Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 11:24, курсовая работа
Целью данной работы будет всесторонний анализ существующей политики занятости в Российской Федерации и определение путей ее совершенствования.
Задачи исследования:
изучение теоретических и практических основ современной государственной политики занятости;
исследование деятельности государственных органов занятости;
выявление недостатков и перспектив развития государственной политики занятости в России.
Введение. 3-4
Политика занятости. Структура и Сущность. 5-12
Особенности функционирования рынка труда. 5-7
Безработица. Причины, формы. 7-8
Основные цели и инструменты ГПЗ. 8-12
Деятельность государства в области занятости населения. 13-23
Организация деятельности Государственной службы занятости. 13-20
Численность занятых и динамика количества безработных в РФ. 20-23
Государственная политика занятости. Тенденция и перспективы. 23-28
Заключение. 29
Список используемой литературы. 30
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Экономическая Теория»
На тему:
«МЕТОДЫ
ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
ЗАНЯТОСТИ В РОССИЙСКОЙ
ЭКОНОМИКЕ»
Работу
выполнил:
Работу
проверил:
Чита
– 2010
План:
Введение.
Заключение.
Список
используемой литературы.
ВВЕДЕНИЕ.
С началом рыночных реформ в России встала проблема безработицы и падения уровня жизни населения. Безработица несет с собой не только бедность значительным слоям населения, но и духовную, моральную, нравственную деградацию людей. Решение проблем занятости населения стоит в числе наиважнейших, первоочередных задач государства в любой цивилизованной стране.
Осуществляемый
в России в настоящее время
переход к рыночным отношениям связан
с большими трудностями, возникновением
многих социально-экономических
Целью данной работы будет всесторонний анализ существующей политики занятости в Российской Федерации и определение путей ее совершенствования.
Задачи исследования:
1.1. Особенности
функционирования рынка труда.
Полноценный
национальный рынок труда формируется
под влиянием ряда факторов, обеспечивающих
единство как экономики страны в
целом, так и отдельных ее подсистем.
Как экономическое явление
Рынок труда — это:
• совокупность экономических связей между спросом и предложением рабочей силы;
• место пересечения различных экономических и социальных интересов и функций;
• поле взаимоотношений отдельного предприятия и его работников, потенциальных или фактических, но заинтересованных в переходе на новое место работы в пределах организации.
Сейчас рынок труда представляет собой систему общественных отношений, отражающих уровень развития и достигнутый на данный период баланс интересов между присутствующими на рынке силами: предпринимателями, трудящимися и государством. Организационной формой выражения таких интересов на рынке труда являются ассоциации предпринимателей, с одной стороны, и профсоюзы – с другой. Государство же выступает в качестве работодателя на государственных предприятиях и инвестора, финансируя крупные проекты и программы развития. Однако главная его функция заключается в определении правил регулирования интересов партнеров и противостоящих сил. В результате определяется та равнодействующая, которая служит базой решений и основой механизма регулирования рынка труда, куда включается и система социальной защиты, и система стимулирования развития производительных сил.
Функционирование
рынка труда имеет ряд
1) Неотделимость права собственности на товар (труд) от его владельца. Труд представляет собой процесс расходования рабочей силы ее носителя; в процессе купли-продажи труда возникают особые отношения;
2) Значительную продолжительность контакта продавца и покупателя. Сделка, совершаемая на рынке труда, предполагает начало длительных отношений между продавцом и покупателем;
3) Действие неденежных факторов сделки (условия труда, микроклимат в коллективе, перспективы профессионального роста);
4) Наличие большого числа институциональных структур особого рода, к которым относятся система трудового законодательства, различные учреждения и службы регулирования занятости, государственные программы в области труда и занятости и т. д.;
5) Высокую степень индивидуализации сделок. Они отличаются большим разнообразием, поскольку каждый работник в своем роде уникален и каждое рабочее место, в той или иной мере, отличается от другого, требуя от претендента специфических навыков.
Важнейшим
условием рынка труда является наличие
множества работодателей, предлагающих
рабочие места. Экономический интерес
работодателя по отношению к наемному
работнику достаточно противоречив. Наемный
работник выступает в качестве важнейшего
фактора производства и является для работодателя
источником получения прибыли. Только
труд приводит в действие все остальные
факторы производства - землю, капитал.
