Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 20:07, курсовая работа
Мировой рынок ссудного капитала (МРСК) представляет собой систему отношений по аккумуляции и перераспределению ссудного капитала между странами мирового хозяйства, независимо от уровня их социально-экономического развития. С институциональной точки зрения МРСК – это совокупность кредитно-финансовых учреждений, через которые совершается рыночное движение ссудного капитала между странами в зависимости от спроса и предложения на него.
Международный рынок ссудных капиталов, осуществляя международный оборот ссудного капитала, способствует непрерывности кругооборота промышленного и торгового капиталов различных стран.
Введение 3
ГЛАВА 1. Мировой рынок ссудных капиталов 4
1.1. Понятие МРСК 4
1.2. Структура и участники МРСК 5
1.3. Особенности МРСК 6
ГЛАВА 2. Сегменты МРСК 10
2.1. Мировой кредитный рынок 10
2.1.1. Рынок евровалют. 12
2.1.2. Рынок еврокредитов. 15
2.2. Мировой финансовый рынок 16
2.2.1. Мировой рынок облигаций 17
2.2.2. Мировые рынки необлигационных ценных бумаг 20
2.3. Еврорынок как звено МРСК 22
ГЛАВА 3. Институциональные единицы МРСК 24
3.1. Международные организации-участники МРСК 26
3.2. Транснациональные компании и банки 29
3.3. Вненациональные финансовые центры 32
ГЛАВА 4. Тенденции и проблемы развития МРСК 34
4.1. Интернационализация рынков капитала 34
4.2. Проблемы контролируемости МРСК 36
4.3. Место России в МРСК 38
Заключение 45
Список используемой литературы 46
Приложение 47
Таблица 4.3. Приток частного капитала в Россию с 1992 по 1999 гг., млрд. долл.5
1992 |
1993 |
1994 |
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 | |
Чистые прямые зарубежные инвестиции |
0.7 |
0.9 |
0.6 |
2.0 |
2.5 |
6.2 |
2.8 |
2.7 |
Чистые портфельные инвестиции |
0.0 |
5.0 |
16.3 |
10.3 |
17.6 |
18.4 |
3.9 |
–1.1 |
Ссуды банков и прочие поступления |
0.0 |
0.0 |
–16.2 |
4.0 |
–20.1 |
–23.2 |
–20.1 |
–17.8 |
Итого приток частного капитала |
0.7 |
5.9 |
0.6 |
16.4 |
–0.1 |
1.4 |
–13.4 |
–16.2 |
В последнее время правительство России предпринимает необходимые шаги в направлении совершенствования законодательства, касающегося иностранных инвесторов. Определенное значение в стимулировании иностранных инвесторов будут иметь принятые решения о распространении режима налогообложения прибыли малых предприятий на предприятия с иностранными инвестициями, реализующие проекты в материальном производстве; об освобождении от НДС и спецналога технологического оборудования, импортируемого предприятиями с иностранным участием в рамках развития собственного производства; об освобождении от НДС и спецналога валютных кредитов, предоставляемых российским юридическим лицам зарубежными банками и материнскими компаниями СП; об отмене с 1 января 1996 г. налога на сверхнормативное превышение расходов на оплату труда; об отмене ограничений на количество текущих счетов российских юридических лиц; о выведении суммы курсовых операций из налогооблагаемой прибыли для предприятий, не специализирующихся на операциях на валютном рынке.
Положительный эффект может дать принятие уже подготовленных законопроектов: о свободных экономических зонах, о концессиях, а также новой редакции закона об иностранных инвестициях.
Еще более важно, что многие факторы, препятствующие притоку в Россию иностранного капитала, нельзя устранить в короткий период времени никакими – даже самыми преференциальными для иностранных инвесторов – законодательными акциями. Среди главных факторов низкой конкурентоспособности России как получателя иностранного капитала – полное, с точки зрения инвесторов, отсутствие элементарного хозяйственного порядка в экономике на микроуровне, т.е. в отношениях между предприятиями и властями, между предприятиями и властями и т.д. Поэтому на кардинальное улучшение инвестиционного климата в ближайший год - два рассчитывать нельзя.
Кроме того, часто преувеличивается объем свободных инвестиционных ресурсов в мире.
Свыше 3/4 прямых капиталовложений осуществляется за счет реинвестиций, и поэтому они довольно жестко связаны со структурой географического распределения уже накопленных инвестиций. Величина же инвестиций, относительно "не связанных" с определенным регионом приложения капитала, не превышает 50–70 млрд. долларов в год, что еще более повышает накал конкурентной борьбы за их распределение.
Краткосрочные перспективы иностранных вложений в акции приватизированных российских предприятий также невысоки. Это объясняется тем, что еще предстоит создать соответствующую нормативно-правовую базу, работающую структуру цивилизованного фондового рынка, депозитарно-клириноговые компании, специализированные компании-регистраторы, автоматизированную систему внебиржевой торговли ценными бумагами, фондовые биржи, работающие по правилам и пользующиеся доверием приватизированных предприятий. Лишь после решения этих вопросов можно будет стимулировать покупку акций приватизированных предприятий, в том числе путем конверсии российского внешнего долга.
