Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2014 в 13:13, курсовая работа
Между приватизацией и притоком привлеченных иностранных инвестиций суще¬ствует взаимосвязь:
- приватизация может быть использована зарубежным инвестором как средство расширения рынков сбыта, тогда как государствен¬ная собственность сохраняет монопольное право на сбыт для го¬сударственных компаний;
- для зарубежного инвестора и для национального предпринимате¬ля приватизация - один из макроэкономических факторов, со¬ставляющих основу благоприятного инвестиционного климата.
Введение……………………………………………………………………………….4
1. Методы стимулирования привлечения иностранных инвестиций……………….5
1.1. Налоговые льготы………………………………………………………………9
1.2. Свободные экономические зоны. Характеристика, виды и специализация..13
Заключение……………………………………………………………………………19
Список использованной литературы……………………………………………..20
- обеспечивают высокие льготы для ухода от налогообложения, так как компании, подлежащие налогообложению, могут вести деятельность с освобождением от налогов благодаря применению трансфертных цен;
- период действия налоговых каникул, хотя и формально ограниченный, может быть использован в целях злоупотребления. В частности, инвесторы используют расширенные налоговые каникулы для выкупа вложенного капитала и его нового инвестирования, т.е. намеренно закрывают инвестиционный проект и осуществляют его новый пуск под другим названием, но в рамках аналогичной собственности;
- если срок налоговых каникул ограничен, это стимулирует приток капитала в краткосрочные проекты, не столь прибыльные для принимающей страны по сравнению с долгосрочными инвестиционными проектами. Последние могут стать прибыльными только к истечению срока каникул. Следовательно, налоговые каникулы практически не используются, даже если в дальнейшем ожидаются убытки;
- доходы, поступающие в бюджет, редко являются транспарентными, пока предприятия, имеющие льготы в форме налоговых каникул, подают документы о своих доходах, в которых нередко завуалированы административные ресурсы (не приносящие доходов). Инвестиционные скидки и налоговый кредит по сравнению с налоговыми каникулами обладают преимуществами, поскольку являются более действенными инструментами для привлечения капитала в той или иной желательной форме. Доходы от их применения носят более транспарентный характер, их легче контролировать.
Наиболее проста и эффективна система налогового кредита. Если сумма налогового кредита, предоставляемого квалифицированному предприятию, определена, то она перечисляется на специальный налоговый счет. Компания, получившая такую льготу, будет считаться обычным налогоплательщиком, а значит, подлежать всем действующим условиям и правилам налогообложения, включая определение налогооблагаемой прибыли и требование документировать налоговые доходы. Единственное отличие такой компании в том, что ответственность за налогообложение доходов будет оплачиваться за счет кредитов, возвращаемых с налогового счета, пока сальдо баланса доводится до нуля. После этого налоговый счет закрывается на определенный период, а неиспользованные суммы налогового кредита разрешается использовать. Таким образом, информация о совокупном доходе не предоставляется, так как льготы сверх любого уже использованного периода времени практически действуют в течение всего срока. Если суммы налогового кредита, предоставляемые приоритетным предприятиям, известны, то они могут быть включены в баланс как налоговые расходы и подлежат той же проверке, как и любые другие формы расходов, что определяет высокую степень транспарентности. Другими словами, налоговый кредит - это вычет из налога на прибыль части инвестиционных расходов компании, возможно, с условием использования этого кредита для последующих капиталовложений [2, c.80].
Система инвестиционных скидок в форме сниженных налоговых ставок применяется аналогично практике налогового кредита. Единственное существенное различие заключается в следующем. Если корпоративный налог имеет несколько ставок, то предоставляемую сумму инвестиционной скидки стоит определить в абсолютном выражении, а не в форме налоговой ставки, в которой предоставляется скидка. В противном случае сумма предоставляемого налогового кредита не будет зависеть от ставки налога.
