Метрология стандартизация сертификация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 11:51, контрольная работа

Краткое описание

Метрология (от греч. слов «метрон» – мера и «логос» – учение) начала развиваться как наука с 1949 г., когда появился научный труд Петрушевского Ф. И. « Общая метрология» ч. 1 и 2, СПб. Первый Указ о калибрах стандартных был издан в 1555 г. во время царствования Ивана Грозного. При Петре I в период его революционных реформ стандартизация получила широкое развитие:
1) в Москве начали строить типовые дома;

Вложенные файлы: 1 файл

метрология стандсертиф.doc

— 128.00 Кб (Скачать файл)

качества, которая должна в первую очередь удовлетворять потребности и

ожидания потребителя.

С учетом этого планирование предприятием своей деятельности в целях

постоянного улучшения качества становится обязательным условием при

сертификации системы менеджмента качества.

МС ИСО 9004:2000 обеспечивает концепцию внедрения системы качества,

суть которой заключается в том, чтобы сначала удовлетворить требования

и нужды основной заинтересованной стороны -потребителя, а затем успешно

удовлетворять требования всех остальных заинтересованных сторон.

Понятие "заинтересованные стороны" включает в себя: потребителей и

конечных пользователей; работников организации; владельцев

(инвесторов); поставщиков и партнеров; общество.

Важной особенностью новой версии является то, что эти стандарты

базируются на 8 принципах всеобщего управления качеством (TQM). Принцип

TQM - это всестороннее и фундаментальное правило менеджмента для

продвижения и действия организации, нацеленное на долгосрочное,

непрерывное повышение эффективности, ориентируемой на потребителей при

учете потребностей всех других заинтересованных сторон. Принципы TQM в

той или иной степени были заложены в 20 элементах системы качества МС

ИСО серии 9000:94, которые регламентировались в разделе 4 старого

стандарта (МС ИСО 9000:1994). Новая версия стандартов полностью

переструктурирована под эти принципы. Ниже приведены основные положения

8 принципов TQM.

- Ориентация на потребителя. За потребителем остается последнее слово относительно качества продукции. Предприятия зависят от потребителей и поэтому они должны понять потребности настоящего и перспективного потребителей и стремиться превышать их ожидания. Во всех случаях отдается приоритет удовлетворенности потребителя с последующим учетом удовлетворенности интересов всех заинтересованных сторон.

- Лидерство руководителя. Имеются в виду не столько обязанности, сколько психологическое лидерство. Роль лидера изменилась - от начальника, который все знает и дает приказания, к роли тренера, который создает благоприятную атмосферу и формирует работающую команду. Ответственность руководства в новой версии стандартов расширена и определяется целым блоком требований.

- Вовлечение работников. Люди на всех уровнях - главный

ресурс, главное богатство организации, и их полное участие дает

возможность использовать их способности для выгоды организации.

- Процессный подход. Наиболее желательный результат достигается, когда скоординированные действия управляются как единый процесс.

Процесс - это совокупность всех деиствий с начала (входа) и до конца

(выхода). Процесс - это система действий, которые используют входящие

ресурсы для превращения их в изделия на выходе.

- Системный подход к менеджменту. Понимание, регламентация и управление системой взаимосвязанных процессов для достижения данной цели обеспечивает улучшает эффективность организации и ее результативность.

Принятие такого принципа говорит о том, что данная система имеет определенную структуру, регламентирует составляющие связи между ними и эта система может постоянно улучшаться через измерения (постоянный контроль) и механизм самооценки.

- Постоянное улучшение. Постоянное улучшение должно быть первостепенной

целью организации. Здесь смысл заключается в том, что улучшение - не

средство, чтобы в каком-то отдельном случае что-то улучшить, а именно

глобальная цель организации.

В части продукции, процессов, системы предела совершенству нет, это и

культура правильного выполнения процесса, и его совершенствование и

многое другое.

- Принятие решений, основанных на фактах. Эффективные

решения могут быть основаны на базе объективной информации и приняты

только в результате анализа данных такой информации.

Применение этого принципа ведет к реализации следующих действий:

применять измерения и контроль, сбор данных и информации в соответствии с целями;

обеспечивать необходимую точность, доступность и надежность информации;

использовать достоверные методы обработки данных и информации;

понимать значимость статистических методов и повсеместно использовать их;

принимать решения и осуществлять действия на основе анализа и с учетом опыта.

- Взаимовыгодные отношения с поставщиками. Очевидно, что

предприятие и его поставщики взаимосвязаны и их взаимное сотрудничество

расширяет способность обоих создавать ценности для потребителя.

 

10. Техническое регулирование в РФ. Основные положения и принципы закона РФ «О техническом регулировании»,

особенности переходного периода.

 

     Технический регламент — в Российской Федерации документ (нормативный правовой акт), устанавливающий обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).

   Регламенты должны были прийти на смену прежней системе стандартизации и регулировать только вопросы безопасности. Устаревшие ГОСТы не соответствовали современным требованиям и были чрезвычайно запутаны. В результате обязательная сертификация всех товаров превратилась в формальность: сертифицирующие госорганы всегда имели возможность найти какие-либо «несоответствия» и товары, как правило, сертифицировались за взятку.

