Мировое соглашение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 12:11, курсовая работа

Краткое описание

Воздействие на должника на различных этапах процесса о несостоятельности осуществляется с помощью различных мер, прямо предусмотренных законом. Первоначально, на этапе возбуждения производства по делу, это обеспечительные меры (наложение арестов на имущество должника, отстранение его от управления, анализ и установление финансового положения должника и др.); при наличии возможности восстановления платежеспособности должника — это восстановительные меры (меры по перепрофилированию производства, продаже предприятия должника, меры, осуществляемые в рамках моратория на удовлетворение требований кредиторов, меры по признанию ряда сделок должника недействительными и т.д.) и, наконец, ликвидационные меры, применяемые на основании решения о признании должника несостоятельным (банкротом), направленные на выявление дебиторской задолженности должника, формирование конкурсной массы, ее реализации, а также меры по удовлетворению требований кредиторов в порядке очередности, предусмотренной законодательством).

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3

Наблюдение……………………………………………………………….4

Финансовое оздоровление……………………………………………….10

Внешнее управление……………………………………………………..15

Конкурсное производство……………………………………………….20

Мировое соглашение…………………………………………………….25

Заключение……………………………………………………………….30

Список литературы………………

Вложенные файлы: 1 файл

Банкротство. Процедуры..doc

— 206.00 Кб (Скачать файл)

 

Содержание:

 

Введение…………………………………………………………………..3

 

Наблюдение……………………………………………………………….4

 

Финансовое оздоровление……………………………………………….10

 

Внешнее управление……………………………………………………..15

 

Конкурсное производство……………………………………………….20

 

Мировое соглашение…………………………………………………….25

 

Заключение……………………………………………………………….30

 

Список литературы……………………………………………………….33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Важную роль среди  общих положений о банкротстве  занимают его процедуры (так называемый процессуальный плюрализм).

Воздействие на должника на различных этапах процесса о несостоятельности осуществляется с помощью различных мер, прямо предусмотренных законом. Первоначально, на этапе возбуждения производства по делу, это обеспечительные меры (наложение арестов на имущество должника, отстранение его от управления, анализ и установление финансового положения должника и др.); при наличии возможности восстановления платежеспособности должника — это восстановительные меры (меры по перепрофилированию производства, продаже предприятия должника, меры, осуществляемые в рамках моратория на удовлетворение требований кредиторов, меры по признанию ряда сделок должника недействительными и т.д.) и, наконец, ликвидационные меры, применяемые на основании решения о признании должника несостоятельным (банкротом), направленные на выявление дебиторской задолженности должника, формирование конкурсной массы, ее реализации, а также меры по удовлетворению требований кредиторов в порядке очередности, предусмотренной законодательством).

Таким образом, процедуры несостоятельности (банкротства)представляют собой предусмотренную законодательством совокупность мер в отношении должника, направленных на восстановление его платежеспособности или ликвидацию.

Закон о банкротстве 1992 г. делил процедуры банкротства  на реорганизационные, ликвидационные и мировое соглашение. Реорганизационные процедуры включали внешнее управление и санацию, а ликвидационные процедуры предполагались в рамках конкурсного производства. Закон о банкротстве 1998 г. не употреблял терминов «реорганизация» и «ликвидация». Вместе с тем в законодательстве выделялись четыре процедуры для юридических лиц и две — для должников-граждан. Общими являлись конкурсное производство и мировое соглашение. Для юридических лиц им предшествовали наблюдение и внешнее управление. Кроме того, закон содержал указание на то, что в отношении должника могут применяться и иные процедуры. Речь шла об упрощенных процедурах банкротства (о банкротстве отсутствующего и ликвидируемого должника), а также о процедуре добровольного объявления должника о своем банкротстве.

Действующий Закон о  банкротстве 2002 г. вводит новую реорганизационную процедуру — финансовое оздоровление, которое позволяет при определенных условиях сохранить учредителям (участникам) должника контроль за предприятием даже в условиях возбужденного дела о банкротстве.

 

 

Наблюдение

Данная процедура осуществляется в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа его финансового состояния, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.

