Мировой финансовый кризис 2008-2010

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 14:15, доклад

Краткое описание

Мировой финансовый кризис (иногда называют «великая рецессия») — финансово-экономический кризис, проявившийся в сентябре — октябре 2008 года в виде значительного ухудшения основных экономических показателей в большинстве развитых стран, и последовавшая в конце того же года глобальная рецессия.
Предшественником финансового кризиса 2008 года послужил ипотечный кризис в США, первые признаки которого проявились в 2006 году в форме снижения числа продаж домов, а к весне 2007 года переросли в кризис высокорисковых ипотечных кредитов. Довольно быстро проблемы с кредитованием ощутили и надёжные заёмщики. Летом 2007 года кризис из ипотечного начал перерастать в финансовый и затрагивать не только США. Начались банкротства крупных банков, спасение банков со стороны национальных правительств. Особо выделяют банкротство Lehman Brothers 15 сентября 2008 года. Котировки на фондовых рынках резко снизились в течение 2008 года и в начале 2009 года. Для компаний существенно сократились возможности получения капиталов при размещении ценных бумаг. В 2008 году кризис приобрёл мировой характер и начал проявляться в повсеместном снижении объёмов производства, снижении спроса и цен на сырьё, росте безработицы.

Вложенные файлы: 1 файл

мировой финансовый кризис.docx

— 36.90 Кб (Скачать файл)

Мировой финансовый кризис 2008-2010

Мировой финансовый кризис (иногда называют «великая рецессия») — финансово-экономический кризис, проявившийся в сентябре — октябре 2008 года в виде значительного ухудшения основных экономических показателей в большинстве развитых стран, и последовавшая в конце того же года глобальная рецессия.

Предшественником финансового  кризиса 2008 года послужил ипотечный  кризис в США, первые признаки которого проявились в 2006 году в форме снижения числа продаж домов, а к весне 2007 года переросли в кризис высокорисковых ипотечных кредитов. Довольно быстро проблемы с кредитованием ощутили и надёжные заёмщики. Летом 2007 года кризис из ипотечного начал перерастать в финансовый и затрагивать не только США. Начались банкротства крупных банков, спасение банков со стороны национальных правительств. Особо выделяют банкротство Lehman Brothers 15 сентября 2008 года. Котировки на фондовых рынках резко снизились в течение 2008 года и в начале 2009 года. Для компаний существенно сократились возможности получения капиталов при размещении ценных бумаг. В 2008 году кризис приобрёл мировой характер и начал проявляться в повсеместном снижении объёмов производства, снижении спроса и цен на сырьё, росте безработицы.

Истоки и причины

  • Цены на нефть
  • Возникновение кризиса связывают со следующими факторами:
  • общей цикличностью экономического развития;
  • дисбалансами международной торговли и движения капиталов.
  • перегревом кредитного рынка и особенно проявившегося его следствием ипотечного кризиса;
  • кредитной экспансией, развернутой в 1980-х — начале 2000-х годов.

А также:

  • высокими ценами на сырьевые товары (в том числе на нефть);
  • перегревом фондового рынка.

последствия кризиса можно разделить на две большие группы:

  1. Первая группа — это текущие последствия. Они являются оперативной реакцией на кризис. Их анализ позволяет оценить состояние экономики и общества в краткосрочной перспективе. Наиболее ощутимыми из таких последствий являются безработица, инфляция, темпы падения экономических показателей
  2. Вторая группа последствий — это те изменения, которые ожидают нас в долгосрочной перспективе. На данной стадии оценка таких последствий мирового финансового кризиса относится скорее к области прогнозов. Но именно от того, в какой мере кризис отразится на мировой экономике, как изменит ее содержание будет зависеть все ее будущее.

Кроме того, что финансовый кризис в США вызвал серьезные трудности  внутри страны, он повлиял на всю  мировую экономику и вызвал мировой финансовый кризис. Из-за кризиса по миру прокатилась волна обвалов фондовых бирж. С ноября 2007 года индекс S&P 500 упал на 30%, MSCI World (индекс развитых стран) на 32,3 %, MSCI (Emerging Markets (индекс развивающихся рынков) на 40,5 %.