Взаимодействие всех факторов производства,
в конечном счете, обеспечивает создание
новой стоимости, выраженной в товарах
и услугах. Это и определяет повышенный
интерес предпринимателя к наемному работнику
как источнику получения прибыли.
Неотъемлемой чертой рыночной экономики является безработица - временная не занятость экономически активного населения. Причины данного явления разнообразны:
Исходя из причин безработицы, можно сформулировать её основные формы.1
Фрикционная безработица - связана с перемещением людей с одной работы на другую, из одной местности в другую. причина этой формы безработицы в том, что и люди, и рабочие места неоднородны, и поэтому требуется определённое время для "взаимного поиска".
Структурная безработица - связана с изменением в технологиях, а также с тем, что рынок товаров и услуг постоянно изменяется: появляются новые товары, которые вытесняют старые, не пользующиеся спросом. В этой связи предприятия пересматривают структуру своих ресурсов и, в частности, ресурсов труда. Как правило, внедрение новых технологий приводит к увольнению части рабочей силы, либо к переобучению персонала.
Сезонная безработица - связана с неодинаковыми объёмами производства, выполняемыми некоторыми отраслями в различные периоды времени, то есть в одни месяцы спрос на рабочую силу в этих отраслях растёт, в другие - уменьшается. К отраслям, для которых характерны сезонные колебания объёмов производства относятся прежде всего сельское хозяйство и строительство.
Циклическая безработица - связана с недостаточным совокупным спросом на товары и услуги, который вызывает рост безработицы в тех отраслях, где эти товары производятся.
Скрытая
безработица, которая характерна
для отечественной экономики. Суть её
в том, что в условиях неполного использования
ресурсов предприятия, вызванного экономическим
кризисом, предприятия не увольняют работников,
а переводят на сокращённый режим рабочего
времени (неполная рабочая неделя или
рабочий день), либо отправляют в вынужденные
неоплачиваемые отпуска. Формально таких
работников нельзя признать безработными,
однако фактически они являются таковыми.2
Постоянное поддержание
Государственная политика в области занятости должна решать два основных вопроса:
Политика российского
Государственная политика
Государственная политика регулирования занятости в различных странах выработала различные подходы к решению проблемы. Например, в Германии принят закон о содействии занятости, предусматривающий оказание помощи во временной занятости пожилым людям и инвалидам, По закону фирме, нанимающей работников старше 50 лет, предоставляются займы и субсидии, направляемые в дальнейшем на доплаты этим работникам. Подобный подход применяется и по отношению к молодежи, В США государство полностью освобождает от налогов те средства, которые направляются фирмой на обучение молодежи. Кроме того, предприятия, где организована подготовка лиц в целях их дальнейшего использования для собственных нужд, полностью или частично освобождаются от уплаты взносов в фонд социального страхования. В Великобритании работники государственных служб занятости заблаговременно посещают предприятия, подлежащие серьезной реорганизации, с целью выявления требуемой переориентации работников. Во Франции действует национальная ассоциация профессиональной подготовки для решения проблем переориентации. Услугами этой ассоциации могут воспользоваться предприниматели, заключившие с ней контракт. В Дании для лиц, не имеющих работу более полугода, составляются индивидуальные планы поиска работы и подготовки к ней.
При проведении государственной политики занятости все большее значение приобретают конвенции и рекомендации Международной организации труда (МОТ). Разрабатываются различные конвенции в области труда и его оплаты на основе применения современных правил и подходов. Международная организация труда была создана в 1919 г. с целью содействия общественному прогрессу, повышения благосостояния населения, улучшения условий труда и защиты прав человека на основе установления и поддержания эволюционным путем социального мира между различными слоями общества.
Для достижения этих целей МОТ решает следующие задачи:
Деятельность МОТ ведется как на макро, так и на микроэкономическом уровне. Меры макроэкономического характера охватывают область минимальной заработной платы, уровень жизни работников, инфляционные процессы. Меры микроэкономического характера охватывают область переобучения, создания системы непрерывного образования и др.
