Методы планирования прибыли на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 14:57, курсовая работа

Краткое описание

Планирование прибыли – составная часть финансового планирования и важный участок финансово-экономической работы на предприятии . Планирование прибыли производится раздельно по всем видам деятельности предприятия. Это не только облегчает планирование , но и имеет значение для предполагаемой величины налога на прибыль , так как некоторые виды деятельности не облагается налогом на прибыль, а другие – облагаются по повышенным ставкам . В процессе разработки планов по прибыли важно не только учесть все факторы, влияющие на величину возможных финансовых результатов , но и , обеспечивающий максимальную прибыль.

Содержание

Методы планирования прибыли предприятия.

Метод прямого счета , его достоинства и недостатки;
Характеристика аналитического метода планирования прибыли.

Вложенные файлы: 1 файл

финансы.doc

— 128.00 Кб (Скачать файл)

 

 

Вариант  11.

 

  1. Методы планирования прибыли предприятия.

 

  • Метод прямого счета , его достоинства и недостатки;
  • Характеристика аналитического метода планирования прибыли.

 

 

 

Планирование прибыли – составная часть финансового планирования и важный участок финансово-экономической работы на предприятии . Планирование прибыли производится раздельно по всем видам деятельности предприятия. Это не только облегчает планирование , но и имеет значение для предполагаемой величины налога на прибыль , так как некоторые виды деятельности не облагается налогом на прибыль, а другие – облагаются по повышенным ставкам . В процессе разработки планов по прибыли важно не только учесть все факторы, влияющие на величину возможных финансовых результатов , но и , обеспечивающий максимальную прибыль.

Объектом планирования являются планируемые элементы балансовой прибыли , главным образом, прибыль от реализации продукции , выполнения работ, оказания услуг. Основой для расчета является объем производственной программы, который базируется на заказах потребителей и хозяйственных договорах.

Прибыль от реализации товарной продукции является основным компонентом валовой прибыли предприятия рассмотрим способы ее планирования .

Метод прямого счета   является наиболее распространённым . Он применяется , как правило, при небольшом ассортименте выпускаемой продукции. В наиболее общем виде прибыль – это разница между ценой и себестоимостью, но при расчете плановой величены прибыли необходимо уточнить объем продукции, от реализации которой ожидается эта прибыль . Прибыль по товарному выпуску планируется на основе сметы затрат на производство и реализацию продукции, где определяется себестоимость товарного выпуска планируемого периода :

 

П тп = Ц тп – С тп  ;

 

Где П тп  - прибыль по товарному выпуску планируемого периода;

         Ц тп     -  стоимость товарного выпуска планируемого периода в действующих ценах реализации (без налога на добавленную стоимость, акцизов, торговых и сбытовых скидок);

С тп    - полная себестоимость товарной продукции планируемого периода ( рассчитана в смете затрат на производство и реализацию продукции).

 

Прибыль на реализуемую продукцию рассчитывается иначе:

П  рн   = В рн    - С рн   ,

Где,

  В рн  - планируемая выручка от реализации продукции в действующих ценах (без налога на добавленную стоимость, акцизов , торговых и сбытовых скидок),

П рн - планируемая прибыль по продукции , подлежащей реализации в предстоящем периоде;

С рн – полная себестоимость реализуемой в предстоящем периоде продукции.

 

Исходя  из того, что объем реализуемой  продукции предстоящего планового  периода в натуральном выражении  определяется , как сумма остатков нереализованной продукции на начало планируемого периода и объема выпуска  товарной продукции в течении  планируемого периода без остатков готовой продукции, которые не будут реализованы в конце этого периода , то расчет плановой суммы от реализации продукции примет вид:

П рп   = П о1 + П тп - П о2   ;

Где П рп   - прибыль от реализации продукции в планируемом периоде;

  П о1    -   прибыль в остатках продукции, не реализованной на начало планируемого периода;

  П тп - прибыль по товарной продукции , планируемой к выпуску в предстоящем периоде;

   П о2 – прибыль в остатках готовой продукции, которая не будет реализована в конце планируемого периода.

 

 

Именно  такая методика расчета лежит  в основе применения укрупненного прямого метода планирования прибыли, когда легко определить объем реализуемой продукции в ценах и по себестоимости.

Другая  разновидность метода прямого счета  – метод по-ассортиментного планирования прибыли. Прибыль определяется по каждой ассортиментной позиции , для чего необходимо располагать соответствующими данными.

Прибыль суммируется по всем ассортиментным позициям. К полученному результату прибавляется прибыль в остатках готовой продукции, не реализованных на начало планируемого периода. После расчета прибыли от реализации продукции она увеличивается на прибыль от прочей реализации и планируемые внереализационные результаты.

Укрупненный метод прямого счета  применим на предприятиях с незначительной номенклатурой выпускаемой продукции. Метод по ассортиментного расчета используется при более широком ассортименте, если планируется себестоимость по каждому виду продукции. Главным достоинством метода прямого счета при известных ценах и неизменных затратах в течении планируемого периода является его точность.

