Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 22:36, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Развитие общества в целом и отдельных хозяйствующих субъектов базируется на расширенном воспроизводстве материальных ценностей, обеспечивающем рост национального имущества и соответственно дохода. Одним из основных средств обеспечения этого роста является инвестиционная деятельность, включающая процессы вложения инвестиций, или инвестирование, а также совокупность практических действий по реализации инвестиций.
Именно инвестиционной деятельности отводится ключевое место в процессе проведения крупномасштабных политических, экономических и социальных преобразований, направленных на создание благоприятных условий для устойчивого экономического роста. С позиции сущности реформирования экономики проблема повышения инвестиционной активности и улучшения инвестиционного климата является одной из ключевых.
Введение……………………………………………….............. 2
1.Теоретические основы инвестиционных процессов……… 5
1.1.Инвестиции: сущность, источники, виды.......................... 6
1.2.Показатели эффективности инвестиционного проекта: приведенная (дисконтированная) стоимость, внутренняя норма доходности, срок окупаемости проекта и другие............................. 12
2.Значение инвестиций для развития экономики России....... 24
2.1.Особенности инвестиционного процесса в России........... 25
2.2.Итоги инвестиционных процессов в настоящее время..... 29
2.3.Механизм управления инвестиционными процессами в РФ: законодательные основы............................................................. 30
3.Перспективы стимулирования и активизации инвестиционной деятельности в России........................................... 37
Заключение................................................................................. 40
Список использованной литературы........................................ 42
Индекс доходности инвестиций.
Индекс доходности инвестиций (ИД) - отношение суммы элементов денежного потока от операционной деятельности к абсолютной величине суммы элементов денежного потока от инвестиционной деятельности. Он равен увеличенному на единицу отношению ЧДП к накопленному объему инвестиций.
Формулу для расчета ИД можно определить, используя формулу чистых денежных поступлений, предварительно преобразив ее в следующий вид:12
где - величина оттока денежных средств на m-м шаге без капиталовложений (К) (инвестиций) на том же шаге.
Тогда формулу для определения индекса доходности можно представить в виде13
Максимальный денежный отток.
Максимальный денежный отток (Cash Outflow), называемый в отечественных источниках потребностью финансирования (ПФ) - это максимальное значение абсолютной величины отрицательного накопленного сальдо от инвестиционной и операционной деятельности. Величина ПФ показывает минимальный объем внешнего финансирования проекта, необходимый для обеспечения его финансовой реализуемости. Поэтому ПФ называют еще капиталом риска.
Термин внешнее финансирование в отличие от внутреннего предполагает любые источники финансирования (собственные и привлеченные), внешние по отношению к проекту, тогда как внутреннее финансирование осуществляется в процессе реализации проекта за счет получения чистой прибыли и амортизационных отчислений.
Рисунок 3. Максимальный денежный отток.14
Не существует универсального метода, позволяющего провести полный анализ и дать оценку риска инвестиционного проекта. Каждый из рассмотренных выше методов обладает своими достоинствами и недостатками.
Качественные методы позволяют рассмотреть все возможные рисковые ситуации и описать все многообразие рисков рассматриваемого инвестиционного проекта, но получаемые при этом результаты оценки часто обладают не очень высокой объективностью и точностью. Использование количественных методов дает возможность получить численную оценку рискованности проекта, определить степень влияния факторов риска на его эффективность.
К числу недостатков этих методов можно отнести необходимость наличия большого объема исходной информации за длительный период времени (статистический метод); сложности при определении законов распределения исследуемых параметров (факторов) и результирующих показателей (статистический метод, метод Монте-Карло); изолированное рассмотрение изменения одного фактора без учета влияния других (анализ чувствительности, метод проверки устойчивости) и т. д.
2.Значение инвестиций для развития экономики России
Инвестиционная политика, которой придерживается государство, имеет огромное влияние на развитие капиталовложений в стране, как частных, так и государственных. Именно она формирует так называемый инвестиционный климат страны, поэтому правительство России оказывает ей огромное внимание, однако на данный момент инвестиционная политика нашего государства ещё слаба, что обусловлено в основном незащищённостью расходов бюджета на инвестиционные цели, бюджетные средства расхищаются или направляются не на те цели, на которые направлялись.
Основными направлениями инвестиционной политики выступают меры по организации благоприятного режима для деятельности отечественных и иностранных инвесторов, увеличению прибыльности и минимизации рисков в интересах стабильного экономического и социального развития, повышению жизненного уровня населения.
Результат осуществления инвестиционной политики оценивается в зависимости от объема вовлеченных в развитие экономики инвестиционных ресурсов.