Посмотрев на эти цифры, можно сделать  вывод, что мировые фондовые рынки  в целом пострадали больше, чем  сами США. Очевидная причина этому  то, что мировая экономика основывается на долларе, как мировом эквиваленте  торговли, а когда проблемы в США, тогда возникают проблемы у всего  мира.

 

Антикризисные программы  ведущих мировых держав

Антикризисная программа США

Блок 1. Помощь нуждающимся

  • Увеличение продолжительности выплаты пособий по безработице.
  • Финансирование программ переподготовки и повышения квалификации безработных.
  • Увеличение финансирования программ медицинского страхования.
  • Увеличение объемов продовольственной помощи нуждающимся.
  • Увеличение помощи некоторым категориям домовладельцев, выплачивающим ипотечные кредиты, а также строительство жилья для бездомных.

Блок 2. Инфраструктурные проекты

  • Строительство новых и ремонт старых дорог; гранты на развитие общественного транспорта; реновацию железных дорог; обновление аэропортов.
  • Ремонт и инновация зданий школ и ВУЗов; модернизацию более 75% зданий, находящихся в федеральной собственности; помощь домовладельцам в проведении аналогичных работ - квинтэссенцией плана является повышение экономичности при использовании энергии.
  • Оснащение учебных заведений современным оборудованием и лабораториями.
  • Ремонт и обновление водопроводов, систем очистки воды, канализации, очистных сооружений, дамб и пр.
  • Значительные инвестиции в производство энергии из альтернативных источников. По плану производство «зеленой» энергии должно быть удвоено в течение трех лет.
  • Тотальная компьютеризация всей медицинской системы США: подразумевается создание общенациональной медицинской базы данных. Проект предполагается реализовать за пять лет.
  • Распространение «быстрого» Интернета. Этот пункт Программы рассчитан на то, чтобы помочь предприятиям малого бизнеса в США осуществлять операции в глобальном масштабе.
  • Увеличение инвестиций в научные исследования.

Блок 3. Налоги

  • Снижение налогов на бизнес.
  • Снижение налогов на частных лиц. 

Блок 4. Закон и  порядок

  • Увеличение ассигнований на правоохранительные органы. Этот пункт был добавлен потому, что во времена экономических трудностей традиционно увеличивается количество преступлений.
  • Создание особой структуры, которая будет следить за использованием средств, выделяемых в рамках «Плана Американского Восстановления и Реинвестирования».

Канада:

  • Целевая поддержка секторов экономики
  • Программы стимулирования потребительских расходов и частных инвестиций
  • Снижение налоговой нагрузки на бизнес и граждан
  • Инфраструктурные проекты
  • Социальная поддержка населения

ЕС:

  • Приоритет - краткосрочным проектам
  • финансирование проекты в сфере энергетики и высокоскоростного интернета
  • Снижение налогов на бизнес.
  • Снижение налогов на частных лиц. 

Япония:

  • скупка проблемных активов
  • гарантии компаниям по кредитам, предоставленным им банками.
  • стимулирование спроса
  • образование и «детские» программы
  • строительство и ремонт дорог и аэропортов

Китай:

  • поддержка автопрома
  • Наращивание инвестиций
  • Повышение внутреннего спроса и розничных продаж населению
  • Стабилизация экспорта и импорта
  • Обеспечение стабильного развития сельского хозяйства
  • Развитие высокотехнологичных отраслей производства
  • Укрепление социальной сферы
  • Совершенствование системы финансовой поддержки экономического развития страны

 

Антикризисный процесс  в странах с развитой рыночной экономики.

 

Разработка теории и практики антикризисного регулирования получила широкое распространение в промышленно  развитых странах в середине 80-х  годов в связи с обострением  экономического кризиса.

 Западный опыт, имеет  большое значение для России, но необходимо учитывать, что  этот опыт управления в принципиально  иных условиях. Прежде всего, это  то, что данный процесс осуществляется  в условиях сложившейся рыночной  экономики, с действующими законами  конкуренции и относительно стабильной  социально-политической ситуацией.  В этих странах банкротство  рассматривается как положительное  явление, очищающее рынок от  слабых конкурентов, и где государство,  в зависимости от конкретных  условий, начинает применять такие  механизмы и инструменты антикризисного  регулирования, как национализацию  или приватизацию.

