Методы государственного воздействия на макроэкономику

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2014 в 19:02, курсовая работа

Краткое описание

Рыночная экономика развивается циклически, создавая разрывы ВНП и снижая эффективность распределения ресурсов. Государство осуществляет макроэкономическую стабилизационную политику, сглаживая циклические последствия. Особая функция государства состоит в борьбе с макроэкономическими «болезнями»: экономическими спадами, инфляцией и замедлением экономического роста, которые могут угрожать экономической и политической устойчивости общества. В централизованной экономике правительство имеет возможность в некоторых пределах ускорять темп экономического роста, сокращать безработицу и препятствовать росту цен с помощью административных решений. Но в условиях рыночной экономики правительство и парламент не могут приказать фирмам производить больше продуктов, не увольнять рабочих и не повышать цены. Как же государство может осуществлять эту свою функцию?

Содержание

Введение
Государственное регулирование экономики
Краткий экскурс в историю
Современный взгляд на роль государства
Государственное регулирование как необходимость
Методы государственного воздействия на макроэкономику
Направление и основные цели государственного регулирования
Правила денежно-кредитной политики
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по макроэкономике.docx

— 48.43 Кб (Скачать файл)

—государственные власти в полной мере могут обеспечить реализацию своей экономической политики через свой административный аппарат. Несомненно, что среди государственных чиновников немало добросовестных и высококомпетентных людей, которые руководствуются поставленными перед ними задачами. Однако факты свидетельствуют о распространении коррупции в государственной администрации и о многочисленных случаях действий чиновников исходя из собственной выгоды или политических мотивов.

Опыт показывает, что перечисленные романтические и идеалистические гипотезы относительно того, как принимаются и как осуществляются государственные решения, очень далеки от жизни. В действительности государственный сектор не является монолитным образованием; он распадается на множество центров принятия решений, которые далеко не всегда следуют общему интересу; принимаемые государством решения часто не взаимосвязаны в пространстве и во времени; эти решения принимаются нередко под воздействием личных интересов чиновников или под давлением лоббистских групп; в государственном аппарате есть и некомпетентные руководители, которые плохо знают, как функционирует экономика и т.д.

В 80-е годы в подходах к анализу роли государства произошли существенные изменения, связанные с развитием новейших направлений в экономической теории: новой институциональной экономики, исследующей причины и механизм изменения институтов (Д.Норт, О.Уильямсон); конституциональной экономики, занятой изучением влияния, которое различные правовые и институциональные рамки оказывают на процесс принятия экономических и политических решений, иными словами, “выбором ограничений в отличие от выбора в пределах ограничений” (В.Ванберг); теории контрактов, изучающей контрактные договоренности, которые возникают в системе, где действуют абсолютно рациональные субъекты, имеют место информационная асимметрия, несовершенное предвидение, ограниченные возможности получения информации для третьих лиц (Дж.Стиглиц, Й.Макнил); раздела, получившего название “экономика и право”, и т.д. Эти направления не были специально посвящены исследованию роли государства, но вопросы, которые они рассматривали, имели непосредственное отношение к данной проблеме, либо имели выходы на нее, либо открывали новые подходы к ее пониманию и исследованию.

Возникновение новой институциональной экономики неразрывно связано с работами Р.Коуза и введенными в них понятиями трансакционных издержек и прав собственности (заметим, что самого Коуза и его последователей некоторые исследователи относят к другому направлению — неоинституционализму). Введенные понятия имели принципиальное значение для развития экономической теории в целом, в том числе и тех ее разделов, которые связаны с исследованием роли и функций государства. Существование трансакционных издержек и недостаточно специфицированных прав собственности – вот причина необходимости вмешательства государства и соответственно указание на то, в чем должно заключаться это вмешательство.

 

1.2 Современный взгляд  на роль государства

 

В настоящее время идея о том, что государство способно решить большинство проблем, уже не столь широко распространена, как двадцать-тридцать лет назад. Итоги государственного вмешательства в период его интенсивного расширения в большинстве стран были очень разочаровывающими. Очевидно, что массированное вмешательство государства не позволило улучшить распределение ресурсов, стимулировать рост, перераспределить доходы и стабилизировать экономическую среду. Ресурсы по-прежнему распределяются неэффективно, сохраняются неравенство доходов, инфляция, безработица и макроэкономические диспропорции. Более того, страны, в которых государственное вмешательство ограничивалось (Чили, Новая Зеландия, страны Юго-Восточной Азии), показали лучшие результаты, чем страны, проводившие курс на расширение государственного регулирования. В последние годы растет понимание того, что расширение государственного вмешательства в рыночную экономику сопровождается ухудшением исполнения государством его фундаментальных функций. Это связано с тем, что ограниченные государственные ресурсы должны распределяться на все более широкую сферу деятельности государства, что ведет к недостаточному финансированию отдельных направлений деятельности и снижению качества государственных услуг. Деятельность государства становится все менее эффективной, что отражается на функционировании рыночной экономики в целом. Особенно опасно то, что государство все менее эффективно справляется с функцией оказания помощи и с функцией компенсации несовершенств рынка.

