Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2015 в 02:09, реферат
СЦелью данной работы является рассмотрение теорий международной торговли.
Согласно цели работы были определены следующие задачи:
- рассмотреть классические теории международной торговли;
- рассмотреть современные теории международной торговли;
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Классические теории международной торговли
1.1 Теория сравнительного преимущества
1.2. Теория Хекшера-Олина
1.3.Парадокс Леонтьева
ГЛАВА 2. Современные теории международной торговли
2.1. Теория жизненного цикла товара
2.2. Теория эффекта масштаба
2.3. Новые и новейшие теории международной торговли
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
-неделимости производства — при увеличении масштабов выпуска размеры обслуживающих подразделений, не вовлеченных напрямую в производство (управленческого аппарата, бухгалтерии и пр.), растут относительно медленнее, чем масштабы самого производства;
-технологической экономии — издержки на создание нового качества товара обычно меньше происходящей в результате его роста стоимости. Например, издержки на создание более мощной машины составляют только 2/3 от каждой единицы прироста ее мощности18.
Экономика масштаба (economies of scale) — развитие производства, при котором рост затрат факторов на единицу приводит к росту производства больше, чем на единицу. Эффектом масштаба объясняется торговля между странами, которые одинаковы или очень близки по наделенности факторами производства, во всяком случае до такой степени, что незначительные различия в обеспеченности ими не могут считаться объяснением взаимной торговли. Модель экономики масштаба объясняет также и торговлю между странами технологически близкой или даже однородной продукцией19.
Предположим, что две страны идентичны и поэтому их предложение товаров 1 и 2 характеризуется сливающимися кривыми производственных возможностей, а спрос на них — сливающимися кривыми безразличия. Поскольку экономика характеризуется эффектом масштаба, то кривая производственных возможностей выгнута в направлении точки отсчета. До торговли обе страны производят и потребляют по 40 единиц товаров 1 и 2 в точке А. Относительная цена — Pj/P2 = РА, и кривая безразличия, определяющая спрос, — I. Заметим, что баланс в точке А крайне неустойчив. В силу специфичности изгиба кривой производственных возможностей в результате эффекта масштаба любой минимальный сдвиг в относительной цене вправо от точки А приведет к падению относительной цены товара 1 до тех пор, пока первая страна не станет производить только товар 1. Аналогичным образом, любой сдвиг равновесной цены влево от А приведет к падению относительной цены товара 2, до тех пор пока вторая страна не станет специализироваться только на производстве товара 2. С началом торговли первая страна начнет специализироваться только на товаре 1, что будет постепенно сдвигать точку производства от А в направлении стрелки, пока она не достигнет точки В, в которой первая страна будет полностью специализироваться на товаре 1. Вторая страна будет специализироваться на товаре 2, что сдвинет точку ее производства от А в направлении стрелки, пока она не достигнет полной специализации в точке В. При полной специализации каждая страна сможет продать другой по 60 единиц товаров 1 и 2 и увеличить свое потребление в точке Е каждого товара на 20 единиц. Новая кривая безразличия II расположится выше, показывая возросший в результате торговли уровень потребления каждой из стран. Рост потребления произошел в результате эффекта масштаба, поскольку страны, начав специализироваться на определенном товаре, смогли в совокупности произвести обоих товаров больше, чем до торговли20.
Утверждая в определении экономики масштаба, что рост затрат факторов (например, труда) на единицу приводит к росту производства более чем на единицу, необходимо определить, за счет каких структурных сдвигов происходит рост производства. Такие сдвиги могут быть внешними по отношению к отдельной фирме-производителю и внутренними, если они происходят внутри ее самой.
Основная суть этого эффекта в том, что при особой технологии и уровне организации производства средние долговременные издержки будут сокращаться по мере роста объема выпуска товара, осуществляя экономию. Излишне произведенный товар выгодно продавать в другие страны.
Сторонники неотехнологического направления структуру международной торговли пытались объяснить технологическими факторами. Основные преимущества связаны с монопольной позицией фирмы-новатора. Новая оптимальная стратегия для фирм: выпускать не то, что относительно дешевле, а то, что необходимо всем, но что пока никто выпускать не может. Как только эту технологию смогут освоить другие – производить что-то новое.
Изменилось и отношение к государству. Согласно модели Хекшера-Олина, задача государства – не мешать фирмам. Экономисты неотехнологического направления считают, что государство должно поддерживать производство высокотехнологичных экспортных товаров и не мешать свертыванию устаревших производств. Наиболее популярной моделью является модель технологического разрыва. Основы ее были заложены в 1961 г. в работе английского экономиста М. Познера. Позже модель разрабатывалась в работах Р. Вернона, Р. Финдли, Э. Мэнсфилда21.
