Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Августа 2013 в 10:54, доклад
Метод состоит в отборе приоритетных целей экономического, социального, научно-технического развития, разработке взаимоувязанных мероприятий по их достижению в заданные сроки с максимальной эффективностью при требуемом обеспечении ресурсами. Метод включает разработку программ с учетом стратегических целей, определение путей, средств и организационных мероприятий по их достижению.
Программа – это научно обоснованное представление о состоянии какого-либо отдельного, локального объекта управления через определенный период времени (5, 10 лет или более) на основании реализации поставленной цели и выполнения комплекса мероприятий, согласованных по ресурсам, срокам и исполнителям.
Казахстанско-Британский Технический Университет
Доклад на тему:
Методика планирования показателей социально экономического развития
Выполнил: Асильбеков Чингиз
Проверил: Нурсеит Нурлан Айткалиулы
Almaty 2013
Метод состоит в отборе
приоритетных целей экономического,
социального, научно-технического развития,
разработке взаимоувязанных мероприятий
по их достижению в заданные сроки
с максимальной эффективностью при
требуемом обеспечении
Программа – это научно обоснованное представление о состоянии какого-либо отдельного, локального объекта управления через определенный период времени (5, 10 лет или более) на основании реализации поставленной цели и выполнения комплекса мероприятий, согласованных по ресурсам, срокам и исполнителям.
По содержанию выделяют экономические, социальные, научно-технические, инновационные, инвестиционные, экологические, оборонные программы. Они могут быть направлены на решение политических, национальных, чрезвычайных, религиозных задач, проблем преступности и т.д. По временному периоду программы бывают: долгосрочные (свыше 10 лет), среднесрочные (3-5 лет) и краткосрочные (до года).
В планировании выделяют 3 стороны:
социально-экономическую, методологическую
и организационную.
Социально-экономическая
сторона основана на познаний объективных
экономических законов и выражает экономические
и социальные процессы расширенного воспроизводства,
т.е. объект планирования.
Методологическая сторона
отражает совокупность принципов и
методов планирования, т.е. инструментарий
познания и активного воздействия
на социально-экономические
Организационная сторона
отражает структуру планирующих
органов и технологию разработки
планов, т.е. субъект планирования.
По форме проявления и
содержанию планирование бывает директивным,
индикативным и стратегическим.
Директивное планирование представляет
собой процесс разработки планов,
имеющих силу юридического закона и
комплекс мер по обеспечению их выполнения.
Они носят адресный характер, обязательный
для всех исполнителей, а должностные
лица несут ответственность за их
выполнение.
Индикативное планирование
– это основной метод воздействия
на функционирование экономики, средство
реализации социально-экономической
политики государства. Оно представляет
собой процесс формирования системы
параметров (индикаторов), характеризующих
такое состояние и развитие экономики,
которое соответствовало бы государственной
экономической политике. Индикаторами
могут быть такие показатели, как динамика,
структура, эффективность экономики, состояние
финансов, денежного обращения, рынка
товаров и ценных бумаг, движение цен,
занятость, уровень жизни и т.д. Индикативный
план не имеет директивного характера,
содержит ограниченное число обязательных
заданий и носит в значительной мере рекомендательный,
направляющий характер.
По периоду действия бывают
долгосрочные планы (10 и более лет),
среднесрочные (3-5 лет) и текущие (годовые)
планы.
Основными методологическими принципами
планирования являются:
-принцип научности;
-социальной направленности и приоритета
общественных потребностей;
-повышения эффективности общественного
производства;
-пропорциональности и сбалансированности;
-приоритетности;
-согласованности краткосрочных и долгосрочных
целей.
К основным методам планирования
относятся балансовый, нормативный
и программно-целевой методы.
Балансовый метод исходит
из того, что каждый вид продукции
является, с одной стороны, результатом
какой-то деятельности, а с другой
– ресурсом для потребления. Это
означает, что необходимо всегда увязывать
потребности с источником их удовлетворения.
В общей системе экономических балансов
выделяются материальные, трудовые и финансовые
балансы.
Нормативный метод основан
на определении и использовании
системы норм и нормативов, отражающей
достижения НТП. Норма в своем самом
общем виде – это научно-обоснованная
мера общественно-необходимых затрат
ресурса на изготовление единицы продукта
заданного качества. Норматив – это поэлементная
составляющая нормы, характеризующая
степень использования ресурса или его
удельного расхода на единицу измерения.
Комплекс норм и нормативов называется
нормативной базой.
Программно-целевой метод
– это способ формирования системы
плановых решений крупных проблем.
Его сущность состоит в отборе
основных целей социального, экономического
и научно-технического развития, разработке
взаимоувязанных мероприятий по
их достижению в намеченные сроки
при сбалансированном обеспечении
ресурсами.
Важнейшим видом планирования
является стратегическое планирование.
