Мировая экономика Канады

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2015 в 14:02, доклад

Краткое описание

Канада – огромная страна. По площади страна занимает второе место в мире. Она расположена на северной части американского континента и имеет площадь в 9 976 тысяч квадратных километра.
Географическое положение Канады очень интересно.

Вложенные файлы: 1 файл

мировая эк-ка Канада.docx

— 173.15 Кб (Скачать файл)

Поставлена задача создания системы свободной и открытой торговли и благоприятного инвестиционного климата в развитых странах региона АТЭС к 2010 г. И в развивающихся странах - к 2020 г. Продвижение этих инициатив будет способствовать расширению возможностей канадского бизнеса в этом регионе. Канада продолжит диалог с гражданскими неправительственными организациями для популяризации и получения поддержки экономических реформ в регионе АТЭС. Канада играет также ведущую роль в оказании помощи развивающимся странам, направленной на повышение эффективности их участия в ВТО. Канадское агентство международного развития намерено выделить на эти цели 9 млн. Долл. 

Канадское правительство разработало основные направления развития взаимоотношений с каждой из стран АТЭС, исходя из специфики экономических отношений. Так, в 2002 г. Канада намерена продолжать оказывать давление на правительство Японии с целью снижения таможенных пошлин на ряд товаров, сокращения, а в ряде случаев устранения специфических технических и законодательных барьеров, действующих в Японии в приоритетных для Канады областях: товары сельского хозяйства, строительные материалы и услуги. Предполагается продолжить работу по расширению сотрудничества в фармацевтике, биотехнологии; развивать взаимодействие в сфере нормативного регулирования деятельности сторон в таких областях, как медицинские приборы, таможенные процедуры и пищевые продукты. 

Во взаимоотношениях Канады с Индией поставлена задача оказания помощи в реформировании ее законодательства в области телекоммуникаций; с новой Зеландией - продолжения переговоров по снятию запретов на ввоз рыбной продукции, в частности фитосанитарных ограничений на импорт форели и лосося; с Малайзией - продолжения проведения политики давления на малайзийское правительство с целью вступления в силу в 2003 г. 

Соглашения о свободной торговле (в настоящее время Малайзия продлила действие тарифной защиты местной автомобильной промышленности до 2005 г., Ограничивая этим доступ на рынок продукции совместных с канадцами предприятий по производству запасных частей); с Индонезией - обеспечения свободного доступа канадской пшеницы на индонезийский рынок, особенно учитывая фактор активизации программ субсидирования экспорта пшеницы со стороны США и ЕС. 

В отношении России приоритеты канадского правительства определены следующим образом - обеспечение доступа на рынок России посредством сотрудничества в рамках российско-канадской межправительственной экономической комиссии, участие в переговорном процессе по присоединению России к ВТО, а также путем заключения нового соглашения о взаимной защите и поощрении капиталовложений. 

Отмечая прогресс, достигнутый в ходе переговоров по присоединению России к ВТО в такой области, как ввозные тарифы на промышленные товары, канадская сторона, тем не менее, по-прежнему намерена добиваться тарифных уступок на нефтегазовое оборудование, пищевые и сельскохозяйственные товары, рыбу и рыбопродукты, транспорт (автомобили), авиационное и телекоммуникационное оборудование. 

В секторе услуг наибольшую заинтересованность канадцы, как и прежде, проявляют в таких областях, как информационные технологии, телекоммуникации, строительство, транспортные услуги, защита окружающей среды. В инвестиционном сотрудничестве существенный интерес представляют нефтегазовый сектор и горнодобывающая отрасль. В целом ключевыми областями сотрудничества считаются добывающая промышленность и ее инфраструктура, а также услуги и промышленное сотрудничество. (По материалам торгпредства РФ в Канаде.). 

 

  Участие в  НАФТА

17 декабря 1992 г. было подписано  Соглашение между США, Канадой  и Мексикой о Североамериканской  ассоциации свободной торговли (НАФТА), вступившее в силу 1 января 1994 г.

Целями в чисто экономической сфере явились следующие задачи: повышение национальной конкурентоспособности, использование преимуществ «экономики масштаба», снижение трансакционных издержек, стимулирование притока прямых иностранных инвестиций, получение для национальных производителей более широкого доступа к финансовым, трудовым, материальным ресурсам, получение доступа на более емкий рынок за счет соседних стран, усиление позиций на мировом рынке, формирование благоприят­ной внешнеполитической среды, совместное противостояние вызовам глобализации и т.д.

Также одной из главных целей при вступлении в НАФТА для Канады выступала борьба с растущим протекционизмом США, углубление исторически сложившихся экономических связей с южным соседом, улучшение условий ФТА, осуществление доступа на Мексиканский рынок, а в последствии на рынки стран Латинской Америки.