В современных условиях хозяйственный  метод прямого счета можно  использовать при планировании прибыли только на очень короткий период времени, пока не изменились цены, зарплата и другие обстоятельства. Это исключает его применение при годовом и перспективном планировании прибыли. Расчет прибыли не позволяет выявить влияние отдельных факторов на плановую прибыль и при очень большой номенклатуре очень трудоёмок.

 

При планирования прибыли аналитическим методом   расчет ведется раздельно по сравнимой и не сравнимой товарной продукции.

Сравнимая продукция выпускается в базисном году, который предшествует планируемому, поэтому известны ее фактическая себестоимость и объем выпуска. По этим данным можно определить базовую рентабельность Рб .

 

Рб   = (По : тп) * 100%  ,

Где

   По – ожидаемая прибыль ( расчет прибыли ведется в конце базисного года, когда точный размер прибыли еще не известен);

    Стп – полная себестоимость товарной продукции базисного года.

 

 

Допустим , По составляет 100 тыс. гривен,

Стп – 400 тыс.гривен,

  Тогда Рб = ( 100 : 400 ) * 100 % = 25 %

 

С помощью базовой рентабельности ориентировочно рассчитывается прибыль  планируемого года на объем товарной продукции планируемого года , но по себестоимости базисного года, но по себестоимости базисного года .

Если объем товарной продукции планируемого года, по себестоимости составляет 500 тыс. грн. , то прибыль ориентировочно будет равна : 500 * 25 % = 125 тыс. грн. В этом расчете учтено влияние первого фактора – объема производства. Далее расчет ведется в определенной последовательности:

 

Рассчитывается изменение (+,- ) себестоимости продукции в планируемом году. Допустим , на основе прогноза о росте цен на сырье , увеличении амортизационных отчислений и прочих факторов себестоимости продукции планируемого года по сравнению с базисным возрастет на 20 тыс. грн.;

 

Определяется влияние изменения  ассортимента, качества, сортности  продукции. Такие расчеты выполняются в специальных таблицах на основе плановых данных об ассортименте продукции, ее качестве и сортности. Допустим , прибыль возрастет за счет этих факторов на 25 тыс. грн;

 

После обоснования цены на готовую продукцию  планируемого года определяется влияние  роста цен. Допустим , увеличение цен  на реализуемую продукцию в предстоящем году может дать 30 тыс. грн.

 

Влияние на прибыль всех выше перечисленных  факторов определяется путем их суммирования . Прибыль от производства сравнимой товарной продукции в предстоящем году составит: 125- 20 + 25 + 30 = 160 тыс. грн. ;

 

Теперь  следует учесть изменение прибыли  в нереализованных остатках готовой  продукции на начало  ( 10 тыс. грн. ) и на конец планируемого периода ( 5 тыс. грн.)  : 10+160-5 = 165 тыс. грн.

 

 

В отличии от метода прямого счета  аналитический метод планирования прибыли показывает влияние факторов на величину прибыли, но и он в достаточной степени не учитывает влияние всех меняющихся условий хозяйствования на финансовые результаты и не обеспечивает их достоверности прежде всего из-за постоянно меняющихся условий хозяйствования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задача 1.

 

Рассчитать сумму квартальных амортизационных отчислений автомобиля, если его балансовая стоимость на начало предыдущего года составила 15 тыс. грн., а сумма расходов на капитальный ремонт автомобиля – 1 тыс. грн., сумма амортизационных отчислений , начисленных в предыдущем году – 3,75 тыс грн.

 

Решение

 

1 – В предыдущем году сумма амортизационных отчислений была равна 3,75 тыс. грн., что составляет 25 % от балансовой стоимости автомобиля .

 

2 – В нынешнем году стоимость автомобиля равняется сумме балансовой стоимости на начало года и затрат на капитальный ремонт за минусом амортизационных отчислений :

Равт = 15 тыс.грн. – 3,75 тыс.грн + 1 тыс. грн. = 12,25 тыс. грн

 

3 – Амортизационные отчисления в квартал в нынешнем году составят :

 

А кв = ( 12,25*0,25 ) : 4 = 0,77 тыс. грн. = 770 грн.

 

 

 

Ответ : Сумма квартальных  амортизационных отчислений автомобиля в нынешнем году при равноускоренной  амортизации составит 770 грн.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задача 2.

 

Определить показатель рентабельности изделия предприятия «Лотос», если затраты на его производство – 4780 грн., изменение остатков незавершенного производства ( увеличение + , уменьшение - ) - +50 грн.; внепроизводственные расходы – 30 грн.; оптовая цена изделия на предприятии – 6000 грн.

 

 

 

Решение

 

Прибыль (разность между ценой изделия и затратами ) предприятия составит :

 

 

Пр = 6000- (4780 +50 +30 ) = 1140 грн.

 

Рентабельность находим  как отношение прибыли и затрат

 

R = (1140 : 4860 ) * 100 % = 23,46 %

 

Ответ : Выпускаемое изделие  имеет высокую рентабельность равную 23,46 %

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

 

 

 

          1. Финансы предприятий , Е.И. Бородина и др., Москва, «Банки и биржи», Издательское объединение «ЮНИТИ» ,1995 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Методы планирования прибыли на предприятии