Мировая торговля, ее современные виды и структура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 13:20, реферат

Краткое описание

Мировая торговля – это обмен товарами и услугами между государственно-национальными хозяйствами. Развитие мировой торговли привело к возникновению мирового рынка товаров. Мировой рынок – это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом национальных рынков отдельных стран, участвующих в международном разделении труда и связанных друг с другом системой международных экономических отношений.

Содержание

Мировая торговля, ее современные виды и структура.
Регламентация внешнеторговой деятельности.
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Управление ВЭД 4 курс.doc

— 101.00 Кб (Скачать файл)

Содержание:

  1. Мировая торговля, ее современные виды и структура.
  2. Регламентация внешнеторговой деятельности.
  3. Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Мировая торговля, ее современные виды и структура.

1.Мировая торговля

Мировая торговля – это обмен товарами и услугами между государственно-национальными хозяйствами. Развитие мировой торговли привело к возникновению мирового рынка товаров. Мировой рынок – это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом национальных рынков отдельных стран, участвующих в международном разделении труда и связанных друг с другом системой международных экономических отношений.  
Международная торговля растет и развивается в связи с выгодностью и целесообразностью международного разделения труда, сосредоточения производства определенных продуктов в отдельных странах с целью их последующей продажи на мировом рынке и удовлетворения тем самым потребностей других стран, создающих спрос на этот продукт.  
Если раньше основной предпосылкой международной торговли была неравномерность распределения ресурсов между различными странами, то сегодня все большее значение приобретают различия в эффективности использования ресурсов, применяемых технологиях.  
Развитие международной торговли: 
• позволяет преодолеть ограниченность национальной ресурсной базы;  
• расширяет емкость внутреннего рынка и устанавливает связи национального рынка с мировым;  
• обеспечивает получение дополнительного дохода за счет разницы национальных и интернациональных издержек производства;  
• расширяет производственные возможности стран (происходит сдвиг кривой производственных возможностей вправо);  
• ведет к углублению специализации производства и на этой основе повышению эффективности использования ресурсов и увеличению объема производства.  
Мировая торговля формируется на базе внешней торговли, осуществляемой разными странами. Под термином «внешняя торговля» понимается торговля с другими странами, состоящая из оплачиваемого ввоза (импорта) и оплачиваемого вывоза (экспорта) товаров. 
Основные отличия внешней торговли от внутренней: 
• товары и услуги на мировом уровне менее мобильны, чем внутри страны;  
• при расчетах каждая страна использует свою национальную валюту, отсюда возникает необходимость сопоставления разных валют;  
• внешняя торговля подвержена большему государственному контролю, нежели внутренняя;  
• большее число покупателей и большее число конкурентов.  
Мировую торговлю характеризуют обычно с точки зрения ее объемов, темпов роста, географической (распределение товарных потоков между отдельными странами, регионами) и товарной (по видам продукции) структуры.  
На стабильный, устойчивый рост международной торговли оказывают влияние: 
• углубление международного разделения труда и интернационализация производства;  
• НТР, способствующая созданию новых отраслей экономики и ускоряющая реконструкцию старых;  
• активная деятельность транснациональных компаний на мировом рынке;  
• либерализация международной торговли;  
• развитие процессов торгово-экономической интеграции, устранение межстрановых барьеров, формирование зон свободной торговли и др.  