В целом, согласно ст. 102 Договора, целями создания НАФТА явились следующие положения:

  • Устранение торговых барьеров и облегчение международного движения товаров и услуг между территориями сторон (Канада, Соединенные Штаты, Мексика);
  • Продвижение условий справедливой конкуренции в области свободной внешней торговли;
  • Увеличение инвестиционных возможностей территорий;
  • Обеспечение необходимой и эффективной защиты прав интеллектуальной собственности на территории каждой стороны;
  • Создание эффективных процедур для реализации соглашений, работы объединенной администрации и принятия решений;

   Определение рамок  для дальнейшего трехстороннего, регионального, и многостороннего  сотрудничества ради увеличения  и расширения выгод от соглашения.

Важно отметить, что отношения с США всегда были важной составляющей экономического развития Канады. Интенсивный обмен товарами, капиталами, услугами позволяет говорить о тесной экономической интеграции между этими двумя странами, одним из проявлений которого стало заключение многочисленных торговых соглашений.

После подписания соглашений ФТА и НАФТА развитие хозяйственной интеграции между двумя странами поднялось на новую качественную ступень. Сформировавшиеся эконо­мические отношения Канады с США по объему и содержанию не имеют себе равных среди других пар промышленно развитых стран. Важно отметить, что Канада получила статус привилегированного экономического партнера США и облегченный доступ к самому емкому в мире рынку.          

На сегодняшний день США являются крупнейшим внешнеторговым партнером Канады.  Так, в 2002 г. на США пришлось 87,68%  канадского экспорта и 62,65% канадского импорта. За период НАФТА рост взаимной торговли отмечался практически постоянно. Исключение составляет лишь период 2001-2002 гг. из-за экономических потрясений, возникших в США после 11 сентября. Таким образом, для Канады  внешнеэкономические связи с США являются чрезвычайно важными, поскольку основным потребителем канадских товаров и услуг выступает именно рынок США.

В связи с этим важно отметить, что НАФТА стимулировало значительный прогресс в производительности и специализации в канадской экономике и способствовали повышению масштаба экономики, качества продуктов, конкурентноспособности цены. Результатом стало повышение общей конурентноспособности канадского экспорта как товаров, так и услуг.

Другим результатом присоединения к НАФТА, стал и тот факт, что по показателю отношения экспорта товаров и услуг к валовому национальному продуту (ВНП) Канада была признана самой глобально интегрированой изо  всех стран большой семерки.

Однако до сих пор вопрос о положительном или отрицательном влиянии членства Канады в НАФТА на развитие ее экономики и торгово-экономические отношений с другими странами остается открытым и до конца нерешенным. Давая ряд хороших возможностей для развития внешней торговли, НАФТА создает также  множество факторов, негативно влияющих на ВТ Канады.

В пользу заключения соглашения могут быть приведены следующие аргументы.

Во-первых, получив широкий и надежный доступ к огромному американскому рынку, Канада смогла укрепить свои позиции в мировом хозяйстве, ее экономика стала более конкурентоспособной и сильной. Это соответствующим образом отразилось и на структуре внешней торговли: растет объем конкурентноспособного экспорта в другие страны, в составе экспорта увеличивается доля промышленной продукции. Этому же во многом способствует и торговля с Мексикой, куда направляется значительный объем промышленной и просто готовой продукции. Благодаря мексиканскому рынку канадские фирмы получили возможность увеличить объем продаж в секторах, доступ в которые раньше был закрыт, таких как автомобилестроение, финансовые услуги, грузоперевозки, энергетика и рыболовство. Канадский экспорт постепенно стал более разнообразным. Так, в 2001 г. доля готовой продукции в экспорте Канады составила 71%, а в импорте – 85,7%. В целом же за период, прошедший с 1989-1999 г. доля машин и оборудования повысилась с 28 % до 45 %. В то же время доля сырьевых товаров упала с 60 до 35 %. Примечательно, что удельный вес обрабатывающих отраслей в ВВП Канады после сокращения в период кризиса 1990-1991 гг. впоследствии постоянно повышался. Он поднялся с 15,9 % ВВП в 1992 г. до 17,8 % в 1999 г. Это опровергает опасения тех противников соглашения о свободной торговле на Североамериканском континенте, которые считали, что оно неизбежно приведет к «деиндустриализации» канадской экономики и усилению ее сырьевой ориентированности.

Во-вторых, беспошлинный режим ввоза канадских товаров на территории стран-партнеров по НАФТА повлек за собой снижение цен на широкий круг канадских потребительских товаров. Это, в свою очередь, стимулировало спрос на них и, соответственно, способствовало расширению объема продаж, то есть увеличению физического объема канадского экспорта.

Более того, в результате заключения соглашения стал дешевым не только канадский экспорт, но и импорт, реализуемый в регионе. Тогда часть канадских потребителей переключилась с местных поставщиков на иностранных, в результате чего произошел рост объема потребления по более низким ценам. В этом заключался потребительский выигрыш населения.

