Монетаризм как понятие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 18:14, доклад

Краткое описание

Монетаризм - экономическая теория (зародилась в 60-е годы XX века), основанная на определяющей роли денежной массы,находящейся и обращении, а также на осуществлении политики стабилизации экономики, ее функционирования и развития. Монетаризм признан главной школой современного неоконсерватизма.
Основателем и лидером этой теории является М. Фридмен, хотя признание и популярность его теория получила не сразу. Экономический курс под названием рейганомика опирался в основном на взгляды монетаристов.

Вложенные файлы: 1 файл

монетаризм.docx

— 23.29 Кб (Скачать файл)

46. Монетаризм М. Фридмена

Монетаризм - экономическая теория (зародилась в 60-е годы XX века), основанная на определяющей роли денежной массы,находящейся и обращении, а также на осуществлении политики стабилизации экономики, ее функционирования и развития. Монетаризм признан главной школой современного неоконсерватизма.

Основателем и лидером  этой теории является М. Фридмен, хотя признание и популярность его теория получила не сразу. Экономический курс под названием рейганомика опирался в основном на взгляды монетаристов.

Теория монетаризма построена  на количественной теории денег и характеризуется следующими положениями: 
– главный регулятор общественной жизни - денежная эмиссия; 
– количество денег в обращении определяется автономно; 
– скорость обращения денег жестко фиксирована;  
– эмиссия денег стабильна; 
– изменение количества денег оказывает одинаковый и механический эффект на цены всех товаров; 
– исключается возможность воздействия денежной сферы на реальный процесс воспроизводства; 
– поскольку изменения денежной массы сказываются на экономике с опозданием и это может привести к нарушениям, то следует отказаться от краткосрочной денежной политики.

Основные  постулаты монетаризма: 
– существует мгновенное отражение новой информации на кривых спроса и предложения, то есть равновесные цены и объемы производства сразу реагируют быстро на изменение ситуации (появление новой технологии, изменение экономической политики); 
– число государственных регуляторов снижается до минимума (кроме налогового и бюджетного регулирования); 
– рациональный характер поведения экономических субъектов; 
– предоставление полной информации для формирования ожидания состояния экономики субъектами экономических отношений;  
– необходимость совершенной конкуренции, действующей на всех рынках; 
– существует мгновенное отражение новой информации на кривых спроса и предложения, то есть равновесные цены и объемы производства сразу реагируют быстро на изменение ситуации (появление новой технологии, изменение экономической политики).

Позитивный вклад монетаризма в экономическую теорию состоит и глубоком исследовании механизма обратного воздействия денежного мира на товарный мир, денежных инструментов и денежной политики на развитие экономики. Монетаристские концепции служат основой денежно-кредитной политики в качестве направления государственного регулирования.

Милтон  Фридмен (род. 1912 г.) – американский экономист. Родился и Нью-Йорке. Окончил университет Рутгерс (США). В 1933 году получил степень магистра, а в 1940 году выходит его (совместно с С. Кузнецовым) труд "Доходы от независимой частной практики". В 1945 - 1946 годах М. Фридмен преподает экономику в Миннесотском университете. С 1948 г. – в Чикаго. В 1950 году он участвует в реализации «плана Маршалла».

В 1971–1974 годах М. Фридмен был советником американского президента Р. Никсона по экономическим вопросам. В 1976 г. награжден Нобелевской премией.

Основными трудами М. Фридмена являются книги "Теория функции потребления" (1957 г.), "Становление денежной системы в США" (1963 г.), в которых излагаются основные положения теории монетаризма.

М. Фридмен – лидер монетаристского направления - считает, что на динамику ВНП (валового национального продукта) нужно влиять через деньги.

Изменение уровня цен (и величины номинального дохода) является результатом  изменения денежного запаса.

В условиях долгосрочного  равновесия деньги нейтральны, то есть долгосрочная пропорциональность между деньгами и ценами основана на стабильности денежного спроса.