Результатом работы МОТ
В настоящее время МОТ стала, по существу,
международным координатором работ по
организации труда, ведутся работы в области
охраны, гигиены труда и производственной
среды. В вопросах заработной платы МОТ
не ставит своей целью унификацию подходов.
Главное — достижение гарантий оплаты
труда, обеспечивающей удовлетворительные
условия жизни и признание принципа равенства
вознаграждения за равный труд. Уделяется
внимание индексации заработной платы,
оценке и оплате труда по результатам.
2.1. Организация
деятельности Государственной службы
занятости.
На протяжении многих десятилетий экономическая наука не признавала наличия у нас в стране рынка труда. Из сферы товарных отношений исключалась рабочая сила, что аргументировалось отсутствием в стране безработицы и наличием социалистической (общенародной) собственности как экономической основы государства. Государственная монополия на рынке рабочей силы и отсутствие нормальной рыночной конкуренции обусловили глубокие противоречия социально-экономического развития страны тем самым вызвав необходимость создания государственных структур, регулирующих занятость и безработицу (ГСЗ).4
Служба занятости играет в стране ту же роль, что отдел кадров на крупном предприятии, поскольку ее цель — управление занятостью, но в масштабах государства. Эти службы помогают:
Сегодня деятельность служб занятости весьма многообразна. Государство возложило на них следующие основные задачи:
К традиционным функциям служб занятости относятся, такие как выплата пособий по безработице, выявление свободных рабочих мест и трудоустройство, распространение информации о вакансиях и профессиональная ориентация, занятость иностранных рабочих и возможности трудоустройства в приграничных районах;
К новым функциям, которые возникают с изменением социально-экономической обстановки, относят: специализированное трудоустройство (трудящиеся-инвалиды, управленческий персонал, временное трудоустройство); профориентация; самозанятость (поощрение самостоятельных поисков работы); содействие самозанятости, особенно в некоторых развивающихся странах; устройство на курсы профессиональной подготовки на предприятиях; помощь в смене профессии; особые программы содействия занятости.
На практике службы занятости выполняют лишь часть этих функций — в зависимости от потребностей региона и страны в целом и имеющихся ресурсов. В некоторых странах, например, в Германии, службы занятости не только управляют средствами, направляемыми на выплату пособий по безработице, но и занимаются распределением социальной помощи длительно безработным.
Определен статус и направления работы Федеральной государственной службы занятости населения. Для объективной оценки состояния рынка труда и положения в области занятости населения в Российской Федерации в 2001 г. была установлена форма государственной статистической отчетности, утвержденная приказом Госкомстата России от 11 января 2001 г. №3.
В целях выработки согласованных решений по определению и осуществлению политики занятости населения на федеральном, территориальных уровнях в рамках социального партнерства создаются координационные комитеты содействия занятости населения. Комитеты объединяют представителей объединений профессиональных союзов, иных представительных органов работников, работодателей, органов службы занятости и других заинтересованных государственных органов, общественных объединений, представляющих интересы граждан, особо нуждающихся в социальной защите.
Рынок
труда регулируют не только службы
занятости. Здесь можно назвать
общеобразовательные и
Тем не менее, среди этого множества действующих лиц службы занятости играют главную роль, отслеживая состояние рынка труда, регулируя действия других. Насколько успешно они справляются с этой ролью, настолько хорошо функционирует, в общем, и рынок труда.
Государственные службы занятости – это специальные организации, существующие за счет бюджета и осуществляющие свои посреднические функции бесплатно как для работодателей, так и для соискателей. Они трудоустраивают работников любого уровня и квалификации, в любые организации, но в основном, в государственные структуры. Единственное требование, предъявляемое человеку, встающему на учет в службу занятости – человек должен быть безработным.
Основными направлениями деятельности государственных служб занятости являются:
Исторически службы занятости возникали как отделы Министерств труда. В некоторых странах под влиянием требований социальных партнеров им предоставлен автономный юридический статус. Они также могли создаваться по инициативе организаций предпринимателей или трудящихся, либо иметь статус частных агентств, действующих в интересах общества.
Чаще
всего, в соответствии с рекомендацией
Международной Организации
Размеры служб занятости различаются в зависимости от того, какие функции возложены на них законодательством той или иной страны, а их значимость зависит от положения на рынке труда в стране.