 Проводимая приватизация  преследует следующие цели: поиск  более совершенных структур для  предприятий, решение бюджетных  проблем, динамизация национальных финансов, в целях повышения конкурентоспособности предприятия.

 Особенности приватизации  определяются политической обстановкой  и состоянием финансового рынка.  Поэтому приватизация в каждой  стране имеет свои особенности.  Так, характерной чертой приватизации  в Великобритании, по заключениям  специалистов, являются смелость  и постепенность, в ФРГ - осторожность, в Италии - ярко выраженный прагматизм. Даже в скорости проведения  приватизации в развитых странах  имеются существенных различия: от очень быстрой во Франции до медленной в ФРГ.

 В целом развитые  страны Запада рассматривают  приватизацию в качестве долговременной  и устойчивой экономической тенденции.  Характерной чертой западноевропейской  экономики 90-х годов стало создание  смешанной экономики и поиск  путей сотрудничества между государственными  предприятиями различных стран  ЕС, а также с частным капиталом.  Именно смешанные предприятия  в настоящее время признаны  наиболее конкурентоспособными, наиболее  гибкими, в то время как для  большинства государственных предприятий  во всех странах характерна  низкая эффективность в результате  роста издержек на единицу  продукции. Как правило, государственные  предприятия, в этих странах,  рассматриваются как инструмент  экономической и социальной политики, а не как коммерческие предприятия.

 Процедура приватизации, как правило, осуществляется поэтапно: сначала предприятие подвергается  санации, затем оценивается экспертом-оценщиком  и только потом продается частному  капиталу. Такая последовательность  позволяет максимизировать выручку  от приватизации предприятия.

 П. При наличии кризисных  явлений государства осуществляют  процессы регулирования и структурные  сдвиги в экономики своих стран.  Основной предпосылкой структурных  изменений в экономике Запада - низкая инвестиционная активность  и низкая норма прибыли, что  является симптомами снижения  темпов экономического роста.  В таких условиях частные страховые  компании, пенсионные фонды вкладывают  средства, как правило, в различную  недвижимость, предоставление займов под сравнительно высокие проценты на короткие сроки, производят экспортные инвестиции. Поэтому государственная политики, в этих условиях, направлена на образование финансовых групп, состоящих из государственных и полугосударственных банков, страховых и холдинговых компаний (особенно во Франции, Англии, Японии). Целью создания этих групп является обеспечение капитальных вложений в промышленность, которая способна обеспечить рост основных фондов и повышение технического уровня производства.

Если техническая ситуация оценивается как абсорбирующая (сильное  технологическое отставание, низкорентабельное производство и др.), то необходимо расширять международное научно-техническое сотрудничество, отдавая при этом предпочтение освоению передовых технологий и созданию необходимой институциональной и технологической инфраструктуры. Формы и масштабы государственного воздействия на научно-техническое развитие зависят от конкретных условий конкурентоспособности и технологических возможностей страны.

 В странах развитой  рыночной экономики проблемам  государственного регулирования  и их разрешению уделяется  постоянное внимание. В целях совершенствования государственного регулирования в странах Запада и США значительное внимание уделяется следующим направлениям: 1. совершенствование управления, которое рассматривается как организационная и процедурная основа для реформ; 2. управленческое законодательство, являющееся юридической базой для осуществления перестройки структуры госаппарата; 3. совершенствование ведомственного уровня, обеспечивающего перевод общеправительственных курсов и целей в конкретные задания для каждого федерального министерства.

  Усилия государственной  экономической политики в тот  период были направлены прежде всего на создание условий для рыночной конкуренции. В 1947г. были приняты законы о ликвидации избыточной концентрации экономической мощи, о реорганизации фирм, о частных предпринимательских организациях. В последующие годы (1949 - 1950г.г.) продолжалась активная политика государства по демонополизации экономики и лишь после достижения некоторых устойчивых позитивных изменений в этом направлении поэтапно, буквально по месяцам отменяется государственное регулирование цен. Административное установление цен на услуги коммунального хозяйства, связи, электроэнергию, в розничной торговле сохранялось длительный период.

Информация о работе Мировой финансовый кризис 2008-2010