Мигранты на рынке труда в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 11:46, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение темы мигранты на рынке труда в России.
Основные задачи, связанные с поставленной целью заключаются в следующем:
1. рассмотрение миграции и её влияние на рынок труда в целом в России;
2. изучить понятие, сущность и виды миграции;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. МИГРАЦИЯ И ЕЁ ВЛИЯНИЕ НА РЫНОК ТРУДА
1.1. Понятие, причины и виды миграции………………………………………...4
1.2. Влияние миграции на рынок труда……………………………………..……7
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕНЕЙ МИГРАЦИИ
В РОССИИ
2.1. Внешние миграционные процессы………………………………………....14
2.2. Внутренняя миграция………………………………………………………..18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 156.50 Кб (Скачать файл)

Сейчас в нашей стране эта модель представлена в усеченном  виде: элитная миграция только начинает развиваться под влиянием все  ярче проявляющегося «кадрового голода». Однако вскоре дефицит квалифицированных  кадров проявится со всей очевидностью и станет реальным тормозом экономического развития. Тогда и понадобится механизм привлечения высококвалифицированных кадров из-за рубежа, являющийся необходимой частью миграционной политики всех принимающих стран. [22]

Обсуждая влияние миграции на рынок труда принимающей страны, обычно обращают внимание на несколько основных вопросов, вызывающих наибольшую обеспокоенность:

а) конкурируют ли мигранты с местными работниками или, напротив, занимают те рабочие места, которые  не пользуются спросом у местного населения;

б) как мигранты влияют на уровень оплаты труда в отраслях, где они заняты, способствуют ли они демпингу труда;

в) чем грозит экономике  принимающей страны зависимость  от иностранного труда;

г) насколько велика нагрузка на государственную систему социального обслуживания, вызванная миграцией. [24]

Большинство современных  теорий согласны в том, что миграция выгодна как для принимающих  стран, так и для стран выезда. Западные исследования показывают, что  миграция практически не оказывает  негативного влияния на уровень безработицы и на уровень оплаты труда в принимающих странах.

Однако в действительности реальные последствия миграции не столь  однозначны, и это порождает противоречивое отношение к ней разных политических и экономических акторов и  общественности. В общественно-политической дискуссии о миграционных проблемах преобладает негативный тон. До сих пор в большинстве случаев афишируются «потери», связанные с миграцией, которые уже получили официальную численную оценку. Выступая на заседании «Диалога на высоком уровне по вопросу о международной миграции и развитии» Генеральной Ассамблеи ООН, который проходил в Нью-Йорке 14-15 сентября 2006 года, директор Федеральной миграционной службы России К. О. Ромодановский сообщил: в России сегодня насчитывается около десяти миллионов нелегальных мигрантов; экономический ущерб, причиненный нелегальной миграцией в виде неуплаты налогов, составляет более восьми миллиардов долларов в год. Кроме того, ежегодно мигранты из стран СНГ вывозят из России свыше десяти миллиардов долларов, минуя систему государственного контроля. При этом объем зарегистрированных денежных переводов мигрантов из этих стран в 2005 году превысил три миллиарда долларов. [21]

Численность официально работающих в России трудовых мигрантов  постоянно увеличивается. В 2006 году она превысила 1 млн., причем эти люди представляют более чем 40 стран мира (см. рис. 1). По-прежнему этот показатель отражает лишь небольшую часть реального процесса: согласно экспертным оценкам, численность нелегальных (или незаконно занятых) трудовых мигрантов в России составляет сегодня от 4 до 6 млн. человек и как минимум в пять раз превышает данные официальной статистики. Однако если в начале 2000-х годов численность официально привлекаемой из-за рубежа иностранной рабочей силы не превышала нескольких сотен тысяч человек и составляла не более 5% всех трудовых мигрантов, то во второй половине десятилетия под влиянием произошедшей либерализации миграционной политики наметилась явная тенденция к увеличению легальной составляющей миграции. [13]

