Методы Государственного регулирования занятости в российской экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 11:24, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы будет всесторонний анализ существующей политики занятости в Российской Федерации и определение путей ее совершенствования.
Задачи исследования:
изучение теоретических и практических основ современной государственной политики занятости;
исследование деятельности государственных органов занятости;
выявление недостатков и перспектив развития государственной политики занятости в России.

Содержание

Введение. 3-4
Политика занятости. Структура и Сущность. 5-12
Особенности функционирования рынка труда. 5-7
Безработица. Причины, формы. 7-8
Основные цели и инструменты ГПЗ. 8-12
Деятельность государства в области занятости населения. 13-23
Организация деятельности Государственной службы занятости. 13-20
Численность занятых и динамика количества безработных в РФ. 20-23
Государственная политика занятости. Тенденция и перспективы. 23-28
Заключение. 29
Список используемой литературы. 30

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовик (Методы Гос. Регулирования Занятости в Рос. Экономике).doc

— 178.00 Кб (Скачать файл)
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по дисциплине «Экономическая Теория»

На тему:

«МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ  ЗАНЯТОСТИ В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ» 
 
 
 
 
 
 
 

Работу  выполнил: 

Работу  проверил: 

Чита  – 2010 
 
 
 
 

План:

Введение.                                                                                                                 3-4

  1. Политика занятости. Структура и Сущность.                                          5-12
    1. Особенности функционирования рынка труда.                                       5-7
    2. Безработица. Причины, формы.                                                                7-8
    3. Основные цели и инструменты ГПЗ.                                                      8-12
  2. Деятельность государства в области занятости населения.                 13-23        
    1. Организация деятельности Государственной службы занятости.      13-20
    2. Численность занятых и динамика количества безработных в РФ.      20-23
  3. Государственная политика занятости. Тенденция и перспективы.   23-28

Заключение.                                                                                                              29

Список  используемой литературы.                                                                     30 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ.

      С началом рыночных реформ в России встала проблема безработицы и падения уровня жизни населения. Безработица несет с собой не только бедность значительным слоям населения, но и духовную, моральную, нравственную деградацию людей. Решение проблем занятости населения стоит в числе наиважнейших, первоочередных задач государства в любой цивилизованной стране.

      Осуществляемый  в России в настоящее время  переход к рыночным отношениям связан с большими трудностями, возникновением многих социально-экономических проблем. Одна из них - проблема занятости, которая неразрывно связана с людьми, их производственной деятельностью. Рынок предъявляет и требует совершенно иного уровня трудовых взаимоотношений на каждом предприятии. Однако пока не созданы эффективные механизмы использования трудовых ресурсов, возникают новые и обостряются старые проблемы занятости. Массовая бедность и социальная незащищенность широких слоев населения - наша действительность. Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека. Потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую травму. Поэтому неудивительно, что проблема безработицы часто является предметом политических дискуссий. Экономисты изучают безработицу для определения ее причин, а также для совершенствования мер государственной политики, влияющих на занятость. Некоторые из государственных программ, например, программы по профессиональной переподготовке безработных, облегчают возможность их будущего трудоустройства. Другие, такие как программы страхования, по безработице, смягчают отдельные экономические трудности, с которыми сталкиваются безработные. Еще целый ряд государственных программ влияет на уровень безработицы косвенно. Например, большинство экономистов считает, что законы, предусматривающие высокую минимальную заработную плату, ведут к росту безработицы. Выявляя нежелательные побочные последствия той или иной государственной политики, экономисты могут помочь политикам оценить альтернативные варианты решения различных проблем.

      Целью данной работы будет всесторонний анализ существующей политики занятости в  Российской Федерации и определение  путей ее совершенствования.

      Задачи  исследования:

  • изучение теоретических и практических основ современной государственной политики занятости;
  • исследование деятельности государственных органов занятости;
  • выявление недостатков и перспектив развития государственной политики занятости в России.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. ПОЛИТИКА ЗАНЯТОСТИ. СТРУКТУРА И СУЩНОСТЬ.
 

  • 1.1. Особенности функционирования рынка труда. 

          Полноценный национальный рынок труда формируется  под влиянием ряда факторов, обеспечивающих единство как экономики страны в  целом, так и отдельных ее подсистем. Как экономическое явление рынок  труда возникает не сам по себе, а в силу наличия рыночных отношений в экономике и достижения определенного уровня их развития. Рынок труда как составная часть рыночной экономики представляет собой систему общественных отношений по согласованию интересов работодателей и наемной рабочей силы. Рынку труда свойственны следующие характеристики.

          Рынок труда — это:

          • совокупность экономических связей между спросом и предложением рабочей силы;

          • место пересечения различных  экономических и социальных интересов  и функций;

          • поле взаимоотношений отдельного предприятия  и его работников, потенциальных  или фактических, но заинтересованных в переходе на новое место работы в пределах организации.

          Сейчас  рынок труда представляет собой  систему общественных отношений, отражающих уровень развития и достигнутый на данный период баланс интересов между присутствующими на рынке силами: предпринимателями, трудящимися и государством. Организационной формой выражения таких интересов на рынке труда являются ассоциации предпринимателей, с одной стороны, и профсоюзы – с другой. Государство же выступает в качестве работодателя на государственных предприятиях и инвестора, финансируя крупные проекты и программы развития. Однако главная его функция заключается в определении правил регулирования интересов партнеров и противостоящих сил. В результате определяется та равнодействующая, которая служит базой решений и основой механизма регулирования рынка труда, куда включается и система социальной защиты, и система стимулирования развития производительных сил.

