Методы антимонопольного регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2014 в 22:05, реферат

Краткое описание

Косвенное регулирование основано на создании условий функционирования фирм на рынке, которые в наибольшей степени выгодны государству. В России существует 2 закона антимонопольного регулирования:
1) о конкуренции и ограничение монополистической деятельности
2) о естественных монополиях
В данной работе будем рассматривать основные методы государственного регулирования.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….….3
Глава 1. Антимонопольная политика России……………………………….….4
Глава 2. Методы антимонопольной политики……………………………….....7
2.1 Ограничительные меры………………………………………………………7
2.2 Контроль за усилением экономической концентрации……………………9
2.3 Запрет на добросовестную конкуренцию………………………………….12
Глава 3. Реестр, как инструмент антимонопольного контроля……………....15
Заключение………………………………………………………………………16
Список использованных источников…………………………………………..17

Вложенные файлы: 1 файл

2.docx

— 36.05 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ                             ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ                                                                                 УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ                                                «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УИВЕРСИТЕТ»                                                                     

ФИНАСОВО ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

КАФЕДРА ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА

 

 

Реферат

По дисциплине «Государственное регулирование экономики»

«Методы антимонопольного регулирования»

 

 

 

 

 

 

студентки 4 курса

 очной формы обучения

специальности «Таможенное дело»

Группа25ТД05,

Романова К.А.

Шмикк Ю.А.

Преподаватель

Токарев Ю.А.

 

 

 

 

Тюмень 2014 г

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………….….3

Глава 1. Антимонопольная политика России……………………………….….4

Глава 2. Методы антимонопольной политики……………………………….....7

2.1 Ограничительные  меры………………………………………………………7 
2.2 Контроль за усилением экономической концентрации……………………9 
2.3 Запрет на добросовестную конкуренцию………………………………….12 
Глава 3. Реестр, как инструмент антимонопольного контроля……………....15 
Заключение………………………………………………………………………16 
Список использованных источников…………………………………………..17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Антимонопольное регулирование является одним из необходимых условий стабильного развития любой национальной экономики. Антимонопольное регулирование направлено на недопущение монополизации рынка и поддержку конкуренции. Во всех странах антимонопольное регулирование включает методы прямого (административного) и косвенного (экономического) регулирования.

Прямое регулирование основано на разработке и применении нормативных актов, ограничивающих те или иные действия фирм на рынке.

Косвенное регулирование основано на создании условий функционирования фирм на рынке, которые в наибольшей степени выгодны государству. В России существует 2 закона антимонопольного регулирования:

1) о конкуренции и ограничение  монополистической деятельности

2) о естественных монополиях

В данной работе будем рассматривать основные методы государственного регулирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Антимонопольная политика России

Антимонопольное законодательство включает в себя законы

  • "О конкуренции иограничении монополистической деятельности на товарных рынках" от 22 марта1991 г.,
  • "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" от 3 июля 1991 г.,
  • "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" от 13 декабря 1994 г.,
  • "О финансово-промышленных группах" от 30 ноября 1995 г.,
  • "О естественных монополиях" от 17 августа 1995 г.,
  • "Об акционерных обществах" от 26 декабря 1995 г.,
  • "О некоммерческих организациях" от 12 января 1996 г.,
  • "О рекламе" от 18 июля 1996 г.,
  • "О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли" от 14 апреля 1998 г. и др., а также нормативно-правовые акты Президента РФ и правительства.

Сегодня, спустя восемь лет после начала рыночных реформ, антимонопольное законодательство необходимо совершенствовать, преимущественно на основе обобщения правоприменительной практики. Предстоит так обновить правовую базу, чтобы она позволяла надежнее пресекать злоупотребления рыночной властью, ущемление интересов хозяйствующих субъектов, применять штрафные санкции к юридическим и физическим лицам, включая должностных лиц федеральных и региональных органов исполнительной власти и местного самоуправления, лучше регулировать безопасность и качество товаров и услуг. Нужен закон "О защите конкуренции в сфере финансовых услуг".

