Методологические подходы к оценке конкурентоспособности продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 14:23, реферат

Краткое описание

Товар - главный объект на рынке и точный индикатор экономической силы и активности производителя. Действенность факторов, определяющих позиции производителя, проверяются в процессе конкурентного соперничества товаров в условиях развитого рыночного механизма, позволяющего выявить отличия данного товара от товара-конкурента как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение. Для этого товар должен обладать определенной конкурентоспособностью.

Вложенные файлы: 1 файл

Европейский Университет.doc

— 44.00 Кб (Скачать файл)

Европейский Университет

Херсонский  филиал

Кафедра экономики и менеджмента

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

По дисциплине «Конкурентоспособность предприятия»

на тему:

«Методологические подходы  к оценке конкурентоспособности  продукции»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Товар - главный объект на рынке и точный индикатор экономической силы и активности производителя. Действенность факторов, определяющих позиции производителя, проверяются в процессе конкурентного соперничества товаров в условиях развитого рыночного механизма, позволяющего выявить отличия данного товара от товара-конкурента как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение. Для этого товар должен обладать определенной конкурентоспособностью.

Конкурентоспособность товара - это такой уровень его экономических, технических и эксплуатационных параметров, который позволяет выдержать соперничество (конкуренцию) с другими аналогичными товарами на рынке1. Кроме того, конкурентоспособность - сравнительная характеристика товара, содержащая комплексную оценку всей совокупности производственных, коммерческих, организационных и экономических показателей относительно выявленных требований рынка или свойств другого товара. Она определяется совокупностью потребительских свойств данного товара-конкурента по степени соответствия общественным потребностям с учетом затрат на их удовлетворение, цен, условий поставки и эксплуатации в процессе производительного и (или) личного потребления.

Оценка  производится путем сопоставления  параметров анализируемой продукции с параметрами базы сравнения. Сравнение проводится по группам технических и экономических параметров. При оценке используются дифференциальный и комплексный методы оценки.

Дифференциальный метод оценки конкурентоспособности, основанный на использовании единичных параметров анализируемой продукции и базы сравнения и их сопоставлении.

Дифференциальный метод  позволяет лишь констатировать факт конкурентоспособности анализируемой  продукции или наличия у нее  недостатков по сравнению с товаром - аналогом. Он может использоваться на всех этапах жизненного цикла продукции, особенно при ее сравнении с гипотетическим образцом. Он не учитывает влияние на предпочтение потребителя при выборе товара весомости каждого параметра.

Комплексный метод оценки конкурентоспособности основывается на применении комплексных (групповых, обобщенных и интегральных) показателей или сопоставлении удельных полезных эффектов анализируемой продукции и образца.

Смешанный метод оценки представляет собой сочетание дифференциального и комплексного методов. При смешанном методе оценки конкурентоспособности используется часть параметров рассчитанных дифференциальным методом и часть параметров рассчитанных комплексным методом.

Существует шесть подходов (методов) оценки конкурентоспособности организаций.

Первый подход – изучение конкурентоспособности с позиций сравнительных преимуществ.

Второй подход – оценка по теории равновесия организации и отрасли (по факторам производства) заключается, в соответствии с теорией А. Маршалла, в том, что в условиях равновесия, когда у производителя не существует стимулов для перехода в другое состояние, он достиг максимально возможного объема выпуска и сбыта товара при неизменном характере спроса и уровне развития техники на данном рынке.

Третий подход – структурный, по рыночным позициям организации исходит из знания уровня монополизации отрасли, т.е. концентрации производства и капитала, и барьеров для вновь вступающих на отраслевой рынок организаций.

Четвертый подход – функциональный заключается в определении соотношения: издержки – цены, загрузки производственных мощностей, объемов выпуска продукции, нормы прибыли и т.д.

Пятый подход – оценка конкурентоспособности производителя по качеству продукции с использованием многоугольных профилей базируется на выявлении критериев удовлетворения потребностей потребителей применительно к конкретному продукту, установлении иерархии потребностей, их сравнительной важности в пределах того спектра, который может оценить потребитель. Затем проводится сравнение технико-экономических показателей данного продукта с другими конкурирующими продуктами.

Шестой подход – матричная методика оценки конкурентоспособности «Бостонской консалтинговой группы» (БКГ) основан на построении матриц и предварительном выборе стратегии, основу которого составляет оценка продукции предприятия.

Методы оценки конкурентоспособности  товара

Конкурентоспособность товаров является мерой прибыли предприятий-изготовителей или исполнителей, так как увеличение КС обусловливает возрастание объема продаж. Поэтому оценка КС играет важную роль в определении и достижении запланированной прибыли как одной из целей организации.

При оценке КС товара используется бальная оценка экспертов по определенным параметрам товара. Параметры группируются:

– технические (назначение (классификационные, технические, конструктивные), эргономические, эстетические);

– экономические (цена, отражающая затраты на реализацию продукции, гарантийное обслуживание продукции, применение инновационных разработок);

– интегральные (связующие все технические и экономические параметры в рамках интегрального коэффициента).

Технические параметры  включают в себя:

  1. Назначение – область применения и функции товара:

– классификационные;

– технические;

– конструктивные.

Классификационные –  принадлежность товара к определенной товарной номенклатурной группе, с  целью выявления товаров конкурентов  и проведение сравнительного анализа.

Технические – оценивают степень выполнения товаром определенных функций.

Конструктивные параметры  – оценивают решения принимаемые  при разработке и производстве товаров, его состав, структуру, весовые характеристики, габариты и др.

По каждому из представленных параметров эксперт выставляет бальную оценку.

  1. Эргономические параметры.

Характеризуют продукцию  с позиции соответствия человека при её использовании.

  1. Эстетические параметры – внешнее свойство товаров.

Экономические параметры  включают в себя:

– цена, отражающая затраты на реализацию продукции;

– гарантийное обслуживание продукции за счет производителя в течение определенного срока;

– применение инновационных разработок, направленных на снижение затрат производства, соответственно влияющих на снижение ставок, тарифов и цен.

При анализе конкурентоспособности  товара экспертные оценки по техническим  и экономическим параметрам суммируются, и определяется интегральный коэффициент  по каждому товару. Производится сравнительный  анализ интегральных коэффициентов  на товары представленные в оценке конкурентоспособности товаров.

Методы, применяемые при  оценке КС товара: дифференциальный, комплексный, смешанный.

При рассмотрении международного опыта можно выделить много методов  оценки конкурентоспособности предприятия, такие как изучение конкурентоспособности, с позиций сравнительных преимуществ, оценка по теории равновесия организации и отрасли, структурный, функциональный, оценка конкурентоспособности производителя по качеству продукции, матричная методика оценки конкурентоспособности «Бостонской консалтинговой группы» (БКГ), интегральный, экспертный и т.д. Т.е оценить уровень конкурентоспособности предприятия можно, применяя комплексный метод оценки показателей функционирование предприятия, включающий в себя классификацию факторов и показателей, метод экспертной оценки предприятия и его товара.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, практика, методология» «Финпресс» М., 2002.

    1. Лифиц И.М. Конкурентоспособность товаров и услуг, Высшее образование, 2009

Информация о работе Методологические подходы к оценке конкурентоспособности продукции