Качественное изменение роли службы занятости в регулировании рынка труда требует изменения подходов к взаимодействию службы занятости со службами персонала организации. Данная модель учитывает, что особую нагрузку служба занятости несет в периоды экономического спада и структурных сдвигов в экономике. Для регулирования рынка труда службе занятости населения предоставлены следующие права:
В механизме регулирования и организации занятости населения предусмотрено участие и работодателей, содействующих проведению государственной политики занятости на основе:
Помимо этого, работодатели обязаны:
Для реализации своего права на труд граждане ведут самостоятельный поиск работы или обращаются в органы службы занятости (обращение гражданина в органы службы занятости в целях поиска работы — право гражданина, но не обязанность), которые, в свою очередь, призваны оказывать содействие гражданам в поиске подходящей работы.
Осуществить свое право на труд гражданин может также путем прямого обращения к работодателю.
Статья 3 Закона «О занятости населения в РФ» определяет следующие условия признания гражданина безработным:
Органы службы занятости вправе рассматривать вопрос о признании гражданина безработным только при соблюдении всех вышеперечисленных условий в совокупности. Право на пособие по безработице имеет только тот гражданин, который в установленном законодательством порядке признан безработным. Органы службы занятости оказывают консультационную помощь по вопросам, входящим в их компетенцию, всем обращающимся гражданам, независимо от их места жительства или пребывания; занятым и не занятым трудовой деятельностью, гражданам, получающим пенсию по старости (по возрасту), по инвалидности I, II, III групп, подросткам от 14 до 16 лет, молодежи, беженцам, вынужденным переселенцам, иностранным гражданам, лицам, не имеющим гражданства.
Большое значение приобретает временная занятость. Более эффективной стала работа с подростками в период летних каникул. Только подростков в возрасте от 14 до 18 лет при содействии службы занятости было трудоустроено около 10,5 тысяч человек. Кроме того, более 400 детям безработных оказана помощь в организации отдыха и лечения.
Большое
значение стало приобретать участие
незанятых граждан в
Деятельность
государственных служб
Хотя
экономический спад первой половины
1990-х годов был почти
Региональные различия общей безработицы зависят от совокупности экономических (уровень развития и структура экономики), географических (агломерационный эффект или удорожающие факторы удаленности, слабой освоенности территории) и демографических факторов. Максимальный уровень имеют слаборазвитые республики с растущим населением: в Ингушетии безработица в 2006 г. достигала 53% экономически активного населения, а в Дагестане, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Калмыкии, Тыве и Бурятии - 17-22%. Повышенный уровень безработицы (10-15%) имеют остальные регионы аграрного Южного федерального округа, ресурсодобывающие регионы Европейского Севера, большинство регионов Сибири и север Дальнего Востока (Магаданская, Камчатская области). Самая низкая безработица - в крупнейших городских агломерациях с наиболее динамично развивающимся рынком труда: федеральных городах, Московской и Самарской областях (1-4%). Почти в половине регионов России уровень безработицы различается несущественно (6-9%), что в основном отражает реальное положение, но отчасти связано с недостаточной выборкой региональных обследований Госкомстата.
Уровень официально зарегистрированной безработицы в России снижается и, по данным Минздравсоцразвития РФ, за последние месяцы он сократился почти на 1%, составив немногим более 1,5 миллиона человек.
"По
состоянию на 27 октября 2010 года
за прошедшую неделю
Как отмечают в министерстве, за последнюю неделю численность официально зарегистрированных безработных снизилась в 59 регионах. При этом, наиболее существенное снижение отмечено в Калининградской, Воронежской, Калужской, Саратовской, Тверской, Нижегородской, Магаданской областях, в Приморском крае и в Северной Осетии. Вместе с тем, по данным Минздравсоцразвития, численность данной категории безработных возросла в 20 российских регионах, включая Калмыкию, Камчатский край, Ямало-Ненецкий автономный округ и Амурскую область, сообщает "Интерфакс".6
Ниже
приведены статистические данные по
Забайкальскому краю, конкретно за
2008, 2009 и 2010 год.
