Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 00:42, курсовая работа
Цель данной работы - определение и рассмотрение механизма функционирования современного денежного рынка. Задачей данной работы, во-первых, является рассмотрение теоретических основ денежного рынка, а именно, рассмотрение спроса на деньги, денежного предложения и равновесия на денежном рынке. Во-вторых, задачей данной работы будет рассмотрение роли денежного рынка в современной экономике, в том числе в условиях экономического кризиса 2008-20010гг, а именно, рассмотрение основных понятий современного рынка денег, сущности и функций кредитного рынка, кредитной системы, банковской системы и роли центрального банка в регулировании денежного рынка.
В последние месяцы сдерживало инфляцию значительное укрепление валютного курса рубля при одновременном падении мировых (и внутренних) цен на продовольствие.
В ноябре международные резервы возросли: их объем за месяц увеличился на 13,34 млрд. долл., в целом за январь-ноябрь прирост резервов составил 20,696 млрд. долл. По состоянию на декабрь 2009г объем международных резервов составил 447, 776 млрд. долл.
Дефицит федерального бюджета
на кассовой основе в январе-ноябре по предварительным
данным Минфин РФ, составил 1755,39 млрд. руб.,
или 4,9% ВВП против профицита 2511,17 млрд.
за аналогичный период 2008г (6,6% ВВП). Доходы
бюджета 6446,5 млрд. руб. (18,2% ВВП, 8663,35 млрд.
руб. 22,8% ВВП в январе-ноябре 2008г). Расходы
бюджета (на кассовой основе) – 8201,89 млрд.
(23,1% ВВП) против 6152,19 млрд. руб. (16,2% ВВП).
За первые одиннадцать месяцев 2008г. непроцентные
расходы 8041,23 млрд. руб., (22,65% ВВП) против
6008,21 млрд. руб. (15,8% ВВП январь-ноябрь 2008г),
а обслуживание гас. Долга составило 160,66
млрд. руб. (0,45% ВВП) против 143,97 (0,4% ВВП в
2008г). В ноябре часть средств Резервного
форда в иностранной валюте, находящихся
на счетах в Банке России, была реализована
за рубли, для последнего за число вырученных
средств на счет по учету средств федерального
бюджета. Итоги: реализовано 3,74 млрд. долл.,
2,5 млрд. евро, 0,5 млрд. фунтов стерлингов
и приобретено 240 млрд. руб. В целом март-ноябрь
на финансовое обеспечение сбалансированности
федерального бюджета были направлены
средства Резервного фонда – 2263,59 млрд.
рублей. В результате по состоянию 1 декабря
2009г совокупный объем Резервного фонда
– 2238,58 млрд. рублей, что эквивалентно
75,07 млрд. дол. Совокупный объем Фонда национального
благосостояния 7769,84 млрд. руб. (~92,89). Погашение
государственного внешнего долга 94,4 млн.
дол. В целом за 11 месяцев позволило сократить
на 2,61 млрд. дол или 6,5% (до 37,94млрд. дол).
На декабрь 1102,9 млрд. рублей (7,5%) ниже объема
внешней задолжности. Объем государственного
внутреннего долга за ноябрь увеличился
98,47 млрд. (5,3%), то есть с 462,59 млрд. на 30,8%
и составил на 1 декабря 1962,41 млрд. рублей.
