Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 15:41, курсовая работа
Краткое описание
Международное экономическое сотрудничество — объективный процесс развития многообразных экономических связей между государствами. Посредством внешнеэкономических связей осуществляется международное разделение труда, обмен его результатами между разными странами. С целью ускорения экономического развития страны необходимо увеличивать масштабы внешнеторгового обмена во всех формах.
Содержание
I. НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА В СССР. 4 II. ТАМОЖЕННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО СССР В 20-Е ГОДЫ. 6 I.1. Разработка таможенно-тарифной политики Советского государства. 7 I.2. Организация таможенных учреждений. 9 III. ТАМОЖЕННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА В 30 - 60- Е ГОДЫ. 14 IV. ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА СССР В 80-Е ГОДЫ. 16 ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 23
Таможни и таможенные посты
по их дислокации делились на пограничные
и внутренние. По специфике деятельности
местные таможенные учреждения можно
было подразделить на сухопутные, воздушные,
морские (речные). Зоны деятельности таможен
были неодинаковы по размерам, поэтому
и число таможенных постов, входивших
в ту или иную таможню, было различным.
Например, Иркутская и Керченская таможни
вообще не имели таможенных постов. В составе
Чопской таможни, в зону деятельности
которой входили три пограничных района
Закарпатской области, действовали пять
таможенных постов (Батеево, Звонковский,
Лужайка, Тисса, Коссинский).
Увеличение числа международных
перевозок и рост объема международного
пассажирского сообщения обусловили в
1987—1990 гг. значительный рост числа местных
таможенных учреждений. Только с марта
по август 1989 г. число таможен увеличилось
с 87 до 95.
В это время ясно наметился
переход от чисто территориального принципа
построения местных таможенных учреждений
к созданию сети таможен по федеративному
принципу. Ряд крупных таможен, зоны деятельности
которых почти полностью совпадали с территориями
союзных республик, были переименованы
в республиканские. Так, Тбилисская таможня
была преобразована в Грузинскую республиканскую.
В Таджикистане, Узбекистане, Казахстане,
Азербайджане, Армении, Латвии, Литве,
Эстонии также учреждались республиканские
таможни. Интересно, что в республиканскую
была преобразована Дальневосточная таможня,
зона деятельности которой ограничивалась
Приморским краем.
В ходе реформы внешнеэкономической
деятельности многим предприятиям и организациям
было предоставлено право самостоятельно
проводить экспортно-импортные операции.
Чтобы увеличить пропускную способность
таможен и таможенных постов, а также освободить
местные таможенные учреждения от существенного
объема работ по оформлению грузов, предусматривалась
возможность проведения досмотра и таможенного
оформления грузов непосредственно в
месте расположения участника внешнеэкономических
связей. Для этого заинтересованное предприятие
(организация) могли вызвать за свой счет
сотрудника таможни, обратиться в таможенное
управление с просьбой об организации
досмотровой комиссии или о назначении
постоянного таможенного уполномоченного.
Порядок создания досмотровых
комиссий и назначения таможенных уполномоченных
был утвержден приказом ГУГТК от 29 января
1988 г. (2). Досмотровые комиссии создавались
на смешанной основе из представителей
таможенных учреждений и администрации
предприятий. Таможенные уполномоченные
были постоянными представителями таможенных
органов на тех предприятиях, которые
осуществляли экспортно-импортные операции
регулярно. В отличие от досмотровых комиссий
таможенные уполномоченные были официальными
представителями органов таможенного
контроля на местах и вместе с таможнями
и таможенными постами входили в единую
систему ГУГТК. В целом, однако, практика
организации досмотровых комиссий не
получила распространения. Таможенный
кодекс 1991 г. уже не предусматривал возможности
их создания.
Логическое завершение данного
этапа — принятие в 1991 г. нового Таможенного
кодекса и Закона СССР "О таможенном
тарифе".
