Механизм валютного регулирования в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 11:16, реферат

Краткое описание

В работе мы рассмотрим основные понятия, основные принципы валютного регулирования и валютного контроля в РФ, органы валютного регулирования, вопросы осуществления валютного контроля за экспортными и импортными поставками, а также выявим существующие проблемы и обозначим перспективы в данной теме.

Содержание

Введение…………………………..……………………………... 3
1. Историческая справка: от Государственной валютной монополии к валютному регулированию……………………….. 4
2. Законодательная и нормативная база регулирования валютных операций в Российской Федерации…………............. 9
3. Роль Центрального Банка России в регулировании валютных отношений……………………………………………… 24
Заключение………………………………………………… 28
Список использованной литературы………………… 31

Вложенные файлы: 1 файл

Механизм валютного регулирования в РФ.doc

— 152.00 Кб (Скачать файл)


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

Введение…………………………..……………………………...

3

1. Историческая справка: от Государственной валютной монополии к валютному регулированию………………………..

4

2. Законодательная и нормативная база регулирования валютных операций в Российской Федерации………….............

9

3. Роль Центрального Банка России в регулировании валютных отношений………………………………………………

24

Заключение…………………………………………………

28

Список использованной литературы…………………

31


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В системе регулирования  экономики важное место занимает рыночное и государственное регулирование валютных отношений. Валютная политика — совокупность мер в сфере международных и других экономических отношений в соответствии с текущими и стратегическими целями страны. На разных исторических этапах выдвигаются конкретные задачи валютной политики. Государство косвенно или непосредственно вмешивается в валютные отношения. Юридически валютная политика оформляется валютным законодательством — совокупностью правовых норм, регулирующих порядок совершения операций с валютными ценностями в стране и за ее пределами, а также валютными соглашениями между государствами. Валютная политика на национальном уровне осуществляется центральным банком, министерством финансов и другими уполномоченными на то органами, а на международном уровне координируется специализированными межгосударственными валютно-кредитными организациями.

В работе мы рассмотрим основные понятия, основные принципы валютного регулирования  и валютного контроля в РФ, органы валютного регулирования, вопросы осуществления валютного контроля за экспортными и импортными поставками, а также выявим существующие проблемы и обозначим перспективы в данной теме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Историческая справка: от Государственной валютной монополии  к валютному регулированию

 

Эволюция российского валютного рынка прошла несколько этапов. До конца 80-х годов в СССР существовала государственная монополия на внешнюю торговлю и совершение валютных операций. Государственная валютная монополия была главным принципом валютной политики на протяжении всей истории СССР. Она означала, что государство выступало единственным законным владельцем иностранной валюты, которая концентрировалась в одних руках и распределялась из центра с помощью валютного плана. Государство имело тогда исключительное право на совершение операций с валютными ценностями, на управление принадлежавшими ему золото-валютными резервами. Действовали принципы концентрации валютных резервов и единства валютной кассы.  Валютного рынка в тот период не было. Вся валюта концентрировалась в одних руках и распределялась из единого центра по использующим ее ведомствам в соответствии с валютным планом. Население было лишено права иметь валюту (за исключением особых случаев) и совершать валютные операции. Последние считались уголовными преступлениями и жестоко карались. 
          С 1989 г. стали проводиться аукционные продажи валюты, а в августе 1990 г. началось формирование общесоюзного валютного рынка. В 1992 г. открылась первая валютная биржа России – Московская межбанковская валютная биржа (ММВБ), сохранившая лидирующее положение среди валютных бирж. Вслед за ней начали работу региональные межбанковские валютные биржи в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Самаре, Владивостоке, Нижнем Новгороде и Ростове-на-Дону, создавшие в ноябре 1993 г. Ассоциацию валютных бирж России.

          После распада СССР российский валютный рынок стал быстро развиваться. С упразднением государственной монополии на внешнюю торговлю и началом либерализации внешнеторговой деятельности резко увеличилось количество физических и юридических лиц, сталкивающихся в своих повседневных нуждах с валютным законодательством. Создание же внутреннего валютного рынка в России придало валютно-правовому регулированию постоянный характер. Таким образом, мы можем определить валютное регулирование как, деятельность государственных органов, направленная на регламентирование порядка совершения валютных операций. В 1992 г. была в основном сформирована его нормативно-законодательная база, центральное место в которой занял вышедший в октябре 1992 г. Закон «О валютном регулировании и валютном контроле». В начале 90-х годов заработал рынок валютных фьючерсов. 
          Российский валютный рынок начал формироваться в 80-е годы ХХ века. В истории валютного рынка России условно можно выделить три этапа. 
          Первый этап – до 1986 года – обладал всеми характерными чертами валютной монополии государства, т.е. полная централизация валютных доходов от экспорта. Выручка от экспорта в иностранной валюте собиралась на счетах одного банка-монополиста, обслуживающего все международные расчеты СССР – Внешторгбанка СССР (позднее Внешэкономбанка (ВЭБ)). Использование доходов от экспорта, сумм привлеченных валютных кредитов и накопленных золотовалютных резервов осуществлялось на основе планового распределения средств государством в лице Госплана СССР, Минфина СССР, Госбанка СССР в соответствии с потребностями регионов и отраслей. Валютные планы государства (источники и объемы поступлений, направления и суммы расходов) утверждались в составе народно-хозяйственных планов Верховным Советом СССР. Министерства, ведомства, предприятия, местные органы власти расходовали выделенные им валютные средства в пределах установленных им лимитов в процессе исполнения соответствующих смет.