В короткие и средние периоды  времени (5-7 лет) деньги не нейтральны и могут стать причиной реальных изменений в экономике. В силу краткосрочного воздействия на выпуск деньги важны для определения реального уровня занятости и дохода.

М. Фридмен считал, что бюджетная политика не имеет особого значения (достаточно рассматривать только доходную часть бюджета). Решающее значение имеют кредитно-денежная и денежная политики. Но не стоит их детально прорабатывать, так как это может вызвать дестабилизацию.

Антиинфляционная политика — макроэкономи­ческая политика, нацеленная на стабилизацию общего уров­ня цен, смягчение инфляционной остроты.

Антиинфляционная политика осуществляется посред­ством стратегии и тактики, предусматривающих систему мер, связанную с борьбой с инфляционными процессами.

 

Антиинфляционная политика включает в себя два блока:

 

а) регулирование совокупного  спроса;

 

б) регулирование совокупного  предложения.

 

Первое направление отстаивают кейнсианцы, второе — монетаристы. Кейнс исходил из того, что поднять уровень предложения можно посредством создания эффективного спроса, который, в свою очередь, формируется государствен­ным заказом и дешевым кредитом. Эти меры правительства приводят к сокращению спада, уменьшению безработицы.

 

Таким образом, усиление совокупного  предложения, инициированное государственными заказами и дешевым креди­том, вызывает понижение цен и сокращение инфляции.

 

Кейнсианская антиинфляционная политика приводит к углублению дефицита государственного бюджета, который  не должен покрываться дополнительной эмиссией денег. Кейнс предлагает покрыть его посредством государственных займов, которые можно погасить в дальнейшем. Эта по­литика дает положительный эффект по истечении продол­жительного времени.

 

Монетаристское направление  антиинфляционной по­литики возникло позже, когда кейнсианские рецепты борьбы с инфляцией были не только уже достаточно апробированы, но и их недостатки стали очевидными. В частности, в ряде стран существенно возрос государственный долг, и увеличивать его дальше практически было невозможно. В этих условиях появилось новое направление, которое предлагало  более радикальные методы борьбы с инфляцией, — монетаризм, основателем которого был М. Фридмен.

 

Монетаризм исходит из ограничения совокупного спроса, поскольку, согласно его утверждению, усиление совокупного предложения  может обеспечить успех лишь по ис­течении продолжительного периода времени. Сократить совокупный спрос можно путем проведения денежной ре­формы конфискационного типа, что позволит сократить де­нежную массу в стране и уменьшит спрос. Монетаристы предлагают сократить бюджетный дефицит за счет сокра­щения расходов на реализацию социальных программ, ввес­ти дорогой кредит, сократить налоговые ставки.

 

Поскольку предлагаемые ими  меры тяжело переносятся населением, то антиинфляционная политика должна дать эффект за сравнительно короткое время.

 

Поскольку монетаризм исходит  из утверждения, что ин­фляция является чисто денежным феноменом, то предлагают метод шоковой терапии, который позволяет резко сократить темпы роста денежной массы и быстро сбить инфляцию. Однако этот метод сопровождается значительным спадом производства и сокращением занятости.

 

Вариантом шоковой терапии  выступает денежная рефор­ма конфискационного типа посредством обмена старых де­нег на новые в определенном соотношении без изменения номинального уровня доходов и цен.

 

Большинство стран мира в  борьбе с инфляцией не исполь­зовали шоковую терапию, ибо эта политика сопровождалась затяжным спадом, большой безработицей, резким снижени­ем уровня жизни населения.

 

Другим методом монетаристского  направления антиин­фляционной политики является метод постепенного сниже­ния темпов роста денежной массы (метод градуирования). Этот метод предполагает постепенно сбивать темпы роста денежной массы посредством многократного, но незначи­тельного снижения. Однако политика постепенного сниже­ния темпов роста денежной массы нередко порождает так называемую инфляционную инерцию — прошлая инфля­ция порождает будущую, которая вызывается, в частности, индексацией денежных доходов. Индексация — это ме­ханизм, посредством которого заработная плата, цены и кон­тракты могут быть частично или полностью защищены от изменений общего уровня цен.

