Мировые экономические кризисы: причины и последствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 23:30, курсовая работа

Краткое описание

Как известно, современное общество стремится к постоянному улучшению уровня и условий жизни, которые может обеспечить только устойчивый экономический рост

Содержание

Введение
Глава 1. Экономические кризисы
Определение экономического кризиса. Классификация
История и хронология возникновения мировых экономических кризисов
Длинные волны и технологические уклады
Глава 2. Современный мировой экономический кризис
Единая мера стоимости
Современный мировой экономический кризис
Структурные кризисы и структурная перестройка в экономике
Глава 3. Пути решения современного экономического кризиса
Антициклические мероприятия экономической политики государства
Глава 4. Экономический кризис в России в 90-х г.г.
Пути выхода из него
Причины возникновения кризиса 90-х г.г.
Возможности выхода
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА.doc

— 190.00 Кб (Скачать файл)

Преимущество  метода антициклического регулирования  в том, что его можно применять  очень оперативно, не принимая соответствующего закона. Важно лишь точно определить время повышения или снижения процентной ставки. 

С целью расширения совокупного спроса в фазах кризиса  и депрессии государство проводит политику "дешевых денег", снижает  ставки налогов на прибыль, заработную плату, предоставляет льготы при условии ускоренного списания стоимости основных фондов, что является средством стимулирования инвестиций в негосударственный сектор экономики. Во время кризиса правительство увеличивает объем прямых капиталовложений в государственный сектор, прежде всего, в отрасли экономической и социальной инфраструктуры (сферу транспорта и транспортного строительства, электро- газо- и водоснабжения, жилищное строительство, атомную энергетику и др.) Так, в США из почти 43 тыс. миль межштатной системы скоростных автомагистралей ежегодно становятся непригодными около 2 тыс. миль, которые необходимо ремонтировать за счет государственного бюджета. В 1948--1949 гг., чтобы уменьшить глубину экономического кризиса, государство увеличило объем инвестиций вдвое (в сравнении с 1946 г.). Однако в последующий период объем государственных капиталовложений во многих развитых странах мира постепенно сокращался. Так, их часть в ВНП за период 1970-1985 гг. снизилась, %: в ФРГ -- с 6,1 до 3,9, во Франции -- с 4,2 до 3,0, в Великобритании -- с 5,0 до 2,4, в странах ЕС-с 5,0 до 4,0. 

В фазе подъема  государство увеличивает налоги, процентные ставки, отменяет налоговые  льготы, уменьшает объемы прямых капиталовложений, что тормозит процесс чрезмерного "перегрева" экономики, ослабляет противоречие между производством и потреблением, сглаживает резкие колебания при переходе от одной фазы промышленного цикла к другой. При этом между принятием мер в области кредитно-денежной политики и получением определенного результата проходит длительный промежуток времени. По оценке западных ученых, этот временный лаг в условиях циклического спада составляет от 5 до 20 месяцев, а в период подъема -- 10--24 месяца. С наибольшим опозданием действуют методы налогового регулирования, что в значительной мере обусловлено продолжительностью законотворческого процесса, поэтому исключительно важно иметь четкий экономический прогноз механизма протекания экономического цикла. 

Антициклическое и антикризисное регулирование  осуществляется экономическими, правовыми и административными методами. 

Антициклическое регулирование со стороны олигополии осуществляется посредством выработки  ими согласованной политики, выполнения государственных программ и др. В  то же время их действия нередко противоречат политике государства в этой сфере. Наднациональные органы в странах ЕС проводят в значительной мере унифицированную промышленную, структурную, налоговую, амортизационную и другие формы политики, что является важным фактором антициклического регулирования, синхронизации экономического цикла. 

Антициклическое регулирование в современных  условиях также обусловливают значительные различия между современными экономическими кризисами (в послевоенный период) и  кризисами XIX в. Суть различий состоит в следующем: 1) современные кризисы менее глубоки, но происходят чаще; 2) в отличие от кризисов в прошлом, когда имело место перепроизводство товаров, современные кризисы характеризуются перепроизводством основного капитала (в форме простоя значительной части производственных мощностей); 3) если во время кризисов в прошлом происходило резкое снижение цен, в современных условиях оно, как правило, отсутствует; 4) современные экологические циклы характеризуются менее продолжительным периодом прохождения фаз собственно кризиса и депрессии, и соответствующим увеличением фаз оживления и подъема; 5) в отличие от стихийного характера кризисов в прошлом, современные экономические кризисы, механизм их протекания все больше поддаются регулированию; 6) в современных условиях наблюдается синхронизация экономического цикла, прежде всего, финансовых кризисов. Свидетельством последнего является финансовый кризис в Японии и Южной Корее, разразившийся в конце 1997 г. С целью его локализации, недопущения его разрастания МВФ и Мировой банк предоставили Южной Корее беспрецедентный за всю историю своего существования кредит в сумме 47 млрд дол. 