Численность граждан, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы. | ||
44387 | ||
Из них – Граждане РФ | Из них – Лица без Гражданства | Из них – Нашло работу |
42384 | 3 | 17798 |
Таблица 2.1. Данные Службы занятости по Заб. Краю за 2008 год.
Численность граждан, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы. | ||
77905 | ||
Из них – Граждане РФ | Из них – Лица без Гражданства | Из них – Нашло работу |
77901 | 4 | 38850 |
Таблица
2.2. Данные Службы занятости по Заб. Краю
за 2009 год.
На
28 октября 2010 года численность безработных
граждан, состоящих на учёте в Службе занятости
населения Забайкальского Края, составила
12280 человек. С начала года наблюдается
(по сравнению с аналогичным периодом
прошлого года) снижение численности граждан
признанных в уставном порядке безработными
с 38253 до 31382 или в 1,2 раза. На 28 октября трудоустроено
25063 человека, в том числе 4694 безработных
гражданина трудоустроено на общеобразовательные
работы.
3.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА
ЗАНЯТОСТИ. ТЕНДЕНЦИЯ
И ПЕРСПЕКТИВЫ.
В реализации программы социально-экономического развития Российской Федерации среди основных задач в области социальной политики особое значение приобретают вопросы:
Успешное выполнение всех указанных задач, как можно заметить, комплексно связано с решением одной очень важной социально-экономической задачи – созданием условий для обеспечения в нашей стране наиболее полной и эффективной занятости населения.
Политика занятости как важнейшая составляющая социальной политики должна быть сфокусирована на проведении мер, способствующих созданию условий для возможно более полного использования потенциала трудовой и деловой активности трудоспособных граждан, противодействующих обеднению населения и массовой безработице.
В
новых условиях государственная
политика занятости должна быть еще
более тесно взаимосвязана с
общими направлениями социально-
При определении основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации в области занятости и рынка труда в первую очередь необходимо учитывать существенный рост численности населения в трудоспособном возрасте с 87,9 млн до 89,3 млн человек, или на 1,4 млн человек. В связи с этим нельзя исключать возможность обострения в эти годы ситуации на рынке труда, где может возрасти конкуренция между молодежью, вступающей в трудоспособный возраст.
Одна из важных составляющих гибкости рынка труда – сохранение вариантности поиска работы (самостоятельно, через средства массовой информации, негосударственные фирмы по найму персонала, прямое обращение, службу занятости и т.д.). При этом государственные службы занятости должны работать в плотной конкурентной среде.
Одним из ключевых элементов нового подхода к политике занятости является повседневное внедрение современных методов профилирования безработных, которые получили широкое распространение в практике служб занятости промышленно развитых стран. Профилирование позволяет с помощью специальных обследований выявить категории безработных, которые нуждаются в наибольшем внимании со стороны службы занятости, а также реализовать наиболее эффективные подходы к решению проблем таких безработных, адаптированные с учетом их «профиля». Услуги службы занятости в части трудоустройства оказываются более результативными, если они становятся обязательным дополнением системы пособий по безработице. Это означает, что система критериев назначения пособий по безработице должна быть пересмотрена. Их выплату необходимо максимально увязать с результатами профилирования безработных с тем, чтобы право на получение пособий возникало преимущественно у тех категорий безработных, которые являются наиболее уязвимыми и нуждаются в активном содействии службы занятости населения. В силу того, что профиль уязвимых категорий безработных может сильно варьировать в территориальном разрезе, следует допустить возможность существенной дифференциации условий предоставления пособий по безработице в зависимости от состояния рынка труда. Такая дифференциация, в свою очередь, делает необходимым активное межрегиональное перераспределение финансовых ресурсов в пользу регионов с повышенным числом безработных, относящихся к уязвимым категориям по результатам профилирования.
С этой целью финансирование государственной политики занятости полностью переведено на бюджетную основу. При этом предполагается, что выплата пособий по безработице будет полностью осуществляться за счет средств федерального бюджета, а распределение этих средств по территориям будет осуществляться в строгом соответствии с числом зарегистрированных безработных, имеющих право на получение пособий. Максимальные размеры пособий должны быть ограничены величиной регионального прожиточного минимума при одновременном повышении минимальных размеров пособий.
