Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2015 в 13:18, контрольная работа
Целью работы является исследование механизма разработки и принятия стратегических управленческих решений в организации.
Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть Понятие стратегических решений в организации.
2. Изучить методологические основы принятия стратегических решений.
3. Исследовать этапы разработки и выбора стратегии.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….3
Глава 1. ПОНЯТИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ……………………………………………………………....5
Глава 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИНЯТИЯ СТРАТЕГИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ…………………………….………………………………………7
Глава 3. ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ И ВЫБОРА СТРАТЕГИИ…………………………………………………………….…...11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………….……………..19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………..…………20
- Ограниченный рост.
- Рост.
- Сокращение
или стратегия последнего
- Комбинированная стратегия5.
Каждая их вышеупомянутых стратегий представляет собой базовую стратегию, которая, в свою очередь, имеет множество альтернативных вариантов. Базовые стратегии служат вариантами общей стратегии организации, наполняясь в процессе доводки конкретным содержанием.
Когда фирма работает несколько лет, у нее уже сложились такие основные ориентиры как: видение, миссия и цели. Поэтому процесс разработки стратегического плана начинается не с выработки этих основных ориентиров, а с анализа внешней и внутренней среды, т.е. сопоставления внешних угроз и возможностей с внутренними сильными и слабыми сторонами организации. Затем оценивается востребованность и происходит корректировка основных ориентиров фирмы, вырабатываются и оцениваются стратегические альтернативы, выбирается лучший вариант стратегии и формализуется в стратегический план. Процесс разработки стратегического плана для вновь созданного предприятия.
Рассмотрим каждый из этапов процесса стратегического плана:
Миссия и цели организации: Миссия – это глобальная цель организации, повернутая лицом к потребителям. В качестве миссии нельзя принимать максимизацию прибыли, так как прибыль организации – это ее внутренняя цель и отражает интересы только собственников фирмы. В качестве миссии нельзя принимать максимизацию прибыли, так как прибыль организации – это ее внутренняя цель и отражает интересы только собственников фирмы. Содержание должно включать:
- описание продукции или услуг, предлагаемых организацией на рынке;
- характеристика рынка. Организация определяет своих потребителей, клиентов, пользователей.
- цели организации, выражающиеся в терминах выживания, роста, доходности;
- технология – характеристика оборудования и инноваций в области технологий;
- философия бизнеса – базовые взгляды и ценности организации, служащие основой для создания системы мотивации.
- внешний образ организации, ее имидж перед партнерами, потребителями, инвесторами и другими контрагентами. В этой части фирма должна передавать то впечатление, которое она хочет произвести на внешний мир6.
Оценка и анализ внешней среды: После установления своей миссии и целей руководство должно начать диагностический анализ этап процесса стратегического планирования. Первым шагом в этом процессе является изучение внешней среды. Руководители оценивают внешнюю среду по трем параметрам: оценка изменений, которые воздействуют на разные аспекты реализации текущей стратегии; оценка факторов, представляющих угрозу для текущей стратегии фирмы; оценка факторов, представляющих дополнительные возможности для достижения общефирменных целей при соответствующей корректировке планов.
Грамотный анализ внешней среды дает для организации время для подготовки к использованию спрогнозированных возможностей, время для составления плана на случай непредвиденных обстоятельств, время для разработки системы раннего предупреждения на случай возможных угроз и время на разработку стратегий, которые могут превратить прежние угрозы в выгодные возможности. Угрозы и возможности, с которыми сталкивается организация, можно объединить в семь областей факторов: 1. экономические факторы, 2. политические факторы, 3. рыночные факторы, 4. технологические факторы, 5. международные факторы, 6. факторы конкуренции, 7. факторы социального поведения
Управленческое обследование внутренних сильных и слабых сторон: Управленческое обследование представляет методическую оценку функциональных зон организации, предназначенную для определения того, обладает ли фирма внутренними силами, чтобы воспользоваться внешними возможностями, а также для выявления внутренних слабых сторон, которые могут усложнить проблемы связанные с внешними опасностями. С целью упрощения в управленческое обследование предлагают включить пять функций: маркетинг, финансы, операции, человеческие ресурсы, а также культура и образ фирмы.