Торговля между странами может быть вызвана технологическими изменениями, возникающими в какой-то одной отрасли в одной из торгующих стран. Эта страна приобретает сравнительные преимущества: новая технология позволяет производить товары с низкими издержками. Если же создан новый продукт, то фирма-новатор в течение определенного времени обладает квази-монополией, т.е. получает дополнительную прибыль.
В результате технических новшеств образовался технологический разрыв между странами. Этот разрыв будет постепенно преодолеваться, т.к. другие страны начнут копировать нововведение страны-новатора. Познер для объяснения постоянно существующей международной торговли вводит понятие «потока нововведений», со временем возникающего в разных отраслях и разных странах. Обе торгующие страны выигрывают от нововведения. По мере распространения новой технологии менее развитая страна продолжает выигрывать, а более развитая страна теряет свои преимущества. Таким образом, международная торговля существует даже при одинаковой наделенности стран факторами производства.
Ограниченным дополнениям к теории сравнительных преимуществ был противопоставлен иной анализ проблем внешнеторгового обмена, при этом в качестве объекта анализа выступала не отдельная страна, а международная фирма.
Такой подход наиболее четко сформулирован американскими исследователями С. Робоком и К. Симмондсом: «Неспособность традиционной теории торговли объяснить и предсказать растущую важность процесса интернационализации производства частично объясняется неправильной постановкой вопроса. Теория торговли задает вопрос: Почему нации торгуют? Это некорректный вопрос. Бизнесмены торгуют и во все больших количествах перевозят товары между странами, при этом товары не покидают пределов одной фирмы. Вопрос должен быть поставлен так: Почему товары и услуги передаются между нациями?.. При ответе на этот вопрос нам становится ясно, что единица, принимающая решение,— это коммерческое предприятие, а не нация»22.
Объективной основой такого подхода является общепризнанный экономической наукой факт: значительная часть внешнеторговых операций фактически представляет собой внутрифирменный обмен. Точные расчеты доли внутрифирменных поставок в общем объеме внешней торговли отсутствуют, однако ориентировочные данные позволяют сделать вывод о том, что на внутрифирменные связи приходится около 70% всей мировой торговли, 80-90% продаваемых лицензий и патентов, 40% экспорта капитала.
Особенности внутрифирменной торговли, выделяющие ее из традиционной внешней торговли, отражаются в качественных характеристиках современного торгового обмена.
Внутрифирменная торговля базируется на обмене полуфабрикатами и запасными частями, используемыми при сборке изделия, предназначенного для мирового рынка. Как показывает анализ тенденций развития внешней торговли, именно такой внутриотраслевой обмен набирает наиболее быстрые темпы.
Международные монополии заинтересованы во внешнеторговых поставках прежде всего в страны, наиболее близкие по своим характеристикам к параметрам страны, где находится штаб-квартира монополии. Подобный тип рынка ими хорошо освоен. Внешнеторговая статистика свидетельствует о том, что внешняя торговля быстро расширяется между индустриально развитыми странами, где находятся крупнейшие транснациональные корпорации (ТНК).
Поведение международной монополии при поставке товаров с целью прямого инвестирования или закупок сырья может в отдельных случаях противоречить доктрине сравнительных преимуществ.
Таков, например, случай переноса части относительно капиталоемких производств в другие, менее развитые страны. Для доктрины сравнительных преимуществ перенос оправдан лишь постольку, поскольку в менее развитой стране имеются меньшее количество капитала и более высокая процентная ставка. Однако для международной фирмы, которая может перевести капитал из развитой страны в развивающуюся, больше важны поиск альтернативного источника поставок, гарантированность поступления полуфабрикатов и т. д.
Аналогичным образом при выборе источника сырья головное отделение фирмы может предпочесть в качестве поставщика более дорогую, но находящуюся в полной зависимости от него фирму. Во всех случаях степень контроля оказывается более весомым обстоятельством по сравнению с ценой товара или ценой факторов производства23.
По мере роста спроса за границей на ввозимый товар на него начинают реагировать местные производители, а следовательно, начинает развиваться национальное производство. Местные фирмы имеют преимущество, так как лучше знают свой рынок, у них меньше расходы на рабочую силу.