          Функционирование  рынка труда имеет ряд особенностей, среди которых выделим, прежде всего:

          1) Неотделимость права собственности на товар (труд) от его владельца. Труд представляет собой процесс расходования рабочей силы ее носителя; в процессе купли-продажи труда возникают особые отношения;

          2) Значительную продолжительность контакта продавца и покупателя. Сделка, совершаемая на рынке труда, предполагает начало длительных отношений между продавцом и покупателем;

          3) Действие неденежных факторов сделки (условия труда, микроклимат в коллективе, перспективы профессионального роста);

          4) Наличие большого числа институциональных структур особого рода, к которым относятся система трудового законодательства, различные учреждения и службы регулирования занятости, государственные программы в области труда и занятости и т. д.;

          5) Высокую степень индивидуализации сделок. Они отличаются большим разнообразием, поскольку каждый работник в своем роде уникален и каждое рабочее место, в той или иной мере, отличается от другого, требуя от претендента специфических навыков.

          Важнейшим условием рынка труда является наличие  множества работодателей, предлагающих рабочие места. Экономический интерес работодателя по отношению к наемному работнику достаточно противоречив. Наемный работник выступает в качестве важнейшего фактора производства и является для работодателя источником получения прибыли. Только труд приводит в действие все остальные факторы производства - землю, капитал. Взаимодействие всех факторов производства, в конечном счете, обеспечивает создание новой стоимости, выраженной в товарах и услугах. Это и определяет повышенный интерес предпринимателя к наемному работнику как источнику получения прибыли. 

  • 1.2. Безработица. Причины, формы. 
  •       Неотъемлемой  чертой рыночной экономики является безработица - временная не занятость экономически активного населения. Причины данного явления разнообразны:

    1. Структурные сдвиги в экономике, выражающиеся в том, что внедрение новых технологий, оборудования приводит к сокращению излишней рабочей силы;
    2. Экономический спад или депрессия, которые вынуждают работодателей снижать потребность во всех ресурсах, в том числе и трудовых;
    3. Политика правительства и профсоюзов в области оплаты труда: повышение минимального размера заработной платы увеличивает издержки производства и тем самым снижает спрос на рабочую силу;
    4. Сезонные изменения в уровне производства в отдельных отраслях экономики;
    5. Изменения в демографической структуре населения, в частности рост численности населения в трудоспособном возрасте увеличивает спрос на труд и, возрастает вероятность безработицы.

          Исходя  из причин безработицы, можно сформулировать её основные формы.1

          Фрикционная безработица - связана с перемещением людей с одной работы на другую, из одной местности в другую. причина этой формы безработицы в том, что и люди, и рабочие места неоднородны, и поэтому требуется определённое время для "взаимного поиска".

          Структурная безработица - связана с изменением в технологиях, а также с тем, что рынок товаров и услуг постоянно изменяется: появляются новые товары, которые вытесняют старые, не пользующиеся спросом. В этой связи предприятия пересматривают структуру своих ресурсов и, в частности, ресурсов труда. Как правило, внедрение новых технологий приводит к увольнению части рабочей силы, либо к переобучению персонала.

          Сезонная  безработица - связана с неодинаковыми объёмами производства, выполняемыми некоторыми отраслями в различные периоды времени, то есть в одни месяцы спрос на рабочую силу в этих отраслях растёт, в другие - уменьшается. К отраслям, для которых характерны сезонные колебания объёмов производства относятся прежде всего сельское хозяйство и строительство.

          Циклическая безработица - связана с недостаточным совокупным спросом на товары и услуги, который вызывает рост безработицы в тех отраслях, где эти товары производятся.

          Скрытая безработица, которая характерна для отечественной экономики. Суть её в том, что в условиях неполного использования ресурсов предприятия, вызванного экономическим кризисом, предприятия не увольняют работников, а переводят на сокращённый режим рабочего времени (неполная рабочая неделя или рабочий день), либо отправляют в вынужденные неоплачиваемые отпуска. Формально таких работников нельзя признать безработными, однако фактически они являются таковыми.2 

  • 1.3. Основные цели и инструменты государственной политики занятости. 
  •     Постоянное поддержание определенного  уровня занятости населения —  сложная проблема для любой  страны, в том числе имеющей  многовековые рыночные традиции. Считается, что в сфере занятости рынок не может оказывать автоматического влияния на процесс саморегулирования. Поэтому во всех странах рыночной ориентации проводится политика регулирования занятости на основе, применения постоянных, гибких по формам и средствам мер воздействия на сферу занятости. Обеспечение более полной и эффективной занятости населения является одной из важнейших задач любого демократического общества.3

         

       Государственная политика в области занятости  должна решать два основных вопроса:

    • удовлетворение потребности в рабочей силе функционирующего инвестирующего капитала. Энергично и прибыльно функционирующий капитал — лучшее свидетельство эффективного использования рабочей силы;
    • обеспечение рабочими местами трудоспособного населения как условие нормального существования людей. Забота о благосостоянии населения является традиционной функцией государства.
     