          Основными недостатками такого валютного рынка в России являлась полная изолированность внутреннего товарного и денежного рынков от мировых рынков товаров, услуг и капиталов; централизация управления валютными ресурсами государства. Минимальное число непосредственных участников внешнеэкономической, прежде всего внешнеторговой деятельности, обслуживаемых в основном через один банк-хранитель единой валютной «копилки» государства. Все это объективно не требовало систем валютного регулирования, характерных для стран с рыночной экономикой на различных этапах их развития. В целом это было не регулирование как таковое, а прямое администрирование, государственное «командование». 
          Второй этап развития валютного рынка в России начался в 1986 году децентрализацией внешнеэкономической деятельности, когда сначала сотни, а затем практически все субъекты хозяйственной деятельности (предприятия, учреждения, организации) получили право прямого выхода на внешние рынки. Была установлена и стала развиваться система «валютных отчислений», когда поступления в иностранной валюте делились в определенных пропорциях между государством и непосредственным производителем (владельцем) экспортной продукции. Предприятия, поставлявшие товары (работы, услуги) на экспорт, стали получать в свое распоряжение иностранную валюту, зачисляемую в «валютные фонды» (на балансовые и внебалансовые валютные счета, позднее – только балансовые). Число участников внешнеэкономической деятельности и разнообразие форм их участия в осуществлении этой деятельности существенно возросли в 1987-1988 годах с началом бурного развития совместного (с участием иностранного капитала) предпринимательства на территории страны. Другой качественный скачок в процессе интеграции в мировую экономику был сделан начавшейся широкомасштабной реформой банковской системы. Появилось большое число независимых от государства коммерческих банков, получивших право открытия и ведения валютных счетов клиентов и проведения международных расчетов. В течение нескольких лет отсутствовал специальный орган валютного регулирования (его роль, наряду с другими функциями, фактически выполняла Государственная внешнеэкономическая комиссия Совета Министров СССР), и источниками валютного законодательства служили решения Совета Министров СССР, а также издаваемые в их развитие нормативные акты министерств и ведомств. Нарушение «планового» характера валютных отношений страны с внешним миром, быстрое расширение круга предприятий-участников внешнеэкономических связей и банков, осуществляющих их валютное обслуживание, привели к пониманию необходимости специального законодательного регулирования валютных отношений, создания единых правил совершения валютных операций, придания функций органа валютного регулирования одному из органов государственного управления. Это послужило основанием для разработки в 1990 году проекта специального закона о валютном регулировании.

          Третий этап развития валютного рынка в России можно связать с вступлением в силу в марте 1991 года Закона СССР «О валютном регулировании». На уровне закона впервые в юридическую практику были введены такие понятия валютного регулирования, как «валютные ценности», «валюта СССР», «иностранная валюта», «резиденты», «нерезиденты», «валютные операции», «текущие валютные операции», «валютные операции, связанные с движением капитала». Законом были установлены основные принципы проведения операций с валютой СССР и с иностранной валютой на территории СССР, операций на валютном рынке, разграничены полномочия органов власти и определены функции банковской системы (Госбанка СССР и уполномоченных банков) в валютном регулировании и управлении валютными ресурсами.

          В законе впервые провозглашено гарантируемое и защищаемое государством право собственности резидентов и нерезидентов на валютные ценности в стране; определены общие принципы владения, пользования и распоряжения валютными ценностями государством, предприятиями и организациями, а также гражданами; установлены основные положения порядка осуществления валютных операций резидентами и нерезидентами. Законом намечены основные цели и направления валютного контроля, введены понятия органа валютного контроля, а также положения об отчетности по валютным операциям и ответственности за нарушение валютного законодательства. Основным органом валютного регулирования был определен Государственный банк СССР, что соответствует практике большинства стран мира, где подобные функции осуществляют центральные банки государств. Этот закон определил общие принципы осуществления валютных операций во внутреннем хозяйственном обороте и международных расчетах СССР, а также права и обязанности советских и иностранных граждан и юридических лиц в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями.

Основное значение этого закона состояло в том, что с его принятием официально упразднялась государственная валютная монополия, которая на протяжении более 60 лет регламентировала всю организацию и осуществление всех международных денежных связей Советского Союза с внешним миром.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Законодательная и нормативная база регулирования  валютных операций в Российской Федерации.