Оно ориентировано на долгосрочную
перспективу и определяет основные
направления социально-
Важнейшим инструментом стратегических
планов является программирование. При
разработке стратегии производства
определяют основные параметры развития
национальной экономики, которые приобретают
статус Государственных целевых
программ. Поэтому любая программа предусматривает:
а) конечную цель
б) перечень программных мероприятий,
которые являются результатом квалифицированного
и творческого подхода к реализации этих
мер;
в) комплекс ресурсов, необходимых для
достижения конечной цели;
г) этапы и сроки реализации;
д) главных исполнителей и состав других
исполнителей;
е) выбор специфических форм участия различных
хозяйственных субъектов в решении этой
программы;
ж) механизм производственно-хозяйственных
связей;
и) систему ответственности и стимулирования;
к) обоснование объемов и источников финансирования;
л) ожидаемые конечные результаты и экологические
последствия.
Таким образом, можно смело утверждать, что планирование предстает как испытанный метод ГРЭ во всем мировом экономическом пространстве.
В России первой программой в условиях превалирования государственной собственности был план ГОЭЛРО – комплексный государственный план электрификации страны, принятый в 1920 г. К программам в сегодняшнем понимании могут быть отнесены, например, меры по созданию в предвоенные годы Урало-Кузнецкого комбината с маятниковым перемещением ресурсов (железной руды и каменного угля) из Новокузнецка и Магнитогорска на металлургические комбинаты, по сооружению Волго-Донского канала (проект "Большая Волга"). На уровне государства программы применялись также и в других странах. Так, федеральным правительством США в 30-е гг. была принята программа по развитию производств в долине реки Теннесси. В послевоенный период была реализована программа по созданию в местности Силиконовая долина (штат Калифорния) комплекса лабораторий, организаций и предприятий по разработке и выпуску средств электроники и вычислительной техники для нужд военной промышленности.
Программный подход как метод
решения долговременных комплексных
проблем социально-
Реализация программно-целевого метода в современных условиях России осуществляется в виде федеральных целевых программ (ФЦП), которые являются одним из важнейших средств реализации экономической политики государства, активного воздействия на производственные и другие процессы.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. федеральная целевая программа (ФЦП) представляет собой увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение задач в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития Российской Федерации.
В составлении программы
выделяются следующие этапы: отбор
проблем для включения в
Инициатором постановки проблем для решения программными методами на федеральном уровне могут выступать любые юридические и физические лица. Отбор проблем для их программной разработки и решения определяется следующими факторами:
Предложения о разработке
программы рассматривает
ФЦП состоит из следующих разделов: содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами; основные цели и задачи, сроки и этапы реализации программы; система программных мероприятий, в т.ч. меры по созданию новых рабочих мест; ресурсное обеспечение (за счет средств федерального бюджета и внебюджетных источников, бюджетов субъектов РФ с распределением расходов по регионам страны); механизм реализации программы; организация управления программой и контроль хода ее реализации; оценка эффективности, социально-экономических и экологических последствий от реализации программы; паспорт целевой программы.
К проекту ФЦП должны быть
приложены пояснительная
Концепция программной проблемы должна определять варианты ее решения, формировать основные цели и задачи соответствующей целевой программы, обосновывать этапы и наиболее эффективные направления ее реализации и необходимые для этого размеры ресурсов. Оценку проекта программы осуществляют Минэкономики, Минфин и некоторые другие ведомства. Государственную комплексную экспертизу крупных ФЦП и концепций программных проблем проводит Экспертный совет при Правительстве РФ. После этого Правительство утверждает целевую программу и государственного заказчика. Заказчик обеспечивается финансовыми ресурсами в объеме, устанавливаемом федеральным бюджетом, и несет ответственность за реализацию программы.
Перечень федеральных программ, принимаемых к финансированию из государственного бюджета, находится в специальных приложениях к закону о федеральном бюджете на каждый год. Количество ФЦП, которые финансировались в 1998-2000 гг., было примерно одинаково и колебалось от 130 до 150 единиц. На 2001 г. к финансированию из госбюджета было принято 147 программ, но уже на 2003 г. в бюджете РФ осталось менее 50 федеральных программ. Все они были включены в одно их приложений Закона РФ "О федеральном бюджете на 2003 год".
С каждым годом проблема финансирования ФЦП усложняется. Некоторые ФЦП превратились в декларации. Правительство не раз за прошедшие годы искало выход из создавшейся ситуации. Суть нововведений, принятых после 2000 г., – в совершенствовании механизма управления программами, сокращении их количества и укрупнении. По предложениям Минэкономики, Минфина, Минпромнауки ежегодно из федерального бюджета должно финансироваться в пределах двадцати ФЦП.
В настоящее время эффективность целевого программирования в экономике Российской Федерации невелика, и часто оно заменяется текущим административным управлением.
Список использованных материалов:
Информация о работе Методика планирования показателей социально экономического развития