Механизмы и основные принципы функционирования рыночной экономики
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 12:32, курсовая работа
Краткое описание
Актуальность темы заключается в том, что рыночная экономика является сложным механизмом управления людьми, разных видов деятельности и производств посредством системы цен и рынков; это средство коммуникации для объединения знаний и действий миллиардов отдельных людей. Без централизованной информации или специальных расчетов рынок решает проблемы производства и распределения миллиардов неизвестных переменных и зависимостей – проблем, которые далеки от разрешения даже самыми быстрыми современными суперкомпьютерами.
Хотя рыночная экономика
и многопризначное понятие, главный её
признак всё же можно выделить. Это принцип
свободы хозяйственной деятельности.
Естественная экономическая
свобода, как и политическая, социальная,
духовная, нравственная ограничена общественно
устанавливаемыми пределами, не позволяющими
ей вылиться в анархию, превратиться в
средство необузданного экономического
произвола. Без системы общественных ограничений
свобода одних станет засильем для других.
Но в то же время наличие ограничений не
свидетельствует, что в условиях их действия
свобода заключена в заранее заданные
рамки. Весь вопрос в том, каков уровень
ограничений. Сужая ограничения, можно
свести зону экономической свободы к нулю,
а, расширяя свободное экономическое пространство,
можно сделать его и при наличии ограничений
не сковывающим хозяйственную деятельность,
инициативу и предприимчивость.
Главный принцип
рыночной экономики декларирует право
любого хозяйствующего субъекта, будь
то человек, семья группа, коллектив предприятия
выбирать желаемый, целесообразный, выгодный,
предпочтительный вид экономической деятельности
и осуществлять эту деятельность в любой
допускаемой законом форме.
Под видами экономической
деятельности подразумевается производство
разнообразных видов продукции, товаров,
оказания услуг, а также торгово-посредническая,
финансово-кредитная, научно-информационная,
управленческая деятельность. Словом,
любые виды действий в сфере производства,
распределения и перераспределения, обмена,
потребления и использования общественного
продукта, которые не запрещены законом,
как преступные или криминальные. Закон
же призван ограничивать и запрещать только
те виды экономической и хозяйственной
деятельности, которые представляют реальную
опасность жизни и свободе людей, общественной
стабильности, противоречат нормам морали.
Всё остальное должно быть разрешено как
в форме индивидуальной трудовой, так
и в её коллективных и государственных
формах деятельности.
В рыночной экономике снимаются
запреты не только на производство, но
и на продажу и перепродажу, обмен товаров
как с самими товаропроизводителями, так
и любыми посредниками, стоящими между
производителями и потребителями. На определенных
условиях открывается доступ всех экономических
субъектов, в том числе индивидуалов, частников,
к традиционно государственным работам
и услугам, включая образование медицинское
обслуживание, транспортные услуги, услуги
связи.
Таким образом, в рыночной
экономике действует следующий исходный
принцип: «Каждый субъект вправе избирать
для себя произвольную форму экономической,
хозяйственной деятельности, кроме запрещенных
законом, ввиду их общественной опасности».
2. Всеобщность рынка.
Принцип всеобщности заслуживает
самостоятельного выделения, хотя он –
следствие принципа свободы выбора и осуществления
разных видов и форм хозяйственной деятельности.
Он характеризует неизбежность проникновения
рыночных отношений во все сферы общественного
производства. Иначе даже не правомерно
называть экономику рыночной.
Конечно, какие то элементы
рынка и рыночных отношений всегда существуют
и в нерыночной, государственной, плановой
экономики. Точно также элементы государственного
планирования и регулирования государственной
собственности, централизованного руководства
заведомо есть в любой сугубо рыночной
экономики. Так что экономику можно считать
рыночной только в том случае, когда товарно-денежные
отношения становятся превалирующими,
проникают во все сферы и секторы экономики.
В этом и состоит суть принципа всеобщности.
Куда в первую очередь проникают
товарно-денежные и товарообменные отношения?
Это прежде всего рынок товаров народного
потребления, бытовые и коммунальные услуги,
услуги культуры, образования, здравоохранения.
В экономике рыночного типа только небольшая
часть таких услуг оказывается населения
безвозмездно. А что ещё?
Жилье в рыночной экономике,
как и другие виды имущества, также является
объектом купли-продажи. Оно не предоставляется,
а реализуется по рыночным ценам.
Наличие рынка средств производства,
распространяющего свои действия на орудия
и предметы труда, включая землю, природные
богатства, скот, производственные здания
и сооружения, оборудования, машины, сырье,
энергоносители и энергию, - также неотъемлемый
признак рыночной экономики. В условиях
рыночных отношений государственное распределение
этих видов экономических ресурсов заменяется
оптовой и розничной торговлей, в результате
чего они обретают денежную стоимость
и цену.