По оценке Министерством экономического
развития России за январь-ноябрь увеличение
денежной массы в национальном определении
(денежного агрегата М2) составило 6,1% после
снижения 0,3% январь-ноябрь 2008г. Прирост
объема денежной массы сопровождался
изменениями в структуре денежного агрегата
М2: М0 сократился за 11месяцев по оценке,
на 5,1%, тогда как депозиты в национальной
валюте возросли на 10,4%. В результате удельный
вес наличных денег в обращении (денежного
агрегата Мо) в составе денежного агрегата
М2 за первые 11 месяцев снизился на 2,9% и
на 1 декабря составил 25,2% против 28,1% на
1 января и 28,7% (2008г).5См. табл. 4. По расчетам многих
специалистов и крупных научно-исследовательских
институтов Российской академии науки
для устойчивого динамичного развития
экономики и изменения структуры народного
хозяйства в пользу обрабатывающей индустрии
требуется, чтобы объем фонда внутреннего
накопления составил не менее 25% ВВП. Например,
Китай 38% ВВП благодаря этому обеспечивают
высокие среднегодовые темпы роста (около
9%). В России прирост инвестиций в среднем
за последние годы и в целом по экономике
– 10-11%. Низкий уровень инвестиций в основной
капитал промышленности, в особенности
обрабатывающей и инновационной ощутимо
угрожает устойчивому и быстрому развитию
национальной экономики. Только кардинальное
увеличение объема и эффективности капиталовложений,
равно как улучшение технологической
структуры, позволяет рассчитывать на
повышение конкурентоспособности народного
хозяйства и преодоление тенденции деградации
производительно-
Однако от подорожания на мировых рынках нефти и газа откладывают впрок. В частности, золотовалютные резервы Центробанка к 2008г свыше 500 млрд. дол, а к концу 2009 – 449. Стабилизационный фонд 170 млрд. дол и выше 670 млрд. дол всего. К тому же фактический ежегодный профицит бюджета за последние годы (до 2009г) более 1 трлн. руб.
В течение многих лет государственные власти направляли нефтедоллары на выплату внешнего долга, а также вкладывали в американскую экономику и ценные бумаги европейских государств в ущерб собственным интересам. Таким образом, большая часть их использовалась не ради внутреннего инвестирования, а сугубо монетарским образом – размещение в финансовых фондах западных стран, то есть в развитие экономических оппонентов. (общий долг США перед РФ – 240 млрд. дол.). Такое кредитование громадного общественного дефицита бюджета США за счет прироста ресурсов РФ.
Приоритетными должны быть:
- обеспечение высокого
уровня образованности и
- поддержка развития науки и наукоемкого производства;
- новая промышленная политика.
Время увлечения монетарными регуляторами прошло: неотложные задачи неоиндустриального развития требуют включения планово-централизованной концентрации реальных ресурсов на приоритетных направлениях структурно-инновационного маневра и прорыва.
Следует форсировать инвестиции в человека стратегические направления – крупные научно-образовательные центры, особые экономические зоны. Однако используется 8-10% инновационных идей против 65% США, 95% Японии.
Опыт реформирования, который ввергнул Российскую экономику в беспрецедентный системный кризис, обострившийся в середине 2008г под влиянием падения экспортно-сырьевой конъюнктуры, давно уже свидетельствует об ошибочности выбранного экономического курса и необходимости его смены.
Нынешний мировой экономический кризис вызван дерегулированием воспроизводства в развитых странах, из-за чего движение капитала переместилось из реального сектора экономики в финансовый и кредитно-банковский секторы. Возник гигантский отрыв монетарного от товарного. Объемы фиктивного капитала на финансовом рынке во много раз (12-15) превышают реальную стоимость капитала в реальном секторе: объем деривативов оценивается в 750-800 трлн. Дол, а мировой ВВП – в 50-55трлн. Дол. Но в прореформированной России масштабы дерегулирования гораздо шире тех, какие инициировали мировой кризис. Превращение национального промышленного капитала в биржевой и фиктивный, переправляемый за рубеж практически ничем не ограничено. Поэтому не выдерживают критики объяснения нынешнего экономического кризиса ошибками финансово-кредитной политики. На самом деле Россия так и не вышла из глубокого внутреннего системного кризиса, из состояния деиндустриализации и дезинтеграции двух ключевых секторов производства: добывающего и обрабатывающего. Остальные проблемы – следствия такого кризиса. В их числе, к примеру, ограниченность внутренних источников долгосрочного финансирования и кредитования, изъятия из экономического оборота и выведение за рубеж ограниченной массы финансовых ресурсов вместо финансирования собственного производства, накопление внешней задолженности банками и компаниями. Только за 2004 – 2007гг. из экономики страны выведено и вложено в иностранную валюту и ценные бумаги зарубежных стран почти 700 млрд. дол., а зарубежные заимствования банков и корпораций в 2008г. достигли 530 млрд. дол.