В ближайшие один – два года было бы целесообразно (наряду с привлечением прямых инвестиций и вложений в акции приватизированных предприятий) активизировать работу по размещению за рубежом облигационных займов. Значение этого рынка можно проиллюстрировать на структуре иностранных инвестиций в развивающиеся страны в 1995 г. Прямые инвестиции туда за прошлый год оцениваются в 90 млрд. долларов. Однако собственно приток ресурсов (поставки инвестиционного оборудования, валютные поступления) в развивающиеся страны можно оценить не более чем в 8–10 млрд. долларов. Это примерно столько же, сколько составили портфельные вложения за 1995 г. в акции предприятий развивающихся стран, и в 6 раз меньше, чем было привлечено из-за рубежа предприятиями и различными государственными структурами указанных стран в форме облигационных займов. Объем последних только за 1995 г. составил 55 млрд. долларов.
Естественно, что такие займы могут быть реализованы лишь под какие-то эффективные проекты. Причем для того, чтобы завоевать доверие иностранных инвесторов необходимо выполнить целый ряд условий: надежный западный посредник, менеджмент проекта ведущей западной инженерно-строительной фирмой, соответствующая реклама и т.д. Под сырьевые проекты (а в мировой практике крупные проекты в добывающих отраслях, как правило, финансируются международными займами) необходимо будет решить вопрос собственности на разрабатываемое сырье, о праве собственника еще перед получением займа заключать соглашения о будущих поставках на экспорт. Без этого заем не сможет быть размещен. К сожалению, вступивший в силу закон о разделе продукции такой правовой базы не обеспечивает.
Подводя итоги можно сделать вывод, что быстрорастущий мировой рынок ссудных капиталов стал важным фактором международных экономических отношений.
Международная миграция капитала объективно ведет к укреплению внешнеэкономических и политических связей стран в мировом хозяйстве, к росту их взаимосвязи и взаимозависимости, а также к увеличению экономического и технического потенциала стран, к росту благосостояния отдельных национальных экономик и мирового хозяйства в целом.
К сожалению, международные рынки нестабильны, и эта нестабильность может еще больше возрасти в ближайшем будущем, если не будут приняты насущные меры по усилению контроля за рынками. Когда финансовые рынки страны полностью открыты и подвержены капризам международных финансовых центров, это способно вызвать такую нестабильность, которую страна, зависящая от иностранного капитала, выдержать не в состоянии.
Главная проблема заключается здесь в том, что произошла глобализация мировой экономики и хозяйства, но усиления мирового сообщества до тех же масштабов не произошло. Такие международные организации, как ООН, оказались неспособны подняться до уровня интернационального правительства, а финансовые организации (МВФ) сами подвергаются жесткой критике.
Роль объединяющего лидера на международной арене могли бы взять США, но они прекрасно себя чувствуют, действую по принципу "разделяй и властвуй".
Поэтому, следя за событиями у нас в стране, невольно начинаешь думать, что Россия находится на поворотном моменте своего пути, когда так дорого время. Очевидно, что без инвестиций, которые должны прийти с мирового рынка ссудных капиталов, нам придется очень сложно. Но до сих пор не создано необходимой для этого инфраструктуры, категория свободы, в том числе и экономической, отходит на задний план.
Нам сейчас нужны кредиты, – но только для того, чтобы выплатить уже существующие долги. В то же время, по самым скромным оценкам, сбережения населения России, не положенные даже в банк, равны 40 млрд. долларов. Если прибавить к этому как минимум 20 млрд. долларов, которые ежегодно утекают за ее пределы, то выплата государственного долга и процентов по нему не являлась бы неразрешимой проблемой.