Необходимость расширения легальных каналов въезда и занятости  и устранения административных барьеров, стимулирующих нелегальную миграцию и коррупцию, стала очевидна уже  давно. С 15 января 2007 года вступило в  силу новое законодательство, существенно упрощающее процедуры легализации для мигрантов из стран СНГ -- в первую очередь для приезжающих на временную работу. Теперь сам мигрант получает разрешение на работу (а не работодатель, как раньше). Таким образом, ликвидирована «крепостная зависимость» мигранта от работодателя. Существенно упростилась процедура регистрации, которая теперь для краткосрочных мигрантов (до 90 дней) может осуществляться по почте. Для России это, можно сказать, революционные изменения, хотя на пути мигрантов и сейчас возникает много препятствий, в основном связанных с непродуманными механизмами реализации нового законодательства.

Уже в 2006 году в результате смены приоритетов миграционной политики контролируемая составляющая миграции составила около 20% (а не 5%, как раньше).

Согласно официальной  статистике ФМС, из стран СНГ в 2006 году прибыли 53% трудовых мигрантов, но, по-видимому, именно мигранты из СНГ  составляют большинство так называемых «нелегалов», поэтому их реальная доля может достигать двух третей, если не больше. Особенно много трудовых мигрантов в 2006 году прибыло из Украины (16,9%), Узбекистана (10,4%) и Таджикистана (9,7%), а также Турции (10%) и Китая (20,8%)[18].

Согласно официальным  данным, 40% трудовых мигрантов заняты в строительстве, 30% -- в торговле, 10% -- в промышленности, 7% -- в сельском хозяйстве, 5% -- в транспортной отрасли, 8% -- в других видах деятельности. Реальная структура занятости мигрантов несколько отличается от официальных данных из-за сильного недоучета мигрантов в сфере услуг, включая сферу досуга и развлечений, ЖКХ, работы по дому.

По данным социологических  исследований, примерно 20% мигрантов  приезжают на срок, не превышающий  шести месяцев. Занятость таких  мигрантов носит, как правило, сезонный характер. Более половины мигрантов рассчитывают на долгосрочное пребывание в стране, примерно треть из них рассматривают возможную перспективу постоянного жительства и натурализации в России. [20]

Трудовая миграция в  Россию продолжает оставаться в значительной степени мужским занятием. По данным социологических обследований, 70% мигрантов -- мужчины. В официальной статистике доля мужчин еще выше -- 82,4%. Это связано, в первую очередь, с отраслевой структурой занятости трудовых мигрантов, поскольку 39% мигрантов работают в строительной отрасли. Кроме того, есть основания предполагать, что женщины далеко не полно представлены как в официальной статистике, так и в социологических исследованиях, потому, что чаще остаются «невидимыми» из-за особенностей своего труда (высокая доля работающих в домохозяйствах и других неформальных секторах занятости). Поскольку сфера услуг развивается высокими темпами и сегодня дает 2/3 рабочих мест в развитых странах, можно предположить дальнейший рост женской составляющей миграции.

Средний возраст мигрантов ? 32-33 года, причем более 75% из них моложе 40 лет. За последние годы трудовая миграция помолодела: повзрослевшая молодежь в странах выезда (особенно в странах Центральной Азии) все чаще идет по дороге миграции, проторенной старшим поколением. [16]

Сильные выталкивающие факторы, которые в основном носят экономический характер, являются характерной чертой современной миграции в Россию. Первые волны миграции в конце 1990-х и начале 2000-х охватывали наиболее социально активных людей, которые по своим личным качествам могли осилить этот тогда еще пионерский путь. Это были не самые бедные или совсем не бедные люди, с достаточно высоким уровнем образования, часто имевшие высшее или иное профессиональное образование. С началом действительно массовой трудовой миграции (а по данным социологических исследований, три четверти трудовых мигрантов начали приезжать в Россию после 2000 года) за ними последовали гораздо более бедные социальные группы населения, поведение которых в значительной степени диктуется необходимостью обеспечивать семью. [9]

По данным обследования 2006 года, около половины опрошенных мигрантов не имели стабильной занятости  на родине (были безработными, имели  разовую или временную работу).