Таможенный кодекс СССР и Закон
СССР о таможенном тарифе, принятые в 1991
г., внесли существенные изменения в организацию
таможенного управления. Предусматривалось
создание двух координационных органов — Таможенно-тарифного
совета и Координационного совета по борьбе
с международным незаконным оборотом
наркотических средств и психотропных
веществ. Новый Кодекс узаконил фактически
уже сложившуюся трехзвенную систему
таможенных органов: центральный таможенный
орган — региональные таможенные управления — таможни.
Центральным таможенным органом, который
заменил ГУГТК, стал Таможенный комитет.(5)
Существенно изменились его функции, ориентированные
в значительной мере на экономическую
модель регулирования внешнеэкономических
связей. Однако в целом и Таможенный кодекс,
и Закон о таможенном тарифе 1991 г., несмотря
на определенную прогрессивность, были
пронизаны духом всесилия административно-командных
методов управления экономикой, внешнеэкономической
деятельностью и таможенным делом. Крайне
ограниченный набор средств таможенного
регулирования стал серьезным препятствием
при формировании новых внешнеэкономических
отношений и связей с зарубежными контрагентами.
Реальная жизнь показывала неизбежность
перехода к более современным, гибким
и динамичным методам внешнеэкономического
сотрудничества и таможенного регулирования.
Несмотря на известный радикализм
законодательных актов нового Таможенного
кодекса, и Закона СССР "О таможенном
тарифе", создать принципиально новую
таможенную систему на практике так и
не удалось.
Формирование национальных
таможенных служб в России и других государствах — членах
СНГ приходится уже на новый этап развития
таможенной системы.
Заключение.
Заканчивая анализ развития
таможенного законодательства в послереволюционной
России и СССР, и анализируя возможность
применения предшествующего опыта развития
таможенной системы в СССР, следует отметить
следующие позиции:
Первое. Несмотря на ограниченность
историческими рамками (1917 - 1991 гг.), непоследовательность
и противоречивость, предшествующий опыт
создания и функционирования таможенной
службы представляет теоретико-прикладной
интерес для формирования и развития российской
таможенной системы, которая, несомненно,
будет развиваться и далее.
Второе. В процессе работы над Таможенным
кодексом Российской Федерации были учтены
и по возможности использованы предыдущий
опыт при подготовке основополагающих
таможенно-правовых актов, прежде всего
актов о статусе таможенных органов разных
уровней, особенно при определении их
структуры и компетенции.
Третье. При разработке нового Тарифного
кодекса были приняты во внимание опыт
систематизации и кодификации таможенного
законодательства, главным образом при
создании оптимальной модели таможенной
службы и схемы управления таможенным
делом. В дальнейшем желательно использовать
и правовое регулирование этих вопросов
в Таможенных кодексах 1964 и 1991 гг. Не стоит
отрекаться от этих законодательных актов,
видя в них лишь негативный административно-силовой
дух и изоляционистскую направленность.
Многие правовые категории, нормы и институты
кодексов, такие, как понятие и содержание
таможенного дела, определение таможенного
тарифа, классификация таможенных пошлин,
система таможенных органов, специфика
таможенного контроля и ряд других, полезно
будет проанализировать при подготовке
новых правовых актов о задачах, функциях
и основных полномочиях Государственного
таможенного комитета Российской Федерации,
региональных таможенных управлений и
таможен, а также таможенных постов, статус
которых, как, впрочем, и всей подсистемы
местных таможенных органов, требует совершенствования.
В процессе формирования российской
таможенной службы и нового таможенного
законодательства, находящегося на рассмотрении
Государственной Думы, целесообразно
учесть международный аспект организации
и ведения таможенного дела. В частности,
разумно применить к российским условиям
правовой материал, содержащийся в Генеральном
соглашении о тарифах и торговле (ГАТТ),
в Гармонизированной системе описания
и кодирования товаров, почерпнуть все
полезное и оригинальное, что содержится
в правовом статусе Совета таможенного
сотрудничества (СТО).