Для реализации антимонопольной политики, поддержки рыночных структур и предпринимательства, государственного регулирования тарифов в сфере естественных монополий, пресечения монополизма на товарных рынках, создания условий для здоровой конкуренции был создан Государственный комитет по антимонопольной политике, имеющий территориальные управления. Позднее его преобразовали в Государственный антимонопольный комитет (ГАК).

Следует признать, что ему не удалось достичь ощутимых успехов в создании полноценной конкурентной среды.

В 1999 г. на его базе создано Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП). В него вошли также Федеральная служба России по регулированию естественных монополий на транспорте (ФСЕМТ), Федеральная служба России по регулированию естественных монополий в области связи (ФСЕМС), Государственный комитет по поддержке и развитию малого предпринимательства (ГКРП) и, возможно, будет включена Федеральная энергетическая комиссия (ФЭК). Пока уровень развития конкуренции в нашей стране явно недостаточен.

Специалисты называют несколько причин этого: во-первых, приватизация не привела, как ожидалось, к появлению эффективных собственников, которые заботились бы о развитии предприятия; во-вторых, принудительная реорганизация (реструктуризация) предприятий не была использована должным образом, хотя могла бы облегчить массовое образование новых конкурентоспособных хозяйствующих субъектов; в-третьих, малый бизнес так и не получил должного развития.

Во многих странах именно малый бизнес является естественной основой формирования конкурентной среды, полигоном для испытания венчурных технологических и экономических проектов. У него больше возможностей маневрировать капиталом, переключаясь с одного вида деятельности на другой, ниже операционные расходы, у работников выше чувство причастности к делам фирмы и заинтересованность в ее успехе. Даже в условиях повышенного риска малые предприятия охотно берутся за новации, которые они затем могут передать на тиражирование промышленным гигантам.

Как показывает зарубежный опыт, чем выше доля малых предприятий в общем числе хозяйствующих субъектов и численности занятых, тем меньше безработица и выше конкуренция. Однако сегодня темпы роста числа этих предприятий замедлились, занимаются они в основном торговлей и посреднической деятельностью.

Для развития малого бизнеса необходимы доступные кредиты и льготное налогообложение, создание лизинговых компаний, технопарков, бизнесинкубаторов, информационных, консалтинговых и учебно-деловых центров, а также вовлечение малых предприятий в новые сферы деятельности, международные программы сотрудничества. Пока же все это остается благим пожеланием из-за скудости госбюджета, недостатка политической воли у властей, противодействия чиновников, настроенных против рыночных реформ.

Для демонополизации экономики и развития конкуренции специалисты предлагают:

  • наладить антимонопольный контроль за проведением конкурсов, торгов, аукционов, в том числе при размещении заказов на поставки продукции для государственных и муниципальных нужд (только в 1998 г. финансовые обороты на таких конкурсах и торгах достигли 122 млрд. рублей);
  • ввести жесткие меры против действий региональных властей, препятствующих свободе перемещения товаров и капитала по всей России;
  • совершенствовать правовое регулирование использования государственных средств для расширения конкурентной среды, снижения концентрации производства и уменьшения ведомственного монополизма;
  • согласовать антимонопольное законодательство стран СНГ, адаптировать их конкурентную политику к международным принципам и правилам.

 

 

Глава 2. Методы антимонопольной политики

2.1 Ограничительные  меры

Они предусмотрены законом "О конкуренции" и применяются антимонопольным органом к хозяйствующим субъектам, которые нарушают антимонопольное законодательство. Это запреты на монополистическую деятельность и недобросовестную конкуренцию, на действия органов власти и управления, которые могут неблагоприятно сказаться на развитии конкуренции.

Запреты на монополистическую деятельность подразделяются на запреты, направленные против соглашений, ограничивающих конкуренцию, и запреты на злоупотребление предприятиями своим доминирующим положением. Такие злоупотребления являются наиболее типичным (более 60%) нарушением антимонопольного законодательства.

