Мировые рынки рабочей силы: проблемы и методы их регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 18:01, контрольная работа

Краткое описание

Массовая миграция населения стала одним из характерных явлений жизни мирового сообщества второй половины XX века. Международная (внешняя) миграция существует в разных формах: трудовой, семейной, рекреационной, туристической и др. В данном докладе будет уделено внимание проблемам международной трудовой миграции, международному рынку рабочей силы.

Содержание

1. Международная миграция рабочей силы, её виды и причины……………..2
2. Международный рынок рабочей силы……………………………………….4
3. Регулирование рынка рабочей силы………………………………………….9
4. Особенности, проблемы и тенденции рынка рабочей силы в России……..14
Заключение……………………………………………………………………….17
Список литературы………………………………………………………………18

Вложенные файлы: 1 файл

мировая экономика.docx

— 47.89 Кб (Скачать файл)

       Другой традиционный центр притяжения рабочей силы - это Западная Европа. По оценке Международной организации труда на нее приходится более четверти иностранной рабочей силы мира. Средний ежегодный прирост иностранной рабочей силы составляет здесь 600 тыс. человек, а вместе с членами семей - не менее 1,3 млн. человек. Лидерство в Европе по масштабам иммиграции удерживают Германия, Франция, Великобритания Воробьева Л.В., Воробьев И.Н. Мировая экономика. Учебно-методический комплекс. - Красноярск: Красноярский филиал ГОУ ВПО «Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ)», 2007. - 119 с. (стр. 79-81)..Важным центром притяжения рабочей силы является Австралия. В стране используется до 200 тыс. иностранных работников. Как и США, Австралия нацелена на ассимиляцию иммигрантов.Если первоначально центром трудовой миграции были в основном страны Западной Европы, то в 70-е годы стремительно сформировался рынок рабочей силы в районе нефтедобывающих стран Ближнего Востока. К началу 90-х годов здесь насчитывалось более 4,5 млн. трудящихся-мигрантов (в то время, как численность местных рабочих составляла 2 млн. человек).Удельный вес иностранной рабочей силы в общей численности рабочей силы весьма значителен. Он составляет в Объединенных Арабских Эмиратах около 97%, в Катаре - 95,6%, в Кувейте - 86,5%, в Саудовской Аравии и Бахрейне - по 40%. Главный экспортер рабочей силы в данном регионе - Египет, здесь также работают эмигрировавшие из Ирака, Ливана, Сирии, Иордании, из Пакистана, Индии, Бангладеш.

        Следует отметить, что падение цен на нефть в середине 80-х годов повлекло за собой сокращение потребности в рабочей силе в данном регионе. По оценкам западных экспертов в странах Персидского залива в начале 90-х годов безработица составляла около 3,7% трудоспособного населения. Видимо этот показатель в данном регионе будет расти, и не только в связи с неблагоприятной конъюнктурой на нефть, но и в связи с таким фактором, как быстрый рост экономически активного населения.Некоторые арабские страны являются одновременно и экспортерами, и импортерами рабочей силы, например, Иордания, Йемен.Традиционно крупнейшим центром, притягивающим мигрантов, являются Соединенные Штаты Америки. По оценкам специалистов в 80- е годы около половины прироста населения США приходилось на иммигрантов. В настоящее время там насчитывается около 3 миллионов легальных иностранных рабочих.

         Однако следует отметить, что иммиграция в эту страну традиционно носит ассимилированный характер, то есть основная часть въезжающих в страну мигрантов стремится остаться в ней. Таким образом, здесь в основном имеет место переселенческая миграция.

3. Регулирование  рынка рабочей силы

       Как правило, существует два вида регулирования рынка рабочей силы - регулирование импорта и регулирование экспорта рабочей силы.

Регулирование импорта рабочей  силы преследует две основные цели.

1. Защита национального рынка труда от стихийного потока трудящихся-мигрантов, так как он обостряет проблему занятости.

2. Обеспечение рационального использования иностранных работников, то есть применение их труда именно в тех областях, которые не могут быть обеспечены за счет внутренних трудовых ресурсов.

Положительные последствия 

Отрицательные последствия 

1. Занятость рабочих мест, связанных с непрестижным или  тяжелым трудом, на которые не  претендуют граждане принимающей  страны. Например, в 1995 году трудящиеся-иммигранты  составляли от общей численности  трудовых ресурсов в Швейцарии  19,4%, в Австрии - 10,2%, в Германии - 7,4%, во Франции 6,2%. При отсутствии  иностранных рабочих объемы производства  в этих отраслях были бы  значительно меньше. 

1. Рост нелегальной миграции, особенно за счет работников, у которых истек срок трудового  контракта, но они не ходят  возвращаться на родину, надеясь  опять найти работу в принимающей  стране. 

