Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 11:51, контрольная работа
Метрология (от греч. слов «метрон» – мера и «логос» – учение) начала развиваться как наука с 1949 г., когда появился научный труд Петрушевского Ф. И. « Общая метрология» ч. 1 и 2, СПб. Первый Указ о калибрах стандартных был издан в 1555 г. во время царствования Ивана Грозного. При Петре I в период его революционных реформ стандартизация получила широкое развитие:
1) в Москве начали строить типовые дома;
качества, которая должна в первую очередь удовлетворять потребности и
ожидания потребителя.
С учетом этого планирование предприятием своей деятельности в целях
постоянного улучшения качества становится обязательным условием при
сертификации системы менеджмента качества.
МС ИСО 9004:2000 обеспечивает концепцию внедрения системы качества,
суть которой заключается в том, чтобы сначала удовлетворить требования
и нужды основной заинтересованной стороны -потребителя, а затем успешно
удовлетворять требования всех остальных заинтересованных сторон.
Понятие "заинтересованные стороны" включает в себя: потребителей и
конечных пользователей; работников организации; владельцев
(инвесторов); поставщиков и партнеров; общество.
Важной особенностью новой версии является то, что эти стандарты
базируются на 8 принципах всеобщего управления качеством (TQM). Принцип
TQM - это всестороннее и фундаментальное правило менеджмента для
продвижения и действия организации, нацеленное на долгосрочное,
непрерывное повышение эффективности, ориентируемой на потребителей при
учете потребностей всех других заинтересованных сторон. Принципы TQM в
той или иной степени были заложены в 20 элементах системы качества МС
ИСО серии 9000:94, которые регламентировались в разделе 4 старого
стандарта (МС ИСО 9000:1994). Новая версия стандартов полностью
переструктурирована под эти принципы. Ниже приведены основные положения
8 принципов TQM.
- Ориентация на потребителя. За потребителем остается последнее слово относительно качества продукции. Предприятия зависят от потребителей и поэтому они должны понять потребности настоящего и перспективного потребителей и стремиться превышать их ожидания. Во всех случаях отдается приоритет удовлетворенности потребителя с последующим учетом удовлетворенности интересов всех заинтересованных сторон.
- Лидерство руководителя. Имеются в виду не столько обязанности, сколько психологическое лидерство. Роль лидера изменилась - от начальника, который все знает и дает приказания, к роли тренера, который создает благоприятную атмосферу и формирует работающую команду. Ответственность руководства в новой версии стандартов расширена и определяется целым блоком требований.
- Вовлечение работников. Люди на всех уровнях - главный
ресурс, главное богатство организации, и их полное участие дает
возможность использовать их способности для выгоды организации.
- Процессный подход. Наиболее желательный результат достигается, когда скоординированные действия управляются как единый процесс.
Процесс - это совокупность всех деиствий с начала (входа) и до конца
(выхода). Процесс - это система действий, которые используют входящие
ресурсы для превращения их в изделия на выходе.
- Системный подход к менеджменту. Понимание, регламентация и управление системой взаимосвязанных процессов для достижения данной цели обеспечивает улучшает эффективность организации и ее результативность.
Принятие такого принципа говорит о том, что данная система имеет определенную структуру, регламентирует составляющие связи между ними и эта система может постоянно улучшаться через измерения (постоянный контроль) и механизм самооценки.
- Постоянное улучшение. Постоянное улучшение должно быть первостепенной
целью организации. Здесь смысл заключается в том, что улучшение - не
средство, чтобы в каком-то отдельном случае что-то улучшить, а именно
глобальная цель организации.
В части продукции, процессов, системы предела совершенству нет, это и
культура правильного выполнения процесса, и его совершенствование и
многое другое.
- Принятие решений, основанных на фактах. Эффективные
решения могут быть основаны на базе объективной информации и приняты
только в результате анализа данных такой информации.
Применение этого принципа ведет к реализации следующих действий:
применять измерения и контроль, сбор данных и информации в соответствии с целями;
обеспечивать необходимую точность, доступность и надежность информации;
использовать достоверные методы обработки данных и информации;
понимать значимость статистических методов и повсеместно использовать их;
принимать решения и осуществлять действия на основе анализа и с учетом опыта.
- Взаимовыгодные отношения с поставщиками. Очевидно, что
предприятие и его поставщики взаимосвязаны и их взаимное сотрудничество
расширяет способность обоих создавать ценности для потребителя.
10. Техническое регулирование в РФ. Основные положения и принципы закона РФ «О техническом регулировании»,
особенности переходного периода.
Технический регламент — в Российской Федерации документ (нормативный правовой акт), устанавливающий обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).
Регламенты должны были прийти на смену прежней системе стандартизации и регулировать только вопросы безопасности. Устаревшие ГОСТы не соответствовали современным требованиям и были чрезвычайно запутаны. В результате обязательная сертификация всех товаров превратилась в формальность: сертифицирующие госорганы всегда имели возможность найти какие-либо «несоответствия» и товары, как правило, сертифицировались за взятку.