Соответственно, в финансово-кредитной сфере превалируют не отдельные, а общесистемные ошибки и просчет так, в кредитно-денежной политике ЦБРФ не выполняет свои главные функции – кредитора последней инстанции и эмиссивного центра. ЦБРФ в последние годы в основном только покупает валюту у экспортеров (или иностранных инвесторов) выступая в роли «обменного пункта». Генератором валюты при этом являлись сырьевые экспортеры, и они же получатели рублей после продажи валюты. Тем самым формируется дополнительный спрос для остальной экономики, которая вынуждена выполнять их законы.
Объем рублевой эмиссии определяется масштабами покупки валюты, в то время как в ведущих странах мира основой финансовых потоков и главным источником возникновения финансовых ресурсов является бюджетная эмиссия. Пример: доля бюджетной эмиссии в общем объеме эмитируемых средств в США и Японии 70-90%, что свидетельствует об основополагающей, структурной и монетарной роли бюджета. Это позволяет обеспечить финансирование приоритетов экономического развития через бюджетные канаты, а затем по цепочке формировать спрос и стимулировать рост в смежных или особо приоритетных секторах.
Что касается «достижений» в 2000-2008гг прозванные в либеральной литературе периодом «тучных лет», то говорить следует, скорее о периоде упущенных возможностей. Пятикратный спад объемов инвестиций и трехкратным реальных денежных доходов. См. табл. 5. Выход из общественного кризиса общественного воспроизводства возможен при изменении всей экономической системы. Концепция развития до 2020г – это лишь призыв к инновационному развитию, хотя при этом важно уже то, что наступило осознание необходимости смены экономического курса. Однако практических решений и действий нет, особенно по выработке соответствующих экономических систем. Антикризисные меры носят противоречивый и неадекватный характер, они направлены в основном на спасение спекулятивного сектора экономики вместо подъема образующей индустрии. Не случайно вливание в 3-ем квартале 2008г около 7 трлн. рублей бюджетных средств в банковскую систему не помогло реальному сектору экономики в 4-ом квартале 2008г произошел резкий спад промышленного производства, и он не преодолен до сих пор.
Необходимо:
- накапливать промышленный капитал;
- инновационное обновление;
- ввод в материальное производство новых технологий.
Только на этой основе возможен выход, как из системного экономического кризиса, так и деиндустриализации.
Уменьшение основной составляющей национальной денежной базы - депозитов банков, номинированных в рублях, на счетах в ЦБ РФ, - ведет к двум главным последствиям: затруднению расчетов между коммерческими банками и снижению объемов кредитования реального сектора. Сокращение денежной базы как раз и привело к таким последствиям. Кредитование в рублях практически полностью остановилось уже к IV кварталу 2008 г. и не восстанавливалось на протяжении всего рассматриваемого периода, несмотря на понижение Центробанком РФ нормы резервирования. Зато кредитование в иностранной валюте за счет предоставленных ресурсов ЦБ РФ бурно росло до марта 2009 г.
В ситуации, когда международный финансовый кризис способствует разрастанию кризиса доверия в российской экономике и когда требуется обеспечение нормального предложения инструментов расчета между хозяйствующими субъектами, Центробанк РФ начиная с III квартала 2008 г. уменьшил размер рублевых депозитов кредитных организаций на своих счетах, а в феврале 2009 г. ЦБ РФ довел его до чрезвычайно низкой величины - уровня начала 2006 г. - и держал его в таком состоянии 5 месяцев. Этого достаточно, чтобы остановить кредитование реального сектора и тем самым остановить рост российской экономики. Кроме того, в феврале 2009 г. Центробанк РФ уменьшил величину наличных денежных средств на 1,2 трлн. руб., создав затруднения для расчетов среди среднего и малого бизнеса. Здесь следует проанализировать еще одну важную особенность денежно-кредитной ситуации того периода. Начиная со II квартала 2008 г. появилась опасная тенденция - уменьшение в банках наиболее ликвидных депозитов клиентов. По сути, это сокращение собственно средств расчета и платежа хозяйствующих субъектов. К III кварталу 2008 г. эта тенденция стала очевидной и не могла остаться незамеченной ЦБ РФ. Не имеет особого значения, по каким причинам она стала появляться: обналичивание средств, перевод финансовых ресурсов в иностранные банки или возврат кредитов. Задачей Центробанка РФ было осуществление мер по восстановлению размеров переводных депозитов. В противном случае их сокращение в ситуации, когда деловая активность ставится под угрозу как внутренними, так и внешними факторами, привело бы к усилению экономического спада.
