Мировой рынок нефти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2012 в 09:58, курсовая работа

Краткое описание

Цель и задачи курсовой работы. Целью курсовой работы является рассмотреть рынок нефти, выявить основные тенденции его развития и провести определенный анализ отрасли.
В соответствии с целью исследования в курсовой работе определены следующие задачи:
- рассмотреть структуру мирового рынка нефти;
- рассмотреть современное состояние нефтяной отрасли и выявить основных поставщиков;
- провести анализ инфраструктуры, запасов и цен на рынке нефти;
- сделать анализ мирового рынка нефти;
- рассмотреть основные направления совершенствования мирового рынка нефти.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 79.63 Кб (Скачать файл)

Проблема разработки месторождений  комплексная, включая развитие сопутствующей  инфраструктуры. Огромные территории Сибири и крайнего северо-востока  европейской части, на которых обнаружена большая часть перспективных  запасов, практически не освоены. Освоение якутских, камчатских и месторождений  других дальних регионов при всей трудности создало бы условия  для решения ежегодно возникающей  проблемы северного завоза (так как  именно топливо составляет его основную часть) и способствовало бы развития других отраслей хозяйства.

Истощение природных ресурсов и в особенности нефти –  проблема не только российская.

Как будет выглядеть мир  после истощения нефтяных запасов? Жизни миллиардов человек угрожает кризис дефицита пищи, спровоцированный нашей зависимостью от ископаемого  топлива, - ведь его запасы иссекаются

повышением цен на нефть, необходимость отдавать сельскохозяйственные угодья под выращивание культур, которые являются сырьем для биотоплива, климатические изменения и утрата природных ресурсов - все это, наложившись  на рост населения Земли, вызовет  беспрецедентный дефицит продовольствия.

Единственный способ избежать всемирного голода – спланированное и стремительное ограничение  использования ископаемого топлива (нефти, угля и природного газа) и  переход к более "натуральным" методам сельскохозяйственного  производства, а также доставки продовольствия. Это будет означать возвращение  к натуральному хозяйству, какого мы не видели уже 150 лет.

Изобилие продовольствия зависит от запасов не возобновляемого  ископаемого топлива: они, во-первых, истощаются, и, во-вторых, при сгорании выделяют углекислый газ, вызывающий климатические  изменения.

Истощение запасов нефти, спрос на альтернативный вид топлива  – биологическое, деградация окружающей среды и экстремальные метеоявления, вызываемые климатическими изменениями, – все это в комплексе создает  огромные проблемы для производства продовольствия в мире.

Поскольку запасы нефти быстро истощаются, для достижения всего  этого потребуются все ресурсы  правительств национальных государств.

Объемы транспортировки  продовольствия придется сократить, наладить сельскохозяйственное производство в  городах и их окрестностях, а потребителям придется жить поближе друг к другу.

Придется сократить использование  пестицидов при переработке и  расфасовке пищи, вернуться к использованию  тягловых животных, а государство  должно будет разработать систему  стимулов для людей, желающих вернуться  к сельскому труду. Потребуется  земельная реформа, которая позволит владельцам небольших наделов и  фермерским кооперативам обрабатывать их собственные угодья. Также понадобиться ограничить демографический рост.

Все эти тревожные тенденции  усугубятся до такой степени, что  потенциал Земли для поддержания  жизни людей значительно уменьшится, причем, возможно, в большой мере необратимо.

2.2.Анализ формирования инфраструктуры нефтяной промышленности

Проблема развития транспортной инфраструктуры ТЭК имеет особое значение. Поэтому в последнее  время пристальное внимание уделяется  развитию всего комплекса транспортной инфраструктуры и прежде всего инфраструктуры нефтяного комплекса:

Развитие транспортной инфраструктуры нефтяного комплекса обусловлено  следующими основными факторами:

- появлением новых центров  добычи нефти в Каспийском  регионе и на востоке России (Восточная Сибирь, Республика Саха (Якутия), шельф острова Сахалин)  при снижении добычи в традиционных  районах добычи европейской части  страны (Татария, Башкирия, Кавказ);

- целесообразностью формирования  новых экспортных маршрутов нефти  и нефтепродуктов;

- необходимостью увеличения  мощности нефтеналивных терминалов  для морских поставок нефти  на экспорт и импорт;

- необходимостью иметь  резерв нефтетранспортных мощностей  для обеспечения транзита нефти  по системе трубопроводов.

