Модернизация экономики КНР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 11:26, контрольная работа

Краткое описание

Экономические реформы в КНР являются частью общей программы модернизации. План модернизации, или как он назывался «Четырех модернизаций» (превратить Китай в мощное социалистическое государство с современным сельским хозяйством, современной промышленностью, современной обороной и современной наукой и техникой), выдвинутый при Мао Цзэдуне и премьере Чжоу Эньлае в 1975 г., формировался и приобретал свои очертания постепенно на протяжении 80-х и 90-х годов 20-го века. Направление развития Китая с 1949 г. не изменилось, система управления государством также сохранилась, остались и прежние цели развития. Однако экономические результаты тридцатилетия председательства Мао вряд ли можно сравнить по успехам с тридцатилетием реформ и открытости.

Вложенные файлы: 1 файл

laperdina_modernization.doc

— 310.50 Кб (Скачать файл)

Вступление в ВТО – один из показателей присутствия страны в мировой системе наравне со стремлением лидировать в региональном сотрудничестве и с усилением роли в глобальных экономических процессах. Правительство Китая неоднократно заявляло о необходимости перехода от обеспечения мирного окружения к активному формированию внешних условий, естественно, мирным путем.

Реформы в Китае, бесспорно, относятся  к градуалистским преобразованиям. Постепенность реформ и гибкость правительства к изменению обстоятельств  в значительной степени обусловили положительные результаты.

 

Факторы успеха экономических  преобразований

 Наиважнейшим условием успешности  проведения реформ стал выбор руководителем страны команды людей, которые на начальном этапе лояльно отнеслись к спонтанным преобразованиям в деревне, а в последующий период тщательно прорабатывали применимость теоретически возможных  моделей роста, а также практически реализованных в других странах, создавали планы дальнейшего развития. К сожалению, деятельность многих из них закончилась после выступлений 1989 г. на площади Тяньаньмэнь, однако стиль работы был унаследован следующими поколениями руководителей страны. Отслеживание внутренней и международной ситуации, гибкость и оперативность в принятии решений, жесткость в отстаивании интересов развития как внутри страны, так и в мире в настоящее время имеют первостепенное значение для настоящего и дальнейшего стабильного развития Китая.

Спонтанное планирование в начале реформ и отсутствие четких количественных целей экономического роста в  процессе продвижения по пути преобразований уступили место развитой системе продуманного планирования. Оно реализуется через принятие долгосрочной стратегии развития. Так, на сегодняшний день в КНР существует стратегия развития до 2050 г. с индикативными показателями социально-экономического развития для каждого этапа от года «пятилетки» до десятилетия «шага модернизации».

Ни одно преобразование невозможно без первоначального капитала. Правительство  сумело получить и реализовать средства для инвестиций. Хотя к началу реформ Китай подошел в бедственном состоянии, у него не было значительного внешнего долга, «благодаря» закрытости страны и политике опоры на собственные силы, существовала определенная промышленная база и огромное население, в 1978 г. примерно 44% ВВП создано в промышленности, население было более 960 млн человек, из них занятых – менее половины.

Многие специалисты указывают  на создание роста в Китае в  основном за счет мощного вливания инвестиций. В период реформ прирост  инвестиций обеспечил около 60% темпов прироста ВВП, труд – 5%, остальные факторы – около 35%11. Рост Китая в период реформ был инвестиционным, осуществлялся за счет  расширенного привлечения капитала при снижении эффективности его использования. Важную роль в наращивании экономической мощи сыграли природные ресурсы. Увеличение численности рабочей силы не стало важным фактором роста, но производительность труда повысилась. Роль научно-технической составляющей, при включении в нее показателей развития человеческого капитала, использования зарубежных технологий и опыта управления, возросла. В целом экстенсивные факторы имели значительный вес в темпах прироста валового продукта.

Государство, создав благоприятные  условия для роста сбережения граждан, и без того склонных к накоплению и в согласии с традиционными представлениями, и по привитой коммунистами привычке экономить, копить и жить скромно, получило в свое распоряжение средства. Норма сбережений на протяжении периода реформ, по различным расчетам, превышала 35% ВВП12. Этот капитал, естественно, не всегда используется максимально эффективно и целесообразно рационально, но появилась схема работы, сформировались доверительные отношения между государством и населением. Сейчас произошло много изменений в финансовой сфере страны, население стало более грамотным в этой области. Кроме того, эта сфера – наиболее сложная для контроля и регулирования, и здесь, вероятно, лежат наибольшие риски, угрожающие дальнейшему стабильному развитию страны.