2.Виды мировой торговли

Оптовая торговля 
Основная организационная форма в оптовой торговле стран с развитой рыночной экономикой - независимые фирмы, занятые собственно торговлей. Но с проникновением в оптовую торговлю промышленных фирм ими создавался собственный торговый аппарат. Распространены вертикальные объединения “контрактного типа” - когда промышленный концерн объединяется с торговыми фирмами. В таких “цепных компаниях” создаются центральные закупочные конторы, а самостоятельность мелких фирм ограничивается. Последние стали развивать другие формы интеграции, например, кооперативные ассоциации розничных фирм. Еще одна форма “цепных компаний” - “добровольные цепи” - контрактная форма связи между оптовыми и розничными фирмами при сохранении независимости участников “цепи”. В “добровольной цепи” совместная оптовая фирма обслуживает создавшие ее розничные фирмы, в кооперативном объединении оптовые фирмы объединяют усилия с розничными.  
Вертикальные объединения дают их участникам ряд преимуществ: более благоприятные условия воспроизводства в сравнении с условиями необъединенных фирм, большая стабильность и надежность снабжения торговых фирм товарами, более надежный сбыт, соответствующее уменьшение затоваривания.  
Важный параметр в оптовой торговле - соотношение универсальных и специализированных оптовых фирм. Всеобщей можно считать тенденцию к специализации (в специализированных фирмах производительность труда значительно выше, чем в универсальных). Специализация идет предметному (товарному) и функциональному (т.е. ограничение функций, выполняемых оптовой фирмой) признаку.  
Особое место в оптовой торговле занимают товарные биржи. Они похожи на торговые дома, где торгуют чем угодно, причем и оптом, и в розницу. В основном товарные биржи имеют свою специализацию: уголь, нефть, лес, зерно и т.д.  
Публичная биржевая торговля основана на принципах двойного аукциона, когда увеличивающиеся предложения покупателей встречаются со снижающимися предложениями продавцов. При совпадении цен предложений покупателя и продавца заключается сделка. Каждый заключенный контракт публично регистрируется и доводится до сведенья публики через прессу и каналы связи.  
Движение цен будет определяться числом продавцов, желающих продать товар при данном уровне цен и покупателей, готовых приобрести данный товар при этом уровне цены. Особенность современной биржевой торговли при высокой ликвидности (большом числе продавцов и покупателей) является то, что разница между ценами предложений на продажу и на покупку составляет 0,1% уровня цены и ниже, тогда как на фондовых биржах этот показатель достигает 0,5% цены акций и облигаций, а на рынках недвижимости - 10% и более.  
Товарные биржи 
Существует несколько основных видов товарных бирж: 
1. Открытые - доступные для всех. На них торгуют реальными товарами, поэтому в сделках непосредственно участвуют продавцы и покупатели. Посредники между ними возможны, но не обязательны. Деятельность таких бирж регламентируется слабо.  
2. Открытые биржи смешанного типа, уже с посредниками - брокерами, действующими за счет клиента, и дилерами, действующими за свой счет.  
3. Закрытые - торгующие реальным товаром. На них продавцы и покупатели не вправе входить в “биржевое кольцо” и тем непосредственно контактировать друг с другом.  
В настоящее время биржи реального товара сохранились лишь в некоторых странах и имеют незначительные обороты. Они являются, как правило, одной из форм оптовой торговли товарами местного значения, рынки которых отличаются низкой концентрацией производства, сбыта и потребления, или создаются в развитых странах в попытке защитить национальные интересы при экспорте важнейших для этих стран товаров. В развитых капиталистических странах бирж реального товара почти не осталось. Но в отдельные периоды при отсутствии других форм организации рынка биржи реального товара могут играть заметную роль.  
Институт биржи не потерял своего значения для международной торговли в связи с превращением из биржи реального товара в рынок прав на товар, или в так называемую фьючерсную биржу.  
