Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 14:36, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является анализ состояния и тенденций развития мировой электроэнергетики и позиций России.
Из поставленной цели можно выделить следующие задачи:
Изучить роль, виды и факторы размещения электроэнергетики;
Определить современное состояние мировой электроэнергетики
Проанализировать значение электроэнергетики в экономике Российской Федерации
Выявить проблемы и тенденции развития электроэнергетического комплекса России.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЗНАЧЕНИЕ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ В МИРОВОМ ХОЗЯЙСТВЕ И НАПРАВЛЕНИЯ ЕЕ РАЗВИТИЯ 5
1.1. Роль, виды и факторы размещения электроэнергетики 5
1.2. Современное состояние мировой электроэнергетики 11
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ 20
2.1. Значение электроэнергетики в экономике Российской Федерации 20
2.2. Проблемы и тенденции развития электроэнергетического комплекса России 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34
Особенностью
Представить сегодня нашу жизнь
без электроэнергетической
В промышленности электрическая энергия
применяется для приведения в
действие различных механизмов и
непосредственно в
Огромную роль электроэнергия играет в транспортной промышленности. Электротранспорт не загрязняет окружающую среду. Большое количество электроэнергии потребляет электрифицированный железнодорожный транспорт, что позволяет повышать пропускную способность дорог за счет увеличения скорости движения поездов, снижать себестоимость перевозок, повышать экономию топлива.
Электроэнергия в быту является основным фактором обеспечения комфортабельной жизни людей. Уровень развития электроэнергетики отражает уровень развития производительных сил общества и возможности научно-технического прогресса.
Министерство энергетики РФ обеспечивает
устойчивое развитие электроэнергетики,
придерживается политики, направленной
на развитие энергосбережения, а также
предусматривает привлечение
Основой инвестиционной политики Минэнерго России является содействие привлечению в электроэнергетику инвестиций посредством формирования благоприятного инвестиционного климата, создания стабильных условий для осуществления предпринимательской деятельности, обеспечения экономически обоснованного уровня доходности инвестированного капитала, используемого в сферах деятельности субъектов электроэнергетики, в которых применяется государственное регулирование цен (тарифов). Кроме того, Минэнерго России поддерживает и будет способствовать использованию инновационных инструментов привлечения инвестиций, обеспечения экономического стимулирования внедрения новых высокоэффективных технологий в электроэнергетике, в том числе в целях развития малой и нетрадиционной энергетики.
В результате государственной инвестиционной политики в сфере развития единой национальной (общероссийской) электрической сети повышается эффективность электроэнергетики, устраняются технологические ограничений перетока электрической энергии и увеличение пропускной способности электрических сетей для обеспечения выдачи мощностей электростанциями. В этих целях, специализированной рабочей группой при Минэнерго России осуществляется систематический контроль над реализацией инвестиционных программ субъектами электроэнергетики.
Заседания рабочей группы проводятся на ежеквартальной основе и решают задачи обеспечения вводов генерирующих мощностей в установленные сроки, контролируют реализацию инвестиционных программ субъектов электроэнергетики и обеспечению синхронизации вводов генерирующих и сетевых объектов. На заседаниях группы в режиме открытого диалога с генерирующими и сетевыми компаниями обеспечивается эффективное решение задач в реализации инвестиционных программ.
Важное значение для развития международного сотрудничества России в сфере высоких энергетических технологий имеет ее участие в деятельности международных партнерств, учрежденных по инициативе «Группы восьми», в том числе в рамках реализации Плана действий, принятого «Группой восьми» на саммите в Санкт-Петербурге в июле 2006 года, по вопросу обеспечения устойчивого развития мировой энергетики. Среди них можно выделить Международное партнерство по водородной экономике (IPHE), Международное партнерство по коммерческому использованию нетрадиционных ресурсов метана (Партнерство «Метан – на рынок») (М2М), Международный форум по секвестру углерода (CSLF), Глобальное партнерство по биоэнергетике (GBEP) и инициативы правительства Японии по проблеме комплексного использования вторичных ресурсов и отходов (3R). Кроме того, в соответствии с декларацией министров энергетики «Группы восьми», Китая, Индии и Республики Корея (Аомори, Япония, июнь 2008 года) завершается создание Международного партнерства по сотрудничеству в области энергоэффективности.
В июле 2008 года на саммите глав восьми государств в Японии обсуждались вопросы глобальной энергетической безопасности и энергоэффективности, а также меры по защите окружающей среды. Страны-участники договорились развивать производство биотоплива второго поколения – при всей неоднозначности его влияния на продовольственную проблему, а также сократить выбросы парниковых газов к 2050 году на 50%.
Для России может быть весьма перспективной проработка инициатив и проектов, которые могли бы представлять для нас интерес в рамках деятельности этого партнерства. Еще один институт – Международное агентство по возобновляемым источникам энергии (IRENA) – создан в январе 2009 года в ходе учредительной конференции, прошедшей в Бонне. В мероприятии участвовали 120 стран. Инициатива создания принадлежит Германии. IRENA – первая организация межправительственного уровня с широкими возможностями по стимулированию развития возобновляемых источников энергии. Агентство призвано занять достойное место в энергетическом сотрудничестве наряду с МЭА, МАГАТЭ и др.
В начале 2009 года Министерством энергетики Российской Федерации разработан проект «Энергетической стратегии России на период до 2030 года» (ЭС-2030). Данный документ является не просто пролонгацией предыдущей стратегии до 2020 года, а формирует новые стратегические ориентиры развития энергетического сектора в условиях перехода российской экономики на инновационный путь развития, определенный Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации.