По российскому Закону о банкротстве 2002 г. процедура наблюдения как бы выносится за рамки процедуры  банкротства как таковой и  является, по сути, дополнительной. Ее цель состоит в установлении, действительно ли должник не в состоянии удовлетворить требования кредиторов или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в полном объеме на момент принятия арбитражным судом заявления о банкротстве. Введение такой процедуры позволяет, с одной стороны, определить финансовое состояние должника, а с другой — сохранить его имущество.

Процедура наблюдения вводится по результатам рассмотрения обоснованности требований заявителя к должнику, за исключением случаев возбуждения дела на основании заявления должника, когда наблюдение вводится с даты принятия арбитражным судом заявления должника к производству.

Продолжительность наблюдения — семь месяцев.

Введение процедуры  наблюдения влечет за собой возникновение  определенных правовых последствий. Среди таких последствий Закон о банкротстве 2002 г. называет следующие:

1)  имущественные требования  к должнику могут быть предъявлены  только с соблюдением порядка, предусмотренного законом. С момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом кредиторы не вправе обращаться к должнику в целях удовлетворения их требований в индивидуальном порядке;

2)  по ходатайству  кредитора приостанавливается производство  по делам, связанным со взысканием  с должника денежных средств  и (или) иного имущества. Не  подлежат приостановлению производства по делам о признании сделок недействительными и другим делам, при рассмотрении которых к должнику не заявляются требования, связанные со взысканием с него денежных средств1;

3)  приостанавливается  исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям должника. Однако закон устанавливает исключение из общего правила: не приостанавливается производство по делам о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений по авторским договорам, алиментов, а также о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью;

4)  запрещается удовлетворение  требований участника должника  — юридического лица о выделе доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом его из состава участников;

5)  запрещается выплата  дивидендов и иных платежей по эмиссионным ценным бумагам;

6)  не допускается  прекращение денежных обязательств  должника путем зачета встречного  однородного требования, если при  этом нарушается очередность  удовлетворения требований кредиторов.

Закон о банкротстве 2002 г. содержит ряд положений, которые свидетельствуют об ограничении, как правоспособности, так и дееспособности должника в этот период, при этом ограничение может быть:

1)   частичное —  в отношении сделок, совершаемых  исключительно с согласия временного управляющего;

2)   полное — в  отношении вопросов, решения по  которым в период проведения процедуры наблюдения не может принимать ни руководитель должника, ни временный управляющий. Они связаны с реорганизацией и ликвидацией должника, созданием юридических лиц (или участием в иных юридических лицах), филиалов и представительств, выплатой дивидендов, размещением должником облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг, выходом из состава участников должника, приобретением у акционеров ранее выпущенных акций (п. 3 ст. 64 Закона о банкротстве 2002 г.)2.

Временный управляющий

Выполнение основной задачи процедуры наблюдения — обеспечение сохранности имущества должника до вынесения арбитражным судом решения по существу дела — возлагается на временного управляющего. По смыслу законодателя, временный управляющий — это лицо, утверждаемое арбитражным судом для проведения наблюдения, осуществления мер по обеспечению сохранности имущества должника и иных полномочий, установленных законом о банкротстве (ст. 2 Закона о банкротстве 2002 г.).

Деятельность временного управляющего осуществляется по двум основным направлениям: во-первых, это контроль за действиями руководства должника (в том числе обеспечение сохранности его имущества); во-вторых, изучение финансового состояния должника с целью определения возможности и целесообразности проведения реорганизационных (восстановительных) или ликвидационных процедур.

Временный управляющий  действует параллельно с руководством должника, которое не отстраняется от выполнения своих обязанностей, поскольку осуществление рассматриваемой процедуры не является основанием для отстранения руководителя должника и иных органов его управления, они продолжают осуществлять свои полномочия (с некоторыми ограничениями, установленными Законом о банкротстве 2002 г.).

Вместе с тем временному управляющему предоставлено право  в случае необходимости обращаться в арбитражный суд с ходатайством об отстранении руководителя должника от должности.

Полномочия временного управляющего имеют ограниченный срок действия и прекращаются:

1)  утверждением арбитражным  судом мирового соглашения;

2)  принятием решения  об отказе в признании несостоятельности  (банкротства) данного должника.

