Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 22:50, курсовая работа
Стимулирование экспорта является в современных условиях важным направлением торговой политики многих развитых стран, и, в последние годы, развивающихся стран, в которых создана развитая система государственной поддержки и содействия национальному экспорту, за годы своего существования доказавшая свою эффективность. Наряду с созданием благоприятного макроэкономического климата для экспортеров широко используются специальные меры для развития экспортного производства и расширения экспорта. Стимулирование экспорта означает проведение наступательной торговой политики на мировых рынках, и является само по себе темой актуальной для исследования.
Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Формы и методы стимулирования и поддержки экспорта за рубежом....................................................................................................................5
1.1. Формы и методы стимулирования и поддержки экспорта в странах бывшего социалистического лагеря (на примере Польши)................................5
1.2. Формы и методы стимулирования и поддержки экспорта в экономически развитых странах (на примере Швейцарии).......................................................12
1.3. Формы и методы стимулирования и поддержки экспорта в развивающихся странах (на примере Индии).....................................................17
Глава 2. Формы и методы стимулирования и поддержки экспорта в России.....................................................................................................................22
Заключение.............................................................................................................32
Список использованных источников...................................................................34
Приложения...……………………………………………………………………36
- Обязательная ставка: 0,25% годовых
от суммы неиспользованной
- Проценты и маржа
В рамках программы содействия торговле Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), участником которой является индийский Эксим Банк, определён перечень из 27 стран Центральной, Восточной Европы и СНГ (включая Российскую Федерацию). Аккредитивы, открытые в банках этих стран-импортеров индийских товаров, должны быть подтверждены Эксим Банком с целью исключения рисков неплатежей для индийских экспортёров. Риски Эксим Банка по неисполнению обязательств банком импортёра покрываются ЕББР10.
Страхование индийского экспорта.
Наряду с действующей системой предоставления экспортных кредитов, существует ряд государственных и коммерческих страховых компаний, специализирующихся на оказании услуг в области страхования и гарантий по экспортно-импортным операциям. Индийский рынок оказания такого вида услуг в основном разделен между тремя крупнейшими страховыми компаниями: "Export Credit Guarantee Corporation" (ECGC), "Life Insurance Corporation" (LIC) и "General Insurance Corporation" (GIC).
"Корпорация экспортных
кредитов и гарантий" (ECGC) является
государственной организацией
- страхование платежей индийским экспортерам на послеотгрузочной стадии против коммерческих и политических рисков;
- предоставление гарантий
индийским банкам и другим
финансовым институтам на
- предоставление некоторых специальных видов страхования экспортных операций (в частности, в случаях длительных рассрочек платежей, выполнения строительных работ за рубежом, трансферта гарантий, инвестиций за рубежом и ряда других);
- «ECGC» не страхует
риски, связанные с
Корпорация «ECGC» покрывает до 90% стоимости убытков, возникших в ходе исполнения внешнеторговой сделки. Основные средства поступают за счет оплаты гарантий и, в меньшей степени, за счёт страховых сборов.
Размеры ставок страховых
взносов назначаются в
В 2006 г. индийское правительство
объявило о денационализации страхового
рынка, открыв страховой сектор для
доступа частным, в том числе
иностранным компаниям. Государственным
страховым корпорациям
Россия и Индия сотрудничают в области страхования с 1966 г., когда решением Правительств СССР и Индии было образовано Совместное Бюро "Ingosstrakh - GIC" (Ингосстрах - Генеральная страховая корпорация Индии) и подписаны соглашения о сотрудничестве. Согласно подписанным соглашениям, все страхования в рамках межгосударственных контрактов, оформлявшиеся в компании "Ингосстрах" или в индийских страховых компаниях, подлежали делению 50/50 между сторонами, как в отношении прибыли, так и убытков11.
В 2007 г., во время рабочего визита в Москву делегации страховщиков Индии, председатель Генеральной страховой корпорации Индии (General Insurance Corporation of India, GIC) г-н П.С.Гош высказал заинтересованность в расширении присутствия компании "Ингосстрах" на индийском страховом рынке (корпоративная сеть компании насчитывает 165 российских и 17 зарубежных филиалов), а также подтвердил готовность оказать для этого необходимое личное содействие. Стороны договорились о взаимном увеличении долевого участия в страховых программах друг друга. Нынешнее сотрудничество "Ингосстрах" и "GIC" осуществляется, в основном, в области перестрахования взаимных рисков.
Глава 2. ФОРМЫ И МЕТОДЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ И ПОДДЕРЖКИ ЭКСПОРТА В РОССИИ
В целях обеспечения
конкурентных преимуществ, поддержки
и защиты интересов отечественных
экспортеров на внешнем рынке, роста
экономического потенциала и повышения
доли высокотехнологичной и
1. Среди мер государственной поддержки экспорта промышленной продукции особое значение имеет финансовая поддержка, к которой относят кредитование экспорта, гарантирование экспортных операций, возмещение части процентных ставок по экспортным кредитам. За рубежом для реализации финансовых мер поддержки экспорта созданы специализированные институты – экспортные кредитные агентства, экспортно-импортные банки. Чаще всего ресурсная база таких организаций формируется за счет средств государственных бюджетов, а также за счет собственных и привлекаемых средств.