 

 

Считается, что политика градуирования успешна в том случае, когда рост денежной массы и уровня цен не выше 20-30 % в год. Если их темпы выше сотни или тысячи про­центов в год, то ее использование не приносит успеха.

Выбор метода шоковой терапии  и метода постепенного снижения темпов роста денежной массы зависит  от социаль­но-экономической обстановки в стране. Дилемма шоковая терапия—градуирование вызывает необходимость разра­ботки моделей «оптимальной» антиинфляционной политики.

 

Одним из альтернативных вариантов  монетарным мето­дам борьбы с инфляцией является политика регулирова­ния цен и доходов, предусматривающая согласование между ростом доходов и ростом цен. Этот подход появился в связи с тем, что сокращение инфляции посредством роста безработицы стоит огромных издержек, определяемых так называемым коэффициентом потерь. Он показывает, сколько процентов реального годового объема производ­ства нужно «принести в дар», чтобы сократить уровень инф­ляции на один процентный пункт. Эти потери выражаются в снижении уровня жизни населения, поэтому государство должно оценить величину ожидаемых потерь в связи с высо­кой инфляцией.

 

Политика регулирования  цен и доходов означает, что  пра­вительство или замораживает цены и номинальные доходы (вариант  шоковой терапии), или ограничивает увеличение денежной заработной платы  увеличением средней (по стране) производительности труда, а повышение цен ограничивает повышением затрат на заработную плату (вариант градуирования).

 

Политика регулирования  цен и доходов использовалась на Западе. Она включала в себя следующие  компоненты: ограничение заработной платы и цен; планирование повышения  заработной платы и цен; налоговое  регулирование доходов; усиление рыночного  механизма. Однако эта политика не оправдалась, поэтому большинством стран с  рыноч­ной экономикой не используется.

 

В последние годы инфляция происходит в условиях дефи­цита государственного бюджета, который не только порождает инфляцию, но и обостряет ее. Следовательно, чтобы понизить инфляцию, нужно дефицит устранить, что можно обеспечить или увеличив доходную часть бюджета посредством увеличения налогов, или уменьшив государственные

 

расходы. Многие страны в  этой дилемме выбирают сокра­щение государственных расходов. Ряду развитых стран не­обходимо в первую очередь сократить военные расходы.

 

Выбор конкретных мер по борьбе с инфляцией обуслов­лен характером инфляции, который для каждой страны обла­дает специфическими особенностями и глубиной. В зависи­мости от характера инфляции (монетарный, структурный) определяется и комплекс мер в борьбе с ней. В качестве при­чин инфляции может быть чрезмерный спрос (инфляция спроса) либо опережающий рост заработной платы и цен на материалы и комплектующие (инфляция издержек), низкий курс национальной валюты и др., которые и предопределяют набор мероприятий, нацеленных на сдерживание инфляци­онных процессов.

 

Считается, что для предотвращения высокой инфляции необходимы единые действия правительства и частного сек­тора. Что касается правительства, то оно должно обеспечить в процессе:

 

а)  фискальной политики необходимую  устойчивость го­сударственных расходов и налоговую систему;

 

б)  кредитно-денежной политики — одинаковые темпы увеличения денежной массы и темпы увеличения на­ционального дохода;

 

в)  валютной политики —  предотвращение импорта инф­ляции.

 

Домашние хозяйства и  предприниматели, в свою очередь, должны обеспечить одинаковые темпы увеличения заработ­ной платы и темпы повышения производительности труда.

 

Таким образом, управление инфляцией  является важней­шим вопросом экономической политики государства. Такое управление предполагает разработку и реализацию антиин­фляционной политики, диапазон которой весьма разнообра­зен. Но независимо от методов ее реализации задача может быть решена или методом осуществления стратегии, или методом тактики антиинфляционной политики.


Информация о работе Монетаризм как понятие