Принципы государственного регулирования инвестиционной деятельности определены в ст. 11 Федерального закона от 25.02.99 № 39-ФЗ (ред. от 23.07.2010) "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений"15. Главными из них являются 1) создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности; 2) прямое участие государства в инвестиционной деятельности.
Инвестиционная политика государства - это сложный процесс, зависящий от множества факторов. Министерство экономического развития РФ определяет основные направления инвестиционно-структурной политики (Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008)16, и общие положения (санкции, условия льготного кредитования и т.п.). Субъектам федерации разрешается вносить собственные дополнения и уточнения с учетом транспортной доступности, наличия подготовительных объектов для инвестирования, наличия квалифицированных трудовых ресурсов, наличия преференций, наличия доступной информационной поддержки. Все это должно обеспечивать целевое использование инвестиционных ресурсов и контроль за достижением заданных результатов.
2.1.Особенности
На формирование государственной политики России в инвестиционной сфере оказывает влияние ряд факторов:
Во-первых, это традиционно сложившаяся сильная роль государства в управлении экономикой. Именно от государства исходила инициатива радикальных экономических реформ.
Во-вторых, функционирование рыночной экономики, которая призвана обеспечить наибольшую отдачу от действий субъектов инвестиционной деятельности и от долгосрочных перспектив государственной политики.
В-третьих, это особенности переходного периода, такие как политическая, экономическая нестабильность, мировой финансовый кризис, отсутствие четкого и правильного развития реального сектора экономики.
По мнению большинства экспертов, мировая экономика постепенно начинает выходить из кризиса. При этом страны БРИК опережают в этом движении большинство развитых стран. А это значит, что растущие рынки вновь станут привлекательными для иностранных инвесторов. Но не все, а в большей мере те, которые смогут обеспечить максимально благоприятные и комфортные условия для работы иностранного капитала.
The Wall Street Journal и
В индексе перечислены 183 страны, распределенные по 179 местам, и более чем половина из них улучшили свои позиции. В их число Россия не попала. Повышение индекса на 0,2 (50,5 пункта в 2011 году, 50,3 пункта в 2010-м по 100-бальной шкале) не позволило российской экономике покинуть 143-е место в рейтинге. По мнению экспертов, основными причинами этого являются нестабильность экономической и политической ситуации, несовершенное и противоречивое законодательство, неясность в определении прав собственности, отсутствие реальных льгот и привилегий для иностранного капитала, нестабильность рубля как национальной валюты, непредсказуемость изменений в налоговой системе, а так же чрезмерная бюрократия, административные барьеры для бизнеса и коррупция.
В современных экономических условиях низкого уровня инвестиционных потоков и продолжающегося восстановления рынка инвестиций роль государства является определяющей.
Государство может влиять на инвестиционную активность при помощи амортизационной политики, научно-технической политики, политики в отношении иностранных инвестиций и др.
Государственные инвестиции, направленные на решение стратегических задач государственной политики, зачастую не носят коммерческого характера. Эффективность государственных инвестиций необходимо рассматривать в масштабе страны из-за их направленности на устойчивый экономический рост и социальный прогресс общества. России необходимо создавать механизм обеспечения эффективности использования государственных инвестиций. Основными направлениями создания такого механизма являются: усиление программно-целевой составляющей государственного регулирования; сотрудничество государства и бизнеса на основе совместного финансирования проектов; предоставление на долевой основе капитальных трансфертов.
России в настоящее время нужны прямые частные инвестиции, причем не просто капитал, а так называемые умные инвестиции, то есть вложения, сопровождающиеся передачей технологий, созданием новых, высокотехнологичных и хорошо оплачиваемых рабочих мест.
Иностранные инвестиции так же важны для российской экономики. Это вызвано практически полным отсутствием финансирования из средств государственного бюджета, отсутствием достаточных средств у предприятий, развитием общего экономического кризиса и спадом производства, большим износом установленного на предприятиях оборудования и другими причинами.
Создание благоприятного инвестиционного климата должно осуществляться:
1. Путем усиления роли государства как гаранта прав субъектов инвестиционной деятельности. Это позволит участникам быть уверенным в том, что в кризисных ситуациях вложенный капитал не будет потерян;
2. Создание равных конкурентных условий всем инвесторам, независимо от форм собственности, что может способствовать эффективному размещению капитала и устойчивому развитию;
3. Устранение противоречий в законодательстве;
4. Упрощение процедур согласования документации, при разработке инвестиционных программ, для ускоренного внедрения инвестиционных проектов;
5. Создание информационно-аналитических центров, осуществляющих рейтинговую оценку потенциальных инвесторов;
6. Становление современной инфраструктуры рынка инвестиций, что будет способствовать сбережению средств инвестиционного процесса при межотраслевом переливе капитала.