После проведения оценки внутренних факторов по степени силы и взвешивания их по степени важности, руководство определяет зоны, которые требуют немедленного внимания, зоны, которые могут подождать, и те зоны, на которые можно опираться, чтобы воспользоваться возможностями во внешней среде.
Выработка и анализ стратегических альтернатив: При выработке и анализе стратегических альтернатив зачастую пользуются различными методологическими приемами. В рыночной экономике существуют три направления формирования стратегии: достижение лидерства в области минимизации издержек производства; специализация в производстве определённого вида продукции; фиксация определённого сегмента рынка и концентрация усилий фирмы на этом сегменте.
Выбор стратегии: Процесс выбора стратегии состоит из этапов разработки, доводки и анализа (оценки). На первом этапе создаются стратегии, позволяющие достичь поставленных целей. Здесь важно разработать возможно большее число альтернативных стратегий. На втором стратегии дорабатываются до уровня адекватности целям развития организации во всем их многообразии и формируется общая стратегия. На третьем – анализируются альтернативы в рамках общей выбранной общей стратегии фирмы и оцениваются по степени пригодности для достижения ее главных целей. На этом этапе происходит наполнение общей стратегии конкретным содержанием7.
На стратегический выбор, осуществляемый руководителями влияют разнообразные факторы. Некоторые из них: риски (в том числе изменений рыночной ситуации, ответной реакции конкурентов на вашу стратегию и т.д.); опыт прошлых стратегий; приоритеты инвесторов (владельцев). Одним из способов выработки стратегии развития предприятия является метод СВОТ-анализа. Его название связано с первыми буквами английских слов: S сильные, W – недостатки, О – возможности, Т – угрозы.
Например, к сильным сторонам деятельности предприятия могут быть отнесены устойчивые связи с потребителями и поставщиками, размер производственных мощностей, малая доля расходов на оплату труда в общей сумме затрат, наличие технологических ноу-хау. Недостатками предприятия могут быть высокие накладные расходы, неэффективная система управления, устаревшая техника, морально устаревшие виды продукции, высокие транспортные расходы. Возможностями предприятия могут оказаться законодательная поддержка федерального или муниципального правительства, интерес инвестиционных фондов, неудовлетворенность сектора потребительского рынка. К угрозам в деятельности предприятия можно отнести действия конкурентов, изменение налоговой системы, инфляцию, банкротство поставщиков и покупателей8.
На основании СВОТ-анализа разрабатывается стратегия деятельности предприятия, ориентированная на использование сильных сторон и возможностей, компенсирующая недостатки и снижающая угрозы.
Реализация стратегии: Разработанная стратегия должна быть подкреплена механизмом реализации. С целью реализации той или иной стратегии руководство организации обычно вырабатывает тактику, политику, процедуры и правила поведения в той или иной ситуации. По своей сути тактика, как бы является краткосрочной стратегией, позволяющей добиться промежуточных целей выбранной стратегии.
Дополнительным ориентиром, призванным избежать дезорганизации в стратегии и тактике, выступает политика. Политика представляет собой общее руководство для действий и принятия решений, которое облегчает достижение целей. Одной из основных задач экономической стратегии является наиболее эффективное распределение ресурсов. Планы помогают распределять действия, относящиеся к использованию ресурсов, по направлениям, которые, по мнению руководства, способствуют достижению целей. Оценка стратегии проводится путем сравнения результатов работы с ранее поставленными целями. Фактически это оказывается обратной связью в последовательности управленческих решений. Укрупненными показателями оценки стратегии являются: повышение производительности труда; улучшение качества продукции и услуг; увеличение прибыли; расширение рынка сбыта продукции; освоение новых видов продукции; экономия расходов; увеличение дивидендов.