Что касается основной массы населения, при определенной свободе, предоставленной государством, природном трудолюбии и предпринимательских способностях, которые приходится развивать в условиях сильнейшей конкуренции, и при желании работать части населения удалось выйти из нищеты, части – скопить некоторый капитал, части – обогатиться. Отдельную роль в успехе реформ можно отвести институту посредничества, традиционно развитому и приветствуемому в Китае, оно способствует и распространению информации, и налаживает связь между различными участниками народнохозяйственной деятельности.

Важной отличительной  чертой рыночных преобразований в Китае  называют отсутствие широкомасштабной приватизации13. Фактически постепенная приватизация была проведена и продолжается до сих пор. Мелкие и средние предприятия проданы, превращены в управляемые персоналом акционерные компании, многие крупные и сверхкрупные государственные предприятия акционированы, реструктуризированы, слиты с другими. В настоящее время частный сектор производит большую часть продукции. В 2005 г. около 70% ВВП было произведено вне государственного сектора14. Активность частного сектора создала конкурентные условия для государственных предприятий. Правительство Китая, начав проводить приватизацию в 1980-х годах, притормозило процесс в начале 1990-х годов, но впоследствии значительная часть предприятий была фактически приватизирована. Возможно, термин «приватизация» не вполне описывает процессы, происходившие в государственном секторе, так как до сих пор в Китае делается акцент на перераспределении полномочий по управлению активами предприятий государственного сектора, нежели на абсолютном установлении прав собственности на государственное имущество. В процессе перераспределения обязанностей по управлению активами некоторые из них были переведены в собственность околономенклатурных кругов. Однако этот негативный процесс, в целом, способствовал становлению частного сектора.

В начале периода  у населения не было возможностей осуществления крупных инвестиций. Большинство государственных предприятий  по-прежнему находились на полном попечении  государства. В этой ситуации правительство принимает решение об открытии Китая внешнему миру. Огромные средства были вложены в создание благоприятного инвестиционного климата, выстроены свободные экономические зоны. Капитал, в первую очередь, поступил от хуацяо (китайских мигрантов за границей) из большого Китая, от хуацяо с Запада. В настоящее время весомую часть иностранных инвестиций приносят контакты с большим Китаем. Те, кто ранее по разным причинам покинул Китай, забрав свое или государственное имущество (как это было при перемещении Гоминьдана на Тайвань), после открытия Китая начали размещать свой капитал в КНР. Поощрение правительством притока иностранного капитала стимулировало внутренних инвесторов открывать свое дело в стране, а не вывозить капитал за границу. Естественно, существовали валютные ограничения, жесткий контроль за перемещениями средств, также препятствовавшие оттоку средств из страны.  Интересно, что после распада СССР бывшие республики не устремились со своими капиталами в Россию, которая во многом способствовала становлению их экономик, внутренние потенциальные инвесторы не сразу обратились к внутреннему рынку. В случае с Китаем огромную роль сыграл фактор национальной культуры и менталитета. 

Вместе с иностранным  капиталом у Китая появился зарубежный опыт ведения бизнеса, производства, который был с энтузиазмом заимствован и применен. В основе китайской традиционной системы обучения, элементы которой и в настоящее время активно используются, лежат запоминание, копирование,  имитация, воспроизведение, поэтому проблем с обработкой иностранного опыта не возникло.

Страна значительно  повысила уровень технической оснащенности. Развитию технической сферы в  Китае в рамках политики модернизации уделяется важнейшее значение. По данным Национального научного фонда США, индикатор технической конкурентоспособности Китая в 1995 г. был 180 единиц, в 2005 г. вырос до 270 единиц (0 – наименьший показатель, оценивается по национальной политике в области НИОКР, состоянию социальных и экономических институтов, развитию научно-технических институтов, производственным мощностям на основе экспертных обследований и статистических данных)15. Разработанные и изготовленные Китаем пилотируемые космические корабли успешно совершили полеты. В 2007 г. на НИОКР выделено 366 млрд юаней, что составило 1,49% ВВП страны. Цель китайского правительства – к 2050 г. довести долю расходов на НИОКР, по меньшей мере, до 3% ВВП. При этом вклад науки и техники в экономическое развитие должен составить 60-70%. В настоящее время технический прогресс, включая развитие человеческого капитала, привлечение иностранных технологий дают до 30% экономического роста.

В связи с усилением  Китая на мировом рынке можно  упомянуть концепцию «идти вовне», включенность в международные организации, активное экономическое сотрудничество не только с развитыми странами, но и со странами третьего мира. Новые меры по ограничению деятельности иностранных компаний в Китае, в том числе сокращение ряда льгот для иностранного капитала, принятие единого закона на имущество предприятий, введение экологических стандартов, обязательных для соблюдения всеми компаниями, также относятся к политике защиты интересов развития страны. В Китае эти меры важны в современных условиях постепенного отхода от экспорториентированной стратегии и стимулирования развития внутреннего рынка.