Ускоренная амортизация - операция, при которой часть прибыли попадает в издержки производства и освобождается от налогообложения. Например, в Германии ежегодные нормы амортизации производственных сооружений составляют 10% в первые четыре года службы, 5% - в последующие три года и по 2,5% в следующие восемнадцать лет. Наиболее льготные нормы амортизации действуют для основных активов отдельных секторов экономики - судов, самолетов, жилищного фонда, основных фондов мелкого и среднего предпринимательства, госпиталей.
По сравнению с другими формами налоговых стимулов для привлечения иностранных инвестиций ускоренная амортизация имеет два преимущества:
- обходится дешевле, чем доходы, от которых отказались ранее, что частично покрывалось стоимостью последних лет действия активов;
- если ускоренная амортизация предоставляется на временной основе, то она может стимулировать на краткосрочный период рост капиталовложений, так как инвесторы, вероятно, вложат капитал, чтобы получить эффект в будущем.
Инвестиционные субсидии - это разновидность инвестиционных скидок или налоговых кредитов, но предоставление их является проблематичным, так как имеет риск для бюджета в плане доходных поступлений. Инвестиционные субсидии включают государственные расходы, главным образом в форме снижения налоговых ставок.
Стимулирование косвенных налогов осуществляется в форме исключения из-под обложения НДС сырья и капиталоемких товаров, а также введения системы условно беспошлинного ввоза. Льготы в отношении косвенных налогов применяются для стимулирования экспорта и считаются наиболее приемлемой с правовой точки зрения практикой [2, c.84].
1.2. Свободные экономические зоны. Характеристика, виды и специализация
Свободные экономические зоны (СЭЗ) - зоны с особым юридическим и экономическим статусом, создающим благоприятные условия для привлечения зарубежных инвестиций на основе предоставления ряда льгот.
По Киотской международной конвенции, посвященной проблемам таможенного регулирования (1973г.), под СЭЗ, или зоной-франко, понимается «часть территории страны, на которой товары рассматриваются как объекты, находящиеся за пределами национальной таможенной территории, и поэтому не подвергаются обычному таможенному контролю и налогообложению».
В основе стратегии создания СЭЗ лежат два подхода: территориальный и функциональный, или режимный.
Первая СЭЗ создана в 1959г. - в аэропорту Шеннон как свободная таможенная зона.
Понятие СЭЗ - очень емкое и включает в себя до 30 типов зон.
В зависимости от вида хозяйственной деятельности различают пять фупп зон:
На стыке между этими пятью группами находятся торгово-производственные зоны, научно-промышленные и инновационные центры.
В зависимости от способа организации и размера территории различают две группы зон:
- территориальные - зоны с обособленной территорией, на которой резидентные компании пользуются льготным режимом хозяйственной деятельности;
- функциональные - зоны льготного режима, который применяется к определенному виду деятельности, независимо от расположения фирмы.
Например, точечные
зоны, представленные отдельным предприятием, - закрытые
административно-
На стыке административных и функциональных зон находятся промышленные и научные парки, торгово-складские комплексы, финансовые центры, в которых сглажены различия двух подходов к образованию СЭЗ.
В зависимости от степени интеграции в национальную экономику различают также две группы зон:
- интегрированные в национальную экономику. Эти зоны ориентированы на развитие связей с отраслями национальной экономики, находящимися за пределами зоны, а также нацелены на решение проблем экспортного производства, повышения технологического уровня производства, роста качества продукции, удовлетворения внутренних потребностей;
- анклавные (экспортно ориентированные) зоны, производство которых ориентировано на экспорт и пополнение валютной выручки.
Зоны имеют разные размеры территории от 1-2 кв. км (Шереметьево) до 3,6 млн. кв. км (Манаус в Бразилии).
Они располагаются в приграничных районах, вблизи крупных транспортных узлов.
Все СЭЗ создаются по единой схеме: поощрение определенных видов деятельности на основе избирательной либерализации инвестиционного климата.
