Методика планирования показателей социально экономического развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Августа 2013 в 10:54, доклад

Краткое описание

Метод состоит в отборе приоритетных целей экономического, социального, научно-технического развития, разработке взаимоувязанных мероприятий по их достижению в заданные сроки с максимальной эффективностью при требуемом обеспечении ресурсами. Метод включает разработку программ с учетом стратегических целей, определение путей, средств и организационных мероприятий по их достижению.
Программа – это научно обоснованное представление о состоянии какого-либо отдельного, локального объекта управления через определенный период времени (5, 10 лет или более) на основании реализации поставленной цели и выполнения комплекса мероприятий, согласованных по ресурсам, срокам и исполнителям.

Вложенные файлы: 1 файл

ГРЭ Доклад.docx

— 100.77 Кб (Скачать файл)

Казахстанско-Британский Технический  Университет

Кафедра экономики и менеджмента

 

 

 

Доклад  на тему:

Методика  планирования показателей социально экономического развития

 

 

Выполнил: Асильбеков Чингиз

Проверил: Нурсеит Нурлан Айткалиулы

 

 

 

 

 

Almaty 2013 

Метод состоит в отборе приоритетных целей экономического, социального, научно-технического развития, разработке взаимоувязанных мероприятий  по их достижению в заданные сроки  с максимальной эффективностью при  требуемом обеспечении ресурсами. Метод включает разработку программ с учетом стратегических целей, определение путей, средств и организационных мероприятий по их достижению.

Программа – это научно обоснованное представление о состоянии какого-либо отдельного, локального объекта управления через определенный период времени (5, 10 лет или более) на основании реализации поставленной цели и выполнения комплекса мероприятий, согласованных по ресурсам, срокам и исполнителям.

По содержанию выделяют экономические, социальные, научно-технические, инновационные, инвестиционные, экологические, оборонные  программы. Они могут быть направлены на решение политических, национальных, чрезвычайных, религиозных задач, проблем преступности и т.д. По временному периоду программы бывают: долгосрочные (свыше 10 лет), среднесрочные (3-5 лет) и краткосрочные (до года).

В планировании выделяют 3 стороны: социально-экономическую, методологическую и организационную. 

Социально-экономическая  сторона основана на познаний объективных экономических законов и выражает экономические и социальные процессы расширенного воспроизводства, т.е. объект планирования. 

Методологическая сторона  отражает совокупность принципов и  методов планирования, т.е. инструментарий познания и активного воздействия  на социально-экономические процессы. 

Организационная сторона  отражает структуру планирующих  органов и технологию разработки планов, т.е. субъект планирования. 

По форме проявления и  содержанию планирование бывает директивным, индикативным и стратегическим. 

Директивное планирование представляет собой процесс разработки планов, имеющих силу юридического закона и  комплекс мер по обеспечению их выполнения. Они носят адресный характер, обязательный для всех исполнителей, а должностные  лица несут ответственность за их выполнение. 

Индикативное планирование – это основной метод воздействия  на функционирование экономики, средство реализации социально-экономической  политики государства. Оно представляет собой процесс формирования системы  параметров (индикаторов), характеризующих  такое состояние и развитие экономики, которое соответствовало бы государственной  экономической политике. Индикаторами могут быть такие показатели, как динамика, структура, эффективность экономики, состояние финансов, денежного обращения, рынка товаров и ценных бумаг, движение цен, занятость, уровень жизни и т.д. Индикативный план не имеет директивного характера, содержит ограниченное число обязательных заданий и носит в значительной мере рекомендательный, направляющий характер. 

По периоду действия бывают долгосрочные планы (10 и более лет), среднесрочные (3-5 лет) и текущие (годовые) планы. 
Основными методологическими принципами планирования являются: 
-принцип научности; 
-социальной направленности и приоритета общественных потребностей; 
-повышения эффективности общественного производства; 
-пропорциональности и сбалансированности; 
-приоритетности; 
-согласованности краткосрочных и долгосрочных целей. 