В 2003 вступил в действие закон «О техническом регулировании», предусматривающий замену десятков тысяч ГОСТов и СанПиНов несколькими сотнями технических регламентов. Подразумевалось, что регламенты будут вводиться законами прямого действия, что исключит возможность ведомств создавать дополнительные административные барьеры.
В случае отсутствия национальных стандартов применительно к отдельным требованиям технических регламентов или объектам технического регулирования в целях обеспечения соблюдения требований технических регламентов к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации разрабатываются своды правил. Разработка и утверждение сводов правил осуществляются федеральными органами исполнительной власти в пределах их полномочий. Своды правил, ГОСТ, ГОСТ Р в результате использования которых выполняется технический регламент имеют добровольное применение.
В декабре 2009 года президент Д.Медведев внёс в Госдуму законопроект, предусматривающий возможность применения иностранных (в частности, принятых в ЕС) регламентов по желанию производителя. Регистрацию международных регламентов будет осуществлять Ростехрегулирование. В официальной справке к законопроекту сообщается: «Практика применения Федерального закона „О техническом регулировании“ показала довольно низкую эффективность заложенных в нём правовых институтов — за 7-летний период реформы технического регулирования принято всего лишь 11 технических регламентов. Механизм принятия технических регламентов оказался крайне неэффективным — согласование документов на межведомственном уровне затягивается на годы. В неудовлетворительном состоянии сегодня находится система стандартизации. Отечественная промышленность лишена возможности ориентироваться на передовые мировые стандарты, что создает серьёзные барьеры для технологического перевооружения. Законопроектом предусматриваются … законодательное закрепление возможности признания и заимствования лучших мировых стандартов в целях их применения в Российской Федерации.»
Понятие технического регламента введено Федеральным законом о техническом регулировании № 184-ФЗ от 27 декабря 2002 года. Закон разделил понятия технического регламента и стандарта, установив добровольный принцип применения стандартов. Технические регламенты, в отличие от них, носят обязательный характер, однако могут устанавливать только минимально необходимые требования в области безопасности, причем приниматься они могут только в определенных целях, а именно:
защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;
предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей;
обеспечения энергетической эффективности.
На переходный период, до принятия необходимых технических регламентов, с указанными целями должны применяться соответствующие требования ранее принятых ГОСТ (ГОСТ Р), санитарных и строительных норм и правил (СанПиН, СНиП).
Закон предусматривает закрытый список исключений, когда могут устанавливаться и другие обязательные требования к продукции (размещение госзаказа для оборонных нужд, регулирование в области систем связи и др.).
Целью принятия закона являлась либерализация процессов сертификации продукции и упорядочение существовавшей в СССР системы стандартизации, пришедшей в несоответствие с современной нормативно-правовой базой и административной конструкцией. В то же время степень проработки отдельных положений закона вызывает в профессиональных кругах противоречивые оценки.
Список литературы:
1. Основы стандартизации, сертификации, метрологии: учебник для вузов/
Г. Д. Крылова. – 3-е изд., перераб. и доп..- М.: ЮНИТИ, 2007. – 671с.: ил.
2. Метрология, стандартизация и сертификация: учебник для вузов/
Ю. В. Димов. – 2-е изд., СПб. (и др.): Питер, 2006. – 432с.
3. Метрология, стандартизация и сертификация: учебник для вузов по подготовке
бакалавров и магистров и дипломир. специалистов/ Я.М. Радкевич,
А. Г. Схиртладзе, Б. И. Лактионов . – изд. 2-е, доп. – М. : Высш. Шк , 2006. –
799с.
4. Метрология, стандартизация и сертификация: учеб. пособие для вузов/
А. А. Гончаров, В. Д. Копылов. – 3-е изд., стер. –М .: Академия, 2006. – 239 с.
5. Метрология, стандартизация и сертификация: учеб. пособие для вузов по
направлению «Строительство»/ А. А. Гончаров, В. Д. Копылов. – 2-е изд., стер. –
М .: Академия, 2005. – 249 с.: ил.
Содержание
1. История развития метрологии, стандартизации и сертификации……………
2. Системы единиц физических величин,
Международная система единиц «СИ»………………………………………..
3. Система воспроизведения единиц физических величин,
понятие эталона, виды эталонов, требования к эталонам,
передача информации о размере единиц физической величины…………….
4. Закон РФ «Об обеспечении единства измерений»,
цели настоящего закона, основные понятия и положения…………………...
5. Международная организация по стандартизации (ИСО):
состав, структура и методическая деятельность……………………………...
6. Международная электротехническая комиссия (МЭК):
состав, структура и методическая деятельность……………………………...
7. Понятие качества, аспекты качества.
Европейская организация по качеству (ЕОК): состав,
структура и методическая деятельность………………………………………
8. Международные стандарты ИСО
серии 9000-2000 по системам обеспечения качества.
Основные понятия и принципы системы менеджмента качества…………...
10. Техническое регулирование в РФ.
Основные положения и принципы закона РФ
«О техническом регулировании»,
особенности переходного периода…………………………………………...
Список литературы……………………………………………………