Рыночная экономика немыслима
без свободного рынка капитала – денег,
валюты, ценных бумаг, которые практически
отсутствуют в «государствленной» экономике.
Всеобщность рынка и рыночных
отношений проявляется в том, что в нем
широко представлен рынок труда и рабочей
силы, которые становятся товарами, свободно
реализуемыми их собственниками.
Отметим, что всеохватывающий
рынок представленный попадающими в область
рыночных отношений иными видами интеллектуальной,
духовной, информационной продукции, предметами
и объектами культурной деятельности.
Суть этого принципа – охват
рыночными отношениями всего многообразия
ценностей, созданных природой и человеком.
3. Равноправие рыночных
субъектов с разными формами
собственности.
В любой экономики её активными
субъектами становятся личность, семья,
социальная группа, производственный
коллектив, регион, государство. Это весьма
разномасштабные и разноправные субъекты
и было бы неправомерно предоставлять
одни и те же права индивидуалу и государственной
экономике. Ведь индивидуальные и общегосударственные
интересы не уравновешиваются. Но если
подойти к пониманию экономического субъекта
с другой стороны, то разговор о равноправии
становится необходимым, обоснованным.
Сравним права предприятий, организаций
с государственной, коллективной, кооперативной,
акционерной, арендной, групповой, семейной,
личной (частной) собственностью на средства
производства. Один из принципов рыночной
экономики власти, что экономические права
каждого из этих субъектов должны быть
адекватными для всех субъектов, т.е. они
не зависят от формы собственности, существующей
на данном конкретном предприятии.
Естественно, что равноправие
предприятий с разными формами собственности
не следует воспринимать как абсолютное
равенство. Разные формы собственности
по неволе создают разные производственные
и экономические возможности. К тому же
не рационально иметь одинаковые правила,
скажем, налогообложения, для предприятия
с большим и малым коллективами и частников.
Речь идет о другом. О том,
чтобы не создавать «особых» условий специального
режима благоприятствования по признаку
формы собственности, ставя в выгодное
положение одну из них и в невыгодное другую.
В сущности, эта предпосылка честной конкуренции
разных форм собственности.
Несоблюдение этого принципа
привело к господству в советской экономики
предприятий с государственной собственностью.
Вторая, не менее важная сторона
этого принципа заключена в предоставлении
всем формам собственности права на существование,
право быть представленными в экономике.
Здесь имеется в виду устранение геноцида
по отношения к частной, семейной, групповой
собственности на средства производства,
столь свойственного советской экономике.
Однако и в экономике рыночного
типа имеет место обобществление производства,
последовательно, хотя и однонаправленный
переход от частной к коллективным формам
собственности и от коллективных к общественным,
государственным, общенародным. Но переход
не на основе принуждения, а на основе
соревновательности и свободного выбора.
Плюрализм форм собственности
в рыночной экономики, их экономическое
равноправие порождают многообразие этих
форм, не присущее обычно экономике государственного
типа.
4. Саморегулирование деятельности.
Свойственные рыночной экономике
процессы саморегулирования, дополняющие
и заменяющие государственное управление,
распространяются на создание предприятий.
Этим стимулируются зарождение очагов
развития экономики. Предоставление лицам,
коллективам прав образования новых предприятий
как изначально, так и на основе подразделений
действующих предприятий представляет
акцию демократизации управления экономикой
и ещё одно направление реализации принципа
экономической свободы.
Самосоздание и самозакрытие
предприятий способствует повышению,
структурной динамичности производства,
обновлению, но одновременно может порождать
серьезные социальные напряжения.
Свобода прекращения деятельности
предприятий в большинстве случаев оказывается
вынужденной. Но, с одной стороны, закрытие
предприятий больно бьёт по коллективу,
а с другой – очищает экономику от неэффективных
звеньев.
В государственно-плановой
экономике самопрекращение деятельности
предприятия предотвращается государственными
субсидиями гораздо чаще, чем в рыночной.
Тем самым уровень социальной защищенности
коллективов выше, но уровень эффективности
экономики ниже, так как заторможены процессы
самоочищения.
Одна из принципиальных особенностей
рыночной экономики по сравнению с планово-директивной
состоит в значительно большей управленческой
нагрузке.
В нерыночной экономике основным
объектом планирования и управления являются
материально-вещественные процессы и
потоки. Это управление на базе прямого
воздействия на производство. Стоимостные
категории используются преимущественно
как измерительные, для сопоставления.
В этих целях применяются показатели исчисленные
в универсальных денежных единицах –
рублях. Деньги играют роль всеобщего
эквивалента и используются как активное
начало только посредством воздействия
на денежную оплату труда.
