Мировая экономика: сущность, определяющие формы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 02:38, контрольная работа

Краткое описание

Мировая экономика (мировое хозяйство, всемирное хозяйство) - по широкому определению - совокупность всех национальных экономик мира и присущая ей система международных экономических отношений; по узкому, определению – совокупность только тех частей национальных экономик, которые взаимодействуют с внешним миром.

Научно-технический прогресс (НТП) — непрерывный процесс открытия и применения новых знаний в хозяйственной деятельности, позволяющий при наименьших затратах соединить имеющиеся ресурсы для выпуска высококачественных конечных продуктов. Это взаимосвязанное развитие науки и техники, обусловленное потребностями материального производства, ростом и усложнением общественных потребностей.

Вложенные файлы: 1 файл

Экономический словарь.doc

— 97.00 Кб (Скачать файл)

 

Сравнителъное преимущество (comparative advantage) — способность производить товар или услугу с относительно меньшими издержками замещения.

 

Теория Хекшера—Олина (Hecksher—Ohlin theory) — теория, согласно которой страна стремится экспортировать те товары, которые в процессе их создания требуют интенсивного использования факторов производства, которыми данная страна обладает в сравнительно большем объеме, нежели ее торговые партнеры.

 

Теорема выравнивания цен на факторы производства (factor price equalization theorem) — международная торговля приводит к выравниванию абсолютных и относительных цен на однородные факторы производства в странах, торгующих между собой (теорема Хекшера-Олина-Самуэльсона).

 

Парадокс  Леонтьева (Leontief paradox) — противоречащий основным выводам теории Хекшера—Олина результат эмпирических исследований, проведенных В.Леонтьевым, согласно которым в экспорте США преобладали относительно более трудоемкие товары, а в импорте — капиталоемкие.

 

Теорема жизненного цикла продукта (product life cycle theory) — теория международной торговли, согласно которой некоторые виды продукции проходят цикл, состоящий из четырех этапов (внедрение, рост, зрелость и упадок), и производство этой продукции перемещается из одних стран в другие в зависимости от этапа цикла.

 

Теория  эффекта масштаба (economy-of-scale theory) — теория международной торговли, согласно которой страны с одинаковой обеспеченностью факторами производства выигрывают от внешней торговли при специализации на тех производствах, в которых наблюдается эффект масштаба (снижение издержек на единицу выпуска по мере роста объемов производства).

 

 

Выигрыш от внешней  торговли и распределение доходов

 

Выигрыш от торговли (gains from trade) — экономический эффект, который получают участвующие в торговле страны, если каждая из них специализируется на торговле тем товаром, в производстве которого она имеет сравнительное преимущество.

 

Излишек потребителя (consumer's surplus) — разница между максимальной суммой, которую потребители согласны заплатить за определенное количество необходимого им товара, и суммой, которую они фактически платят исходя из сложившейся рыночной цены. Измеряется как площадь между кривой спроса и линией рыночной цены.

 

Излишек производителя (producer's surplus) — разность между доходом производителей от продажи продукта по рыночной цене и суммой, которую бы они выручили при продаже по минимально возможной цене. Измеряется как площадь между кривой предложения и линией рыночной цены.

 

Условия торговли (terms of trade) — отношение индекса экспортных цен к индексу импортных цен, т.е. количество товаров других стран, которое получает данная страна на единицу собственных экспортируемых товаров.

 

Разоряющий  рост (immiserizing growth) — снижение экономического благосостояния страны, когда в результате расширения производства и экспорта происходит ухудшение условий торговли.

 

Теорема Столпера—Самуэльсона (Stolper—Samuelson theorem) — развитие международной торговли ведет к увеличению дохода на фактор, интенсивно используемый в экспортном секторе, и снижению дохода на фактор, интенсивно используемый в импортозамещающем производстве.

 

Теорема Рыбчинского (Rybczynsky theorem) — увеличивающееся предложение одного из факторов производства приводит к увеличению производства и доходов в той отрасли, где этот фактор используется относительно более интенсивно, и к сокращению производства и доходов в отрасли, где этот фактор используется относительно менее интенсивно.


Информация о работе Мировая экономика: сущность, определяющие формы развития