 Глава 4. Экономический  кризис в России в 90 г.г. Пути  выхода их него 

Причины возникновения  кризиса 90-х годов 

На Западе преобладают  циклические кризисы. У нас же протекает, по всей видимости, нерегулярный кризис (нет признаков цикличности, за многие последние десятилетия не было аналогичных явлений). 

Главная необычность  кризиса в России состоит в  том, что в индустриально развитой стране имеет место не перепроизводство товаров и услуг, а их огромная нехватка. Чем это объясняется? 

Первая причина  заключается в том, что в СССР государство полностью монополизировало экономику и базировало ее на постоянном дефиците средств производства для  гражданских отраслей хозяйства и предметов потребления. 

Другой причиной кризиса стала глубокая деформация структуры народного хозяйства. Мы знаем, что такая деформация - следствие преобладающего роста I и III подразделений, слабого развития II подразделения и сферы услуг. 

Отрицательную роль сыграла ориентация на преимущественно  экстенсивное развитие народного хозяйства. Предпосылки кризиса недопроизводства возникли еще в 70-х годах, когда  экстенсивный путь расширенного воспроизводства  стал исчерпывать свои возможности, что сказалось на снижении темпов увеличения национального дохода. Если среднегодовые темпы прироста национального дохода в нашей стране в 1966-1970 гг. составили 7,8 %, то в 1971-1975 гг. - 5,7, в 1976-1980 гг. - 4,3, в 1981-1985 гг. - 3,2 и в 1986-1990 гг. - 1,3 процента. 

Особенно значительным было падение производства в топливных  и сырьевых отраслях промышленности. Здесь и в ряде других отраслей добывающей и перерабатывающей промышленности сказалась ограниченность природных  ресурсов, возрастающие трудности их добычи, а также тяжелые экологические последствия нерационального использования естественных ресурсов. В результате снижение уровня добычи и переработки исходных средств производства в первом подразделении отразилось на экономическом росте в целом. 

Кризис недопроизводства во многом обусловлен застойным состоянием сельского хозяйства, продукция  которого служит исходной основой более 2/3 фонда текущего потребления в  составе национального дохода. В  течение 70-80-х годов производство зерна, хлопка-сырца, сахарной свеклы, картофеля и овощей находилось примерно на уровне простого воспроизводства. По оценкам специалистов, неудовлетворенный спрос населения на продукты питания достиг 1/3 объема их производства. 

Третьей причиной кризиса недопроизводства явилась глубоко ошибочная экономическая политика, которая проводилась во 2 пол. 80-х годов и нач. 90-х . 

Эта политика была направлена на усиление материального  стимулирования работников и расширение социальных выплат населению. Она полностью  противоречила реальному состоянию экономики, поскольку производство товаров для населения быстро падало. В 1986-1990 гг. рост денежной массы в обществе в 6 раз обгонял увеличение ВНП. Это привело к серьезному нарушению закона денежного обращения. Пришли в движение своеобразные "ножницы", лезвия которых - производство и покупательный спрос - все более удалялись друг от друга. Только в 1990 г., когда объем национального дохода уменьшился на 4 %, денежные доходы граждан, напротив, возросли на 17 %. В результате налицо было обострение кризиса недопроизводства, который переплелся с глубоким структурным кризисом.(боря 348-350) 

Н. Шмелев в своей  статье "Кризис внутри кризиса" пишет, что он убежден, что причины наших  бед лежат отнюдь не в экономике. "Они кроются прежде всего в морали, психологии, общем взгляде на жизнь нашей политической и деловой элиты". Отвечая на вопрос, что же фактически привело нынешнюю Россию на грань катастрофы, он пишет, что все началось с ничем неоправданной и вовсе необязательной конфискации сбережений в 1992 г., подорвавшей раз и навсегда доверие и населения, и предприятий к только что возникшему российскому государству и правительству реформаторов. Конечно все помнят про "денежный навес", полностью разрушивший к концу 1991 г. российский потребительский рынок. Ни при каких обстоятельствах нельзя было допускать такого "шока", который мгновенно превратил большинство российского населения из сторонников в противников реформ, что со всей очевидностью и доказали парламентские выборы 1993 и 1995 гг. 

Но этого оказалось мало. Все последующие действия правительства реформаторов лишь углубляли пропасть между народом и новой властью. 

"ваучерная  афера" и фактически бесплатная  раздача в ходе приватизации  огромной государственной собственности  между "своими" -- номенклатурой и несколькими удачливыми выскочками. 