         Политика российского государства  в области занятости осуществляется  по следующим направлениям:

    • обеспечение равных возможностей трудоустройства всем гражданам страны независимо от пола, национальности, возраста, социального положения и вероисповедания;
    • соблюдение добровольности труда, свободного волеизъявления граждан при выборе вида занятости;
    • обеспечение социальной защиты в области занятости;
    • поддержка самостоятельности регионов при проведении централизованных мероприятий государства в решении проблем занятости;
    • поддержка трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности;
    • координация деятельности в области занятости с другими направлениями деятельности государственных органов — экономическими и политическими, включая социальное обеспечение, регулирование и распределение доходов;
    • поощрение работодателей, создающих новые рабочие места;
    • обеспечение занятости для малочисленных народов с учетом исторически сложившихся видов занятости;
    • международное сотрудничество в решении проблем занятости.
     

         Государственная политика занятости  в стране направлена не только  на регулирование общих процессов  в сфере труда, но и на  осуществление их в рамках мер, разработанных для регулирования локальных (региональных) рынков труда. Схожие по регионам тенденции функционирования рынка труда определяют эффект при едином подходе к решению проблем занятости, особенно в расчете на перспективу.

           Государственная политика регулирования занятости в различных странах выработала различные подходы к решению проблемы. Например, в Германии принят закон о содействии занятости, предусматривающий оказание помощи во временной занятости пожилым людям и инвалидам, По закону фирме, нанимающей работников старше 50 лет, предоставляются займы и субсидии, направляемые в дальнейшем на доплаты этим работникам. Подобный подход применяется и по отношению к молодежи, В США государство полностью освобождает от налогов те средства, которые направляются фирмой на обучение молодежи. Кроме того, предприятия, где организована подготовка лиц в целях их дальнейшего использования для собственных нужд, полностью или частично освобождаются от уплаты взносов в фонд социального страхования. В Великобритании работники государственных служб занятости заблаговременно посещают предприятия, подлежащие серьезной реорганизации, с целью выявления требуемой переориентации работников. Во Франции действует национальная ассоциация профессиональной подготовки для решения проблем переориентации. Услугами этой ассоциации могут воспользоваться предприниматели, заключившие с ней контракт. В Дании для лиц, не имеющих работу более полугода, составляются индивидуальные планы поиска работы и подготовки к ней.

           При проведении государственной политики занятости все большее значение приобретают конвенции и рекомендации Международной организации труда (МОТ). Разрабатываются различные конвенции в области труда и его оплаты на основе применения современных правил и подходов. Международная организация труда была создана в 1919 г. с целью содействия общественному прогрессу, повышения благосостояния населения, улучшения условий труда и защиты прав человека на основе установления и поддержания эволюционным путем социального мира между различными слоями общества.

         

    Для достижения этих целей МОТ решает следующие  задачи:

    • разрабатывает согласованную политику и программы, направленные на решение социально-трудовых проблем;
    • разрабатывает и принимает международные трудовые нормы в виде конвенций и рекомендаций для реализации принятой политики;
    • помогает странам-участницам в решении проблем занятости и сокращения безработицы;
    • защищает права человека, в частности на труд и на объединения, защищает человека от принудительного труда, дискриминации и т.п.;
    • организует и ведет борьбу с бедностью, за улучшение жизненных условий трудящихся, развитие социального обеспечения;
    • разрабатывает программы в области улучшения условий труда и производственной среды, техники безопасности и гигиены труда, охраны и восстановления окружающей среды;
    • содействует организациям трудящихся и предпринимателей в их работе совместно с правительством по регулированию социально-трудовых отношений;
    • разрабатывает меры по защите наиболее уязвимых групп трудящихся — женщин, молодежи, пожилых людей, трудящихся-мигрантов.
     

       Деятельность  МОТ ведется как на макро, так  и на микроэкономическом уровне. Меры макроэкономического характера  охватывают область минимальной  заработной платы, уровень жизни  работников, инфляционные процессы. Меры микроэкономического характера охватывают область переобучения, создания системы непрерывного образования и др.

           Результатом работы МОТ являются  конвенции и рекомендации, которые  применяют правительства многих  стран, заботящихся о собственном  авторитете. Конвенция МОТ — это международный договор, который должен быть ратифицирован и соблюдаться государствами-членами. Рекомендация МОТ представляет собой ориентир для отдельного государства в выработке политики, разработке национального законодательства и практических мер в социально-трудовой сфере. Разработками МОТ могут пользоваться как правительственные структуры, так и представители организаций трудящихся и предпринимателей.

           В настоящее время МОТ стала, по существу, международным координатором работ по организации труда, ведутся работы в области охраны, гигиены труда и производственной среды. В вопросах заработной платы МОТ не ставит своей целью унификацию подходов. Главное — достижение гарантий оплаты труда, обеспечивающей удовлетворительные условия жизни и признание принципа равенства вознаграждения за равный труд. Уделяется внимание индексации заработной платы, оценке и оплате труда по результатам. 
     
     
     
     

    1. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВА В ОБЛАСТИ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ.
     

       

  • 2.1. Организация  деятельности Государственной службы занятости. 