Как показывает история развития СЭЗ, в разных государствах преследовались неадекватные цели, а значит, создавались разные виды СЭЗ. Так, в развивающихся странах в условиях проведения политики импортозамещения СЭЗ организовывались как анклавы для привлечения иностранных инвестиций, технологий, управленческого опыта на основе предоставления льготного режима. Т.е. СЭЗ создавались как экспортно-производственные зоны. В промышленно развитых государствах, когда ставилась цель повысить уровень экономического развития депрессивных районов на основе привлечения капитала, прежде всего иностранного, первые СЭЗ были организованы в форме комплексных зон.
Можно выделить следующие характерные черты СЭЗ:
1. обособленная система управления с правом самостоятельного принятия решений;
2. поддержка центральной власти;
3. предоставление базовых и особых льгот.
Благодаря применению льгот норма прибыли в СЭЗ составляет 30 - 35 %, в т.ч. в азиатских - 40% в год. Также в 2-3 раза снижаются сроки окупаемости инвестиций. Нормальным явлением для СЭЗ считается максимальный срок окупаемости в 3-3,5 года.
Каждая СЭЗ имеет особые льготы в отношении инфраструктуры, банковских услуг, мелкого и среднего бизнеса. Но базовые льготы одинаковы для всех типов зон:
- внешнеторговые льготы - беспошлинный ввоз и вывоз товаров на территорию СЭЗ;
- налоговые льготы - налоговые каникулы на срок 5-20 лет, полное или частичное освобождение от налогов реинвестируемых прибылей на срок до 5 лет, скидки с налога на прибыль. Иностранные инвесторы освобождаются от уплаты налогов на собственность, налога с оборота;
- финансовые льготы - инвестиционные субсидии новым вкладчикам капитала, льготные государственные кредиты, сниженные ставки на оплату коммунальных услуг, арендной платы за пользование производственными помещениями, землей и др.;
- административные льготы - упрощенный порядок регистрации компаний, упрощенный порядок режима въезда-выезда иностранных граждан и др.
В целом наличие только одних льгот не является достаточным стимулом для привлечения капитала. Необходимы иные факторы, составляющие понятие инвестиционного климата: политическая и экономическая стабильность, уровень развития инфраструктуры, стоимость и квалификация рабочей силы.
Большое значение при принятии решения об инвестиционных вложениях имеет качество инфраструктуры той или иной зоны. Возведение объектов инфраструктуры, соответствующих мировому уровню, требует огромных финансовых вливаний. В среднем для нормального обустройства территории в 1 кв. км свободной таможенной зоны требуется 10-15 млн. долл., а для экспортно-производственной зоны 40-45 млн. долл. По некоторым оценкам, Китай вкладывал до 50-80 млн. долл. в обустройство 1 кв. км (по самым оптимистичным оценкам, до 100-300 млн. долл.).
СЭЗ призваны выполнять следующие функции:
- средство расширения притока зарубежного капитала;
- средство укрепления экспортного потенциала национальной экономики и увеличения степени ее интеграции в мировую;
- образование центра экономического роста или экономического развития на основе целенаправленной концентрации инвестиций в определенных отраслях и использования технологических, производственных, социально-экономических и прочих инноваций. При взвешенной государственной политике СЭЗ могут играть значительную роль в экономическом развитии того или иного региона и всей страны в целом.
Их позитивное влияние можно определить следующим образом:
- содействие более рациональному использованию местных природных ресурсов;
- получение новой технологии;
- развитие производства в рамках зоны;
- структурная перестройка экономики региона;
- повышение занятости местного населения;
- рост благосостояния местного населения, более высокий уровень
- доходов, более полное удовлетворение внутренних потребностей
- в высококачественных товарах;
- новые возможности для повышения уровня квалификации занятых;
- расширение доступа к новым источникам финансирования.
Одновременно СЭЗ могут негативно влиять на некоторые показатели национальной экономики из-за сравнительно высокой доли импортного компонента:
- часто вновь созданная в СЭЗ стоимость ниже среднего показателя по стране;
- ниже фактическая валютная выручка от экспорта в СЭЗ за вычетом стоимости импортных компонентов;
Информация о работе Методы стимулирования привлечения иностранных инвестиций