Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 16:01, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение теории монетаризма. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) охарактеризовать основное уравнение монетаризма; объяснить причины стабильности скорости обращения денег;
2) раскрыть суть теории адаптивных ожиданий;
3) сформулировать денежное правило и проанализировать его применение в экономике Республики Беларусь.
Введение……………………………………………………………………………4
1 Основное уравнение; стабильность скорости
обращения денег…………………………………………………………………6
2 Теория адаптивных ожиданий………………………………………………….10
3 Денежное правило: практическое применение для экономики
Республики Беларусь……………………………………………………………15
Заключение…………………………………………………………………………24
Список использованных источников……………………………………………..26
Ведь иностранная часть денежной массы Беларуси – одна из самых высоких среди стран бывшего СССР и самая высокая среди стран Восточной Европы. Здесь следует учесть, что в странах Средней Азии, где система банковских услуг развита намного слабее, значительная часть реальной денежной массы находится на руках населения в виде наличной иностранной валюты, не учитываемой финансовой статистикой.
Рис. 3. 3 Доля инвалютной
денежной массы в общем объеме М3
Источник: [4]
В августе учитываемые финансовые активы, принадлежащие физическим лицам (наличность и средства на всех депозитах во всех валютах) увеличились до 12,274 млрд. долл., на 281 млн. долл. В рублевом эквиваленте – на 3,85 трлн. руб. (в т.ч. 1,32 руб.– курсовой рост) до 110,34 трлн. руб. Рост активов произошел во всех сегментах, и в рублевом и в долларовом исчислениях.
Инвалютная часть финансовых активов населения меньше, чем рублевая, что есть результат повышения депозитных процентных ставок и большей стабильности на валютном рынке, чем в июле.
Рис. 3.4 Изменение финансовых активов населения по компонентам за август, +/-%
Источник: [4]
Объем иностранных активов у населения на данный момент – максимальный в истории, 6,927 млрд. долл. В национальной валюте – эквивалентно 5,347 млрд. долл. (абсолютный максимум был в октябре 2008 года – 6,232 млрд. долл.). В сумме - 12,274 млрд. долл. На душу населения – 1297 долл., в т.ч. на всех депозитах физических лиц – 1134 долл./чел. (максимум был в июне этого же года – 1289 долл., на депозитах – 1122 дол./чел.).
Для сравнения, в Украине такая же схема подсчета активов населения дает показатель 1730 долл./чел. (в т.ч. 1132 долл./чел. – депозиты всех видов), в Казахстане – 1969 долл./чел. (в т.ч. на депозитах - 1404 долл./чел.), в Польше (individuals, то есть, без частных предприятий и фермеров) – 5106 долл./чел. (individuals deposits- 4112 долл./чел).
Кроме учитываемых активов существуют также активы населения в ценных бумагах и в наличной иностранной валюте. Очевидно, доля активов населения в наличной инвалюте в Беларуси больше, нежели в иных, более финансово-стабильных странах, однако вряд ли больше в номинальном выражении на душу населения.
В августе незначительно увеличилась доля «горячих денег» - наличности и средств на карточках и так же мало уменьшилась доля депонированных населением собственных денежных средств на срочные вклады. Хотя номинальный объем последних увеличился больше (средств населения на срочных вкладах стало больше на 174 млн. долл., а «горячих денег» - на 107 млн. долл.).
А в национальной части, в М2, начавшееся в конце 2008-го года и продолжавшегося до конца 2011-го, снижение доли средств населения, чутко реагирующего на изменение финансово-экономических условий, оказалось настолько значительным, что до сих пор, несмотря на резкий рост за последний год, прежние значения не восстановились, составив 60,5% (уровень осени 2010 года). Для сравнения, доля средств населения в общей денежной массе в Украине – 76,1%, в Казахстане – 44,0%, в Польше – 66,4%.
В завершение, попробуем применить «денежное правило» количественной теории денег к экономике Беларуси. Согласно этому правилу, для достижения нулевой инфляции предложение денег должно расти с такой же скоростью, как и темп роста реального ВВП. Или, если темп прироста реального ВВП равен или близок к нулю (например, в 2012 г. в Беларуси он составил 1,5%), то согласно денежному правилу, темпы прироста денежной массы должны быть равны темпам прироста инфляции. Однако это правило в 2012 г. по каким-то причинам не сработало. Так, при годовом прогнозе в 25% прирост денежной массы по агрегату М2* составил 57,2%, в то время как прирост ИПЦ составил 21,8%, то есть меньше чем в 2,6 раза.
«Денежное правило» не срабатывало в условиях экономики Беларуси не только в 2012 г., но и на протяжении всего последнего десятилетия (за исключением 2011 г.). Даже, если учесть сравнительно высокие темпы экономического роста, которые наблюдались в Беларуси в период 2002-2012 гг., и сопоставить темпы роста денежной массы с темпами роста номинального ВВП, то есть выполнить проверку уравнения обмена (M*v=P*Y) для Беларуси, то также имеет место невыполнение тождества (рис. 3.5).
Рис. 3.5 Проверка выполнимости уравнения обмена для Беларуси
Источник: [3]
Можно высказать несколько
Во-вторых, в отдельные периоды
времени может возникать
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении сформулируем основные выводы по теории монетаризма.
Монетаризм – направление в экономической науке, ставящее в основу функционирования экономики денежное обращение, а в основу государственной макроэкономической политики – ее денежно-кредитную составляющую. Свои постулаты монетаристы выводят из положения о стабильности скорости обращения денег относительно величины денежной массы и формулируют «денежное правило» оптимальной макроэкономической политики, согласно которому темп прироста денежного предложения должен соответствовать среднегодовому темпу прироста реального объема производства.
Существовавшие макроэкономичес
В долгосрочном периоде четкой взаимосвязи между темпами инфляции и уровнем безработицы не наблюдается. Долгосрочная кривая Филлипса имеет вид вертикальной линии. Для объяснения данного факта используются теории адаптивных и рациональных ожиданий, показывающие, что реакция экономических субъектов на проводимую государством политику может нейтрализовать действие последней.
В условиях стагфляции, т.е. одновременного роста цен и повышения уровня безработицы, макроэкономические мероприятия, воздействующие на совокупный спрос, малоэффективны. Более рациональным является стимулирование совокупного предложения, позволяющие одновременно снизить инфляцию и увеличить реальный объем выпуска.
Согласно «денежному правилу», для достижения нулевой инфляции предложение денег должно расти с такой же скоростью, как и темп роста реального ВВП. Или, если темп прироста реального ВВП равен или близок к нулю (например, в 2012 г. в Беларуси он составил 1,5%), то согласно денежному правилу, темпы прироста денежной массы должны быть равны темпам прироста инфляции.
«Денежное правило» не срабатывало в условиях экономики Беларуси на протяжении всего последнего десятилетия (за исключением 2011 г.). Во-первых, в Беларуси государство напрямую вмешивается в регулирование цен, компенсируя убытки производителям субсидиями из госбюджета. В результате имеет место подавленная инфляция, которая не отражается в индексе потребительских цен. Во-вторых, в отдельные периоды времени может возникать ситуация, когда опережающие темпы роста денежной массы по сравнению с ростом реального ВВП не будут приводить к соответствующему росту инфляции. Это происходит, например, в том случае, если главным фактором роста денежной массы является приток депозитов населения в банковскую систему.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