Микроэкономика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 23:57, контрольная работа

Краткое описание

Одной из центральных или опорных категорий системы хозяйствования рыночного типа выступает доход предпринимательской фирмы. Безусловно, у работодателя и работополучателя есть собственные экономические интересы, которые реализуются в особых формах: прибыль, процент и дивиденд на капитал, зарплата и т.д. Но первичное присвоение отражает, прежде всего, доход или денежная выручка от хозяйственных действий предпринимательской фирмы.

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная микроэкономика.docx

— 133.02 Кб (Скачать файл)

Спрос на рынках товаров, производимых с помощью факторов производства, которые приобретаются за счет ссуд. Высокий спрос на товары предполагает рост их производства, который при недостатке собственных средств можно осуществлять за счет заемных.

Эффективность капитала как фактора производства, который можно приобрести за счет взятых ссуд. Как уже отмечалось, эффективность капитала отражается на величине "естественного" процента, часть которого приходится отдавать в качестве ссудного процента. Очевидно, что возможность приобретения капитала, обещающего принести высокий процент, увеличивает спрос на ссудный капитал.

Конкуренция между предприятиями как товаропроизводителями. Конкуренция заставляет предприятия внедрять новейшие достижения науки и техники. При этом она ведет к тому, что собственные средства не высвобождаются, обеспечивая текущие расходы. Для осуществления капитальных затрат, необходимых для установления новейшей техники и технологии, приходится прибегать к займам. Расчет на быструю окупаемость новой техники создает у предприятий уверенность в возврате взятых ссуд.

Уровень инфляции. Инфляция оказывает противоречивое влияние. С одной стороны, инфляция ведет к тому, что брать деньги в долг становится выгодным. Если темпы инфляции опережают рост нормы ссудного процента, то ссудополучателям надо возвращать суммы в реальном содержании меньшие, чем те, что брались в долг. В этой связи ссудодателям приходится устанавливать "плавающую" норму ссудного процента, отражающую индекс цен. С другой стороны, инфляция не стимулирует развитие производства, так как обычное повышение цены на производимую продукцию делает более выгодным и простым способом увеличивать прибыль.

Динамизм экономической и социальной структуры общества. Вследствие такого динамизма в экономике возникают новые сферы предпринимательской деятельности, требующие притока капитала, который не могут обеспечить уже существующие компании за счет собственных средств. Возникает необходимость в возникновении новых компаний и появлении новых предпринимателей. Последние могут быть выходцами из небуржуазных слоев (в том числе из рабочего населения), не имеющих собственного капитала для занятия предпринимательской деятельностью. Если рынок ссудного капитала удовлетворит их спрос, они могут обеспечить развитие новых сфер предпринимательской деятельности.

В современных условиях большую роль в формировании спроса на рынке ссудного капитала играет политика государства. Но мы ее не рассматриваем в качестве отдельного фактора, поскольку она проявляет себя через сознательное воздействие государства на рассмотренные выше факторы спроса.

Теперь обратимся к предложению на рынках ссудных капиталов и факторам, его определяющим.

Под предложением ссудного капитала понимается то количество денежных средств, которое их владельцы готовы предоставить в качестве ссуд на соответствующем рынке ссудного капитала на определенный период времени при условии их возврата и уплаты процента.

Предложение ссудного капитала, так как и спрос на него, может различаться по срокам, на которые капитал предоставляется. Поэтому есть предложение краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных капиталов.

Рис. 2.2. Предложение капитала

Первым фактором, влияющим на предложение, является норма ссудного процента. Высокая норма способствует росту предложения, низкая, наоборот, ограничивает его.

Однако если рынок ссудного капитала несовершенен и на нем доминируют покупатели, то возможна другая зависимость предложения ссуд от нормы ссудного процента. Понижение нормы увеличивает предложение, поскольку для того, чтобы при низком проценте "заработать" необходимую дополнительную сумму, нужно больше денег отдавать в ссуду.

Норма процента связана со срочностью предоставляемых ссуд. Обычно долгосрочные ссуды предлагаются под больший процент, чем краткосрочные. Но эта закономерность может быть нарушена соответствующим соотношением спроса и предложения на данных рынках ссудного капитала. Вот почему помимо факторов, влияющих на спрос, необходимо знать факторы, определяющие предложение ссудного капитала.

Экономическая конъюнктура. При благоприятной конъюнктуре наблюдается рост доходов предприятий и населения, часть которых превращается во временно свободные денежные средства. В это же время предприятия имеют возможность развивать производство за счет собственных средств, но наиболее дальновидные их собственники начинают откладывать средства на случай ухудшения экономической конъюнктуры, которые оседают в банках и предлагаются ими в качестве заемных средств. То же делает и население, откладывая часть денег "на черный день". В период кризиса также могут делаться сбережения в ожидании еще худших дней, но возможности для этого значительно уже, так что общее предложение ссудного капитала в этот период снижается.

Общий уровень доходов субъектов экономики, прежде всего населения. Высокий уровень доходов обусловливает большую склонность к сбережениям, чем невысокий. Бедное население полученные доходы обычно тратит полностью на приобретение необходимых товаров, тогда как богатое имеет возможность не только приобретать разнообразные товары, включая предметы роскоши, но и откладывать на будущее значительную часть доходов, демонстрируя тем самым высокую склонность к сбережению. В целом же при богатом населении в стране объем свободных денежных средств оказывается весьма значительным, что служит основой высокого предложения ссудного капитала.