Режим "экспортных квот", позволявший нашим "скоробогатеям", используя колоссальную разницу  между внутренними и мировыми ценами, в мгновение ока превращаться в долларовых миллионеров да при  том еще и оставлять основную часть своей "добычи" за границей; 

Таможенные льготы разного рода "ветеранским", "спортивным" и "церковным" организациям, особенно на спиртное, табак, многие виды продовольствия, автомобили; 

"прокрутка"  огромных и фактически бесплатных  бюджетных денег через уполномоченные банки, дополненная впоследствии продажей им краткосрочных государственных облигаций под невиданный в мире процент. 

Самый черный, безнаказанный  криминал вроде финансовых "пирамид", подпольного производства и контрабанды  спиртного, расхищения и продажи военного имущества, коррупции, рэкета, торговли наркотиками и проч. 

Одновременно  вопреки всем и теоретическим, и  практическим резонам проводилась  политика чрезмерного сужения денежной массы, создания искусственного денежного "голода", лишившее подавляющее большинство предприятий всяких средств к существованию как текущих, так и инвестиционных. В любой здоровой экономике количество денег в обращении составляет ныне порядка 70-100 % к ВВП, в России - всего 12-15 %. В результате, совершив после 1991 г. полный круг, мы вернулись фактически в столь привычное для нас состояние безденежной, натуральной экономики: только около 30 % экономического кругооборота сегодня обслуживается нормальными деньгами, 70 % -- это бартер и разного рода денежные суррогаты. Отсюда и всеобщие неплатежи: бюджет годами не платит предприятиям за выполненные государственные заказы, не выплачивает пенсии, зарплату работникам бюджетной сферы. Предприятия не платят налоги в бюджет, друг другу, банкам, своим работникам, не делают отчислений в Пенсионный фонд и т.д. Образовался "заколдованный круг", и виновник его - бюджет, ибо, как известно, рубль, вовремя не выплаченный из государственной казны, порождает до 6 рублей неплатежей по всей цепи экономических отношений. 

Неплатежи государства  по своим обязательствам во всем мире считаются либо банкротством, либо преступлением, в нашей стране - "антиинфляционная политика". 

Но этого мало. В своем "антиинфляционном" рвении наше правительство и Центробанк вместо регулируемой эмиссии решили использовать принцип финансовой "пирамиды", обеспечив по выпускам разного рода краткосрочных государственных ценных бумаг (займов) фантастический уровень прибыли Центробанку, Сбербанку и другим участникам этого спекулятивного рынка - от 50 иногда до 200 и более процентов годовых. Результат - все свободные деньги ушли из реальной экономики на рынок ГКО, ибо кто же будет работать из нормальных 5-10 % годовой прибыли. Вместе с тем очень скоро свою несостоятельность доказала и близорукая примитивно-фискальная налоговая политика правительства реформаторов. Она не просто довершила развал огромной части реальной российской экономики, а вытолкнула более 40 % ее в теневую, т.е. полностью неналоговую сферу. 

Россия уникальная страна: у населения сегодня по карманам и под матрацами рассовано, по разным оценкам, порядка 40-60 млрд. долл., а в организованную банковскую систему на валютные вклады оно вложило от силы 2-3 млрд. долл. Причина одна: полное, абсолютное недоверие людей и к государству, и к банкам, хотя некоторые из них в последние годы выплачивали по частным вкладам исключительно высокие проценты. 

Есть еще одна серьезнейшая, по существу трагическая  проблема - продолжающееся бегство  отечественного капитала из страны. По разным оценкам, из России за 90-е годы эмигрировало порядка 300-400 млрд. долл., что более чем в 1,5-2 раза превышает нашу задолженность внешнему миру, а с учетом до сих пор не выплаченных многих внешних долгов - в 3 раза. Не мир сегодня финансирует нашу страну, а ослабевшая, находящаяся в глубоком кризисе Россия продолжает финансировать мир. Кто виноват в этом хроническом кровоиспускании - долгий разговор, но уж, во всяком случае, не США, не Германия, не МВФ, и даже не Дж. Сорос. Сами мы и виноваты, и прежде всего виновато правительство реформаторов, не сумевшее (а может быть и не хотевшее) поставить действительный заслон перед подобной утечкой как по нелегальным, так и по официальным каналам. 

Еще одна тяжелейшая стратегическая ошибка - запуск в страну доллара и установление с самого начала нереального, неоправданно высокого курса рубля по отношению к нему. Конечно, каждая экономика нуждается в каком-то устойчивом "якоре". Но вместо того, чтобы использовать в этих целях наш же собственный опыт 20-х годов и выпустить параллельную, стабильную и полностью конвертируемую национальную валюту с твердым курсом ("червонец"), мы пригласили на эту роль чужую, никак не подконтрольную нам валюту, превратив, таким образом, доллар в истинного хозяина российской экономики. 

Информация о работе Мировые экономические кризисы: причины и последствия