К основным методам планирования относятся балансовый, нормативный и программно-целевой методы. 

Балансовый метод исходит  из того, что каждый вид продукции  является, с одной стороны, результатом  какой-то деятельности, а с другой – ресурсом для потребления. Это  означает, что необходимо всегда увязывать  потребности с источником их удовлетворения. 
В общей системе экономических балансов выделяются материальные, трудовые и финансовые балансы. 

Нормативный метод основан  на определении и использовании  системы норм и нормативов, отражающей достижения НТП. Норма в своем самом общем виде – это научно-обоснованная мера общественно-необходимых затрат ресурса на изготовление единицы продукта заданного качества. Норматив – это поэлементная составляющая нормы, характеризующая степень использования ресурса или его удельного расхода на единицу измерения. Комплекс норм и нормативов называется нормативной базой. 

Программно-целевой метод  – это способ формирования системы  плановых решений крупных проблем. Его сущность состоит в отборе основных целей социального, экономического и научно-технического развития, разработке взаимоувязанных мероприятий по их достижению в намеченные сроки  при сбалансированном обеспечении  ресурсами. 

Важнейшим видом планирования является стратегическое планирование. Оно ориентировано на долгосрочную перспективу и определяет основные направления социально-экономического развития страны. Его суть состоит  в выборе главных приоритетов  развития экономики, ведущую роль в реализации которых должно взять на себя государство. Свое отражение стратегическое планирование находит в концепциях общегосударственного развития. 

Важнейшим инструментом стратегических планов является программирование. При  разработке стратегии производства определяют основные параметры развития национальной экономики, которые приобретают  статус Государственных целевых  программ. Поэтому любая программа предусматривает: 
а) конечную цель 
б) перечень программных мероприятий, которые являются результатом квалифицированного и творческого подхода к реализации этих мер; 
в) комплекс ресурсов, необходимых для достижения конечной цели; 
г) этапы и сроки реализации; 
д) главных исполнителей и состав других исполнителей; 
е) выбор специфических форм участия различных хозяйственных субъектов в решении этой программы; 
ж) механизм производственно-хозяйственных связей; 
и) систему ответственности и стимулирования; 
к) обоснование объемов и источников финансирования; 
л) ожидаемые конечные результаты и экологические последствия. 

Таким образом, можно смело  утверждать, что планирование предстает как испытанный метод ГРЭ во всем мировом экономическом пространстве.

В России первой программой в условиях превалирования государственной  собственности был план ГОЭЛРО – комплексный государственный план электрификации страны, принятый в 1920 г. К программам в сегодняшнем понимании могут быть отнесены, например, меры по созданию в предвоенные годы Урало-Кузнецкого комбината с маятниковым перемещением ресурсов (железной руды и каменного угля) из Новокузнецка и Магнитогорска на металлургические комбинаты, по сооружению Волго-Донского канала (проект "Большая Волга"). На уровне государства программы применялись также и в других странах. Так, федеральным правительством США в 30-е гг. была принята программа по развитию производств в долине реки Теннесси. В послевоенный период была реализована программа по созданию в местности Силиконовая долина (штат Калифорния) комплекса лабораторий, организаций и предприятий по разработке и выпуску средств электроники и вычислительной техники для нужд военной промышленности.

Программный подход как метод  решения долговременных комплексных  проблем социально-экономического развития органически присущ индустриальной системе хозяйствования.

Реализация программно-целевого метода в современных условиях России осуществляется в виде федеральных  целевых программ (ФЦП), которые являются одним из важнейших средств реализации экономической политики государства, активного воздействия на производственные и другие процессы.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. федеральная целевая программа (ФЦП) представляет собой увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение задач в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития Российской Федерации.

В составлении программы  выделяются следующие этапы: отбор  проблем для включения в программу; принятие решения о разработке целевой  программы и ее формирование; экспертиза и оценка целевой программы; утверждение целевой программы; управление реализацией целевой программы и контроль за ходом ее выполнения.