Нельзя не отметить, что  Россия занимает особое место среди  основных поставщиков нефти с  точки зрения возможных объемов  поставок, транзитного потенциала и  надежности (стабильности) поставок. Кроме  того, можно определенно утверждать, что в обозримой перспективе  Россия сохранит статус одного из основных поставщиков углеводородного сырья  на мировой рынок. В будущем ожидается  умеренный рост добычи на 1,5-2% в год, что позволит России добывать к 2015 г. 510-540 млн. т. нефти. Также ожидается  существенное изменение структуры  сектора нефтедобычи. К 2015 г., в европейской  части страны будет отмечено снижение уровня добычи со 110 млн. т. (в 2005 году) до 80-90 млн. т. Однако данное падение будет  полностью компенсировано появлением новых нефтегазоносных провинций (Восточная Сибирь, шельфы морей) добыча нефти в которых к 2015 г. достигнет 40-70 млн. т., а также развитием производственной базы Тимано-Печорской провинции, где  предполагаемая добыча увеличится до 35 млн. т.

Вместе с тем в настоящее  время существует ряд структурных  ограничений имеющейся транспортной инфраструктуры, существенным образом  снижающих потенциал экспорта российской нефти и других поставщиков на мировой рынок:

- исторически сложившаяся  замкнутость транспортной инфраструктуры  на европейское направление экспорта  нефти;

- практическое отсутствие  возможности увеличения транспортировки  нефти через черноморские порты  и проливы Босфор и Дарданеллы;

- ограниченные возможности  наращивания экспорта через порты  Балтийского моря;

- отсутствие транспортных  систем для экспорта нефти  на наиболее перспективные рынки  АТР.

Соответственно для обеспечения  прогнозного роста объемов добычи и экспорта российской нефти необходимо дальнейшее развитие системы магистральных  нефтепроводов ОАО «АК «Транснефть», увеличение ее пропускной способности, а также расширение действующих  и строительство новых нефтеналивных  морских терминалов. В настоящее  время локализован ряд проектов, позволяющих снять большую часть  этих ограничений.

Строительство трубопроводной системы «Восточная Сибирь - Тихий  океан» (мощностью до 80 млн. т в  год) обеспечит формирование в Восточной  Сибири и Республике Саха (Якутия) новых  центров добычи нефти и выход  России на энергетический рынок АТР, создание оптимальной транспортной инфраструктуры, отвечающей требованиям  рационального пользования недрами, с учетом перспектив освоения нефтегазовых ресурсов в районе острова Сахалин.

Наиболее приемлемым для  России является проект строительства  нефтепровода Бургас -Александру полис. Тариф на транспортировку нефти  по маршруту этого нефтепровода, проходящего  по территории Болгарии и Греции, будет  сопоставим с величиной тарифа на доставку нефти танкерами через  Босфор и Дарданеллы.

Кроме того, для оптимизации  загрузки созданных нефтетранспортных  мощностей и соответствующего повышения  их операционной эффективности России экономически целесообразно увеличение транзитных поставок нефти из Казахстана и Азербайджана.

Для оптимизации экспортных поставок нефтепродуктов с крупнейших нефтеперерабатывающих заводов  предусматривается строительство  нефтепродуктопроводов Сызрань - Саратов - Волгоград - Новороссийск, Андреевка - Альметьевск, а также Кстово - Ярославль - Кириши - Приморск и перевалочного  комплекса в городе Приморске. В  целом мощности магистральных нефтепродуктопроводов  могут возросли к 2012г. не менее чем  на 1/3.

Инфраструктура на мировом  рынке нефти с каждым годом  набирает свои обороты и еще есть направления, в которых она может  еще развиваться и развиваться. Можно сказать, что эпоха нефтяной инфраструктуры только начинается.[Бинатов Ю.Г., Пельменева А.А., Ушвицкий Л.И. Формирование и развитие локального рынка нефти и нефтепродуктов.]

2.3. Анализ ценообразования на мировом рынке нефти

По каналам международной  торговли в начале 21 века проходит около  половины добываемой в мире нефти. На ее долю приходится более 20% суммарной  стоимости экспорта всех развивающихся  государств. При этом для ряда крупнейших мировых поставщиков нефти ее удельный вес в экспорте был всегда весьма существенным и составлял, например, в Нигерии 95-96%, Анголе - 91%, Иране и  Омане - 88-90%, ОАЭ - 78%, Саудовской Аравии - 73%, Ливии - 77%, Венесуэле - 65%, Мексике - 33%, Индонезии - 24%. Характерно, что для  вышеперечисленных развивающихся  стран доля нефти в общем экспорте имеет неуклонную тенденцию к  росту.[ Пухов С. Мировой рынок  нефти – тенденции и перспективы]

Даже для такой экономически мощной промышленной державы, как Великобритания, вывоз нефти в последнее десятилетие  имеет очень большое значение, принося более 4% экспортной выручки, а другому крупному европейскому экспортеру - Норвегии еще больше - около 34%.