Ясно, что население России не особенно
верит в перспективы
Таблица 2.5. Непогашенная задолженность и чистый международный выпуск долговых ценных бумаг в валюте выпуска (1993 – первый квартал 2000 г.), млрд. долл.6
Непогашенная задолженность | ||||||||
Валюта |
1993 |
1994 |
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
Американский доллар |
832.2 |
896.6 |
964.9 |
1,224.1 |
1,555.6 |
1,966.0 |
2,512.2 |
2,634.3 |
Японская йена |
268.0 |
385.7 |
446.4 |
478.4 |
461.5 |
484.6 |
536.8 |
531.6 |
Немецкая марка |
192.0 |
242.5 |
311.5 |
338.1 |
337.9 |
436.8 |
-- |
-- |
Французский франк |
91.6 |
129.7 |
146.2 |
165.2 |
177.7 |
219.3 |
-- |
-- |
Итальянская лира |
37.4 |
55.8 |
66.0 |
92.3 |
112.1 |
137.2 |
-- |
-- |
Фунт стерлингов |
153.4 |
176.5 |
184.3 |
234.6 |
280.2 |
339.7 |
418.2 |
430.3 |
Канадский доллар |
81.4 |
83.4 |
83.6 |
76.9 |
67.7 |
56.0 |
57.3 |
57.1 |
Испанская песета |
10.6 |
10.7 |
13.2 |
18.4 |
21.3 |
23.6 |
-- |
-- |
Голландский гульден |
44.9 |
65.4 |
83.1 |
93.2 |
93.3 |
120.6 |
-- |
-- |
Шведская крона |
3.5 |
5.0 |
5.3 |
5.2 |
4.5 |
7.6 |
7.9 |
8.5 |
Швейцарский франк |
148.8 |
160.6 |
187.6 |
162.1 |
148.2 |
162.6 |
142.8 |
137.6 |
Бельгийский франк |
2.2 |
2.3 |
4.2 |
13.1 |
12.9 |
9.9 |
-- |
-- |
ЭКЮ/Евро |
92.6 |
90.9 |
90.4 |
74.3 |
65.2 |
158.8 |
1,561.2 |
1,650.4 |
Другие |
66.1 |
86.1 |
118.8 |
152.5 |
157.2 |
175.0 |
129.1 |
130.2 |
Всего |
2,024.7 |
2,391.2 |
2,705.5 |
3,128.4 |
3,495.3 |
4,297.7 |
5,365.5 |
5,580.0 |
Таблица 2.5. (продолжение)
Чистый выпуск | ||||||||
Валюта |
1993 |
1994 |
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
Американский доллар |
31.5 |
64.4 |
68.4 |
258.9 |
331.6 |
410.4 |
546.2 |
122.1 |
Японская йена |
33.8 |
85.4 |
79.8 |
84.7 |
33.1 |
–26.8 |
–5.8 |
–1.2 |
Немецкая марка |
31.2 |
27.3 |
49.7 |
51.9 |
44.6 |
71.3 |
-- |
-- |
Французский франк |
34.5 |
26.4 |
4.4 |
28.9 |
33.9 |
29.3 |
-- |
-- |
Итальянская лира |
13.0 |
17.1 |
8.6 |
23.9 |
32.2 |
17.2 |
-- |
-- |
Фунт стерлингов |
31.7 |
14.7 |
9.3 |
31.6 |
51.1 |
57.6 |
87.8 |
16.9 |
Канадский доллар |
20.5 |
6.9 |
–2.2 |
–6.4 |
–6.3 |
–7.6 |
–2.0 |
0.1 |
Испанская песета |
3.5 |
–0.7 |
1.4 |
6.3 |
5.6 |
1.0 |
-- |
-- |
Голландский гульден |
7.9 |
14.5 |
12.7 |
17.0 |
12.7 |
19.7 |
-- |
-- |
Шведская крона |
0.6 |
1.2 |
–0.1 |
0.0 |
–0.1 |
3.3 |
0.6 |
0.7 |
Швейцарский франк |
–2.3 |
–6.4 |
4.0 |
0.8 |
–2.9 |
6.0 |
2.0 |
0.0 |
Бельгийский франк |
–0.4 |
–0.3 |
1.9 |
9.3 |
1.7 |
–4.1 |
-- |
-- |
ЭКЮ/Евро |
-- |
–10.1 |
–6.7 |
–12.4 |
–1.3 |
87.0 |
576.0 |
121.4 |
Другие |
–8.0 |
11.5 |
29.4 |
36.0 |
27.0 |
17.2 |
20.3 |
6.1 |
Всего |
197.5 |
251.9 |
260.6 |
530.5 |
562.9 |
681.5 |
1,225.1 |
266.1 |
Таблица 4.1. Финансовая помощь МВФ России
Финансовый год |
Виды кредитов |
Сумма, млрд. долл. |
Сроки использования |
Использование страновой квоты, % |
Условия |
1992 |
0,492 |
5 лет с отсрочкой от оплаты в течение 3 лет и 3 месяцев |
16,7 |
Удержание дефицита госбюджета в определенных рамках и контроль за приростом денежной массы | |
1993 |
Первый транш |
0,753 |
10 лет с отсрочкой погашения в течение 4,5 лет |
25 |
То же, но в существенно смягченном по сравнению с предыдущим кредитом варианте |
1994 |
Второй транш |
0,753 |
10 лет с отсрочкой погашения в течение 4,5 лет |
25 |
То же, плюс либерализация ВЭД, включая ликвидацию нетарифных мер регулирования экспорта |
1995 |
2,954 |
5 лет, с отсрочкой погашения на 3 года и 3 месяца на каждый отдельный транш |
100 |
Ликвидация | |
1996–1998 |
10,2 |
10 лет с отсрочкой погашения в течение 4,5 лет на каждый транш |
То же, плюс отмена количественных ограничений на импорт алкоголя, а также от предоставления льгот по уплате импортных пошлин на материалы, обеспечивающие деятельность СМИ. |