Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2012 в 09:58, курсовая работа
Цель и задачи курсовой работы. Целью курсовой работы является рассмотреть рынок нефти, выявить основные тенденции его развития и провести определенный анализ отрасли.
В соответствии с целью исследования в курсовой работе определены следующие задачи:
- рассмотреть структуру мирового рынка нефти;
- рассмотреть современное состояние нефтяной отрасли и выявить основных поставщиков;
- провести анализ инфраструктуры, запасов и цен на рынке нефти;
- сделать анализ мирового рынка нефти;
- рассмотреть основные направления совершенствования мирового рынка нефти.
Проблема разработки месторождений комплексная, включая развитие сопутствующей инфраструктуры. Огромные территории Сибири и крайнего северо-востока европейской части, на которых обнаружена большая часть перспективных запасов, практически не освоены. Освоение якутских, камчатских и месторождений других дальних регионов при всей трудности создало бы условия для решения ежегодно возникающей проблемы северного завоза (так как именно топливо составляет его основную часть) и способствовало бы развития других отраслей хозяйства.
Истощение природных ресурсов и в особенности нефти – проблема не только российская.
Как будет выглядеть мир после истощения нефтяных запасов? Жизни миллиардов человек угрожает кризис дефицита пищи, спровоцированный нашей зависимостью от ископаемого топлива, - ведь его запасы иссекаются
повышением цен на нефть,
необходимость отдавать сельскохозяйственные
угодья под выращивание культур,
которые являются сырьем для биотоплива,
климатические изменения и
Единственный способ избежать
всемирного голода – спланированное
и стремительное ограничение
использования ископаемого
Изобилие продовольствия зависит от запасов не возобновляемого ископаемого топлива: они, во-первых, истощаются, и, во-вторых, при сгорании выделяют углекислый газ, вызывающий климатические изменения.
Истощение запасов нефти,
спрос на альтернативный вид топлива
– биологическое, деградация окружающей
среды и экстремальные
Поскольку запасы нефти быстро истощаются, для достижения всего этого потребуются все ресурсы правительств национальных государств.
Объемы транспортировки продовольствия придется сократить, наладить сельскохозяйственное производство в городах и их окрестностях, а потребителям придется жить поближе друг к другу.
Придется сократить
Все эти тревожные тенденции
усугубятся до такой степени, что
потенциал Земли для
2.2.Анализ формирования инфраструктуры нефтяной промышленности
Проблема развития транспортной инфраструктуры ТЭК имеет особое значение. Поэтому в последнее время пристальное внимание уделяется развитию всего комплекса транспортной инфраструктуры и прежде всего инфраструктуры нефтяного комплекса:
Развитие транспортной инфраструктуры
нефтяного комплекса
- появлением новых центров
добычи нефти в Каспийском
регионе и на востоке России
(Восточная Сибирь, Республика Саха
(Якутия), шельф острова Сахалин)
при снижении добычи в
- целесообразностью
- необходимостью увеличения
мощности нефтеналивных
- необходимостью иметь
резерв нефтетранспортных
Нельзя не отметить, что
Россия занимает особое место среди
основных поставщиков нефти с
точки зрения возможных объемов
поставок, транзитного потенциала и
надежности (стабильности) поставок. Кроме
того, можно определенно утверждать,
что в обозримой перспективе
Россия сохранит статус одного из основных
поставщиков углеводородного
Вместе с тем в настоящее
время существует ряд структурных
ограничений имеющейся
- исторически сложившаяся
замкнутость транспортной
- практическое отсутствие
возможности увеличения
- ограниченные возможности
наращивания экспорта через
- отсутствие транспортных
систем для экспорта нефти
на наиболее перспективные
Соответственно для
Строительство трубопроводной
системы «Восточная Сибирь - Тихий
океан» (мощностью до 80 млн. т в
год) обеспечит формирование в Восточной
Сибири и Республике Саха (Якутия) новых
центров добычи нефти и выход
России на энергетический рынок АТР,
создание оптимальной транспортной
инфраструктуры, отвечающей требованиям
рационального пользования
Наиболее приемлемым для России является проект строительства нефтепровода Бургас -Александру полис. Тариф на транспортировку нефти по маршруту этого нефтепровода, проходящего по территории Болгарии и Греции, будет сопоставим с величиной тарифа на доставку нефти танкерами через Босфор и Дарданеллы.
Кроме того, для оптимизации загрузки созданных нефтетранспортных мощностей и соответствующего повышения их операционной эффективности России экономически целесообразно увеличение транзитных поставок нефти из Казахстана и Азербайджана.
Для оптимизации экспортных
поставок нефтепродуктов с крупнейших
нефтеперерабатывающих заводов
предусматривается
Инфраструктура на мировом рынке нефти с каждым годом набирает свои обороты и еще есть направления, в которых она может еще развиваться и развиваться. Можно сказать, что эпоха нефтяной инфраструктуры только начинается.[Бинатов Ю.Г., Пельменева А.А., Ушвицкий Л.И. Формирование и развитие локального рынка нефти и нефтепродуктов.]