Во многих странах плохо осуществляется функция обеспечения правопорядка, что оказывает негативное психологическое влияние на население. Преступность здесь превратилась в серьезную проблему; сильно затруднена работа судебной системы; растут правовое неравенство граждан и неисполнение законов; в правовой системе все шире распространяется коррупция и т.д. Часто минимальные расходы на получение юридической помощи оказываются столь высокими, что такой помощью могут воспользоваться только самые обеспеченные граждане.

Распыление ресурсов и инициатив государства по многим направлениям ухудшает обеспечение граждан базовыми медицинскими услугами (в частности, в области вакцинации и профилактики заболеваний). Снижается также качество начального образования и возможности его получения гражданами по мере того, как государство начинает уделять все более внимание высшему образованию, финансирование которого требует значительных средств.

Сейчас в обществе растет осознание необходимости сокращения государственного вмешательства и большей опоры на рыночные механизмы. Увеличивается число сторонников точки зрения, что государство должно не конкурировать с рынком, а понемногу восполнять его несовершенства и способствовать улучшению его функционирования. Отражением этой позиции является экономическая политика, проводимая во многих странах. В частности, отмечаются следующие меры:

—приватизация государственных предприятий;

—введение количественных ограничений внешнеторговых операций и снижение таможенных пошлин;

  • ограничения кредитных операций и регламентирование процентных ставок;
  • сокращение контроля над ценами.

Все перечисленные меры способствуют либерализации рынка и сокращению сферы государственного вмешательства. Тенденция к дерегулированию охватила многие, но не все страны. Груз прошлых лет и интересы лоббистских групп, извлекающих выгоду из государственного вмешательства, способствуют сохранению старых подходов к роли государства. Тем не менее переоценка этой роли неизбежна, хотя для этого и может потребоваться много времени.

Проблемы соотношения личных интересов влиятельных групп и интересов общества, а также вопросы контроля общества над деятельностью исполнительной и законодательной власти обсуждаются сегодня на стыке новой институциональной экономики и теории общественного выбора. Еще в 1965 г. М.Олсон обратился к этой проблематике. Он ввел понятие групп специальных интересов и показал, почему люди объединяются в группы интересов, каким образом формируются эти группы и чьи интересы они в конечном счете отстаивают, наконец, как интересы отдельных групп соотносятся с интересами общества. В рамках теории групп специальных интересов был поставлен под сомнение целый ряд широко распространенных представлений о государстве, включая представление о том, что государство выступает от имени всего общества и всегда действует в общих интересах, либеральную концепцию государства, рассматривающую его как добровольное объединение индивидов; а также марксистскую концепцию государства как исполнительного органа одного класса. Более того, была подвергнута сомнению идея Коуза о том, что при отсутствии трансакционных издержек люди всегда распределяются по группам, которые действуют в общих для членов этих групп интересах, иными словами, что свободный обмен и низкие трансакционные издержки гарантируют эффективные результаты. Наконец, был поставлен более общий и ставший особенно актуальным в связи с трансформационными процессами в странах третьего мира и бывших социалистических странах вопрос о том, почему одни страны демонстрируют экономическое процветание, а другие оказываются в ловушке бедности, хотя и те и другие имеют рыночную экономику и, более того, используют демократические процедуры. Олсон показал, почему может сформироваться и воспроизводиться среда, препятствующая появлению эффективных организаций коллективных действий, отражающих интересы большинства и обеспечивающих контроль над исполнительной властью, и затронул вопрос о том, каким должно быть государство, способствующее экономическому процветанию и демократии1). Этот вопрос сегодня является ключевым для исследований роли государства. Современная экономическая наука предлагает целый спектр его различных трактовок. Особенную роль в исследованиях подобного рода играет институциональная теория, открывающая новые перспективы для изучения роли государства.

Сравнительный анализ подходов к денежной политике в рамках теорий адаптивных и рациональных ожиданий  позволяет утверждать:

- обе рассматриваемые школы располагают одной и той же методологической базой, то есть используют одну модель человека (максимизирующего и рационального субъекта);

  • экономику считают гомогенной системой, в которой действуют одинаковые максимизаторы удовольствий;
  • механизм цен считают гибким, работающим без издержек и точно сигнализирующим обо всех изменениях на рынках.