Фьючерсные биржи 
Сочетание в торговых сделках элементов купли продажи и кредита и заинтересованность торговце скорее получить деньги на как можно большую часть стоимости товара, независимо от его фактической реализации, явились важнейшими факторами организации нового типа биржевой торговли - фьючерсной.  
Срочные (фьючерсные) биржи, где торгуют не товаром, а контрактами на поставку товаров в будущем. Это могут быть закрытые срочные биржи, где непосредственно торгуют лишь профессионалы и преобладают сделки страхования цен контрактных товаров от риска их снижения или, наоборот, роста в будущем; открытые срочные биржи, где, кроме профессионалов участвуют продавцы и покупатели контрактов. Фьючерсная биржевая торговля - один из наиболее динамичных секторов капиталистического хозяйства. В современных условиях именно фьючерсная торговля является господствующей формой биржевой торговли.  
Фьючерсные биржи позволяют не только быстрее реализовывать товар, но и ускорить возврат авансированного капитала в денежной форме в количестве, максимально близком первоначально авансированному капиталу плюс соответствующая прибыль. Кроме того, фьючерсная биржа обеспечивает экономию резервных средств, которые бизнесмен держит на случай неблагоприятной коньюнктуры.  
Фондовые биржи 
Торговля ценными бумагами ведется на международных денежных рынках, то есть на биржах таких крупных финансовых центров, как Нью-Йорк, Лондон, Париж, Франкфурт-на-Майне, Токио, Цюрих. Торговля ценными бумагами производится в присутственные часы на бирже, или так называемое биржевое время. В качестве продавцов и покупателей на биржах могут выступать лишь брокеры (маклеры), которые выполняют заказы своих клиентов, и за это получают определенный процент с оборота. Для торговли ценными бумагами - акциями и облигациями - существуют так называемые брокерские фирмы, или маклерские конторы.  
Биржевой курс акций и других ценных бумаг зависит исключительно от соотношения между предложением и спросом. Индекс котировки (курсов) акций - это показатель курсов важнейших акций на биржах. Он обычно включает курсы акций крупнейших предприятий. Индекс котировки акций является своего рода индикатором климата на бирже.  
Ярмарки 
Одним из наилучших путей поиска контакта между производителем и потребителем являются ярмарки, чаще всего специализированные, что позволяет потребитель сравнить и выбрать наиболее подходящий ему по потребительским качествам и цене товар, не затрачивая громадных усилий на поиск информации о производителях необходимых ему товаров. На тематических ярмарках производители выставляют на выставочных площадях свой товар “лицом”, а потребитель имеет возможность выбрать, купить или заказать необходимый ему товар прямо на месте. Ведь ярмарка представляет собой обширную выставку, где стенды с товарами и услугами распределены согласно тематике, отрасли, назначения и т.п. Поэтому любой желающий, сориентировавшись по темам выставок, может выбрать ту, которая позволит встретится с интересующими его производителями. Валютные рынки 
Годовой оборот мировой торговли составляет почти 20 миллиардов долларов, а ежедневный оборот валютных бирж - примерно 500 миллиардов долларов. Это означает что 90 процентов всех валютных сделок прямо не связаны с торговыми операциями, а осуществляются международными банками. Все это происходит в течение суток.  
Под торговлей иностранной валютой понимают сделки купли-продажи одной валюты на другую или на национальную валюту по курсу, заранее установленному партнерами. Важнейшим валютным курсом является курс доллара к марке ФРГ. Банки, готовые заключить валютные сделки, называют курсы, по которым они рассчитывают покупать или продавать.  
Кроме банков и крупных предприятий в операциях на рынке принимают участие также маклеры. Маклеры являются всего навсего посредниками и требуют за свои услуги комиссию (куртаж). Их фирмы - важное место для обмена всякого рода информацией. Валютный рынок представляет собой сумму телефонных и телетайпных контактов между участниками торговли иностранной валютой. 