Валютное правовое регулирование осуществляется на двух уровнях: нормативном и индивидуальном. Нормативно-правовое регулирование состоит в создании (разработке и утверждении) правовых норм, объектом которых являются общественные отношения, связанные с валютой. Индивидуально-правовое регулирование - это применение правовых норм к конкретным жизненным обстоятельствам, что влечет за собой возникновение, изменение и прекращение валютных правоотношений.

Основы организации  и осуществление валютного регулирования  определены Законом РФ «О валютном регулировании и валютном контроле». Более детальное регулирование  частных вопросов, связанных с валютными отношениями, осуществляется в других законодательных иных нормативных актах, в том числе и ведомственных (однако имеющих общее значение).

Правовые нормы, определяющие порядок совершения валютных операций, выполняют две основные функции - регулирующую и контрольную.

Регулирующая функция  валютного законодательства сводится, в первую очередь, к определению объема прав и обязанностей лиц, участвующих в совершении валютных операций, под которыми понимаются:

- операции, связанные с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности, в том числе операции, связанные с использованием в качестве средства платежа иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте;

- ввоз и пересылка в Российскую Федерацию, а также вывоз и пересылка из Российской Федерации валютных ценностей;

- осуществление международных денежных переводов.

Основной же целью  валютного контроля является обеспечение  соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций.

Особым направлением валютного контроля является контроль за соблюдением валютного законодательства при осуществлении внешнеторговой деятельности - предпринимательской деятельности в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них.

В соответствии со ст.10 Закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле»  валютный контроль за осуществлением внешнеторговой деятельности ведется  по следующим основным направлениям:

- определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий;

- проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации;

- проверка обоснованности платежей в валюте;

- проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям.

Для реализации поставленных задач было начато формирование механизма валютного контроля за внешнеторговой деятельностью. Под которым понимается совокупность специальных институтов, органов, лиц, участвующих в процессе валютного контроля (субъективная составляющая), а так же набор форм и методов контрольной деятельности (функциональная составляющая).

Для уяснения механизма  валютного регулирования и валютного  контроля необходимо, прежде всего, изучить  основные понятия, используемые в законодательстве. Их содержание в основном раскрыто в статьях Закона «О валютном регулировании и валютном контроле».

Так, в п. 5 ст. 1 Закона дано понятие "резидент". Ими являются:

а) физические лица, имеющие  постоянное место жительства в РФ;

б) юридические лица, созданные  в соответствии с законодательством  РФ, с местонахождением в РФ;

в) предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством РФ, с местонахождением в РФ;

г) дипломатические и  иные официальные представительства  РФ, находящиеся за пределами РФ;

д) находящиеся за пределами  РФ филиалы и представительства  резидентов, указанных в подпунктах "б" и "в".

В п.п. 3 и 4 ст. 1 Закона о  валютном регулировании законодатель раскрывает понятие "средства в иностранной  валюте", как:

а) денежные знаки в  виде казначейских билетов, монеты, находящиеся  в обращении и являющиеся законным платежным средством в соответствующем иностранном государстве или группе государств, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену денежные знаки;

б) средства на счетах в  денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах.

Кроме того, к средствам  в иностранной валюте следует  отнести ценные бумаги в иностранной  валюте - платежные документы (чеки, облигации, векселя, аккредитивы и  другие), фондовые ценности (акции, облигации) и другие долговые обязательства, выраженные в иностранной валюте.

В п.п. 7-10 ст. 1 Закона о  валютном регулировании раскрывается понятие "валютные операции" и  указывается, что они делятся  на "текущие" и "валютные операции, связанные с движением капитала". Не вдаваясь в детали и оговорки комментируемых норм (их можно уяснить только при личном изучении валютного законодательства) отметим, что текущие валютные операции это, в частности, переводы в РФ и из РФ иностранной валюты для осуществления расчетов без отсрочки платежа по экспорту и импорту товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности), а так же для осуществления расчетов, связанных с кредитованием экспортно-импортных операций.

Но только в том  случае эти операции являются текущими, то есть осуществляются резидентами без ограничений (ст. 6 п. 1 Закона) и не требуют специального разрешения (лицензии) Центрального банка РФ (ст. 6 п. 2 Закона), если расчеты по ним не превышают 90 дней (в ред. ФЗ от 29.12.98 N 192 ФЗ, ст. 2 раздела 2 Основных положений о регулировании валютных операций от 24.05.91). Валютными же операциями, связанными с движением капитала, в частности, являются те операции (по экспорту и импорту товаров и др.), в отношении которых получена отсрочка платежа на срок более 90 дней. При этом такая отсрочка предоставляется Центральным банком, а порядок ее предоставления определяется Правительством РФ по согласованию с ЦБР.

Информация о работе Механизм валютного регулирования в РФ