    В 2003 вступил в действие закон «О техническом регулировании», предусматривающий замену десятков тысяч ГОСТов и СанПиНов несколькими сотнями технических регламентов. Подразумевалось, что регламенты будут вводиться законами прямого действия, что исключит возможность ведомств создавать дополнительные административные барьеры.

    В случае отсутствия национальных стандартов применительно к отдельным требованиям технических регламентов или объектам технического регулирования в целях обеспечения соблюдения требований технических регламентов к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации разрабатываются своды правил. Разработка и утверждение сводов правил осуществляются федеральными органами исполнительной власти в пределах их полномочий. Своды правил, ГОСТ, ГОСТ Р в результате использования которых выполняется технический регламент имеют добровольное применение.

    В декабре 2009 года президент Д.Медведев внёс в Госдуму законопроект, предусматривающий возможность применения иностранных (в частности, принятых в ЕС) регламентов по желанию производителя. Регистрацию международных регламентов будет осуществлять Ростехрегулирование. В официальной справке к законопроекту сообщается: «Практика применения Федерального закона „О техническом регулировании“ показала довольно низкую эффективность заложенных в нём правовых институтов — за 7-летний период реформы технического регулирования принято всего лишь 11 технических регламентов. Механизм принятия технических регламентов оказался крайне неэффективным — согласование документов на межведомственном уровне затягивается на годы. В неудовлетворительном состоянии сегодня находится система стандартизации. Отечественная промышленность лишена возможности ориентироваться на передовые мировые стандарты, что создает серьёзные барьеры для технологического перевооружения. Законопроектом предусматриваются … законодательное закрепление возможности признания и заимствования лучших мировых стандартов в целях их применения в Российской Федерации.»

    Понятие технического регламента введено Федеральным законом о техническом регулировании № 184-ФЗ от 27 декабря 2002 года. Закон разделил понятия технического регламента и стандарта, установив добровольный принцип применения стандартов. Технические регламенты, в отличие от них, носят обязательный характер, однако могут устанавливать только минимально необходимые требования в области безопасности, причем приниматься они могут только в определенных целях, а именно:

защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;

охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;

предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей;

обеспечения энергетической эффективности.

На переходный период, до принятия необходимых технических регламентов, с указанными целями должны применяться соответствующие требования ранее принятых ГОСТ (ГОСТ Р), санитарных и строительных норм и правил (СанПиН, СНиП).

    Закон предусматривает закрытый список исключений, когда могут устанавливаться и другие обязательные требования к продукции (размещение госзаказа для оборонных нужд, регулирование в области систем связи и др.).

Целью принятия закона являлась либерализация процессов сертификации продукции и упорядочение существовавшей в СССР системы стандартизации, пришедшей в несоответствие с современной нормативно-правовой базой и административной конструкцией. В то же время степень проработки отдельных положений закона вызывает в профессиональных кругах противоречивые оценки.

 

 

 

Список литературы:

 

1. Основы стандартизации, сертификации, метрологии: учебник для вузов/

    Г. Д. Крылова. – 3-е изд., перераб. и доп..- М.: ЮНИТИ, 2007. – 671с.: ил.

 

2. Метрология, стандартизация и сертификация: учебник для вузов/

    Ю. В. Димов. – 2-е изд., СПб. (и др.): Питер, 2006. – 432с.

 

3. Метрология, стандартизация и сертификация: учебник для вузов по подготовке

    бакалавров и магистров и дипломир. специалистов/ Я.М. Радкевич,

    А. Г. Схиртладзе, Б. И. Лактионов . – изд. 2-е, доп. – М. : Высш. Шк , 2006. –

    799с.

 

4. Метрология, стандартизация и сертификация: учеб. пособие для вузов/

    А. А. Гончаров, В. Д. Копылов. – 3-е изд., стер. –М .: Академия, 2006. – 239 с.

 

5. Метрология, стандартизация и сертификация: учеб. пособие для вузов по

   направлению «Строительство»/  А. А. Гончаров, В. Д. Копылов. – 2-е изд., стер. – 

   М .: Академия, 2005. – 249 с.: ил.

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

1. История развития метрологии, стандартизации и сертификации……………

2. Системы единиц физических величин,

    Международная система единиц «СИ»………………………………………..

3. Система воспроизведения единиц физических величин,

    понятие эталона,   виды эталонов, требования к эталонам,

    передача информации о размере единиц физической величины…………….

4. Закон РФ «Об обеспечении единства измерений»,

    цели настоящего закона, основные понятия и положения…………………...

5. Международная организация по стандартизации (ИСО):

   состав, структура и методическая деятельность……………………………...

6. Международная электротехническая комиссия (МЭК):

   состав, структура и методическая деятельность……………………………...

7. Понятие качества, аспекты качества.

    Европейская организация по  качеству (ЕОК): состав,

    структура и методическая деятельность………………………………………

8. Международные стандарты ИСО

    серии 9000-2000 по системам обеспечения качества.

    Основные понятия и принципы системы менеджмента качества…………...

10. Техническое регулирование в РФ.

     Основные положения и принципы закона РФ

    «О техническом регулировании»,

     особенности переходного периода…………………………………………...

 

Список литературы………………………………………………………………..

 

 

 

 

 

 



Информация о работе Метрология стандартизация сертификация