Инициатором постановки проблем  для решения программными методами на федеральном уровне могут выступать  любые юридические и физические лица. Отбор проблем для их программной  разработки и решения определяется следующими факторами:

  • значимость проблемы;
  • невозможность комплексно решить проблему в приемлемые сроки за счет использования действующего рыночного механизма, и необходимость государственной поддержки ее решения;
  • принципиальная новизна технических, организационных и иных мероприятий, крайне нужных для широкомасштабного распространения прогрессивных научно-технических достижений и повышения на этой основе эффективности общественного производства;
  • необходимость координации межотраслевых связей технологически сопряженных отраслей и производств для решения данной проблемы.

Предложения о разработке программы рассматривает Министерство экономического развития и торговли РФ. Правительство на основе представленных предложений принимает решение  о подготовке соответствующей программы, сроках и стоимости ее разработки, определяет государственного заказчика, который несет ответственность за составление и реализацию целевой программы.

ФЦП состоит из следующих  разделов: содержание проблемы и обоснование  необходимости ее решения программными методами; основные цели и задачи, сроки и этапы реализации программы; система программных мероприятий, в т.ч. меры по созданию новых рабочих мест; ресурсное обеспечение (за счет средств федерального бюджета и внебюджетных источников, бюджетов субъектов РФ с распределением расходов по регионам страны); механизм реализации программы; организация управления программой и контроль хода ее реализации; оценка эффективности, социально-экономических и экологических последствий от реализации программы; паспорт целевой программы.

К проекту ФЦП должны быть приложены пояснительная записка, бизнес-план с социально-экономическими и технико-экономическими обоснованиями, предварительная бюджетная заявка на ассигнования из федерального бюджета  для финансирования программы на очередной год, лист согласования с  заинтересованными федеральными органами исполнительной власти о намерениях, подтверждающих финансирование программы  из внебюджетных источников, бюджетов субъектов РФ. В программе необходимо обеспечить увязку всех программных  мероприятий и очередность их проведения с проектируемыми объемами финансовых ресурсов, а также согласованность и комплексность решения отраслевых и региональных задач.

Концепция программной проблемы должна определять варианты ее решения, формировать основные цели и задачи соответствующей целевой программы, обосновывать этапы и наиболее эффективные направления ее реализации и необходимые для этого размеры ресурсов. Оценку проекта программы осуществляют Минэкономики, Минфин и некоторые другие ведомства. Государственную комплексную экспертизу крупных ФЦП и концепций программных проблем проводит Экспертный совет при Правительстве РФ. После этого Правительство утверждает целевую программу и государственного заказчика. Заказчик обеспечивается финансовыми ресурсами в объеме, устанавливаемом федеральным бюджетом, и несет ответственность за реализацию программы.

Перечень федеральных  программ, принимаемых к финансированию из государственного бюджета, находится  в специальных приложениях к  закону о федеральном бюджете  на каждый год. Количество ФЦП, которые финансировались в 1998-2000 гг., было примерно одинаково и колебалось от 130 до 150 единиц. На 2001 г. к финансированию из госбюджета было принято 147 программ, но уже на 2003 г. в бюджете РФ осталось менее 50 федеральных программ. Все они были включены в одно их приложений Закона РФ "О федеральном бюджете на 2003 год".

С каждым годом проблема финансирования ФЦП усложняется. Некоторые  ФЦП превратились в декларации. Правительство  не раз за прошедшие годы искало выход из создавшейся ситуации. Суть нововведений, принятых после 2000 г., – в совершенствовании механизма управления программами, сокращении их количества и укрупнении. По предложениям Минэкономики, Минфина, Минпромнауки ежегодно из федерального бюджета должно финансироваться в пределах двадцати ФЦП.

В настоящее время эффективность  целевого программирования в экономике  Российской Федерации невелика, и  часто оно заменяется текущим  административным управлением.

 

 

 

Список использованных материалов:

  1. Wikipedia.org
  2. 4study.kz

Информация о работе Методика планирования показателей социально экономического развития