ЭС-2030 базируется как на оценке существующих тенденций и опыта реализации предыдущей стратегии (ЭС-2020), так и на анализе новых вызовов и рисков развития мировой энергетики Важнейшие цели ЭС-2030 определены инвариантными, в т.ч. с учетом возможных последствий начавшегося в 2008 году глобального экономического кризиса.
Основные стратегические ориентиры в документе даются в привязке не к конкретным годам, а к качественно различным этапам реализации стратегии – с примерными сроками окончания в 2012-2014 гг., 2020-2022 гг. и 2030 г. Главное содержание Энергостратегии – это наполнение указанных этапов мероприятиями и ориентирами, включая необходимые количественные оценки.
Выделены главные стратегические приоритеты:
- энергетическая безопасность;
- энергетическая эффективность экономики;
- экономическая (бюджетная) эффективность энергетики;
- экологическая безопасность
В ЭС-2030 сформулировано содержание составляющих государственной энергетической политики (недропользование и управление государственным фондом недр; развитие внутренних энергетических рынков; формирование рационального топливно-энергетического баланса; региональная энергетическая политика; инновационная и научно-техническая политика в энергетике; социальная политика в энергетике; внешняя энергетическая политика), представлены этапы их реализации и индикаторы.
Сформулированы важнейшие
Непосредственное отношение к российским интересам в мировой энергетике имеет политика России в сфере энергосбережения, что связано с огромным потенциалом страны в области энергоэффективности. Реализация этого потенциала, предусмотренная в Энергетической стратегии, предполагает уменьшение энергоемкости российской экономики на период до 2020 года на 40–48%, что позволит наращивать экспорт нефти и газа без увеличения их добычи. Успешная реализация потенциала повышения энергоэффективности позволит сэкономить первичные энергетические ресурсы в объемах нескольких сотен млн. тонн.
В соответствии с планами крупных российских энергетических компаний намечены меры, нацеленные на улучшение экологичности их производственной деятельности. В этой связи разработаны конкретные проекты, реализация которых предусматривает участие зарубежных инвесторов. В ряде случаев повышение эффективности будет достигаться за счет «естественных структурных изменений», так как со временем в структуре ВВП России ожидается снижение доли энергоемкой промышленности, а также увеличение доли наукоемких отраслей и услуг. Структурные преобразования должны пройти в первую очередь в электроэнергетике и газовом комплексе, что позволит добиться реальной потребительской ценности электроэнергии и газа. Подобные меры могут способствовать значительному сокращению их потребления.
Особое внимание уделяется различным методам экономической мотивации энергосбережения, а также стимулированию развития бизнеса в сфере энергосбережения и энергоэффективности, чтобы по примеру ряда стран Запада в России постепенно были созданы соответствующие коммерчески оправданные отрасли, связанные с энергосберегающим бизнесом. Для снижения вредной нагрузки ТЭКа на окружающую среду предлагается комплекс мер экономического стимулирования повышения экологических стандартов наиболее «грязных» секторов.
В Энергетической стратегии России предусмотрены меры по технической модернизации всех отраслей ТЭКа страны за счет максимально возможного использования во всех технологических процессах и проектах отечественного оборудования, а также привлечения передовых зарубежных технологий. В связи с этим в технологические приоритеты энергетической дипломатии страны входит обеспечение свободного доступа к высоким технологиям в зарубежных странах, налаживание процессов их передачи в Россию и содействие взаимовыгодному международному сотрудничеству в этой сфере с целью экспорта некоторых российских технологий, промышленного оборудования и услуг6.
В целях повышения
Реализация поставленных в Энергетической стратегии и других документах задач в области энергетической эффективности, зависит, прежде всего, от деятельности органов федеральной, региональной и местной власти. Эта деятельность должна быть направлена на создание соответствующих экономических условий для поощрения предпринимательства в отраслях, связанных с развитием и внедрением энергосберегающих и энергоэффективных технологий. В этом плане большое значение имеет изучение и использование соответствующего опыта многих зарубежных стран, власти которых сумели развить новые отрасли, связанные с энергосбережением и энергоэффективностью, и сделать их привлекательными для бизнеса.
В январе 2012 года добыча газа в РФ составила 55,2 млрд. куб.м, что составляет 89,5% к январю 2011 года. Снижение объемов добычи газа обусловлено сокращением экспорта газа в январе 2012 года на 40,7% по отношению аналогичному периоду прошлого года, а также сокращением спроса на внутреннем рынке на 0,8%, в том числе электростанциями – на 8,2%. Министерство экономического развития Российской Федерации с некоторой осторожностью делает прогнозные оценки относительно динамики добычи и экспорта основных энергетических ресурсов.
Рис. 2.1 Динамика добычи и экспорта нефти в России,в % к предыдущему году.7
Из графика видно
График 12. Динамика добычи и экспорта газа в России,
в % к предыдущему году.8
Рис. 2.2. Динамика добычи или экспорта газа в России в % к предыдущему году
В 2010 году рост добычи газа в России составил 1,6% и рост экспорта на 1,8%к уровню 2009 года. По прогнозу Министерства экономического развития в 2012 году произойдет снижение показателей добычи на 3,9% к уровню 2011 года. Однако, по показателю экспорта ожидается незначительный рост на уровне 0,3% к предыдущему периоду.
В связи со снижением темпов потребления энергетических ресурсов в конце 2010-начале 2011 года и повышения роли энергоэффективности, в ближайшие пять лет в России может быть введено в 2-3 раза меньше новых электроэнергетических мощностей, чем предусмотрено в генеральной схеме размещения объектов электроэнергетики до 2020 года.Схема размещения объектовбудет пересмотрена в 2011 году, в связи с экономическим кризисом, очевидно, в сторону сокращения энергетических мощностей.9