 В следующих случаях  временный управляющий обязан  функционировать до утверждения соответственно административного, внешнего, конкурсного или нового временного управляющего:

1)   вынесение определения  о введении финансового оздоровления;

2)   вынесение определения  о введении внешнего управления;

3)   принятие решения  об открытии конкурсного производства;

4)   удовлетворение  ходатайства временного управляющего  об освобождении его от исполнения обязанностей.

В целях защиты интересов  кредиторов и сохранности имущества  должника закон наделяет временного управляющего широким кругом прав. Так, временный управляющий вправе предъявлять иски о признании сделок должника недействительными и о применении последствий недействительности ничтожной сделки, обращаться в суд с ходатайством о принятии дополнительных мер по обеспечению сохранности имущества должника (не предусмотренных п. 2 ст. 64 Закона о банкротстве 2002 г.), в том числе о запрете должнику совершать без его согласия любые сделки, о передаче ценных бумаг, валютных ценностей и иного имущества на хранение третьим лицам и т.д.

Временный управляющий также имеет право получать любую, в том числе конфиденциальную, информацию о деятельности должника. Данное право обеспечивается в Законе о банкротстве 2002 г. правомочием временного управляющего на обращение с ходатайством в арбитражный суд об отстранении руководителя должника от выполняемых функций.

Одной из основных обязанностей временного управляющего является проведение анализа финансового состояния должника. Анализ проводится в целях определения достаточности имущества должника для покрытия судебных расходов на выплату вознаграждения арбитражному управляющему, а также возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника. Кроме того, именно в процессе проведения анализа финансового состояния должника временный управляющий имеет возможность установить наличие признаков фиктивного и преднамеренного банкротства.

В настоящее время  при анализе финансового состояния  должника следует исходить из Правил проведения арбитражным управляющим  финансового анализа, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25 июня 2003 г. № 367.

Общий анализ должен включать в себя не только оценку отдельных  видов имущества должника, но и  результаты исследования причин утраты платежеспособности с учетом динамики изменения коэффициентов финансово-хозяйственной деятельности, результаты анализа активов и пассивов должника, возможностей безубыточной деятельности должника и т.д. (п. 6 указанных правил).

Показателями, характеризующими платежеспособность должника, являются:

    • коэффициент абсолютной ликвидности;
    • коэффициент текущей ликвидности;
    • показатель обеспеченности должника его активами;
    • степень платежеспособности по текущим обязательствам.

Для того чтобы иметь  комплексное, системное представление  о финансовом положении должника, на практике помимо общих методов оценки используют и специальные, к которым можно отнести, в частности, метод проведения прогнозных разработок, позволяющий обоснованно подтвердить (или опровергнуть) наличие реальной возможности восстановления платежеспособности должника при использовании в дальнейшем всех предусмотренных законом мер, а именно: перепрофилирование производства, продажа предприятия должника и др.3

Важной обязанностью временного управляющего, осуществляемой им на стадии подготовки первого собрания кредиторов, является установление размера требований кредиторов.

Установление размера  требований кредиторов необходимо главным  образом для определения числа  голосов каждого из конкурсных кредиторов, а также налоговых и иных уполномоченных органов в целях их участия в первом собрании кредиторов. Размер требований устанавливается на основании заявлений кредиторов, предъявляемых ими в течение месяца после получения уведомления о принятии арбитражным судом заявления о признании должника несостоятельным (это уведомление должно быть осуществлено в течение 14 дней с даты опубликования сообщения о введении наблюдения).

Возражения могут быть предъявлены в арбитражный суд  не позднее 15 дней со дня истечения  срока для предъявления требований кредиторов.

Обязанность по созыву, подготовке и проведению первого собрания кредиторов также возложена законодателем на временного управляющего.

Временный управляющий, исходя из известной даты проведения заседания арбитражного суда, которая определяется при принятии заявления о несостоятельности (банкротстве), должен провести первое собрание кредиторов как минимум за 10 дней до даты окончания наблюдения (п. 1 ст. 72 Закона о банкротстве 2002 г.).

Информация о работе Мировое соглашение