Программы трудоустройства, реализуемые региональными службами занятости, будут в основном ориентированы на наиболее уязвимые категории безработных, выявляемые по результатам профилирования. Каждая из реализуемых программ должна быть результативна в трех отношениях. Во-первых, программы должны быть полезны на индивидуальном уровне, возвращая конкретного безработного к занятости или сохраняя его контакт с рынком труда. Во-вторых, эффект от программ должен сказываться на профильной группе безработных. В-третьих, любые действия должны быть оправданны с точки зрения общественных затрат на них.
Одновременно на рынке труда, в силу обострения конкуренции, внедрения в производство современного оборудования, наукоемких технологий, международных требований к качеству будет иметь место существенный рост дефицита квалифицированных работников, особенно в промышленности, сельском хозяйстве, секторе услуг и др., что потребует значительных усилий для обеспечения необходимого качественного уровня работников, повышения квалификации и переподготовки рабочих и специалистов, внедрения эффективных систем управления, организации и мотивации труда.
Значительную проблему составляет существенная дифференциация, сложившаяся в настоящее время по уровню безработицы на отдельных территориях Российской Федерации. Так, если в Оренбургской области уровень регистрируемой безработицы составляет всего 0,4%, то в Корякском автономном округе он достигает 8,8%, то есть разрыв между максимальным и минимальным уровнями безработицы достигает по регионам до 22 раз.7
Складывающаяся территориальная дифференциация по уровню инвестиций не позволяет рассчитывать в ближайшее время на успешное развитие занятости населения в регионах с высоким уровнем безработицы, наоборот, будет проявляться тенденция дальнейшего увеличения разрыва между территориями по уровню безработицы. Такая ситуация, по всей видимости, продлится до 2006 года, когда в силу демографических факторов сокращение численности населения трудоспособного возраста может привести к существенному уменьшению уровня безработицы как в целом по Российской Федерации, так и по отдельным территориям.
Таким
образом, забота государства о достижении
в стране наиболее полной и эффективной
занятости населения и росте на этой основе
его доходов является важнейшим аспектом
государственного регулирования рыночной
экономики. Главное при этом: уже на предварительных
стадиях разработки различных программ
и прогнозов обеспечить жесткую координацию
решения экономических и социальных вопросов,
встраивание проблем занятости населения
в общую систему макроэкономических расчетов
и обоснований, как на федеральном, так
и на региональном уровне. Механизм формирования
и регулирования рынка труда населения
должен постоянно совершенствоваться
в увязке с системой других макроэкономических
показателей применительно к новым рыночным
условиям развития многоукладного хозяйства,
структурной перестройки и институциональных
преобразований в экономике.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
В данной работе мы дали анализ как научно-теоретического, так и практического аспекта деятельности государства в области занятости. Я думаю, что из-за чрезмерной обширности данной темы невозможно подробно рассмотреть в одной работу все стороны этой проблемы. Однако, исходя из всего вышесказанного, можно сделать некоторые выводы, обобщая анализ каждого из рассмотренных вопросов.
В первой главе мы дали целостное представление о политике занятости, её структуре и сущности в целом, осветив при этом проблемы, которые являются основными для государственной деятельности в области занятости населения. Были рассмотрены особенности функционирования труда, безработицы. Также были рассмотрены основные цели и инструменты самой государственной политики занятости.
Из второй главы курсовой работы можно сделать вывод, о том каким образом организована деятельность государственной политики занятости населения. Также, в этой главе приведены некоторые статистические данные по РФ и Забайкальскому краю в частности, тем самым была рассмотрена динамика количества безработных в РФ.
Из третьей главы курсовой работы можно сделать вывод о том, что забота государства о достижении в стране наиболее полной и эффективной занятости населения является важнейшим аспектом государственного регулирования рыночной экономики. Механизм формирования и регулирования рынка труда населения должен постоянно совершенствоваться в увязке с системой других макроэкономических показателей применительно к новым рыночным условиям развития многоукладного хозяйства, структурной перестройки и институциональных преобразований в экономике.
Чтобы начать эффективно решать проблемы на рынке труда, нужно сначала реформировать все сферы экономической, политической и социальной жизни общества
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ:
Информация о работе Методы Государственного регулирования занятости в российской экономике