          На  протяжении многих десятилетий экономическая  наука не признавала наличия у  нас в стране рынка труда. Из сферы  товарных отношений исключалась  рабочая сила, что аргументировалось  отсутствием в стране безработицы  и наличием социалистической (общенародной) собственности как экономической основы государства. Государственная монополия на рынке рабочей силы и отсутствие нормальной рыночной конкуренции обусловили глубокие противоречия социально-экономического развития страны тем самым вызвав необходимость создания государственных структур, регулирующих занятость и безработицу (ГСЗ).4

         Служба  занятости играет в стране ту же роль, что отдел кадров на крупном  предприятии, поскольку ее цель —  управление занятостью, но в масштабах  государства. Эти службы помогают:

    • Тем, кто ищет работу или хочет пройти профессиональную переподготовку;
    • Предприятиям, желающим идти в ногу с экономическим и технологическим развитием и расширяющим производство;
    • Государству;
    • Чтобы лучше знать положение на рынке труда, многие страны укрепляют свои службы занятости, отслеживая с их помощью влияние технологических изменений и структурной перестройки на занятость.
     

    Сегодня деятельность служб занятости весьма многообразна. Государство возложило  на них следующие основные задачи:

    • Оказывать поддержку безработным и помогать им в поисках работы;
    • Организовывать рынок труда таким образом: чтобы вакансии заполнялись наиболее квалифицированными работниками; чтобы текущий и перспективный спрос на лиц определенных профессий соответствовал предложению на рынке труда;
    • Предлагать и осуществлять меры по созданию новых рабочих мест;
    • Оказывать населению консультации по профессиональной ориентации, предоставлять ему необходимую статистическую информацию и другие посреднические услуги, направленные на скорейшее трудоустройство безработных.

         К традиционным функциям служб занятости  относятся, такие как выплата  пособий по безработице, выявление  свободных рабочих мест и трудоустройство, распространение информации о вакансиях  и профессиональная ориентация, занятость иностранных рабочих и возможности трудоустройства в приграничных районах;

         К новым функциям, которые возникают  с изменением социально-экономической  обстановки, относят: специализированное трудоустройство (трудящиеся-инвалиды, управленческий персонал, временное трудоустройство); профориентация; самозанятость (поощрение самостоятельных поисков работы); содействие самозанятости, особенно в некоторых развивающихся странах; устройство на курсы профессиональной подготовки на предприятиях; помощь в смене профессии; особые программы содействия занятости.

         На  практике службы занятости выполняют  лишь часть этих функций — в  зависимости от потребностей региона  и страны в целом и имеющихся  ресурсов. В некоторых странах, например, в Германии, службы занятости не только управляют средствами, направляемыми на выплату пособий по безработице, но и занимаются распределением социальной помощи длительно безработным.

         Определен статус и направления работы Федеральной  государственной службы занятости  населения. Для объективной оценки состояния рынка труда и положения в области занятости населения в Российской Федерации в 2001 г. была установлена форма государственной статистической отчетности, утвержденная приказом Госкомстата России от 11 января 2001 г. №3.

          В целях выработки согласованных решений по определению и осуществлению политики занятости населения на федеральном, территориальных уровнях в рамках социального партнерства создаются координационные комитеты содействия занятости населения. Комитеты объединяют представителей объединений профессиональных союзов, иных представительных органов работников, работодателей, органов службы занятости и других заинтересованных государственных органов, общественных объединений, представляющих интересы граждан, особо нуждающихся в социальной защите.

         Рынок труда регулируют не только службы занятости. Здесь можно назвать  общеобразовательные и профессиональные учебные заведения, прямо влияющие на квалификацию людей, выходящих на рынок труда; учреждения, оказывающие  помощь в трудоустройстве лицам, имеющим для этого ограниченные возможности; центры профориентации для молодежи и для тех, чья квалификация больше не нужна вследствие технологических изменений.

         Тем не менее, среди этого множества  действующих лиц службы занятости  играют главную роль, отслеживая состояние рынка труда, регулируя действия других. Насколько успешно они справляются с этой ролью, настолько хорошо функционирует, в общем, и рынок труда.

         Государственные службы занятости – это специальные  организации, существующие за счет бюджета и осуществляющие свои посреднические функции бесплатно как для работодателей, так и для соискателей. Они трудоустраивают работников любого уровня и квалификации, в любые организации, но в основном, в государственные структуры. Единственное требование, предъявляемое человеку, встающему на учет в службу занятости – человек должен быть безработным.

         Основными направлениями деятельности государственных  служб занятости являются:

    1. регистрация безработных;
    2. регистрация вакантных мест;
    3. трудоустройство безработных и других лиц, желающих получить работу;
    4. изучение конъюнктуры рынка труда и предоставление информации о ней;
    5. тестирование лиц, желающих получить работу;
    6. профессиональная ориентация и переподготовка безработных;
    7. выплата пособий зарегистрированным безработным.
     

          Исторически службы занятости возникали как  отделы Министерств труда. В некоторых странах под влиянием требований социальных партнеров им предоставлен автономный юридический статус. Они также могли создаваться по инициативе организаций предпринимателей или трудящихся, либо иметь статус частных агентств, действующих в интересах общества.

         Чаще  всего, в соответствии с рекомендацией  Международной Организации Труда 1948 г, служба занятости является автономной, но находится под контролем Министерства труда. При этом она имеет региональные и местные отделения, территориальные органы (консультационные пункты, модельные центры и др.), подчиненные национальной службе занятости. Роль местных отделений служб занятости нельзя недооценивать. Эти отделения на переднем крае работы с людьми и должны учитывать их самые разнообразные потребности. Именно способность местных отделений служб занятости удовлетворять эти потребности свидетельствует об эффективности всей организации работы с экономически активным населением.

