Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 15:37, курсовая работа
Современный рынок — это один из главных элементов сложной системы хозяйствования, в которой тесно взаимодействуют рыночный механизм и многочисленные, прежде всего государственные, регулирующие институты. Он включает также состояние общественного сознания (культура, правосознание, идеология).
Введение
1. Понятие и сущность рынка
2. Структура и функции рынка
3. Модели современного рынка
Заключение
Список используемой литературы
В условиях чистой конкуренции существует очень большое число фирм, производящих стандартизированный продукт (например, пшеницу или кукурузу). Новые фирмы могут легко войти в отрасль. На другом полюсе—чистая монополия, под которой подразумевается рынок, где одна фирма является единственным продавцом продукта или услуги (местная электрическая компания). Проникновение в отрасль дополнительных фирм заблокировано, так что фирма представляет собой всю отрасль. Поскольку существует только один продукт, очевидно, что отсутствует дифференциация продукции.
Свободная конкуренция - это рыночная ситуация, которая характеризуется большим количеством рыночных агентов (как продавцов, так и покупателей), выпуском однородного продукта, полным знанием рыночных цен и объемов выпуска продукции, высокой мобильностью ресурсов. При свободной конкуренции рынок состоит из множества продавцов и покупателей какого-либо схожего товарного продукта. Ни один отдельный покупатель или продавец не оказывает большого влияния на уровень текущих рыночных цен товара. Продавец не в состоянии запросить цену выше рыночной, поскольку покупатели могут свободно приобрести любое необходимое им количество товара по этой рыночной цене. Не будут продавцы запрашивать цену и ниже рыночной, поскольку могут продать все, что нужно по существующей рыночной цене.
Выпуск однородного продукта. При свободной конкуренции продукция одной фирмы не отличается от продукции, произведённой другими фирмами на рынке. Это важное условие, которое обеспечивает индифферентность покупателя относительно продавца, пока остается одинаковая цена. Но следует помнить, что продукт может быть оценен не только по его физическими товарными характеристиками.
Полное знание рыночных цен
и объемов продукции.
При совершенной конкуренции необходимо,
чтобы потребители, фирмы-производители
и собственники ресурсов имели полное
представление про соответствующие экологические
и технологические условия. Потребители
должны располагать всей ценовой информацией.
Фирмы-производители также должны иметь
доступ к любой ценовой или технологической
информации. Собственники ресурсов должны
знать все о возможностях своих ресурсов.
Итак, все имеют равную возможность принимать
участие в процессе купли-продажи, производства
и сбыта.
Свободная конкуренция
требует того, чтобы все ресурсы
были полностью мобильными. Другими
словами, каждая ресурсная
Неценовая конкуренция и контроль над
ценой отсутствуют.
Монополистическая конкуренция характеризуется сравнительно большим числом продавцов, которые производят дифференцированные продукты (женскую одежду, мебель, книги). Дифференциация является основой для создания благоприятных условий для продажи и обновления продукции. Вхождение в отрасль с монополистической конкуренцией довольно простое.
Монополистическая конкуренция-это такая рыночная ситуация, при которой относительно большое число небольших производителей предлагают подобную, но не идентичную продукцию.
Для рынка с монополистической конкуренцией справедливо следующее:
Товар каждой фирмы,
которая торгует на рынке,
Продукт каждого продавца имеет исключительные
качества или характеристики, которые
объясняют тот факт, что некоторые покупатели
предоставляют преимущества товара определенного
продавца. Например, покупатели будут
готовы заплатить высокую цену за туфли,
выработанные конкретным продавцом, если
они считают, что эти туфли более удобные.
Дифференциация товара означает, что предмет,
который продается на рынке, не является
стандартизированным. Дифференциация
может осуществляться через настоящие
качественные отличия между продуктами
или через отличия, которые происходят
из-за отличий в рекламе, престиже торговой
марки и т.п.
На рынке существует относительно
большое число продавцов, каждый
из которых удовлетворяет
Продавцы на рынке не обращают
внимания на реакцию своих соперников,
когда выбирают, какую установить
цену на свои товары, или когда выбирают
ориентир относительно объема продажи.
Эта особенность - следствие все-таки относительно
большого числа продавцов на рынке с монополистической
конкуренцией.