2. Расширение внутреннего  рынка принимающей страны за  счет спроса на товары и  услуги, предъявляемого иностранными  рабочими. 

2. Рост социальной напряженности  в связи с ростом нелегальной  иммиграции. 

3. Снижение налоговой  нагрузки на государственный  бюджет. Трудовые мигранты не  только не требуют социальных  пособий, но, уплачивая налоги  и другие обязательные взносы, снижают относительную налоговую  нагрузку на коренное население.  

       В настоящее время в странах-импортерах рабочей силы сложилась система мер государственного регулирования иммиграции, которая включает в себя законодательство о юридическом, политическом и профессиональном статусе иммигрантов, национальные службы иммиграции, а также межгосударственные соглашения по вопросам миграции.На международном уровне деятельность национальных иммиграционных служб координируется службой СОПЕМИ (Система постоянного наблюдения за миграцией), созданной странами-членами ОЭСР (Организации экономического и социального развития).В межправительственных соглашениях о найме иностранной рабочей силы оговариваются условия пребывания мигрантов в принимающей стране, соблюдение которых призвано защитить интересы мигрантов. Так, в межправительственных соглашениях о найме иностранной рабочей силы, заключаемых между ФРГ и странами-экспортерами, есть положение о том, что наем и оплата иностранных рабочих осуществляются работодателями на основании тех же пунктов тарифных договоров, что и для немецких рабочих.

       Иммиграционные службы стран контролируют, прежде всего, въезд иммигрантов в страну. Они выдают разрешения на въезд в соответствии с заявками предпринимателей о необходимых им работниках, причем подобное разрешение выдается на определенный срок.

      Первым этапом регулирования миграционных процессов можно считать организацию вербовки иностранных рабочих, которая осуществляется на основе межправительственных соглашений.

 

В основном ограничения принимающих  стран не распространяются на следующие  категории работников:

1. Работники, претендующие  на малооплачиваемую работу, работу  с тяжелыми и вредными условиями  труда, не престижную и малоквалифицированную  работу.

2. Специалисты быстроразвивающихся  и приоритетных сфер экономической  деятельности.

3. Представители редких  профессий (огранщики алмазов,  реставраторы картин и старинных  рукописей, врачи, практикующие  нетрадиционные методы лечения).

       В последние годы многие страны, например, Австрия, Швеция, Финляндия пытаются ужесточить контроль за въездом в них иностранных работников. Так Швеция намерена требовать от иммигранта не только предъявления уже подписанного контракта на работу, но и знание шведского или английского языка, а также подтверждение о найме жилья. Но это не дает ощутимых результатов. Естественно, что достоверных данных о размерах нелегальной иммиграции мало. По оценкам специалистов в последнее десятилетие она возросла. Это можно связать не только с увеличением числа людей, пытающихся "найти счастье" за рубежом, но и с тем, что предприниматель, использующий иностранную рабочую силу, при найме нелегальных иммигрантов получает более управляемых и дешевых работников. Ведь в этом случае не делаются страховые взносы и другие платежи, обязательные при легальном найме.Количество нелегальных иммигрантов пополняется не только за счет людей, нелегально въехавших в страну. Серьезной проблемой для принимающих стран является возвращение иностранных рабочих на родину после истечения срока контракта (т.е. репатриация). Нежелание возвращаться на родину объясняется наличием тех экономических, социальных, психологических проблем, с которыми репатрианты неизбежно столкнутся в своей стране.

В ряде западноевропейских стран принимались программы, направленные на стимулирование репатриации.

       Так, например, во Франции и в Германии вводились материальные выплаты в случае добровольного увольнения иностранных рабочих, а также их возвращения на родину. В 1982 году в ФРГ были введены выплаты турецким и португальским рабочим, которые выплачивались лишь через полгода после их возвращения на родину. Однако эти меры не привели к существенному снижению численности иностранцев.

       Аналогичные меры пыталось принять правительство Нидерландов. Был разработан проект закона о материально помощи репатриантам и об ограничении сроков пребывания иностранных рабочих в стране. Однако эти предложения официальных кругов вызвали негативную реакцию со стороны предпринимателей, т.к. в случае принятия подобного закона они лишались дешевых, нетребовательных работников. Предприниматели заявили, что введут премию за то, чтобы иностранцы оставались в стране.

Государственное регулирование  экспорта рабочей силы преследует следующие  цели.

1. Защита прав и интересов  трудящихся-эмигрантов в принимающих  странах, противодействие их дискриминации  в стране временного пребывания.

2. Возмещение потерь от  выезда национальной рабочей  силы за пределы страны.

Эмиграционная политика основывается на следующих принципах:

1. Гарантия возможности  возвращения мигрантов на родину.

2. Обеспечение поступления  в страну и эффективного использования  валютных переводов трудящихся-мигрантов.