         Размеры служб занятости различаются  в зависимости от того, какие функции  возложены на них законодательством  той или иной страны, а их значимость зависит от положения на рынке  труда в стране.

         Качественное  изменение роли службы занятости  в регулировании рынка труда требует изменения подходов к взаимодействию службы занятости со службами персонала организации. Данная модель учитывает, что особую нагрузку служба занятости несет в периоды экономического спада и структурных сдвигов в экономике. Для регулирования рынка труда службе занятости населения предоставлены следующие права:

    • запрашивать у работодателей информацию о предполагаемых структурных изменениях и иных мероприятиях, в результате которых может произойти высвобождение работников, а также данные о потребности в рабочей силе, о количестве высвобождаемых, принятых и уволенных работников;
    • направлять работодателям, при наличии у них потребностей в рабочей силе, граждан, обращающихся в службу занятости для трудоустройства;
    • разрабатывать и вносить на рассмотрение местных органов власти предложения об установлении для работодателей минимального количества специальных рабочих мест для граждан, требующих особой социальной защиты и испытывающих затруднения в трудоустройстве;
    • заключать по доверенности работодателей от их имени договоры с гражданами о трудоустройстве (с предварительной, при необходимости, профессиональной подготовкой), оплачивать таким гражданам за счет средств работодателей стоимость проезда, суточные за каждый день нахождения в пути, а также выдавать им пособия при переезде на новое место работы.
     

    В механизме  регулирования и организации занятости населения предусмотрено участие и работодателей, содействующих проведению государственной политики занятости на основе:

    • соблюдения условий договоров (контрактов, других соглашений), регулирующих трудовые отношений в соответствии с законодательством;
    • реализации мер, предусмотренных в коллективных договорах (других соглашениях) по защите трудящихся в случае безработицы или приостановке производства; оказание содействия в трудоустройстве, профессиональной подготовке и предоставление сверхустановленной законодательством дополнительной материальной помощи высвобождаемым работникам за счет средств предприятий и других работодателей; создания условий для профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работающих. При исчислении налогооблагаемой прибыли сумма балансовой прибыли предприятий уменьшается на сумму средств, затраченных работодателями на эти цели;
    • трудоустройства определенного местным органом власти числа граждан, особо нуждающихся в социальной защите.
     

    Помимо  этого, работодатели обязаны:

    • своевременно, не менее чем за три месяца, и в полном объеме предоставлять службе занятости и в профсоюзный орган информацию о возможных массовых увольнениях трудящихся, число и категории трудящихся, которых оно может коснуться, и срок, в течение которого его намечено осуществить. Они так же несут ответственность в установленном законом порядке за предоставление недостоверных сведений;
    • принимать на работу граждан, непосредственно обратившихся на предприятие, на равных основаниях с гражданами, имеющими направление службы занятости.
     

         Для реализации своего права на труд граждане ведут самостоятельный поиск  работы или обращаются в органы службы занятости (обращение гражданина в  органы службы занятости в целях  поиска работы — право гражданина, но не обязанность), которые, в свою очередь, призваны оказывать содействие гражданам в поиске подходящей работы.

         Осуществить свое право на труд гражданин может  также путем прямого обращения  к работодателю.

         Статья 3 Закона «О занятости населения  в РФ» определяет следующие условия признания гражданина безработным:

    • трудоспособность, поиск работы,
    • готовность приступить к работе,
    • отсутствие заработка и работы,
    • наличие в паспорте гражданина отметки о регистрации по месту жительства,
    • наличие всех необходимых документов,
    • регистрация в органах службы занятости по месту жительства гражданина в целях поиска подходящей работы.5
     

          Органы  службы занятости вправе рассматривать  вопрос о признании гражданина безработным  только при соблюдении всех вышеперечисленных условий в совокупности. Право на пособие по безработице имеет только тот гражданин, который в установленном законодательством порядке признан безработным. Органы службы занятости оказывают консультационную помощь по вопросам, входящим в их компетенцию, всем обращающимся гражданам, независимо от их места жительства или пребывания; занятым и не занятым трудовой деятельностью, гражданам, получающим пенсию по старости (по возрасту), по инвалидности I, II, III групп, подросткам от 14 до 16 лет, молодежи, беженцам, вынужденным переселенцам, иностранным гражданам, лицам, не имеющим гражданства.

          Большое значение приобретает временная  занятость. Более эффективной стала  работа с подростками в период летних каникул. Только подростков в  возрасте от 14 до 18 лет при содействии службы занятости было трудоустроено около 10,5 тысяч человек. Кроме того, более 400 детям безработных оказана помощь в организации отдыха и лечения.

          Большое значение стало приобретать участие  незанятых граждан в общественных работах. В течение всех восьми месяцев в них принимали участие 1243 человека, что 1,8 раза больше, чем за то же время в прошлом году.

          Деятельность  государственных служб занятости  обеспечивает активное взаимодействие безработных граждан, работодателей, закрепленное и защищенное правовыми нормами, а так же обеспечивает социальную поддержку социально-уязвимым слоям населения. Это достигается следующими направлениями деятельности:

    • использование компьютерных банков вакансий,
    • содействие в трудоустройстве,
    • выплата пособий,
    • профессиональное консультирование,
    • направление на профессиональную переподготовку,
    • повышение квалификации,
    • создание дополнительных рабочих мест для инвалидов, молодежи, то есть активное проведение государственной политики занятости населения.
     
      1. Численность занятых и динамика количества безработных  в РФ.
     