В-четвертых, несмотря на то, что образование зоны свободной торговли НАФТА повлекло за собой потери для бюджета (доходы правительства уменьшились из-за упразднения импортных пошлин), в целом в стране начал отмечаться  рост доходов, появившийся в результате импорта более дешевых иностранных товаров, замещающих на внутреннем рынке товары менее эффективных национальных производителей.

В-пятых, главным результатом успешной реализации договора НАФТА стал бум во внешней торговле Канады. Объем канадского экспорта за период, прошедший с 1989 г., удвоился. При этом темпы его роста в год составляли 10 % — в среднем вчетверо больше, чем темп роста ВВП страны. (Для сравнения — общий объем экспортной торговли в мире в сравниваемый период рос примерно вдвое быстрее суммарного объема производимого в странах мира ВВП.) Более того, важно заметить, что в середине 1990-х гг. рост экспорта был основным двигателем деловой активности, а при подъеме внутреннего спроса в 1997—2000 гг. он позволил Канаде занять вместе с США лидирующие позиции по темпам экономического развития в «Группе семи».

Вместе с тем канадцев беспокоит и то обстоятельство, что конкурентоспособность производимых в стране товаров на рынках США определяет, прежде всего, низкий курс канадского доллара по отношению к американскому, а не фактор роста производительности труда.

Что касается торговли с Мексикой, то в 2002 г. она заняла шестое место среди самых крупных экспортных рынков Канады и является четвертым по значимости источником импорта. В 2002 году двусторонний товарооборот составил 9,576 млрд. долл.

В-шестых, участие Канады в НАФТА повысила привлекательность канадской экономики для иностранных инвесторов. С момента вступления НАФТА прямые заграничные инвестиции в Канаду изо всех источников устойчиво росли.

В-седьмых, существует возможность расширения ЗСТ и создания панамериканской зоны свободной торговли ФТАА (FTAA – Free Trade Agreement of Americas), азиатско-тихоокеанской зоны, включающей все страны Западного полушария, или трансатлантической зоны.  Так или иначе, сегодня Канада рассматривает все альтернативы, связанные с расширением НАФТА.

Несмотря на положительные моменты заключения соглашения НАФТА, существует и ряд негативных последствий реализации договора. Так, к одной из проблем с точки зрения развития внешней торговли Канады относят то обстоятельство, что договор в какой-то степени замкнул Канаду на североамериканском континенте. Беспошлинный режим торговли в рамках НАФТА сделал торговлю более выгодной и многократно увеличил ее размеры в рамках этого континента. В результате страны-участницы обмениваются товарами между собой гораздо охотнее, чем с третьими странами, хотя товары третьих стран могут быть более конкурентоспособными по своим характеристикам. Безусловно, это отражается на товарной структуре экспорта и импорта стран-членов НАФТА, а также на такой характеристике экспорта и импорта, как конкурентоспособность.

Вместе с тем, договор НАФТА не решил проблему недостаточной географической диверсификации внешней торговли Канады и с этой точки зрения не оправдал ожиданий многих аналитиков. Напротив, зависимость от одного главного потребителя ее экспортной продукции заметно возросла. К настоящему времени степень сращивания экономик США и Канады достигла весьма высокого уровня. В 2002 г. доля ВВП Канады, которая поступает в товарооборот с южным партнером, составила 30,27%. В США вывозится уже около 40% продукции канадского промышленного производства — больше, чем потребляется внутри страны. В результате и без того немалая доля США в канадском экспорте и импорте стала еще больше.

Как следствие данных обстоятельств, многие отмечают, что после подписания НАФТА Канада стала более уязвимой, а не устойчивой.

Кроме того, ускорение и углубление экономической интеграции Канады и США всё настойчивее ставит вопрос и о перспективе их политической интеграции, иначе говоря - о возможности поглощения Канады Соединенными Штатами. Однако в обозримом будущем такое развитие событий представляется маловероятным.

Тем не менее, проблему зависимости Канады от США надо решать и одним из ее главных решений выступает диверсификация внешнеторговых связей.

 

Роль стран в НАФТА

Соединенные Штаты в результате заключения этого соглашения получили значительные выгоды:

· в подавляющем большинстве отраслей были постепенно сведены к минимуму барьеры против иностранных производителей из стран-партнеров по НАФТА, что позволяло закупать у них многие товары дешевле, чем в самих США;

· перед американскими компаниями открылись гораздо более широкие возможности доступа на рынки стран-соседей, что расширяло рынок сбыта;

· интеграционные связи, институционально закрепленные, обеспечивают устойчивые поставки в США сырья, материалов и полуфабрикатов из Канады и Мексики;

Информация о работе Мировая экономика Канады