Довольно часто встречаются такие нарушения, как навязывание контрагенту невыгодных условий договора, несоблюдение порядка ценообразования, согласованные действия предприятий, направленные на ограничение конкуренции. Мониторинг более 200 цен показал, что свыше трети предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке, завышают цены на товары и услуги.

Закон запрещает устанавливать монопольно высокие или монопольно низкие цены, изымать товар из обращения с тем, чтобы создавать или поддерживать дефицит или повышать цену, навязывать контрагенту условия договора, невыгодные для него или не относящиеся к предмету договора, включать в договор дискриминирующие условия, которые ставят контрагента в неравное положение по сравнению с другими предприятиями, препятствовать выходу на рынок (или уходу с него) другим предприятиям, побуждать контрагента отказываться от заключения договоров с отдельными покупателями (заказчиками), несмотря на то, что есть возможность произвести или поставить нужный товар.

Монопольно высокая цена: ее устанавливает доминирующий на рынке данного товара хозяйствующий субъект (производитель), чтобы компенсировать необоснованные затраты, вызванные недоиспользованием производственных мощностей, и (или) получить дополнительную прибыль за счет снижения качества товара.

Монопольно низкая цена: цена приобретаемого товара, установленная доминирующим на рынке данного товара покупателем с целью получить дополнительную прибыль и (или) компенсировать за счет продавца свои необоснованные затраты; цена, сознательно установленная доминирующим на рынке данного товара продавцом на уровне, приносящем убытки от продажи, для того чтобы вытеснить конкурентов с рынка.

Наиболее стабильно действует запрет на установление монопольных цен, хотя и здесь немало проблем. В частности, "Временные методические рекомендации по выявлению монопольных цен" от 21 апреля 1994 г. предлагают одновременно использовать концепцию ограничения прибыли и концепцию сравнения рынка.

Применение первой концепции осложняется тем, что производственные затраты необходимо устанавливать с учетом того, что производственные мощности могут быть исчерпаны. Но при общем спаде производства в России это нереально. Так же нереально выяснить действительную себестоимость, прибыль и рентабельность предприятия в условиях господства бартера и "черного нала". Поэтому предпочтительной оказывается концепция сравнения рынков, в рамках которой антимонопольному ведомству не нужно проверять производственные показатели предприятия-монополиста, достаточно на основе внешних факторов выявить монопольно высокие или монопольно низкие цены.

Сейчас в России чаще практикуются монопольно высокие цены, а в странах с развитой конкуренцией - монопольно низкие, иногда даже демпинговые.

Российский монополизм проявляет свое антиконкурентное поведение преимущественно в отношениях с потребителями или поставщиками, а не с конкурентами. Но по мере развития конкуренции повышается вероятность применения монопольно низких цен: мощные многопрофильные компании благодаря перекрестному субсидированию за счет прибыльности одних секторов могут занижать цены на продукцию других и тем самым блокировать конкурентов. В этой части особенно необходимо контролировать финансово-промышленные группы.

Среди ограничивающих конкуренцию следует выделить, во-первых, соглашения, которые препятствуют доступу других предприятий на рынок; во-вторых, отказы от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями; в-третьих, соглашения по разделу рынка по территориальному признаку или ассортименту реализуемой продукции, по кругу продавцов или покупателей; в-четвертых, ценовые соглашения.

 

2.2 Контроль за  усилением экономической концентрации

 

Наряду с запретами на заключение вредных для конкуренции соглашений и на злоупотребление доминирующим положением для борьбы с ограничением конкуренции применяется контроль за экономической концентрацией. Она возникает:

  • в результате создания, реорганизации или слияния предприятий и объединений;
  • когда появляется возможность для группы организаций проводить на рынке согласованную политику. Согласно закону "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", если предприятие достигает определенного порога по объему операций, оно обязано получить согласие антимонопольного органа на свои действия (предварительный контроль) или уведомить его о них (последующий контроль).

Информация о работе Методы антимонопольного регулирования