Отсутствие действий со стороны ЦБ РФ по исправлению сложившейся ситуации может свидетельствовать о проведении антиинфляционной политики и желании не допустить перегрева экономики. Однако выбор такой стратегии является непонятным в условиях, когда сама рыночная конъюнктура и мировой финансовый кризис выступали сдерживающими рост факторами. Выбранная политика Центробанка РФ являлась процикличной, чего следует избегать органам макроэкономического регулирования. Чтобы предотвратить сокращение переводных депозитов в отечественных банках, Центробанку РФ следовало стимулировать банковское кредитование в рублях. Однако ЦБ РФ вместо таких мероприятий стал предпринимать противоположные - расширил возможность кредитования в иностранной валюте, что не могло не способствовать восстановлению объема переводных депозитов в силу особенностей действия денежного мультипликатора. Объем ликвидности рублевого номинала у хозяйствующих субъектов значительно уменьшился.
Существенное сокращение финансовых средств расчета между хозяйствующими субъектами не могло не оказать угнетающего влияния на реальный сектор экономики. Результатом уменьшения средств на переводных депозитах клиентов банков и понижения возможностей банков по кредитованию реального сектора в рублях по причине падения размера национальной денежной базы стало снижение до уровня начала 2007 г. валового объема финансовых операций в частных платежных системах.
Российская экономика обладает цикличностью в создании стоимости, в силу чего происходят сезонный спад и восстановление, как товарооборота, так и его обслуживающих финансовых операций. Такой спад приходится на конец каждого года. Но если исходить из положения, что сокращение рублевых депозитов в ЦБ РФ и наличных денег было целесообразным в силу сокращения объемов хозяйственных операций в экономике, то такая политика, тем не менее, была неадекватной. Даже уменьшение реального ВВП приблизительно на 9% не могло привести к сокращению объемов финансовых операций между хозяйствующими субъектами на 40%. Очевидно, меры по уменьшению рублевой ликвидности, предпринятые Центробанком РФ в I квартале 2009 г., сделали финансовый сектор ограничителем роста ВВП. Насыщая банки валютной ликвидностью, Центробанк РФ уменьшил ликвидность в национальной валюте, а также не создал условия для восстановления размеров переводных депозитов в российских банках. Такая политика ЦБ РФ не могла привести к увеличению объемов кредитования реального сектора, а, следовательно, препятствовала расширенному воспроизводству. Более того, лишая хозяйствующих субъектов средств расчета, она угнетала уже имеющееся производство. Последствиями подобной политики стали уменьшение реального ВВП и препятствование его восстановлению.
К сожалению, наряду с сугубо положительными направлениями осуществления денежно-кредитной политики в России, такими как решение повысить ликвидность банковского сектора, уменьшить норму резервирования, существовали сдерживающие меры, например: повышение ставки рефинансирования, а также изъятие рублевой ликвидности с помощью валютно-обменных операций. Центробанку РФ следовало уделять больше внимания потребностям реального сектора экономики, вместо того чтобы обслуживать бесперебойность оттока капитала из страны.
Заключение
Изложив сущность проблемы, можно сделать следующие выводы.
Рассматривая денежный рынок, мы до сих пор предполагали, что скорость обращения денег постоянна. Но она ведь может меняться и меняется под воздействием, например, перемен в организации денежного обращения в стране, что скажется на норме процента, и на объеме производства, и на ценах.
Под спросом на деньги в макроэкономике понимается, прежде всего, спрос на реальные деньги, реальные деньги характеризуют покупательную способность номинальных денег, которыми обладают их держатели.
Существует две важнейших причины, почему публика держит часть своих активов в виде активов, не приносящих проценты:
а) необходимость использования денег в сделках;
Информация о работе Механизм функционирования современного денежного рынка