Мировой опыт свободных экономических отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 12:59, реферат

Краткое описание

В СССР же долгое время бытовало представление, что участие иностранного капитала в общественном производстве страны представляет угрозу национальному развитию, а поэтому принципиально неприемлемо. С началом перестройки страна приступила к проведению реформ внешнеэкономической деятельности. При всей непоследовательности этих реформ, они логически подвели к необходимости практического использования свободных экономических зон, чему содействовали положительные результаты американских начинаний.
И, тем не менее, актуальность создания эффективных зон в России не вызывает сомнений, по ряду причин она даже возрастает. Поэтому отработка элементов реформ на небольших полигонах представляется и сегодня актуальной.

Содержание

Введение......................................................................................
1. Свободные экономические зоны в мировой экономике…...
2. Фазы жизненного цикла свободной экономической зоны...
3. Свободные экономические зоны: опыт США……………...
3.1. Свободные торговые зоны………………………………
3.2. Предпринимательские зоны……………………………
3.3. Технологические парки.................................................
4. Проблемы создания и функционирования СВЗ в России…
Заключение……………………………………………………….
Список использованной литературы…………………………...

Вложенные файлы: 1 файл

реферат экономика.doc

— 75.50 Кб (Скачать файл)

В последние  годы процесс создания технопарков  в США несколько замедлился. Отмечается не столько образование новых  технопарков, сколько повышение  эффективности существующих.

 

 

4. Проблемы создания и функционирования СВЗ в России.

 

Приступив к учреждению свободных экономических  зон на своей территории, Россия, похоже, следовала наполеоновскому  принципу "сначала ввязаться, а  затем осмотреться". Однако это "затем" затянулось так надолго, что лишило сам процесс и законодательной основы, и четкой стратегии. В результате целые области и края, превосходящие по площади целые государства, получили статус свободных экономических зон без учета предпосылок и возможностей эффективного выхода на внешний рынок. Отсутствие же общероссийского закона о свободных экономических зонах вносит неопределенность в правовой статус зон, в распределение правомочий и ответственности в отношении организаций и управления ими между центром и местной администрацией, серьезно ограничивает инициативу последней. Явно вредит становлению свободных экономических зон нестабильность законодательства  в отношении налогов и пошлин.

По  существу, местные органы не располагают  соответствующими возможностями для  финансовой помощи обустройству свободных экономических зон, а иностранный капитал готов вкладывать средства лишь в партнерстве с инвесторами для разделения риска и как в подтверждение их серьезного подхода к делу. Неблагоприятный инвестиционный климат в стране определяется неустойчивой политической и социально-экономической обстановкой. Большинство этих и многих других недостатков может быть ликвидировано в сравнительно далекой перспективе.

Видимо, основными преимуществами российских СВЗ выступают для потенциальных иностранных инвесторов обилие сравнительно дешевых и разнообразных природных и энергетических ресурсов . Привлекательны для зарубежных предпринимателей также наличие в стране квалифицированной и пока еще совсем недорогой рабочей силы, которая может быть использована в сравнительно сложных производства. К этому можно добавить выгоды геополитического положения России на кратчайшем пути между атлантической и тихоокеанской цивилизациями - двумя центрами мирового экономического и технологического развития, что сулит большие потенциальные возможности трансконтинентальной кооперации.

Однако  с момента принятия решения о  создании на территории России первых шести свободных экономических  зон прошло уже четыре года. Последовавший  вскоре за этим событием распад СССР и  начавшееся проведение рыночных реформ не улучшили обстановки, а лишь осложнили отношения между новым российским центром и периферией, заставив затормозить, но не прекратить совсем процесс образования новых свободных экономических зон, число которых, если определять его по принятым решениям, приближается к двадцати. Но до сего времени практически ни  одна из этих свободных экономических зон из эмбрионального состояния и не приобрела более или менее оформленной структуры, что ставит закономерный вопрос о перспективности данной формы внешнеэкономической и хозяйственной деятельности применительно к российским условиям. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Можно заключить, что после продолжительного периода раскачки идея создания на территории России зоны свободного предпринимательства  начинает обретать реальные очертания. Закон о свободных экономических зонах призван создать исходную правовую основу для этой новой  для страны формы регионального развития и интенсификации внешнеэкономической деятельности. В нем необходимо учесть как международный опыт, так и особенности России, развязать инициативу мест в организации и управлении  зон в рамках социального регулирования, защищающего как общегосударственные потребности, так и потребности регионального развития. Кроме того, необходимо регулирование создания в России  и за рубежом совместных свободных экономических зон во взаимоприемлемой форме.

Конечно, зарубежный опыт использования зон  далеко не однозначен. Нельзя рассматривать  свободные экономические зоны как  панацею от всех бед, сама эта форма  внешнеэкономической деятельности  обеспечивает успех отнюдь не автоматически, а лишь при условии ее гибкого применения с учетом всего комплекса внешних и внутренних предпосылок.

Свободные экономические зоны имеют широкие  перспективы как в мире, так  и в нашей стране. Об этом говорят динамичные темпы развития СЭЗ в количественном отношении и по совокупному объему выпуска продукции в них.

При организации таких зон в нашей  стране следует уделять внимание не только подготовке инфраструктуры, но и законодательным актам, обеспечивающим правовую почву для создания, укрепления свободных зон и функционирования их экономических механизмов. Тогда СЭЗ станут инструментом экономического развития не только отдельных регионов, но и в целом России.

Список использованной литературы:

 

1 Ларина  Н.И., Кисельников А.А. Региональная  политика в странах рыночной  экономики: учебное пособие (НГАЭиУ) – М.: ОАО изд-во «Экономика», 1998г.

 

2 Андрианов  В.Д.  «Специальные экономические зоны в мировой экономике». // ЭКО - 1997 - №3.

 

3 Смородинская Н., Капустин А. «Свободные экономические зоны: мировой опыт и российские перспективы» // Вопросы экономики – 1994 – №32

 

4 Зименков  Р.И. Свободные экономические  зоны (опыт США) // США: экономика,  политика, идеология – 1995 - №8

 

5 Савин  В. Нужны ли России свободные зоны? // МэиМО – 2000 - №3

 

 




Информация о работе Мировой опыт свободных экономических отношений