В 2010-2012гг. ежегодно от 76 до 81% нефти поступает на мировой рынок  из развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки (включая  Мексику), 10-15% - из промышленно развитых стран и 9% - из России и других стран  СНГ. В 1990 г. на долю СССР приходилось 11,6% мирового экспорта этого товара, однако последующие перестроечные процессы и глубокий экономический спад привели  к сокращению советского экспорта почти  на 60%.

Еще около 14% нефти поступает  на рынок из стран Африки (Нигерия - 5,5, Ливия - 4%), 12% - из стран Латинской  Америки (Мексика - около 5, Венесуэла - более 5%). Среди промышленно развитых государств ведущими экспортерами выступают  Норвегия (7%), Великобритания (около 3,5%) и Канада (около 3%). [Воронина Н. Мировой  рынок нефти: тенденции развития и особенности ценообразования]

В последние годы доля России и стран бывшего СССР в мировом  экспорте нефти снова начала расти. Это происходит в основном за счет того, что при низких ценах на нефть страны ОПЕК целенаправленно  снижали добычу нефти, и освобождающееся  место на рынке вновь занимали нефтяные компании России. Именно таким  образом доля стран - членов ОПЕК на нефтяном рынке Европы снизилась  с 4-42%. Ирак уже более 10 лет работает по программе «Нефть в обмен на продовольствие». Эта программа  осуществляется под надзором ООН  и устанавливает максимально  допустимый уровень иракских поставок нефти (сейчас - около 100 млн. т. в год). После завершения операции США в  Ираке, вероятно, данная программа будет  прекращена, и возможно увеличение экспорта нефти из Ирака более  чем в 1,5 раза Концепция программы  социально-экономического развития России на 2008-2013 гг.

Нефть покупают более 118 государств и территорий, из которых 70 стран  импортируют более 1 млн. т. в год  каждая. При этом лишь 30 государств выступают сравнительно крупными покупателями нефти, ввозя ежегодно свыше 10 млн. т. в год каждая. Вместе с тем решающим образом состояние спроса на нефть  фактически определяют всего 10 промышленно  развитых стран, каждая из которых закупает более 50 млн. т. в год.

Список крупнейших покупателей  нефти возглавляют США (21,6% мирового импорта по количеству) и Япония (13,8%). В него также входят шесть  стран Западной Европы (Германия, Италия, Франция, Испания и Великобритания), на долю которых суммарно приходится около 65%, и два представителя  НИС Азии - Республика Корея (4,6) и  Сингапур (3,2%).

Особенно быстро увеличивается  импорт нефти в США. Это связано  с растущим внутренним спросом и  продолжающимся сокращением внутренней добычи нефти. С тем чтобы снизить  зависимость от поставок нефти из арабских стран, в последние годы США увеличивают число стран - экспортеров нефти из других регионов.

В Великобритании с увеличением  собственной добычи, несмотря на существенный рост внутреннего потребления, зависимость  от импорта нефти за последние  пять лет снизилась с 60 до 50%, тогда  как в большинстве других западноевропейских стран, исключая Норвегию, импорт по-прежнему покрывает 95-100% потребления нефти.

По-разному складывается положение в странах Южной  и Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока. Такие крупные покупатели нефти как Япония, Южная Корея  и Сингапур зависят от импорта  на 100%, Индия - на 48-52%, тогда как Малайзия и Китай - всего лишь на 10%. В Южной  Америке зависимость от импорта  у Бразилии достигает 42%, Чили - 90% и  более, в то время как Аргентина, напротив, полностью удовлетворяет  свои потребности за счет внутреннего  производства.

Главная причина возникновения  серьезных сдвигов в мировых  потоках нефти в обозримой  перспективе видится в том, что  основное увеличение спроса ожидается  со стороны стран Азии, а основной прирост добычи - в странах Африки и России. Вместе с тем это приведет к некоторому падению традиционной роли ведущих поставщиков нефти  из стран Персидского залива. Ожидаемое  увеличение в ближайшем будущем  добычи нефти в странах Латинской  Америки и Канаде вызовет рост поставок из этих стран в США, на фоне сокращения импорта нефти в  эту страну с Ближнего Востока. Кроме  того, в самое последнее время  США рассматривают возможности  масштабного импорта нефти из России и стран Африки. Аналогичная  тенденция станет главной и в  Западной Европе.

В складывающихся новых геополитических  условиях странам Ближнего Востока, видимо, придется все большую часть  добываемой нефти поставлять в страны Азии.

Информация о работе Мировой рынок нефти