На рынке есть условия
для свободного входа и выхода.
При монополистической конкуренции легко
основать новую фирму или покинуть рынок.
Выгодная конъюнктура на рынке с монополистической
конкуренцией притягивает новых продавцов.
Однако вход на рынок не настолько легкий,
как при совершенной конкуренции, так
как новые продавцы часто ощущают трудность
со своими новыми для покупателей торговыми
марками и услугами. Контроль над ценой
незначительный.
Чистая монополия - это рыночная ситуация, при которой на рынке существует только один продавец и нет близкого заменителя продукта, который он производит.
Характерные черты - уникальность продукта, владение основными видами сырья. Одна фирма может полностью контролировать снабжение основного вида сырья, которое необходимо для производства продукта.
Низкие средние затраты.
Фирма может стать
Патентные права. Фирма может иметь монополию на товар, владея патентом на определенный продукт или технологический процесс, который используется во время производства продукта. Но патенты обеспечивают монопольные позиции только на ограниченное число лет.
Особые привилегии (лицензии).
Фирма может стать монополистом
вследствие государственного разрешения
(лицензии), которое выдается специальным
правительственным органом. Фирме
предоставляется право
Наконец, олигополия отличается небольшим числом продавцов, и эта "немногочисленность" означает, что решения об определении цен и объемов производства являются взаимозависимыми. Каждая фирма испытывает на себе влияние решений, принимаемых ее конкурентами, и должна учитывать эти решения в своем собственном поведении в области ценообразования и определения объема производства.
При олигополии, когда число фирм незначительно, а объем их продукции достаточно велик, они могут сговориться и установить цену, которая будет значительно выше предельных издержек фирм. Поэтому, в отличие от единственного продавца-монополиста, олигополист, ориентируясь на свою кривую спроса, вынужден согласовать свои действия по установлению цен с другими олигополистами.
Олигополия- это рыночная
структура, которая характеризуется
очень небольшим количеством
продавцов, взаимозависимых между
собой, а появление новых продавцов
затрудненная или невозможная.
Олигополистические характеризуются:
Всего несколько фирм поставляют
весь рынок.
Продукт, который они поставляют, может
быть как однородным или стандартизированной
(алюминий, цинк, медь, сталь, цемент, технический
спирт и т.п.), так и дифференцированным
(автомобили, сигареты, бытовые электроприборы,
пиво, стиральные средства, ковры и т.п.).
Фирмы при олигополии отдают
себе отчет о своей
Наличие определённых
барьеров для входа на рынок(
Олигополистические рынки можно классифицировать
по разным критериями. Если фирмы вырабатывают
однородный продукт (цемент, медь и т.п.),
то отраслевой рынок называют чисто олигополистическим;
если же они изготовляют дифференцированный
продукт (автомобили, сигареты и т.п.), то
отраслевой рынок называют дифференцированно
олигополистическим. Для олигополии
характерна неценовая конкуренция, особенно
при дифференциации продукта.
Заключение
Итак, рынок—это могущественное средство,
движущая сила научно-технического совершенствования
производства, ускорения его роста
и развития. Рынок является индикатором
общественно необходимых
Рассмотренные мною рыночные
модели можно поделить на две группы:
реальные и идеальные. К реальным
моделям можно отнести
К идеальным рыночным моделям реально существующие рынки могут только приближаться. Так же тяжело найти рынки чистой монополии. Даже у фирм, которые занимают монопольно-доминирующее положение на рынке, почти всегда есть один-два мелких конкурента. Кроме того, очень редко какая-нибудь продукция уникальная настолько, что вообще не имеет заменителя. Следовательно, идеальных рыночных моделей в мире не существует.
Список используемой литературы:
1. Архипов А.И., Большаков А.К. Экономика. М., 1998 г.
2. Булатов А.С. Экономика. М., 2001г.
3.Гальчинский А.С., Ищенко П.С., Палкин Ю.И. Основы экономических знаний. М., 2002г.
4.Зубко Н.М. Экономическая теория. Минск., 1999г.
5. Майкл Э. Портер. Стратегия конкуренции. СПб., 1998г.
6. Радаев В.В. Экономика переходного периода. М., 1998г.
7. Рузавин Г.И. Основы рыночной экономики. М.,1999г.