Что касается Российской Федерации, то до последнего времени мерам финансовой поддержки экспорта не уделялось достаточного внимания, и, в основном, государственная финансовая поддержка экспорта промышленной продукции осуществлялась в области предоставления кредитов правительствам иностранных государств и распространялась на крупные комплектные поставки, строительство объектов за рубежом и содействие в рамках военно-технического сотрудничества, что затрагивало лишь небольшую долю общего объема промышленного экспорта.
В этой связи в 2003 году была разработана и одобрена распоряжением Правительства (14 октября 2003 г. № 1493-р.) Российской Федерации Концепция развития государственной финансовой (гарантийной) поддержки экспорта промышленной продукции в Российской Федерации. Концепция определяет основные цели, задачи и приоритеты государственной финансовой поддержки российского промышленного экспорта и предусматривает меры по ее развитию. Концепцией предусмотрены следующие механизмы финансовой поддержки экспорта:
- Гарантийная поддержка
(государственное
- Возмещение части
процентных ставок по
- Долгосрочное экспортное кредитование.
Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2008-2010 годы» предусмотрено ежегодное выделение следующих средств на 2 первых механизма поддержки экспорта13:
- 1 млрд. долларов США
на цели гарантийной поддержки
экспорта промышленной продукци
- 3 млрд. рублей на цели
субсидирования части
2. 14 декабря 2006 г. Правительство Российской Федерации рассмотрело вопрос о создании государственного финансового института развития (госкорпорации Банк внешнеэкономической деятельности и развития РФ).
С докладом по этому вопросу выступил глава Минэкономразвития России Герман Греф. Также Министр выступил с докладом "О совершенствовании механизмов поддержки экспорта отечественной продукции (услуг)".
По словам Председателя Правительства РФ М.Е. Фрадкова:
"Мы делаем попытку
создать эксклюзивный
"Хотелось бы, чтобы по принципиальным вопросам относительно формирования этого государственного института не было недосказанности, чтобы было четкое представление об этой структуре", - отметил М.Фрадков. По его мнению, необходимо четко понимать роль Правительства и Банка России в управлении новой корпорацией, а также Правительство займется решением проблем поддержки российского экспорта. В первую очередь речь идет об экспорте российской продукции высоких переделов, доля которой на мировом рынке крайне мала. Федеральный центр готов даже делегировать регионам часть полномочий по распределению бюджетных средств для помощи своим предприятиям-экспортерам15.
Кабинет министров регулярно обращается к вопросу поддержки российских экспортеров. Некоторое время назад он был вынесен на рассмотрение правительственного совета по конкурентоспособности и предпринимательству. В материалах, подготовленных МЭРТ к сегодняшнему заседанию, в частности, констатируется, что главным поставщиком товаров на мировой рынок в России выступает добывающая промышленность, а продукция высоких переделов экспортируется в ограниченных объемах.
Так, наш экспорт высоких технологий не достигает 0,5% мирового рынка, а экспорт машин и оборудования не превышает 0,3%. Ситуация усугубляется неразвитостью венчурного предпринимательства, закрытостью большинства наукоемких производств. В итоге на сырье, ресурсоемкие и низкотехнологичные изделия приходится свыше 85% отечественного товарного экспорта16.
Чиновники МЭРТ предлагают наращивать объемы предоставляемых госгарантий (в бюджете 2007 года на эти цели предусмотрен 1 млрд. долл.). Они считают, что нужно ежегодно пересматривать и расширять перечень иностранных государств, экспорту промышленной продукции в которые оказывается государственная гарантийная поддержка (сейчас в этот список входит 21 страна). Еще одно направление - введение в практику страхования экспортных поставок и экспортных кредитов.
Также считается целесообразным
делегировать регионам часть полномочий
по распределению средств
3. Одной из основных
функций, определяющих
Важнейшей задачей государственной политики в сфере внешнеэкономической деятельности и торговли, определяемой Минэкономразвития России, является стимулирование и поддержка экспорта продукции отечественных товаропроизводителей с целью оказания политического содействия российским экспортерам в доступе на новые рынки сбыта, направленное на устранение дискриминационного подхода в отношении российских экспортеров путем присоединения России к ВТО и признание рыночного статуса российской экономики.
В этой связи весьма существенным фактором, влияющим на установление деловых контактов, направленным на улучшение условий для экспортной деятельности, являются презентации отечественной продукции как внутри страны, так и за рубежом на конкурсах и международных выставочно-ярмарочных мероприятиях. Осуществляя функции секретариатов межправительственных комиссий по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству с зарубежными странами и, в том числе, со странами СНГ, Минэкономразвития России, с учетом приоритетных направлений государственной политики в сфере внешнеэкономической деятельности и торговли, способствует координации выставочно-ярмарочной деятельности как одного из основных инструментов поддержки экспорта18.