3. Содействие смягчению  "внутренней" безработицы благодаря  выезду тех контингентов трудящихся, которые не пользуются спросом  на этом рынке.

4. Ограничение выезда  занятых в тех секторах экономики,  потребности которых в рабочей  силе не удовлетворены.

5. Оздоровление внутреннего  рынка труда благодаря приему  репатриантов, которые за время  пребывания за рубежом повысили  свой квалификационный уровень.

       Нормативно-правовая база, обеспечивающая регулирование трудовой эмиграции, основывается на соответствующих статьях Конституции страны, национальном эмиграционном законодательстве, а также включает в себя двусторонние и многосторонние международные соглашения. Кроме того, некоторые страны принимают специальные эмиграционные программы; в этой сфере действуют также нормативные акты, входящие в общую систему административного, таможенного, налогового, инвестиционного, банковского и других законодательств.

       Ответственность за нарушение эмиграционного законодательства возлагается как на самого эмигранта, так и на посредников. Лица, незаконно эмигрировавшие, или не выполняющие условий контракта, после возвращения на родину подвергаются определенным санкциям в виде штрафа или даже тюремного заключения (как, например, в Турции) Фирма-посредник при ненадлежащем выполнении своих обязанностей может быть лишена лицензии, а также на нее могут быть наложены финансовые взыскания.Экспорт рабочей силы, особенно малоквалифицированной, имеет целый ряд позитивных последствий для стран-доноров. При отъезде безработных уровень безработицы в стране снижается, следовательно, снижается социальная напряженность, облегчаются финансовые обязательства государства по выплате пособий по безработице.

Страна-донор имеет четыре прямых источника валютных поступлений  от экспорта рабочей силы:

1. налоги с прибыли  фирм-посредников;

2. непосредственные переводы  эмигрантов на родину для поддержки  семей и родственников;

3. личное инвестирование  мигрантов в экономику своей  родины (привоз на родину современных  средств производства и предметов длительного пользования, покупка земли, недвижимости, ценных бумаг);

4. капиталы от стран-импортеров  рабочей силы, выделяемые в рамках  программ, направленных на стимулирование  экономического роста стран-экспортеров.

      Необходимо отметить, что доходы от экспорта рабочей силы вполне сравнимы с доходами от товарной торговли.Для основных мировых экспортеров рабочей силы денежные переводы эмигрантов являются весьма значительным источником поступления валюты в страну и составляют значительную часть платежного баланса страны, в котором имеется специальная статья "денежные переводы работников из-за рубежа". Так, валютные переводы эмигрантов составляют в Египте, Пакистане, Португалии порядка 12-13% ВВП, а в Ливане - 64% ВВП. В некоторых случаях дефицит торгового баланса страны превращается в избыток платежного баланса, благодаря валютным поступлениям от эмигрантов.Кроме того, возвращаясь на родину, эмигранты, по оценкам специалистов, привозят с собой сбережений еще на такую же сумму, что они перевели в страну.

       Следовательно, чтобы оценить реальные поступления, общую сумму переводов можно удвоить. Расчеты показывают, что валютная эффективность экспорта рабочей силы как минимум в 5 раз превышает валютную эффективность товарного экспорта. Многие государства, такие как бывшая Югославия, Египет, Пакистан, Индия и др. создали у себя экспортную специализацию по трудовым услугам, которая является прочным источником валютных доходов.Еще одним положительным моментом для стран-экспортеров является то, что по возвращении эмигрантов на родину они, нередко обладают достаточно высокой квалификацией и могут быть организаторами трудового процесса, передавать приобретенные за границей профессиональные навыки другим. Таким образом, страна получает как бы "обогащенные" трудовые ресурсы. Необходимо лишь создать возвращающимся благоприятные экономические и социальные условия для реализации их потенциала. Таким образом, выгоду от экспорта рабочей силы получает не только государственный бюджет страны, но и вся экономика в целом.

4. Особенности, проблемы и тенденции рынка рабочей силы в России

      Россия является в настоящее время как страной-донором, так и страной-реципиентом. Немало российских граждан выезжает в развитые страны с целью заработка. Причем не всегда речь идет о работе по специальности. В связи с высоким уровнем безработицы люди нередко соглашаются выполнять низко квалифицированную работу, так как получают за это, по их мнению, относительно высокую заработную плату http://www.market-pages.ru/mirec/33.html.В то же время, в Россию устремился поток трудовых мигрантов из республик ближнего зарубежья, так как уровень жизни в РФ относительно выше, чем уровень жизни на Украине, В Беларуси и других республиках СНГ.Характерной чертой участия России в процессах международной трудовой миграции является слабая роль государства в регулировании данных процессов. В результате этого большое число иностранных работников используются на нелегальных условиях.

Информация о работе Мировые рынки рабочей силы: проблемы и методы их регулирования