Интересы развития страны, прежде всего, сопряжены с  благоденствием населения.  Рассматривая внутреннее устройство жизни в стране, можно заметить, что в бытовой  сфере постоянно происходят изменения, целью которых является создание удобных условий жизни для населения. Это проявляется и в обеспеченности каждого района необходимой инфраструктурой, и в доступности бытовой информации, не только в плане ее поиска, но и степени разъяснения, и в огромном количестве различных мелких правил, которые, с одной стороны, усложняют жизнь, но с другой стороны, упорядочивают ее. В настоящее время система социального обеспечения недостаточно развита в Китае, в последние годы правительство предпринимает меры по ее усовершенствованию. Численность населения города и деревни, охваченного различными видами социального страхования, ежегодно увеличивается.

Надо отметить в целом скоординированную работу властей разного уровня. Возможно, это следствие не только жесткого контроля и давления конкуренции, но и традиционных представлений о субординации.

К важным факторам успеха реформ относится контроль и направляющая роль государства. Дезориентация и свобода огромного по численности населения могут привести к непредсказуемым последствиям не только для Китая, но и для всего мира.

Представляется, что системные  факторы в первую очередь повлияли на экономический рост за счет изменения  модели и приоритетов развития. В  случае Китая, политика реформ – важнейшее  условие роста. До политики реформ и открытости основные силы были направлены на развитие тяжелой промышленности, инвестиции централизованно вкладывались в ключевые отрасли. Индивидуальное предпринимательство ограничивалось. Политический фактор – основополагающий в развитии страны в годы реформ в целом. После начала реформ, благодаря системным факторам изменения политики и перераспределения ресурсов, началось развитие товарных и ресурсных рынков, появилась предпринимательская свобода, улучшились структура инвестирования и условия привлечения иностранного капитала, расширилась внешняя торговля. Все эти условия стимулировали рост экономики, позволили сделать капиталовложения основным фактором роста.

Государство играет лидирующую роль в направлении развития, распределении  ресурсов, осуществлении контроля, планировании социально-экономического развития. Во всех изменениях можно проследить ведущую роль центральных властей. Хотя многие исследователи говорят о важном направлении экономических реформ – децентрализации16, контроль за происходящими изменениями по-прежнему остается достаточно жестким. В настоящее время при усилении рыночных процессов в стране, при растущей интеграции в мировую экономику роль государства в координировании экономических реформ и событий, вероятно, останется решающей.

Модель развития Китая в условиях глобального кризиса

Экономический рост в 2009 г., несмотря на усилия по стимулированию потребления, оставался инвестиционным. Однако при  помощи мер, направленных на расширение потребления, удалось сгладить негативное влияние сужения внешнего спроса. Стремительное сокращение экспорта, замещенное расширением внутреннего рынка, не привело к серьезному замедлению темпов экономического роста. Китай по-прежнему по темпам роста экономики опережает даже самые динамичные развивающиеся страны. В долгосрочном периоде при сохранении настоящих темпов внешнего спроса и достаточно медленного роста внутреннего потребления (население стремится значительную часть средств сберегать) в условиях растущей капиталоемкости экономический рост будет замедляться. В стране пытаются найти новые стимулы для роста, сочетая долгосрочные и краткосрочные программы содействия росту.

Основные четыре направления антикризисной  экономической политики 2009 г. включали меры по поддержанию экономического роста, расширению внутреннего спроса, рационализации структуры производства, улучшению жизни населения17. В 2010 г. в рамках антикризисной политики были созданы рабочие группы, занимающиеся разработкой предупредительных антикризисных мер; согласована политика Центрального банка Китая и финансовая политика Гонконга; установлены более тесные контакты с другими странами в области противодействия кризису; поставлен под контроль фондовый рынок; продолжали проводиться меры по поддержке населения; рост цен поставлен под строгий контроль; сокращены объемы краткосрочных внешних заимствований, досрочно выплачены некоторые внешние долги; разведывательные органы усилили работу в экономической сфере; сокращена покупка американских ГКО, часть средств переброшена на приобретение других активов.

Правительству в результате грамотных  и оперативных действий в 2009 г. удалось  вывести темпы экономического роста  за год, точнее с марта 2009 г., на докризисный  уровень.  Большую роль в экономическом  росте сыграло расширение внутреннего  спроса, замещение внешнего спроса внутренним. Что касается урегулирования структуры производства, в этой области обнародованы планы по развитию десяти регионов и возрождению одиннадцати отраслей, созданию семи новых стратегических отраслей. Большие средства пошли на поддержку образования и культуры, медицинское и социальное обеспечение, создание новых рабочих мест, выделение социального жилья, прямые дотации населению.

Информация о работе Модернизация экономики КНР