          Хотя  экономический спад первой половины 1990-х годов был почти двоекратным, российский рынок труда не отреагировал на него сопоставимым сокращением занятости. Большинство предприятий сохраняло избыточную занятость, отправляя работников в неоплачиваемые отпуска, используя механизмы длительных задержек выплат заработной платы, обесцениваемой инфляцией. Рынок труда стал более адекватно реагировать на экономические изменения только в начале 2000-х годов. В период финансового кризиса уровень безработицы вырос до максимума - 13,2% в 2002 г. Позитивные изменения первых лет экономического роста были значительными, уровень безработицы снизился на треть, до 8,1% экономически активного населения в 2004 г.. Однако в 2006 г., несмотря на продолжающийся экономический рост, безработица выросла до 8,6%. Инверсия объясняется многими причинами. В промышленности трудоемкие импортозамещающие отрасли замедлили темпы развития, а быстро растущие экспортные сырьевые отрасли не нуждаются в большом количестве работников, к тому же в них началась борьба за снижение издержек, следствием которой стала оптимизация занятости. В сельском хозяйстве также ускорилось высвобождение рабочей силы, часть сельхозпредприятий перестала существовать или была скуплена бизнесом, который в зерновых районах избавлялся от трудоемкого, но убыточного животноводства. И хотя сектор услуг продолжал аккумулировать высвобождающихся работников, безработица вновь стала расти. Это подтверждают и приведенные выше показатели общей безработицы (по методологии МОТ), которые рассчитываются по данным выборочных обследований рынка труда и более полно учитывает все виды незанятости, и показатели зарегистрированной безработицы.

          Региональные  различия общей безработицы зависят от совокупности экономических (уровень развития и структура экономики), географических (агломерационный эффект или удорожающие факторы удаленности, слабой освоенности территории) и демографических факторов. Максимальный уровень имеют слаборазвитые республики с растущим населением: в Ингушетии безработица в 2006 г. достигала 53% экономически активного населения, а в Дагестане, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Калмыкии, Тыве и Бурятии - 17-22%. Повышенный уровень безработицы (10-15%) имеют остальные регионы аграрного Южного федерального округа, ресурсодобывающие регионы Европейского Севера, большинство регионов Сибири и север Дальнего Востока (Магаданская, Камчатская области). Самая низкая безработица - в крупнейших городских агломерациях с наиболее динамично развивающимся рынком труда: федеральных городах, Московской и Самарской областях (1-4%). Почти в половине регионов России уровень безработицы различается несущественно (6-9%), что в основном отражает реальное положение, но отчасти связано с недостаточной выборкой региональных обследований Госкомстата.

          Уровень официально зарегистрированной безработицы  в России снижается и, по данным Минздравсоцразвития РФ, за последние месяцы он сократился почти на 1%, составив немногим более 1,5 миллиона человек.

          "По  состоянию на 27 октября 2010 года  за прошедшую неделю численность  безработных граждан, зарегистрированных  в органах службы занятости,  снизилась на 0,9% и составила 1 миллион 531 тысячу 608 человек", - сообщили  в пресс-службе министерства со ссылкой на последние данные проводимого Минздравсоцразвития мониторинга рынка труда в российских регионах.

          Как отмечают в министерстве, за последнюю  неделю численность официально зарегистрированных безработных снизилась в 59 регионах. При этом, наиболее существенное снижение отмечено в Калининградской, Воронежской, Калужской, Саратовской, Тверской, Нижегородской, Магаданской областях, в Приморском крае и в Северной Осетии. Вместе с тем, по данным Минздравсоцразвития, численность данной категории безработных возросла в 20 российских регионах, включая Калмыкию, Камчатский край, Ямало-Ненецкий автономный округ и Амурскую область, сообщает "Интерфакс".6

          Ниже  приведены статистические данные по Забайкальскому краю, конкретно за 2008, 2009 и 2010 год. 
     
     
     

          
    Численность граждан, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы.
    44387
    Из  них – Граждане РФ Из них –  Лица без Гражданства Из них – Нашло работу
    42384 3 17798
     

          Таблица 2.1. Данные Службы занятости по Заб. Краю за 2008 год.

    Численность граждан, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы.
    77905
    Из  них – Граждане РФ Из них –  Лица без Гражданства Из них – Нашло работу
    77901 4 38850
     

    Таблица 2.2. Данные Службы занятости по Заб. Краю за 2009 год. 

          На 28 октября 2010 года численность безработных граждан, состоящих на учёте в Службе занятости населения Забайкальского Края, составила 12280 человек. С начала года наблюдается (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года) снижение численности граждан признанных в уставном порядке безработными с 38253 до 31382 или в 1,2 раза. На 28 октября трудоустроено 25063 человека,  в том числе 4694 безработных гражданина трудоустроено на общеобразовательные работы. 
     
     
     
     

         3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ЗАНЯТОСТИ. ТЕНДЕНЦИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ. 

         В реализации программы социально-экономического развития Российской Федерации среди основных задач в области социальной политики особое значение приобретают вопросы:

    • сокращения уровня бедности населения и связанного с этим роста платежеспособного спроса со стороны большинства категорий граждан;
    • безусловной приоритетности инвестиций в человека, и, прежде всего, в образование, которое является непременным условием конкурентоспособности нашей страны в мировой экономике;
    • создания для трудоспособного населения экономических условий, позволяющих гражданам за счет собственных доходов обеспечить более высокий уровень социального потребления, включая комфортное жилье, лучшее качество услуг в сфере образования и здравоохранения, достойный уровень жизни в пожилом возрасте.