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕНЕЙ МИГРАЦИИ

В РОССИИ

2.1. Внешние миграционные процессы

«Россия вышла на третье место в мире по уровню миграции. Основной нацией в России являются русские -- более 115 млн. человек, или 79 % от общей численности. Однако, за последние 50 лет русских в России стало  меньше на 5 миллионов.

Легальная иммиграция в Россию, за последние годы, стабилизировалась: ежегодно к нам приезжает примерно 300 тыс. человек. Основной людской поток -- это 2/3 -- идет из Средней Азии (большая  часть из Казахстана). Каждый пятый  приезжий -- с Украины.

По оценкам МВД, в России расквартирована  нелегальная трудовая армия численностью свыше 5 млн. человек. На Дальнем Востоке  количество приезжих китайцев на российской территории составляет от 2-2,5 до 5-10 млн. человек. Приезжие находят заработок  не только в Приморье, но и в крупных промышленных городах.

Мигранты вливаются в экономическую  жизнь страны, так по опубликованным данным, в 2002 году выходцы из трех закавказских республик вывезли из московского  региона на свою родину почти 10 млрд. долларов. Приезжие целиком оккупировали некоторые отрасли: общественный транспорт, строительство, жилищно-коммунальное хозяйство, торговлю. Все торговые пути -- кровеносная система страны -- намертво схвачены нерезидентами. [11]

Сегодня в институтах, школах, детских  садах учатся и играют дети иных национальностей, нежели 10 и тем более 30 лет назад. Только в Москве за последние 15 лет корейцев стало больше в 2 с лишним раза, армян, грузин и арабов -- в 3 раза, азербайджанцев и молдаван -- в 5 раз, ингушей -- в 6, чеченцев -- в 7, таджиков -- в 12. Самые активные в столице -- это вьетнамцы и китайцы, их численность выросла в 14 и 35 раз соответственно. А вот прибалтов, поляков, белорусов, чехов, евреев в Москве стало значительно меньше.

По официальной статистике МВД, ежегодно 35 тысяч преступлений на территории России совершают нелегальные мигранты.

Мигранты не стремятся слиться  с местным населением, они образуют в городах подобие гетто (за последние 10 лет между гражданами РФ и китайцами  было заключено всего 30 браков, детей в смешанных семьях также немного).

Привнося элементы своей культуры, мигранты размывают культуру традиционного общества, в будущем это может повлечь за собой требования присутствия своих представителей в органах власти, затем предоставления автономности, а в дальнейшем, возможно, и присоединения к исторической родине.

В прошлом году приезжие компенсировали всего 10 % естественной убыли населения, по этому мнение о том, что миграция спасет Россию -- не верно. [14]

         Важной компонентой изменения общей численности населения является миграция. Россия пережила несколько крупных эмиграционных потоков, повлиявших на уменьшение численности населения. Прежде всего, это так называемый «Великий исход», вызванный Гражданской войной 1918-1921. Оценить его масштабы с достоверной точностью пока не удалось: скорее всего, он находится в интервале от минимума в 4 млн. человек до максимума в 12 млн. чел. Приводимые в публицистике цифры в 15 млн. и больше подвергаются сомнению со стороны экспертов.

Второй эмиграционный  поток - это растянутый на весь период с 1970 по 1988 выезд из СССР на постоянное место жительства в другие страны по этническим и политическим мотивам. В этом потоке присутствуют две составляющие: первая - так называемая еврейская эмиграция в США и Израиль (примерно 200 тыс. человек); вторая - диссиденты, покинувшие в тот период СССР, их число крайне невелико в масштабах всей страны и не превышает 50 тыс. чел. [12]

Третий эмиграционный  поток - массовый выезд за рубеж после либерализации законодательства в 1989. Вопреки бытовавшему в то время представлению об уровне потенциальных эмигрантов в 10-15 млн. чел., реальное число россиян, уехавших на постоянное место жительства за рубеж, находится в интервале от 800 тыс. до 1,2 млн. чел.