2.3. Анализ ценообразования на мировом рынке нефти
По каналам международной
торговли в начале 21 века проходит около
половины добываемой в мире нефти. На
ее долю приходится более 20% суммарной
стоимости экспорта всех развивающихся
государств. При этом для ряда крупнейших
мировых поставщиков нефти ее
удельный вес в экспорте был всегда
весьма существенным и составлял, например,
в Нигерии 95-96%, Анголе - 91%, Иране и
Омане - 88-90%, ОАЭ - 78%, Саудовской Аравии
- 73%, Ливии - 77%, Венесуэле - 65%, Мексике -
33%, Индонезии - 24%. Характерно, что для
вышеперечисленных
Даже для такой экономически
мощной промышленной державы, как Великобритания,
вывоз нефти в последнее
В 2010-2012гг. ежегодно от 76 до 81%
нефти поступает на мировой рынок
из развивающихся стран Азии, Африки
и Латинской Америки (включая
Мексику), 10-15% - из промышленно развитых
стран и 9% - из России и других стран
СНГ. В 1990 г. на долю СССР приходилось 11,6%
мирового экспорта этого товара, однако
последующие перестроечные
Еще около 14% нефти поступает на рынок из стран Африки (Нигерия - 5,5, Ливия - 4%), 12% - из стран Латинской Америки (Мексика - около 5, Венесуэла - более 5%). Среди промышленно развитых государств ведущими экспортерами выступают Норвегия (7%), Великобритания (около 3,5%) и Канада (около 3%). [Воронина Н. Мировой рынок нефти: тенденции развития и особенности ценообразования]
В последние годы доля России и стран бывшего СССР в мировом экспорте нефти снова начала расти. Это происходит в основном за счет того, что при низких ценах на нефть страны ОПЕК целенаправленно снижали добычу нефти, и освобождающееся место на рынке вновь занимали нефтяные компании России. Именно таким образом доля стран - членов ОПЕК на нефтяном рынке Европы снизилась с 4-42%. Ирак уже более 10 лет работает по программе «Нефть в обмен на продовольствие». Эта программа осуществляется под надзором ООН и устанавливает максимально допустимый уровень иракских поставок нефти (сейчас - около 100 млн. т. в год). После завершения операции США в Ираке, вероятно, данная программа будет прекращена, и возможно увеличение экспорта нефти из Ирака более чем в 1,5 раза Концепция программы социально-экономического развития России на 2008-2013 гг.
Нефть покупают более 118 государств и территорий, из которых 70 стран импортируют более 1 млн. т. в год каждая. При этом лишь 30 государств выступают сравнительно крупными покупателями нефти, ввозя ежегодно свыше 10 млн. т. в год каждая. Вместе с тем решающим образом состояние спроса на нефть фактически определяют всего 10 промышленно развитых стран, каждая из которых закупает более 50 млн. т. в год.
Список крупнейших покупателей нефти возглавляют США (21,6% мирового импорта по количеству) и Япония (13,8%). В него также входят шесть стран Западной Европы (Германия, Италия, Франция, Испания и Великобритания), на долю которых суммарно приходится около 65%, и два представителя НИС Азии - Республика Корея (4,6) и Сингапур (3,2%).
Особенно быстро увеличивается импорт нефти в США. Это связано с растущим внутренним спросом и продолжающимся сокращением внутренней добычи нефти. С тем чтобы снизить зависимость от поставок нефти из арабских стран, в последние годы США увеличивают число стран - экспортеров нефти из других регионов.
В Великобритании с увеличением собственной добычи, несмотря на существенный рост внутреннего потребления, зависимость от импорта нефти за последние пять лет снизилась с 60 до 50%, тогда как в большинстве других западноевропейских стран, исключая Норвегию, импорт по-прежнему покрывает 95-100% потребления нефти.
По-разному складывается положение в странах Южной и Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока. Такие крупные покупатели нефти как Япония, Южная Корея и Сингапур зависят от импорта на 100%, Индия - на 48-52%, тогда как Малайзия и Китай - всего лишь на 10%. В Южной Америке зависимость от импорта у Бразилии достигает 42%, Чили - 90% и более, в то время как Аргентина, напротив, полностью удовлетворяет свои потребности за счет внутреннего производства.
Главная причина возникновения серьезных сдвигов в мировых потоках нефти в обозримой перспективе видится в том, что основное увеличение спроса ожидается со стороны стран Азии, а основной прирост добычи - в странах Африки и России. Вместе с тем это приведет к некоторому падению традиционной роли ведущих поставщиков нефти из стран Персидского залива. Ожидаемое увеличение в ближайшем будущем добычи нефти в странах Латинской Америки и Канаде вызовет рост поставок из этих стран в США, на фоне сокращения импорта нефти в эту страну с Ближнего Востока. Кроме того, в самое последнее время США рассматривают возможности масштабного импорта нефти из России и стран Африки. Аналогичная тенденция станет главной и в Западной Европе.
В складывающихся новых геополитических условиях странам Ближнего Востока, видимо, придется все большую часть добываемой нефти поставлять в страны Азии.