В директивной экономике,
где цены, зарплата, взаимные расчеты регулируются
не естественными, свободными, договорными
рыночными отношениями, а установками
сверху, государственным распределением,
возникают искусственные движения денег,
оторванные от реальных стоимостей. Этот
процесс сопровождается возникновением
различий между наличными и безналичными
деньгами, появлением ряда курсов денег
по отношению к твердым валютам, неконвертируемостью
рубля.
В рыночной экономике движение
финансов строже подчинено действию закона
стоимости, сами финансы обретают самостоятельное
значение, как инструмент активного управления
созданием и движением стоимостей. Здесь
характерно непосредственное включение
в финансовый контур управления экономикой
таких мощнейших рычагов саморегулирования,
как свободные рыночные цены, кредит, ссудный
капитал, процентные ставки, валютный
обмен, движение ценных бумаг во взаимодействии
с денежными потоками. Управление экономикой
путём воздействия на денежное обращение
становится в этих условиях не менее важным,
чем непосредственное управление производством,
распределение и потреблением материально-вещественного
продукта.
Для рыночной экономики принципиально
важно не только то, что деньги живут в
ней самостоятельной жизнью, но и то, что
материально-вещественные и денежные
потоки обладают высокой степенью согласованности.
На практике происходят естественное
сращивание материальных и финансовых
отношений в виде единых товарно-денежных
отношений.
Более высокая активность
в функционировании финансового контура
управления в рыночной экономике обеспечивается
тем, что в ней банковская система распространяет
свои функции далеко за пределы накопления
и распределения финансовых ресурсов.
Банки становятся органами регулирования
финансово-экономической деятельности,
стабилизаторами денежного обращения,
ускорителями движения капиталов, стимуляторами
хозяйственной предприимчивости.
5.Принцип договорных
отношений.
Рыночную экономику часто
определяют как экономику развитых товарно-денежных
отношений. С тем же основанием её можно
назвать экономикой договорных отношений.
В экономике административно-директивного
типа отношения между секторами, отраслями,
регионами, предприятиями устанавливаются
и регулируются в основном государственными
планами, приказами, решениями. Взаимосвязи
между экономическими объектами, взаимоотношения
между производственными коллективами
и внутри них представляющие в целом совокупность
горизонтальных связей, управляются, регулируются,
управляющими воздействиями.
Экономическим субъектом
предписывается как они должны строить
хозяйственные отношения между собой
по поводу производства продукции, распределения
дохода и прибыли, взаимного обмена материальными
ресурсами и денежными средствами, использования
рабочей силы.
Навязанность экономических
отношений из вне содержит элементы диктата.
Но в некоторых случаях государственный
орган управления способен погасить острые
противоречия. Однако в большинстве случаев
сделать эти отношения взаимоприемлемыми
способны только сами взаимодействующие
стороны в результате совместной договоренности.
Преимущества договоров между
экономическими субъектами как инструмента
управления хозяйственными связями в
том, что он повышает экономическую самостоятельность
предприятий, способствует переходу от
принудительности к добровольности отношений,
повышает надежность функционирования
экономики. Принцип договорности весьма
универсален. Он действует во взаимных
поставках и в закупках и в обязательствах,
как форма регулирования трудовых отношений
могут выступать и трудовые контракты
между нанимателями и работниками.
6. Свобода ценообразования.
При свободном ценообразовании
цена не скована внешними ограничениями.
Она никем не назначается, формируется
в результате торга, на основе взаимного
соглашения между продавцом и покупателем.
Именно такие цены принято называть рыночными.
На практике одновременно
могут быть государственные, договорные
и рыночные цены. Такая система цен достаточно
универсальна и применяется в любой экономике.
Всё дело в том, какие цены занимают главенствующее
положение.
В государственной экономике,
управляемой преимущественно административно-распорядительными
методами, господствуют устанавливаемые,
стабильные государственные цены, изменяемые
лишь через продолжительные отрезки времени.
Их дополняют договорные цены, также действующие
в течение продолжительного отрезка времени.
Они формируются на договорных началах
между производителями и закупочными
организациями. В узком масштабе применяются
свободные, плавающие цены, применяющиеся
по соглашению между продавцом и покупателем
в зависимости от спроса и предложения.
В рыночной же экономике картина
обратная. Ведущее место занимают свободные
рыночные цены. За ними следуют договорные,
и наименьший удельный вес составляют
государственные цены.
Вместе с тем неправомерно
отождествлять рыночную экономику с экономикой
полностью раскрепощенных цен. Фактически
и рыночные цены складываются не только
в результате свободного торга между покупателями
и продавцами, а под влиянием рыночной
конъюнктуры в целом, осуществления определенной
ценовой политики производителей и торговцев.
Так что цена есть продукт рыночных отношений
в широком смысле слова, охватывающих
всю национальную, а иногда и мировую экономику
(цены мирового рынка). Принцип рыночного
ценообразования означает одновременно
минимизацию государственного вмешательства
в процесс формирования цен.