Мировая экономика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 14:51, реферат

Краткое описание

Мезоуровень составляют сложные подсистемы, входящие в национальные экономики (например, отрасли и экономические регионы). Международный уровень представляет собой уровень взаимодействия национальных экономик мира, а также различных над- и межнациональных экономических институтов. При таком подходе основными субъектами международных экономических отношений обычно признаются государства, транснациональные корпорации (ТНК), международные экономические организации и интеграционные объединения национальных экономик.

Вложенные файлы: 1 файл

экономика суббота.docx

— 61.28 Кб (Скачать файл)

Мировая экономика

Мирова́я эконо́мика — многоуровневая, глобальная система хозяйствования, объединяющая национальные экономики стран мира на основе международного разделения труда посредством системы международных экономических отношений. В целом, мировую экономику можно определить как совокупность национальных хозяйств и негосударственных структур, объединённых международными отношениями.

Мировая экономика возникла благодаря международному разделению труда, что повлекло за собой как  разделение производства (то есть международную  специализацию), так и его объединение — кооперацию.

В понятие мировой экономики  входят четыре уровня: микроуровень, мезоуровень, макроуровень и международный уровень. В качестве основного выступает макроуровень, на котором рассматривается функционирование сложных крупных самостоятельных экономических систем, каковыми чаще всего являются национальные экономики. На микроуровне изучается функционирование простых однородных систем и субъектов, составляющих макроэкономические структуры. Таковыми субъектами являются фирмы и домохозяйства. Мезоуровень составляют сложные подсистемы, входящие в национальные экономики (например, отрасли и экономические регионы). Международный уровень представляет собой уровень взаимодействия национальных экономик мира, а также различных над- и межнациональных экономических институтов. При таком подходе основными субъектами международных экономических отношений обычно признаются государства, транснациональные корпорации (ТНК), международные экономические организации и интеграционные объединения национальных экономик.

Систему отношений, связывающих  субъектов различной государственной  принадлежности, а также субъектов  транс-, интер- и наднациональной принадлежности следует называть международными экономическими отношениями (МЭО). В экономические отношения, выходящие за пределы национальных экономик, вступают и микроэкономические субъекты. Поэтому можно говорить о разных уровнях международных экономических отношений. На микроуровне субъектами МЭО выступают домохозяйства и фирмы. При этом значительно сужаются их возможности, функции и правовая база экономической деятельности. Несмотря на это, именно они составляют основу не только национальной, но и мировой экономики. На макроэкономическом уровне основным субъектом МЭО остается государство. В межгосударственном экономическом пространстве к нему прибавляются следующие субъекты МЭО:

  • Во-первых, международные экономические объединения, в рамках которых возникают прямые тесные многочисленные связи между экономиками стран различных регионов, включающие в себя в качестве составных частей экономики интегрирующихся стран (ЕС, СНГ, НАФТА).
  • Во-вторых, международные экономические организации (МБРР, ЕБРР, ОПЕК, ВТО и т. д.), которые представляют собой наднациональные институты, созданные для регулирования различных МЭО.

Существует несколько  тысяч международных экономических  организаций. Условно их можно разделить  на следующие группы:

  • С решающими и совещательными полномочиями. Международные организации, имеющие полномочия принимать решения, обязательные для субъектов, в них входящих (организации с решающими полномочиями), создаются как странами, так и фирмами. Примерами таких структур являются Организация стран — экспортёров нефти (ОПЕК), Мировой банк, Международный валютный фонд (МВФ), Всемирная торговая организация (ВТО), Лондонский клуб, Парижский клуб и т. д. Организации с решающими полномочиями нередко являются органами международных объединений, предполагающих частичную уступку суверенитета стран в пользу этих объединений. Примерами являются экономические органы ЕС, СНГ, ООН и других объединений. Организации с совещательными полномочиями служат в качестве инструмента выработки наилучших решений международных экономических проблем. Примерами могут служить Большая восьмёрка, Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), форум организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), Конференция ООН по торговле и развитию(ЮНКТАД) и т. п.
  • Формальные и неформальные организации. Формальные организации связывают участников учредительными документами, договорами, формальными обязательствами и другими юридическими документами (ВТО, ОПЕК). Неформальные — периодически или постоянно действующие совещания государственных деятелей различных стран. Примерами являются Большая восьмёрка и Давосский форум.
  • По охвату. Существуют глобальные, то есть охватывающие все страны мира (ВТО), региональные (совещание стран АТЭС) и локальные (ШОС) организации.
  • По степени открытости. Существуют открытые организации, к которым может присоединиться любое государство, согласное с уставом и готовое выполнить некоторые требования для членов (ВТО), ограниченные, членство в которых ограничивается какими-либо формальными признаками, присущими её членам (ЕС, его членом может быть только европейское государство), и закрытые, членство в которых зависит не от желания претендентов, а от решения её членов (Большая восьмёрка).
  • По функциям. Существуют совещательные, то есть созданные для консультаций (Большая восьмёрка), регулирующие, целью существования которых является выработка правил и решение возникающих проблем (ВТО), управляющие (органы ЕС), поддерживающие, то есть такие, которые должны обеспечивать стабильность в определённых областях (МВФ).