         Успешное  выполнение всех указанных задач, как можно заметить, комплексно связано с решением одной очень важной социально-экономической задачи – созданием условий для обеспечения в нашей стране наиболее полной и эффективной занятости населения.

         Политика  занятости как важнейшая составляющая социальной политики должна быть сфокусирована на проведении мер, способствующих созданию условий для возможно более полного использования потенциала трудовой и деловой активности трудоспособных граждан, противодействующих обеднению населения и массовой безработице.

         В новых условиях государственная  политика занятости должна быть еще  более тесно взаимосвязана с  общими направлениями социально-экономического развития общества. В практической деятельности это означает обязательный учет интересов политики занятости при принятии решений в области инвестиционной, налоговой и финансово-кредитной политики, реализации производительных, научно-технических и социальных программ. В ходе длительной эволюции рыночной экономики в промышленно развитых странах однозначно подтверждено, что ущемление прав человека в трудовой сфере экономически не выгодно для общества в целом. Важным принципом, с позиции занятости, который должен претворяться в жизнь в среднесрочной перспективе, является нахождение компромисса между экономическими и социальными результатами. На деле это означает, что варианты мер, направленных на развитие экономики, до их окончательного принятия должны оцениваться по их влиянию на рынок труда и корректироваться, если возникнет в этом необходимость. В частности, масштабы и сроки высвобождения рабочей силы, ускорение которого начинается при ужесточении финансово-кредитной политики, следует согласовывать с возможностями расширения спроса на рабочую силу в отдельных регионах с учетом поддержания имеющихся рабочих мест или ввода новых. Это позволит избежать хронической массовой безработицы.

         При определении основных направлений  деятельности Правительства Российской Федерации в области занятости  и рынка труда в первую очередь  необходимо учитывать существенный рост численности населения в трудоспособном возрасте с 87,9 млн до 89,3 млн человек, или на 1,4 млн человек. В связи с этим нельзя исключать возможность обострения в эти годы ситуации на рынке труда, где может возрасти конкуренция между молодежью, вступающей в трудоспособный возраст.

         Одна  из важных составляющих гибкости рынка  труда – сохранение вариантности поиска работы (самостоятельно, через  средства массовой информации, негосударственные  фирмы по найму персонала, прямое обращение, службу занятости и т.д.). При этом государственные службы занятости должны работать в плотной конкурентной среде.

         Одним из ключевых элементов нового подхода  к политике занятости является повседневное внедрение современных методов  профилирования безработных, которые  получили широкое распространение в практике служб занятости промышленно развитых стран. Профилирование позволяет с помощью специальных обследований выявить категории безработных, которые нуждаются в наибольшем внимании со стороны службы занятости, а также реализовать наиболее эффективные подходы к решению проблем таких безработных, адаптированные с учетом их «профиля». Услуги службы занятости в части трудоустройства оказываются более результативными, если они становятся обязательным дополнением системы пособий по безработице. Это означает, что система критериев назначения пособий по безработице должна быть пересмотрена. Их выплату необходимо максимально увязать с результатами профилирования безработных с тем, чтобы право на получение пособий возникало преимущественно у тех категорий безработных, которые являются наиболее уязвимыми и нуждаются в активном содействии службы занятости населения. В силу того, что профиль уязвимых категорий безработных может сильно варьировать в территориальном разрезе, следует допустить возможность существенной дифференциации условий предоставления пособий по безработице в зависимости от состояния рынка труда. Такая дифференциация, в свою очередь, делает необходимым активное межрегиональное перераспределение финансовых ресурсов в пользу регионов с повышенным числом безработных, относящихся к уязвимым категориям по результатам профилирования.

         С этой целью финансирование государственной политики занятости полностью переведено на бюджетную основу. При этом предполагается, что выплата пособий по безработице будет полностью осуществляться за счет средств федерального бюджета, а распределение этих средств по территориям будет осуществляться в строгом соответствии с числом зарегистрированных безработных, имеющих право на получение пособий. Максимальные размеры пособий должны быть ограничены величиной регионального прожиточного минимума при одновременном повышении минимальных размеров пособий.

         Программы трудоустройства, реализуемые региональными  службами занятости, будут в основном ориентированы на наиболее уязвимые категории безработных, выявляемые по результатам профилирования. Каждая из реализуемых программ должна быть результативна в трех отношениях. Во-первых, программы должны быть полезны на индивидуальном уровне, возвращая конкретного безработного к занятости или сохраняя его контакт с рынком труда. Во-вторых, эффект от программ должен сказываться на профильной группе безработных. В-третьих, любые действия должны быть оправданны с точки зрения общественных затрат на них.

         Одновременно  на рынке труда, в силу обострения конкуренции, внедрения в производство современного оборудования, наукоемких технологий, международных требований к качеству будет иметь место существенный рост дефицита квалифицированных работников, особенно в промышленности, сельском хозяйстве, секторе услуг и др., что потребует значительных усилий для обеспечения необходимого качественного уровня работников, повышения квалификации и переподготовки рабочих и специалистов, внедрения эффективных систем управления, организации и мотивации труда.