3.Структура мировой торговли

Наиболее динамичным и интенсивно развивающимся сектором мировой торговли является торговля продукцией обрабатывающей промышленности, в особенности наукоемкими товарами. Так, экспорт наукоемкой продукции составляет более 500 млрд. долл. в год, а доля высокотехнологичной продукции приближается к 40% в экспорте промышленно развитых стран.  
Значительно возросла роль торговли машинами и оборудованием. Наиболее быстрыми темпами растет экспорт электротехнического и электронного оборудования, на долю которого приходится более 25% всего экспорта машинотехнической продукции. Ежегодный прирост мирового рынка микроэлектроники вплоть до 2010 г. прогнозируется на уровне 10--15 процентов. Еще в 1996 г. мировой объем продаж электронных устройств всех видов превысил достижение рубежа в 1 трлн. долларов.  
В связи с возрастанием мирового экспорта машин и оборудования (лидеры здесь - промышленно развитые страны) резко вырос и обмен соответствующими услугами: научно-техническими, производственными, коммерческими, финансово-кредитного характера. Активная торговля машинами и оборудованием породила ряд новых услуг, таких как: инжиниринг, лизинг, консалтинг, информационно-вычислительные услуги.  
В целом мировой экспорт услуг 80-х годов демонстрирует заметный рост, несколько затормозившийся в середине 90-х годов.  
Развитие мировой экономики во многом определяется ростом торговли услугами - транспортными, финансовыми, туристическими. В середине 90-х гг. он достиг 1230 млрд. долл. (экспорт товаров соответственно 4875 млрд. долл.) и составлял, таким образом, пятую часть общей стоимости мировой торговли. Приведенные показатели относятся лишь к трансграничной торговле, фигурирующей в национальных платежных балансах. По мнению зарубежных экспертов, приблизительно на сумму в три раза большую совершаются операции с услугами филиалами иностранных компаний на территории других стран.  
Одной из быстроразвивающихся сфер международной торговли является торговля химической продукцией.  
Важной тенденцией 90-х годов является весьма динамичный рост мирового металлургического рынка. К особенностям этого рынка следует отнести относительное, но достаточно заметное снижение доли традиционных экспортеров - Японии и стран ЕС. Заметно укрепились позиции Республики Корея и Бразилии. Место крупнейших нетто-импортеров по-прежнему сохраняют США и Китай.  
Следует отметить тенденцию в увеличении потребления сырья и энергоресурсов. Однако темпы роста торговли сырьем заметно отстают от общих темпов роста мировой торговли. Такое отставание объясняется созданием заменителей сырья, более экономичным использованием и углублением его переработки.  
Ужесточение требований по охране окружающей среды, направленное на ограничение выброса в атмосферу газов, и, прежде всего, углекислого газа, для предотвращения глобального изменения климата, в перспективе окажет определенное влияние на снижение потребления угля и в какой-то степени нефти, как наиболее экологически грязных энергетических ресурсов. Одновременно будет повышена роль возобновляемых источников энергии и природного газа.  
Долгосрочными тенденциями развития мирового продовольственного рынка являются опережающее развитие торговли по сравнению с темпами роста продовольствия в отдельных странах. Другая тенденция - это опережающее развитие торговли готовой продукцией по сравнению с сельскохозяйственным сырьем.  
Характеризуя отраслевую структуру мировой торговли в первой половине XX века (до второй мировой войны) и в последующие десятилетия, можно заметить существенные изменения. Если в первой половине столетия 2/3 мирового товарооборота приходилось на продовольствие, сырье и топливо, то к концу века на них приходится только 1/4. Доля торговли продукцией обрабатывающей промышленности выросла с 1/3 до 3/4. И, наконец, более 1/3 всей мировой торговли к концу 90-х годов - это торговля машинами и оборудованием. 
Особое место в системе международной торговли с середины 90-х гг. занимает электронная торговля - торговля во всемирной сети Интернет. Интернет - коммерция, названная «новой экономикой», развивается намного динамичнее большинства секторов мирового хозяйства. Во многих странах мира происходит процесс адаптации к «новой экономике», осознание ее роли в системе международных экономических связей. Между тем уже сейчас ясно, что компьютерные и телекоммуникационные сети поставят электронную границу между преуспевающими и бедными странами.  
Существенное распространение «электронная торговля» (ЭТ) получила в США. Это объясняется тем, что американские компании являются лидерами в области создания систем электронной торговли, а также тем, что в стране высокая степень обеспечения семей компьютерами и программным обеспечением.  
Поскольку цены в электронных системах торговли США часто ниже мировых, ЭТ начинает приобретать глобальный характер.  
Наиболее успешными организационными формами, действующими в ЭТ, являются специализированные розничные электронные магазины. Помимо собственно торговли, в системе Интернет все большее развитие получают разного рода услуги, в том числе информационные, рекламные, банковские, услуги по грузоперевозкам и т. п. Особую динамику в последнее время приобретает торговля через сеть ценными бумагами. Основными проблемами ЭТ являются, во-первых, отсутствие гарантии качества со стороны государства: ни одно правительство не может применить внутренние санкции к зарубежной компании, работающей в системе ЭТ. Во-вторых, стоимость доставки товаров в разные страны мира достаточно высока. При этом затраты на перевозку в основном увеличиваются за счет импортных пошлин и других налогов.  
Специалисты полагают, что проблемы ЭТ - это проблемы роста. Ее роль в развитии международной торговли в XXI веке будет огромной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Регламентация внешнеторговой деятельности.

 

 

 1.Органы государственного и негосударственного регулирования и управления внешнеэкономической деятельностью

Энергичному и быстрому воздействию на регулирование различных форм ВЭД способствуют указы Президента России. Высшими органами, осуществляющими государственное регулирование ВЭД, являются Совет Федерации и Государственная Дума, которые вправе принимать, изменять, отменять законы, регулирующие внешнюю торговлю, совместное предпринимательство и другие формы внешнеэкономического сотрудничества и взаимодействия.