Совокупность МЭО и  субъектов МЭО следует называть мировой экономикой (МЭ). Мировая  экономика носит дополняющий  характер по отношению к национальным экономикам. Основной уровень, на котором  определяется состояние и функционирование экономики в современном мире — это макроуровень, то есть уровень национальных экономик. Можно выделить следующие критерии ключевого уровня функционирования экономики:

  • где принимаются основные решения по регулированию экономики;
  • откуда черпается большая часть ресурсов;
  • куда направлена большая часть связей.

Всё указывает на национальную экономику, так как именно национальные правительства — главный регулятор экономических процессов, большую часть ресурсов национальные экономики черпают из своих внутренних источников, а связи между основными хозяйствующими субъектами всё же в большей степени формируются внутри национальных границ. В то же время реальной экономической деятельностью занимаются фирмы и домохозяйства. Государства же управляют ими. Мировая экономика не содержит органов, способных осуществлять полномасштабное управление фирмами или государствами. Таким образом, МЭ не является цельным самостоятельным объектом. Она является конгломератом экономических субъектов, связи между которыми гораздо слабее, чем макроэкономические связи.

Вторичность МЭО подтверждается следующими данными. Доля мирового экспорта в мировом ВВП (МВП) составляет около 21 %. Доля прямых иностранных инвестицийне превышала 4 % по отношению к МВП в период наибольшего уровня вывоза капитала при доле накоплений около 20 % МВП. Доля людей, по разным причинам покинувших свою родину, составляет около 2,5 % мирового населения. По данным МОТ, численность мигрантов, являющихся экономически активными, составляет 86 млн. из приблизительно 3 млрд. экономически активного населения Земли (около 2,9 %).

 

Теория возникновения  международной торговли

Междунаро́дная торго́вля — система международных товарно-денежных отношений, складывающаяся из внешней торговли всех стран мира.

Международная торговля возникла в процессе зарождения мирового рынка в XVI—XVIII веках. Её развитие — один из важных факторов развития мировой экономики Нового времени.

Термин международная  торговля впервые использовал в XII веке итальянский ученый-экономист Антонио Маргаретти, автор экономического трактата «Власть народных масс на Севере Италии».

 

Платежный баланс

Платежный баланс — таблица, ведомость, отражающая движение денежных средств в виде платежей из страны в страну. Платежный баланс характеризует соотношение сумм платежей, произведенных страной за границей в течение определенного периода и поступивших в страну в течение того же периода. Платежный баланс, в котором поступления денежных средств превышают их расходование, называют активным, а в противоположном случае — пассивным. Частью платежного баланса являются баланс по текущим операциям (в том числе торговый баланс, который включает сальдо экспорта и импорта товаров, баланс "невидимых" текущих операций, состоящий из чистого экспорта услуг, доходов от инвестиций, переводов) и баланс движения капитала (отражающий отток из страны и приток капитала в страну). Платежный баланс является важным показателем и инструментом, позволяющим предвидеть степень возможного участия страны в мировой торговле, международных экономических связях, установить ее платёжеспособность. Особенностью данного понятия является то, что первоначальное и современное определения данного термина имеют принципиальные отличия, что нередко вводит в заблуждение. Термин «платёжный баланс» впервые использовал Джеймс Денем-Стюарт в своей работе «Исследования о принципах политической экономики» (1767 г.) (Inquiry into the Principles of Political Economy). Стюарт определяет платёжный баланс как самостоятельное понятие, которое состоит из:

  • Расходов граждан за рубежом.
  • Платежей по долгам, основной суммы долга и процентов иностранцам.
  • Предоставления денежных займов другим странам.[источник не указан 1274 дня]

Таким образом, первоначально  платёжный баланс отражал только совершённые платежи, а не все внешнеэкономические операции с материальными, финансовыми и интеллектуальными активами (внешнеэкономические операции — это операции между резидентами и нерезидентами).

