прироста составил 8,5%. Малые предприятия в Российской Федерации уже создают 10–11% ВВП, в них занято свыше 7,2 млн человек, а с учетом индивидуальных предпринимателей – более 11 млн человек, что составляет 16,9% общего количества занятых в экономике. Эти показатели ниже уровня развитых зарубежных стран в 5–6 раз, а следовательно, в Российской Федерации далеко не использован имеющийся огромный потенциал для развития малого бизнеса. Реализация этого потенциала возможна только в том случае, если в нашей стране будут созданы благоприятные условия, в том числе оказана государственная поддержка развитию малого бизнеса [15, c.150].
Становление предпринимательства в России во многом зависит от совершенствования его организационно-правовых форм, так как для любого предпринимателя его деятельность начинается с нахождения хозяйственной ниши и выбора форм предпринимательства. Организационно-правовая форма предпринимательства делает бизнес благородным, соответствующим требованиям цивилизованной экономики [4, c.15].
В современных условиях предпринимательская деятельность – это средство не только дохода, заработка, но и самовыражения. Отсюда огромное стремление многих людей начать свое дело. Конечно, не любое деловое предприятие приносит успех. Более 50% новых фирм закрываются в первый же год своей деятельности из-за низкой рентабельности. Но есть и другая статистика: 90% всех американских миллионеров (их около 2 млн. человек) обязаны своим состоянием созданию собственной фирмы.
Во всех странах с развитой рыночной экономикой малый бизнес доказал свою значимость и эффективность как в экономическом, так и в социальном плане. Для этих стран это уже давно устоявшееся, понятое и давно изученное явление. Малое предпринимательство в нашей стране как самостоятельное общественно-политическое и социально-экономическое явление существует немногим более 10 лет, и в настоящее время переходит от стартового этапа к этапу более глубокого и качественного развития [6, c.7].
Если анализировать темпы развития малых предприятий по отдельным этапам, то они были довольно неравномерными. Самые высокие темпы прироста малых предприятий наблюдались на первоначальном этапе, т. е. в 1991–1995 гг.
В 1995–2003 гг. увеличение количества малых предприятий существенно замедлилось. Эту ситуацию эксперты сводно-аналитического управления Государственного комитета РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства объясняют наличием объективных причин, мешающих развитию малого бизнеса. Среди них: бюрократические барьеры, увеличение стоимости сырья и услуг, невозможность получения кредита, низкая покупательная способность населения.
Известно, что эффективность функционирования малого бизнеса зависит от многих причин, в том числе от отраслевой принадлежности. Из общего числа малых предприятий наибольшую долю – 44,5% – составили предприятия торговли и общественного питания, значительно меньше их доля в строительстве (15,8%) и промышленности (15,7%), что является отрицательным фактором [7, c.14].
Для повышения эффективности общественного производства необходимо стремиться к тому, чтобы доля малых предприятий преобладала в реальном секторе, но для этого необходимо создавать соответствующие условия. Малый бизнес в первую очередь стремится в те сферы экономики, которые обеспечивают ему наибольшую прибыль и рентабельность. По мере заполнения этих сфер малый бизнес устремляется в другие, более привлекательные сферы. Это закономерный процесс.
В соответствии с Законом РФ от 14.06.1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» [2] к субъектам предпринимательской деятельности относятся граждане, осуществляющие самостоятельную деятельность в целях получения личного дохода, или индивидуальные предприниматели.
Доля индивидуальных предпринимателей в структуре субъектов малого бизнеса составляет приблизительно 76–77%.
Это объясняется наиболее простыми условиями организации индивидуального предпринимательства, не требующими на первых этапах становления и развития значительных финансовых и материальных вложений, более простой системой налогообложения, а также трудными экономическими условиями, в которых оказалось население страны в период экономического и финансового кризиса.
Развитие малого предпринимательства в нашей стране проходило в довольно сложных экономических, социальных и политических условиях. Этот период характеризовался инфляционным процессом, кризисом в экономике и жесткой кредитно-финансовой политикой, проводимой государством.
Естественно, такая обстановка не способствовала развитию всех субъектов хозяйствования, в том числе и малого предпринимательства.
На деятельность малого бизнеса оказывает воздействие ряд факторов. Одни из них влияют в позитивном, другие – в негативном плане; одни имеют значительное воздействие, другие – незначительное.
Все эти факторы также можно разделить еще на две группы: внешние и внутренние.
К внешним факторам относятся: законодательная база; налоговая система; система кредитования; система поддержки и развития малого бизнеса; информационная система и другие элементы рыночной инфраструктуры, непосредственно влияющие на деятельность субъектов малого бизнеса.
Информация о работе Место малого бизнеса в экономике промышленно развитых странах