Классическим примером прохождения товара через этапы может быть история развития электроники. В течение первых лет после второй мировой войны производители США доминировали на мировом рынке радиоаппаратуры, действовавшей на базе вакуумных трубок. Япония, используя дешевую рабочую силу, оказалась в состоянии обеспечить производство более дешевых и не уступающих по качеству радиоприемников. В свою очередь США наладили производство транзисторных радиодеталей и сделали следующий «виток» в цикле жизни продукта. Через несколько лет Япония смогла, организовав местное производство транзисторов, догнать США и захватить значительную часть международного рынка. Следующий «виток» был связан с разработкой и производством в США интегральных схем и других форм миниатюризации, типичных для современного радиопроизводства24.
Теория «цикла жизни продукта» широко распространилась, так как объясняла закономерности развития внешней торговли большой группы товаров. В соответствии с теорией объяснялось производство хлопчатобумажных тканей в Пакистане и Индии, консервов в Аргентине и Бразилии и т. д. Здесь длительность «цикла жизни», начиная от производства хлопчатобумажных изделий в Англии и кончая их изготовлением в Индии, составила десятки, а иногда и сотни лет.
Несмотря на технические трудности, связанные с невозможностью дать точные количественные характеристики «циклу жизни продукта» во внешней торговле, теория распространилась как среди экономистов, так и политиков высокого ранга. Она использовалась прежде всего для объяснения торговли технологически сложными товарами.
Последующие события выявили недостатки теории, некоторое ограничение ее приложения. Производство ряда товаров (например, ориентированных на спрос элитарных групп населения, таких дорогостоящих товаров, как яхты, автомобили и т. д.) сохранялось в узкоспециализированных районах и не распространялось на другие страны.
В дальнейшем в теорию «цикла жизни продукта» были включены дополнения. Понятие «нововведение» охватило открытия и технические усовершенствования, направленные не только на удовлетворение вкусов наиболее обеспеченных потребителей, но и на сокращение потребностей в земельных ресурсах (что важно для западноевропейских фирм) и в сырье (в этом заинтересованы японские компании).
Дополнения отразили реальные тенденции развития японских и западноевропейских монополий, потеснивших американские за последние десять — пятнадцать лет. В ряде случаев производство высококачественных товаров, ориентированных на удовлетворение вкусов элитарных потребителей, продолжало сохраняться в одном месте, не обнаруживая никакой тенденции к перемещению за границу.
Итальянским фирмам, лидирующим в производстве мебели, светотехнических устройств, упаковочных машин, свойственны динамизм, отсутствие жестких форм управления, способность к быстрым изменениям. Для немецких фирм, специализирующихся в области производства оптики, точного машиностроения, типична жесткая система централизованного управления.
Большинство конкурентоспособных компаний действует одновременно, конкурируя в равных условиях. Итальянские ювелирные фирмы сосредоточены в городах Ареццо и Валенца, компании по производству кухонных ножей и вилок — в Золингене (Германия), Секи (Япония) и т. д.
Острая конкуренция на внутреннем рынке стимулирует выход фирмы за границу, способствуя поиску ею внешних рынков. Внутренняя конкуренция не позволяет национальным фирмам, обвиняя в своих неудачах иностранцев, искать государственную поддержку. Вместе с тем та же конкуренция на внутреннем рынке разрешает активно искать внешний сбыт при условии достаточной конкурентоспособности товара.
Теории международной торговли прошли определенный процесс развития. Главными вопросами, на который они пытались дать ответы, были «в чем причина разделения труда между государствами» и «по какому принципу выбирается наиболее эффективная международная специализация». Сторонники неотехнологического направления структуру международной торговли пытались объяснить технологическими факторами. Основные преимущества связаны с монопольной позицией фирмы-новатора. Новая оптимальная стратегия для фирм: выпускать не то, что относительно дешевле, а то, что необходимо всем, но что пока никто выпускать не может. Как только эту технологию смогут освоить другие – производить что-то новое.
Изменилось и отношение к государству. Согласно модели Хекшера-Олина, задача государства – не мешать фирмам. Экономисты неотехнологического направления считают, что государство должно поддерживать производство высокотехнологичных экспортных товаров и не мешать свертыванию устаревших производств.
Торговля между странами может быть вызвана технологическими изменениями, возникающими в какой-то одной отрасли в одной из торгующих стран. Эта страна приобретает сравнительные преимущества: новая технология позволяет производить товары с низкими издержками. Если же создан новый продукт, то фирма-новатор в течение определенного времени обладает квазимонополией, т.е. получает дополнительную прибыль.