Следует отметить, что в настоящее время в Российской Федерации активно реализуется государственная политика, направленная на поддержку инвестиций.
Для улучшения инвестиционного климата в августе 2010 г. в России был учрежден пост инвестиционного омбудсмена. Это сделано для того, чтобы иностранные инвесторы могли напрямую обращаться к омбудсмену со своими нуждами, предложениями и идеями. В настоящее время продолжается последовательная работа по дебюрократизации экономики: упрощаются процедуры запуска инвестиционных проектов, убраны формальные проверки. В России планируется создать единую национальную систему аккредитации, которая упростит допуск новых товаров на рынки. Так же правительство завершает работу над пакетом законопроектов, направленных на создание налоговых стимулов для инвестиций в высокие технологи, в качестве социальных услуг.
Для сектора информационных технологий, резидентов технико-внедренческих зон и компаний, создаваемых при высших учебных заведениях, введены пониженные ставки страховых взносов.
Для снижения региональной и муниципальной бюрократии прорабатывается вопрос о целесообразности составления специального рейтинга инвестиционной привлекательности регионов. Качество работы с инвесторами будет одним из базовых критериев оценки эффективности деятельности региональных администраций, критерием состоятельности и кадровых перспектив самих руководителей, губернаторов.
Планируется, что регионы и муниципалитеты в ближайшем будущем будут публиковать информацию о перечне перспективных территорий, что позволит быстрее и с меньшими издержками выбирать площадку для реализации инвестиционных проектов.
Так же планируется упростить процедуру доступа предпринимателей к инфраструктуре естественных монополий.
Активное воздействие государства на процессы инвестирования являются необходимым условием обеспечения благоприятного инвестиционного климата и оживления инвестиционной деятельности, что позволяет обеспечить стабильное развитие социально-экономической системы в целом и интересах всего общества.17
2.2.Итоги инвестиционных процессов в настоящее время
Согласно исследованиям Всемирного банка текущее состояние инвестиционного климата в России оценивается как не вполне удовлетворительное. Условия для ведения бизнеса в России недостаточно хорошие. По простоте осуществления предпринимательской деятельности страна занимает 120 место.
В 2012 г. в экономику России поступило 154,6 млрд. долл. иностранных инвестиций - на 18,9% меньше, чем в 2011 г., сообщает Федеральная служба государственной статистики (Росстат).
Наибольший удельный вес в объеме поступивших иностранных инвестиций в 2012 г. пришелся на прочие инвестиции (134,088 млрд. долл., или 78,2% от общего объема), наименьший - на портфельные инвестиции (1,816 млрд. долл., или 1,2%).
Приток прямых иностранных инвестиций в экономику России в 2012 г. вырос по сравнению с 2011 г. на 1,4% и составил 18,666 млрд. долл. В общем объеме иностранных инвестиций за 2012 г. на прямые иностранные инвестиции пришлось 12,1% от общего объема, что на 2,4 процентного пункта (п.п.) выше аналогичного показателя за 2011 г.
Объем погашенных инвестиций, поступивших в Россию из-за рубежа, составил 136,6 млрд. долл. - на 17,3% меньше, чем в 2011г.
По состоянию на конец 2012г. накопленный иностранный капитал в экономике России составил 362,4 млрд. долл., что на 4,4% больше по сравнению с предыдущим годом. Наибольший удельный вес в накопленном иностранном капитале приходился на прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе - 60,1% (на конец 2011г. - 57,1%), доля прямых инвестиций составила 37,5% (40,1%), портфельных - 2,4% (2,8%).
По данным Росстата, в январе-сентябре 2012г. приток иностранных инвестиций в экономику России сократился на 14,4% - до 114,5 млрд. долл. по сравнению с аналогичным периодом 2011г. Из общего объема иностранных инвестиций за 9 месяцев 2012г. 10,7% пришлось на прямые иностранные инвестиции (12,3 млрд. долл.), что на 4,6% больше показателя за январь-сентябрь 2011г.
Ранее Всемирный банк (ВБ) понизил прогноз по росту ВВП России на 2013г. с 3,6 до 3,3%. По мнению аналитиков ВБ, несмотря на крупномасштабные инвестиционные проекты, связанные с Олимпиадой в Сочи, восстановление инвестиций произойдет только в середине этого года вслед за восстановлением мировой экономики.
Информация о работе Механизм стимулирования и активизации инвестиционной деятельности