При выборе способов финансового обеспечения стратегической деятельности необходимо разработать следующие стратегии: привлечения внешних финансовых ресурсов (источники, сроки), возврата привлеченных средств, инвестирования имеющихся средств. Совокупность способов обеспечения финансами стратегических решений предприятия можно разделить на несколько групп.
1. «Сам себе голова». Данный способ предполагает использование собственных финансовых средств для планомерного внедрения тщательно выбранных стратегических решений, направленных на обновление оборудования и расширение рыночной ниши. Используется обычно средними и крупными компаниями, действующими на устойчивых и сложившихся рынках.
2. «Консорциум». Система финансирования опирается на союз нескольких партнеров при выполнении крупного стратегического проекта. Используется для формирования новых рынков, создания крупных новых производств, освоения принципиально новой продукции.
3. «Поиск наград». Вложение финансовых средств благополучной фирмы в развитие другого производства с целью расширения сферы собственного капитала. Применяется при поддержке новых инвестиционных проектов с некоторым риском, но с большой потенциальной прибылью.
4. «Все для вас». Финансовая деятельность, повторяющая (поддерживающая) опережающие шаги крупной фирмы или государственных вложений. Такие вложения часто ориентированы на создание в перспективе совместных производств и корпораций.
5. «Черепаха». Финансовые вложения, защищенные многими страховками, обязательствами, контрактами, при реализации средств небольшими порциями и постоянным контролем за результатами.
6. «Змея». Единичное, мощное финансовое вложение под конкретный проект через двухсторонний пакет соглашений9.
Асимметричность информации обусловлена самим принципом противопоставления внутренней и внешней и внешней сред организации. С одной стороны, владение достоверной и полной информацией дает возможность организации контролировать параметры внутренней среды, с другой – ее недостаток позволяет лишь учитывать параметры внешней среды.
С одной стороны, фирма должна в максимально возможной степени делиться с другими субъектами собственной информацией. Это ведет к повышению открытости и прозрачности внешней среды и снижению неопределенности, связанной с ней.
С другой стороны, необходимо, чтобы фирма точно определила предмет стратегической информации, которая не выходит за границы самой организации. Это должно приводить, во-первых, к формированию ответственной стратегии конкретной организации и, во-вторых, к закреплению сложившейся структуры фирмы и возможности ее совершенствования в качестве одной из стратегических задач.
Возникающее противоречие между асимметричностью информации и требованием равного максимального доступа к ней в условиях рыночного хозяйства можно разрешить так: предсказуемость поведения фирм в качестве субъектов внешней среды и непредсказуемость стратегических решений каждой экономической организации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Процессы принятия стратегических управленческих решений являются центральным пунктом деятельности руководителей, поскольку именно эффективные решения управляющих обеспечивают движение предприятия к рыночному успеху. Характер соответствия внутренних параметров организации состоянию внешней среды до сих пор остается недостаточно изученным, в то время как именно от уровня этого соответствия зависит адекватность стратегии организации.
Процесс принятия стратегических решений состоит из следующих стадий: подготовка решения; принятие решения; реализация решения.
Существуют различные методы принятия решений, в данной работе были приведены: организационный механизм принятия стратегических решений (МПСР) и метод СВОТ-анализа.
Основные компоненты МПСР:
Суть СВОТ- анализа состоит в разработке стратегии деятельности предприятия, ориентированной на использовании сильных сторон и возможностей, компенсирующей недостатки и снижающей угрозы.
Разработка и выбор стратегии делится на несколько этапов:
1. Миссия организации
2. Цели организации
3. Оценка и анализ внешней среды
4. Управленческое
обследование внутренних
5. Выработка
и анализ стратегических
6. Выбор стратегии
7. Реализация стратегии.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Информация о работе Методы принятия стратегических решений организации