         Значительную  проблему составляет существенная дифференциация, сложившаяся в настоящее время  по уровню безработицы на отдельных  территориях Российской Федерации. Так, если в Оренбургской области  уровень регистрируемой безработицы  составляет всего 0,4%, то в Корякском автономном округе он достигает 8,8%, то есть разрыв между максимальным и минимальным уровнями безработицы достигает по регионам до 22 раз.7

         Складывающаяся  территориальная дифференциация по уровню инвестиций не позволяет рассчитывать в ближайшее время на успешное развитие занятости населения в регионах с высоким уровнем безработицы, наоборот, будет проявляться тенденция дальнейшего увеличения разрыва между территориями по уровню безработицы. Такая ситуация, по всей видимости, продлится до 2006 года, когда в силу демографических факторов сокращение численности населения трудоспособного возраста может привести к существенному уменьшению уровня безработицы как в целом по Российской Федерации, так и по отдельным территориям.

         Таким образом, забота государства о достижении в стране наиболее полной и эффективной занятости населения и росте на этой основе его доходов является важнейшим аспектом государственного регулирования рыночной экономики. Главное при этом: уже на предварительных стадиях разработки различных программ и прогнозов обеспечить жесткую координацию решения экономических и социальных вопросов, встраивание проблем занятости населения в общую систему макроэкономических расчетов и обоснований, как на федеральном, так и на региональном уровне. Механизм формирования и регулирования рынка труда населения должен постоянно совершенствоваться в увязке с системой других макроэкономических показателей применительно к новым рыночным условиям развития многоукладного хозяйства, структурной перестройки и институциональных преобразований в экономике. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 

         В данной работе мы дали анализ как научно-теоретического, так и практического аспекта деятельности государства в области занятости. Я думаю, что из-за чрезмерной обширности данной темы невозможно подробно рассмотреть в одной работу все стороны этой проблемы. Однако, исходя из всего вышесказанного, можно сделать некоторые выводы, обобщая анализ каждого из рассмотренных вопросов.

         В первой главе мы дали целостное представление о политике занятости, её структуре и сущности в целом, осветив при этом проблемы, которые являются основными для государственной деятельности в области занятости населения. Были рассмотрены особенности функционирования труда, безработицы. Также были рассмотрены основные цели и инструменты самой государственной политики занятости.

         Из  второй главы курсовой работы можно  сделать вывод, о том каким образом организована деятельность государственной политики занятости населения. Также, в этой главе приведены некоторые статистические данные по РФ и Забайкальскому краю в частности, тем самым была рассмотрена динамика количества безработных в РФ.

         Из  третьей главы курсовой работы можно сделать вывод о том, что забота государства о достижении в стране наиболее полной и эффективной занятости населения является важнейшим аспектом государственного регулирования рыночной экономики. Механизм формирования и регулирования рынка труда населения должен постоянно совершенствоваться в увязке с системой других макроэкономических показателей применительно к новым рыночным условиям развития многоукладного хозяйства, структурной перестройки и институциональных преобразований в экономике.

          Чтобы начать эффективно решать проблемы на рынке труда, нужно сначала реформировать  все сферы экономической, политической и социальной жизни общества

          СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ: 

    1. Конституция РФ от 12 июня 1993 г. // Российская газета. - 25 декабря 1993 г.
    2. Закон РФ "О занятости населения в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями от 22.08.2004).
    3. Постановление Правительства РФ "Об утверждении положения о Федеральной службе по труду и занятости"
    4. Постановление Правительства РФ "Вопросы Федеральной службы по труду и занятости"
    5. Постановление Правительства РФ "Об утверждении порядка регистрации безработных граждан". Пункт 17.
    6. Безработица, структурная перестройка экономики и рынок труда в Восточной Европе и России / Под ред. Р. Емцова, С. Коммандера и Ф. Коричелли. - М.: ИНФРА-М, 1995. - 477 с.
    7. Вередюк О.В. Государственная политика занятости России (Федеральный и региональный аспекты): Дис. ... канд. экон. наук : 08.00.01. - СПб., 2005. - 151 с.
    8. Государство и рынок / Под ред. B.C. Пригарина, В.Т. Рязанова. - СПб., 1995. - 206 с.
    9. Занятость и рынок труда: новые реалии, национальные приоритеты, перспективы / Отв. ред. Л.С. Чижова. - М.: Наука, 1998. - 254 с.
    10. Змияк С.С. Макроэкономические приоритеты и инструментарий государственной политики занятости населения в Российской Федерации: Дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05 Ростов н/Д, 2005. - 171 с.
    11. Российская экономика. Тенденции и перспективы. (Выпуск 28) М.: ИЭПП, 2007. 751 с.
    12. Россия: экономическая конъюнктура. Информационно-аналитический сборник. Итоги 2006 года. / Центр экономической конъюнктуры при Правительстве Российской Федерации - 11.04.2007 г.
    13. Стругай Я. Безработица по-российски // СПб Ведомости. - 1996. - 73. С. 5.
    14. Экономика труда: экономическая теория труда: Учеб. пособие / С.Ю. Рощин, Т.О. Разумова. - М.: ИНФРА-М, 2000. - 400 с.
    15. Экономико-политическая ситуация в России в СЕНТЯБРЕ 2007. // Обзор Российская Экономика: Тенденции и перспективы. М., Институт Экономики Переходного Периода, 05.10.2007.
    16. http://rus.ruvr.ru
  • Информация о работе Методы Государственного регулирования занятости в российской экономике