Однако различные “модели действия” индивидов в макроэкономической системе приводят к существенно различающимся промежуточным результатам при совпадении вывода о регулировании денежного предложения на государственном уровне. Ожидание - это в большей степени психологическое явление, но, безусловно, имеющее экономические последствия, так как напрямую затрагивает причины изменения человеческого поведения в зависимости от функционирования ценового механизма, в частности, от динамики общего уровня цен. В существующих теоретических системах деньги и денежное предложение (объем денег в экономике) обычно рассматриваются с точки зрения исходной предпосылки об ожиданиях агентов. Следовательно, в объяснении денег и денежной политики прослеживается идея преобладания “индивидуалистического” подхода, когда взгляд на хозяйственный процесс формируется с точки зрения реакции конкретного агента-индивида, его интересов и преференций. При этом исчезают, не учитываются институциональная природа денег и деньги как элемент целостной системы, нарушается взаимообусловленность связей в экономике.

 

1.3 Государственное регулирование  как необходимость

 

В условиях социалистической рыночной системы хозяйственные функции государства воплощаются в политике макроэкономического регулирования. Для этого существует ряд важных причин.

Во-первых, необходимость компенсировать изъяны и слабости рынка. Как в условиях капитализма, так и при социализме рынок никогда не бывает всесильным в решении многих жизненно важных вопросов, в частности, касающихся экологии, социальной справедливости, образования и всестороннего развития личности. Опора исключительно на рынок может привести к негативным результатам в этих сферах. Ведь успехи здесь служат интересам общества в целом. Это далеко не всегда могут обеспечить индивидуум или предприятие.

Кроме того, рыночное регулирование через цены темпов роста и структуры экономики обычно происходит замедленно и стихийно. К тому же предприятие и индивидуум обычно не владеют полной информацией, в результате чего микроэкономическая политика отличается определенной бесплановостью. Это особенно заметно в отраслях с растянутым циклом производства (сельское хозяйство, горнодобывающие отрасли и т.д.). Поэтому наряду с более эффективным распределением богатства, затруднено поддержание баланса спроса и предложения и обеспечение стабильного роста.

Опираясь только на рыночный механизм, невозможно осуществить справедливое распределение доходов. Хотя рыночный обмен и ведется по принципу эквивалентности, возможности у людей различны и доходы их вследствие этого заметно разнятся. Неограниченное действие рыночных механизмов неизбежно ведет к социальной поляризации, безработице и социальной напряженности.

Во-вторых, потребность в урегулировании отношений между макро- и микроэкономикой, целым и частным, центром и местами. Экономическая деятельность отдельно взятого предприятия, отрасли или региона ведется по принципу рассредоточения ответственности, самостоятельного хозяйствования и самоокупаемости. Каждое предприятие, отрасль и регион преследуют свои конкретные интересы, из-за чего их деятельность носит в определенной степени стихийный и эгоистичный характер и ориентирована на достижение краткосрочного результата. Наряду с этим предприятия находятся в отношениях конкуренции, а между предприятием и государством существуют противоречия интересов целого и частного.

Национальная экономика представляет собой многоуровневый, многоцелевой и многофункциональный организм, в котором различные отрасли, регионы и предприятия имеют свои особенности. При опоре лишь на рынок невозможно направить их развитие к общей цели.

В-третьих, потребность усиления макроэкономического контроля в экономике переходного типа. При переходе от планового хозяйства к рыночному в экономике Китая обнаружились следующие черты:

- сосуществование новой  и старой экономических систем. Хотя каркас новой уже обрел  первичную форму, рыночная система  еще несовершенна, по-прежнему велико  влияние плановой;

- быстрый рост сопровождается  инфляцией. Эта ситуация отличается  как от положения в прошлом, когда в условиях плановой  экономики рост не был стабильным, но отсутствовала инфляция, так  и от явления депрессии, характерной  для Запада;

- продолжаются циклические  колебания;

- темпы развития ускорены, однако экономическая эффективность  сравнительно низка;

- роль рыночных отношений  и степень интернационализации  хозяйственной деятельности повышаются, а уровень подготовки руководящих  работников предприятий к управлению  в макро- и микрообластях отстает  от развития макроэкономической  ситуации.

Государственное управление, включающее создание и укрепление системы макроэкономического регулирования, определение его целей, методов и политики, является концентрированным воплощением экономических функций государства, объективной необходимостью на этапе перехода к рынку. Осуществление макрорегулирования параллельно с выявлением роли рынка в распределении ресурсов позволяет сделать функционирование социалистической рыночной экономики более осознанным, согласованным и слаженным, обеспечить продолжительное, ускоренное и нормальное развитие народного хозяйства.

Информация о работе Методы государственного воздействия на макроэкономику