В период после окончания Гражданской войны и до начала Второй Мировой войны внешняя иммиграция как массовое явление практически отсутствовала. Сразу после Второй Мировой войны, по разным оценкам, в СССР было репатриировано около 3 млн. человек (узники немецких концентрационных лагерей, военнопленные немцы, итальянцы, японцы и т.д.). Большая их часть - три четверти - были репатриированы насильно. Около 60% репатриированных остались на территории России.

Современная ситуация в  области внешней миграции складывается, с одной стороны, из интенсивного притока в Россию мигрантов из бывших республик СССР и существенно меньшего по объему выезда из России на постоянное место жительства в страны СНГ и развитые страны (Германию, Израиль, США и др.). [16]

С середины 1970-х миграционный прирост для России в целом стал положительным, а в последнее десятилетие 20 в. еще более существенно изменился в пользу России. Он компенсирует в значительной мере потери населения от естественной убыли. Данные переписи 2002 показали, что Россия сейчас очень популярна и находится на третьем месте в мире по количеству прибывающих на постоянное место жительства. Наиболее интенсивные процессы перемещения населения отмечаются между РФ и странами СНГ и Балтии. Причем в отличие от периода 1979-1988, в 1989-2002 произошло существенное снижение потока эмигрантов из России в эти страны, а число въезжающих из ближнего зарубежья в нашу страну, наоборот, увеличилось. С 1989 по 2002 в Россию въехали 11 млн. чел., выехали - 5 млн., т.е. чистый миграционный прирост составил 6 млн. чел. Более половины мигрантов из бывших союзных республик приходится на русских по национальности. [14]

Внешние миграции обладают следующими особенностями:

1. Трансграничные миграции  в их современных формах и  масштабах - совершенно новое  для России явление. Это кажется  парадоксальным, учитывая то, что  наша страна в своем современном виде сложилась, превратилась из Московии в Россию, именно в ходе мощных миграционных процессов. Но это были, по преимуществу, внутренние миграции. В ХХ веке трансграничные миграции если и были, то как следствие общественных катаклизмов.

2. Трансграничные миграции, причем в огромных масштабах, - это теперь надолго, если не  навсегда. Это стратегическое явление,  которое во многом будет определять  траекторию экономического, этнического,  культурного, политического, геополитического  развития страны.

3. Они неизбежны, потому  что жизненно необходимы России - в условиях демографического  спада, уменьшения численности  населения, особенно в восточных,  слабо заселенных регионах, его  неизбежного старения. Эти демографические  процессы происходят в контексте развития открытой рыночной экономики, ее интеграции в мировое хозяйство и открытости границ. Растущий спрос на рабочую силу, просто на население, может быть удовлетворен только за счет мигрантов из-за рубежа.

4. В результате, Россия  неизбежно станет (уже становится) страной мигрантов. Это совершенно новое и неизвестное для российского общества состояние. К этому психологически не готово общество, особенно в тех регионах, где и внутренние миграции были не очень распространены. Идеологически, институционально и законодательно не готово государство - нет привычки и установившихся, рутинных бюрократических практик, нет сложившейся системы институтов, фактически нет полноценной законодательной базы (от внутренне непротиворечивых законов до ясных и четких ведомственных инструкций). А к этому состоянию необходимо готовиться заранее, анализируя все проблемы и угрозы, которые уже возникли, или неизбежно возникнут. Это можно и нужно делать на примере тех стран (прежде всего, Западной Европы), которые раньше вступили на этот путь. [6]

Информация о работе Мигранты на рынке труда в России