В то же время надо отметить, что концептуальные основы, логика и структура построения современного платёжного баланса базируются на предыдущих представлениях о предназначении платёжного баланса.

При составлении платёжного баланса используется принятый в  бухгалтерском учёте принцип  двойной записи. Каждая операция отражается по дебету и кредиту счёта, а итоговая сумма дебета должна равняться итоговой сумме кредита. Кредитовые суммы формируются в результате экспорта товаров и услуг и притока капитала, что приводит к поступлению иностранной валюты на счёт, они отражаются со знаком «плюс». Дебетовые суммы формируются в результате импорта товаров и услуг и оттока капитала, приводящих к расходу иностранной валюты. Они отражаются со знаком «минус». В платёжном балансе экономические операции отражаются по рыночным ценам, то есть по ценам, по которым фактически происходил обмен экономическими ценностями.

 

Структура платежного баланса

Существуют различные  методики составления платёжных  балансов. В настоящее время наибольшей известностью пользуется классификация  статей платёжного баланса, предложенная Международным валютным фондом.

В основе данной методики лежит  отражение объективной реальности — необходимости выделения двух больших разделов платёжного баланса. Связано это прежде всего с тем, что каждая сделка имеет две стороны — торговую и финансовую, которые с точки зрения учёта стоимости являются, по сути дела, зеркальным отражением друг друга.

Экспорт товаров и услуг  означает рост требований к нерезидентам (что фиксируется в платёжном  балансе со знаком «+») и, следовательно, уменьшение финансовых обязательств перед  нерезидентами (что фиксируется  со знаком «−»). Суммирование двух учётных  записей должно давать ноль. В результате экспорта товаров и услуг в  стране накапливаются валютные резервы, из которых осуществляется, в частности, оплата импорта.

При отсутствии достаточных  валютных резервов для оплаты импорта  страна может прибегнуть к иностранным  займам, которые не опосредованы экспортом  товаров и услуг (но которые в  дальнейшем необходимо покрывать за счёт увеличения национального экспорта). В этом случае торговая сторона сделки (ввоз товаров или услуг) означает появление задолженности перед  иностранцами, требующей погашения (что фиксируется со знаком «−»), а привлечение кредитов нерезидентов означает рост обязательств перед иностранцами (что фиксируется со знаком «+»).

Именно поэтому платёжный  баланс подразделяется на два больших  раздела: счёт текущих операций (current account balance) и счёт операций с капиталом и финансовыми инструментами (capital and financial account). МВФ публикует платёжные балансы по двум схемам: агрегированный и более подробный баланс.

Хотя на практике используются различные схемы представления  платёжного баланса, составляемого  по методике МВФ, в основном и главном  они совпадают.

 

Торговая политика

Торговая политика - это политика воздействия государства на международную торговлю через налоги, субсидии, регулирование и стимулирование внешнеэкономической деятельности. В торговой политике осуществляется постоянное взаимодействие двух противоположных тенденций: либерализации и протекционизма.

Свобода торговли - политика минимального государственного вмешательства во внешнюю торговлю, которая развивается  на основе свободных рыночных сил  спроса и предложения. 

Политика либерализации (свободной торговли) имеет целью усиление конкуренции, открытие внутреннего рынка для иностранных товаров и капиталов. Она базируется на теории сравнительных преимуществ и ведет, в конечном итоге, к более эффективному размещению мировых экономических ресурсов и, следовательно, более высокому уровню благосостояния мирового сообщества. Протекционизм - политика, направленная на защиту (закрытие) внутреннего рынка от иностранных товаров и захват внешних рынков (защита от демпинга, создание благоприятных условий для развития сельского хозяйства и молодых отраслей, увеличение внутренней занятости и пр.).

Протекционизм связан с установлением  торговых барьеров, а либерализация  с их отменой. К основным инструментам торговой политики относятся:

·        Таможенный тариф - акцизный налог, вводимый также с целью получения дохода.

·        Торговые квоты - установленные предельные объемы товаров, которые могут быть импортированы или экспортированы в определенный период.

·        Нетарифные барьеры: система лицензирования, установление стандартов качества, бюрократические запреты в таможенных процедурах.

·        Субсидирование и льготное кредитование внешней торговли.

Информация о работе Мировая экономика