Общее руководство внешнеэкономической деятельностью осуществляет Правительство на основе принятия нормативных актов управления по вопросам ВЭД, координации деятельности министерств и ведомств в сфере ВЭД, проведения переговоров и заключения межправительственных договоров.

На Министерство торговли возложены такие регулирующие функции:

- выработка стратегии внешнеэкономической  политики и обеспечение ее  проведения всеми субъектами  ВЭД на основе координации их действий в соответствии с международными договорами;

- разработка единой валютной, кредитной, ценовой политики;

- осуществление контроля за  соблюдением всеми субъектами  ВЭД законов и условий международных  договоров;

- сотрудничество с различными международными и межправительственными комиссиями по вопросам развития и регулирования ВЭД;

- подготовка и заключение внешнеторговых  договоров и соглашений с разными  странами;

- координация и согласование  внешнеэкономической деятельности  с Министерством экономики, Министерством финансов и другими министерствами и ведомствами;

- осуществление мер нетарифного  регулирования ВЭД.

Важная роль в регулировании ВЭД принадлежит Центральному банку , который заключает межбанковские соглашения, представляет интересы государства в отношениях с национальными или центральными банками других государств, международными банками и другими финансово-кредитными учреждениями. К основным функциям Центробанка относятся: проведение всех видов валютных операций, разработка сферы и системы обращения в стране иностранной валюты и ценных бумаг, издание нормативных актов, регулирование курса, выдача лицензий банкам на осуществление валютных операций.

Из негосударственных организаций наибольшее воздействие на развитие и осуществление ВЭД оказывают торгово-промышленные палаты, которые в соответствии с Законом Российской Федерации от 7 июля 1993 г. № 5340-I «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации» образуются на основе добровольного объединения не менее пятнадцати учредителей на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации на съезде или общем собрании.

Торгово-промышленная палата является негосударственной некоммерческой общественной организацией, объединяющей предприятия и предпринимателей, она является юридическим лицом, она создается в целях содействия развитию экономики страны, ее интегрированию в мировую хозяйственную систему, формированию современно промышленной и торговой инфраструктуры; всемирному развитию всех видов предпринимательства, торговых и научно-технических связей с зарубежными странами.

Торгово-промышленные палаты выполняют следующие задачи:

- оказание помощи предпринимателям  и предприятиям в реализации  их коммерческо-финансовых интересов  в России и за рубежом,

- организация взаимодействия между субъектами предпринимательской деятельности и с государством,

- содействие развитию системы  образования и подготовки кадров  для предпринимательской деятельности,

- оказание предпринимателям, их  объединениям, союзам, ассоциациям  информационных услуг,

- содействие развитию экспорта товаров и услуг, оказание технической помощи субъектам предпринимательской деятельности в проведении операций на внешнем рынке,

- принятие мер к недопущению  и пересечению недобросовестной  конкуренции, неделового партнерства,

- содействие регулированию споров, возникающих между предприятиями,

- предоставление услуг для осуществления  коммерческой деятельности иностранных  фирм и организаций.

Активное воздействие на регулирование ВЭД оказывают созданные при ТПП Международный коммерческий арбитражный суд (МАКС), Третейский суд, Морская арбитражная комиссия, Ассоциация диспашеров. Международный коммерческий арбитражный суд рассматривает и выносит решения по спорам, возникающим при осуществлении внешней торговли, а так же экономических, научных, технических отношений между фирмами, организациями разных стран. Морская арбитражная комиссия занята регулированием конфликтов, возникающих из отношений по фрахтованию судов, морскому страхованию, спасению получивших повреждение судов.

Ассоциация диспашеров определяет размеры общей аварии при кораблекрушениях или происшествиях на море.

За рубежом также производится регулирование ВЭД на государственном уровне, на уровне предприятий и, что особенно важно, большие успехи достигнуты и на межгосударственном уровне, в странах Европейского сообщества. Прежде всего это относится к инвестиционной политике и таможенной деятельности. В этих странах выработан довольно жесткий подход к поставкам сырья и, наоборот, либеральный, стимулирующий подход к готовой продукции.

При осуществлении ВЭД необходимо учитывать внешнеэкономическую политику различных государств, под влиянием которой формируются основные направления, регулирующие отношения с другими странами.

Информация о работе Мировая торговля, ее современные виды и структура