Состояние государственного бюджета. Когда это состояние характеризуется превышением доходов над расходами, тогда у государства появляется возможность превращать временно свободные денежные средства в заемный капитал. Здесь государство предстает как обычный собственник свободных денежных средств.

Уровень инфляции. При высокой инфляции у населения возникает стремление тратить деньги, а не откладывать на будущее, чтобы не допустить их обесценивания, поэтому предложение на рынке ссудного капитала падает. Иная ситуация возникает при стабильном уровне цен: деньги можно откладывать, не боясь их обесценения.

Развитость системы сбережения денежных средств. Речь идет о банках, сберегательных кассах, страховых компаниях, пенсионных, инвестиционных и прочих фондах, так или иначе занимающихся аккумуляцией свободных денежных средств и их размещением в виде ссудного капитала. Если эта система развита и надежна, то она притягивает к себе подавляющую часть денежных средств населения, предприятий, общественных объединений и даже иностранных вкладчиков, увеличивая за счет этого предложение на рынках ссудного капитала. В ином случае сбережения не находят подобного отражения в предложении ссудного капитала, например, когда отложенные деньги хранятся дома.

Можно также отдельно говорить о политике государства как факторе предложения ссудного капитала. Но опять же она проявляет себя через сознательное воздействие на уже рассмотренные факторы. Кроме того, политика государства строится также на учете обратной зависимости предложения, как и спроса, от нормы ссудного процента и воздействии на предложение через воздействие на эту норму.

Итак, на рынке капитала существуют некоторые кривые спроса и предложения. Пересечение этих кривых определяет равновесную ставку процента (рис. 2.3). Эта ставка определяет, какая часть потребителей и фирм, которые могут быть либо кредиторами, либо заемщиками, выступит в качестве первых, а какая - в качестве вторых.

Рис. 2.3. Равновесие на рынке капитала

Потребители тратят взятые в долг деньги на рынках потребительских благ длительного пользования, а фирмы - на рынках промежуточных благ.

Можно заметить, что в данном случае произошло как бы перераспределение покупательных возможностей среди участников хозяйства. Одни фирмы и потребители, которые обладали возможностью распорядиться частью общего продукта хозяйства, временно передали эту возможность другим фирмам и потребителям за плату в виде процента. При этом величина общего спроса на рынках благ не изменяется, а изменяется только структура.

Равновесие на рынке капитала может измениться при изменении любого из обстоятельств, определяющих положение кривых спроса и предложения.

Поскольку одним из основных факторов является информация о будущем доходе (для потребителей) и спроса (для фирм), относительно быстро равновесие может изменяться в результате изменения ожиданий будущих событий. Например, если в хозяйстве распространится информация о грядущей депрессии или подъеме в хозяйстве, потребители и фирмы могут резко изменить свое поведение на рынке капитала.

В более длительном периоде равновесие может смещаться в результате изменения менее подвижных факторов - например, степени бережливости потребителей (если люди будут менее заинтересованы в текущем потреблении и захотят больше денег отложить "на потом", сохранить для детей и т. д.). Или по мере увеличения доходов потребителей (если люди будут становиться богаче, они смогут откладывать большие суммы, например собирать деньги не на покупку велосипеда, а на покупку яхты или самолета). Или просто по мере роста хозяйства - чем больше фирм и потребителей будет в хозяйстве, тем большее количество участников будет на рынке капитала.

ЗАДАЧА №1.

Цена на товар увеличилась с 5 до 6 ден. ед., а величина спроса уменьшилась с 9 до 7 шт. Какова эластичность спроса по цене? Используйте коэффициент дуговой эластичности.

Решение:

Коэффициент дуговой эластичности спроса по цене:

 

Т.к. коэффициент эластичности eто спрос эластичный.

 

ЗАДАЧА №2.

 

В течение 2 недель цена товара возросла с 17 усл.ед. (P1) до 21 усл.ед. (P2). Одновременно произошли изменения в спросе на данный товар: за этот период спрос понизился с 135 штук (Q1) до 107 штук (Q2).

Определите коэффициент эластичности спроса на данный товар. Рассчитайте, возросла или снизилась выручка от продажи товара. Дайте пояснения. Укажите, как взаимосвязаны между собой эластичность по цене и общая выручка.

Решение:

1) коэффициент точечной эластичности спроса по цене:

 

Т.к. коэффициент эластичности eто спрос неэластичный.

2) Формула выручки:

 

тогда имеем:

 

 

Как видим произошедшие изменения в цене и объёме спроса привели к снижению выручки на 48 усл.ед.

3) При эластичном спросе с уменьшением цены общая выручка, увеличивается и наоборот. То есть связь между ценой и выручкой обратно пропорциональная. Если спрос неэластичный, между ними возникает прямая зависимость. Единичная эластичность не меняет величину дохода. Эту экономическую взаимосвязь должен учитывать каждый производитель, чтобы манипулировать ценами, не нанося ущерба своим доходам.

Представим взаимосвязь между эластичностью спроса и общей выручкой в виде таблицы.

 


Информация о работе Микроэкономика