Монополии в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 21:59, реферат

Краткое описание

Решающую роль в создании на рынке благоприятной конкурентной среды играют антимонопольное законодательство и деятельность антимонопольных органов, правильное поведение которых способствует стабилизации всей экономики в целом.
Антимонопольная служба Украины еще очень молода, но уже сделаны ее первые шаги к нормализации ситуации по данным проблемам. Намного больше ей еще предстоит сделать, и эти действия должны осуществляться одновременно с усовершенствованием антимонопольного законодательства Украины. В данном направлении нужно обратить особое внимание на более чем вековой опыт антимонопольного законодательства США и на антимонопольную практику других развитых стран.

Содержание

Введение.
Глава І. Монополистические тенденции и монополии в рыночной экономике.
§ 1. Возникновение и сущность монополий.
§ 2. Формы и виды монополий.

Вложенные файлы: 1 файл

Монополии в рыночной экономике.docx

— 51.83 Кб (Скачать файл)

 

- ограничение прав предпринимателей  по приобретению и реализации  товаров;

 

- установление запретов  или ограничений относительно  отдельных предпринимателей или  групп предпринимателей.

 

Недобросовестной конкуренцией признается:

 

- неправомерное использование  товарного знака, фирменного наименования  или маркировки товара, а также  копирование формы, упаковки, внешнего  оформления, имитация, копирование,  прямое воссоздание товара другого  предпринимателя, самовольное использование  его имени;

 

- умышленное распространение  заведомо ложных или неточных  сведений, которые могут нанести  ущерб деловой репутации или  имущественным интересам другого  предпринимателя;

 

- получение, использование,  разглашение коммерческой тайны,  а также конфиденциальной информации  в целях нанесения ущерба деловой  репутации или имуществу другого  предпринимателя.

 

Государственной контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, защита интересов предпринимателей от злоупотребления монопольным положением и недобросовестной конкуренции осуществляется Антимонопольным комитетом Украины в соответствии с его компетенцией.

 

Антимонопольный комитет  Украины образуется Верховным Советом  Украины. В свое деятельности Антимонопольный  комитет Украины подчинен и подотчетен Верховному Совету Украины.

 

Антимонопольный комитет  Украины является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Украины и своим наименованием. В своей деятельности Антимонопольный  комитет Украины руководствуется  настоящим Законом, другими законодательными актами Украины, а также положением об Антимонопольном комитете Украины, утвержденным Верховным Советом  Украины.

 

Сведения, полученные Антимонопольным  комитетом Украины и его территориальными управлениями и являющиеся коммерческой тайной, не подлежат разглашению. Убытки, причиненные разглашением сведений, являющихся коммерческой тайной, подлежат возмещению в полном объеме Антимонопольным  комитетом Украины в судебном порядке за счет государственного бюджета.

 

В целях предотвращения монопольного положения отдельных предпринимателей на рынке Антимонопольный комитет  Украины и его территориальные  управления осуществляют предварительные  действия по государственному контролю за реорганизацией (слиянием и присоединением) предприятий, созданием ассоциаций, концернов, межотраслевых, региональных и других объединений предприятий, превращения органов управления в указанные объединения, а также  за созданием, реорганизацией т ликвидацией  хозяйственных обществ.

 

Предприниматель может приобретать  контрольный пакет акций акционерного общества, занимающего монопольное  положение на рынке, при условии  уведомления в месячный срок Антимонопольного комитета Украины. Такие же правила  применяются и а тех случаях, если предприниматель доли (паи) в  другом хозяйственном обществе, которое  занимает монопольное положение.

 

В случаях, если предприниматели  злоупотребляют монопольным положением на рынке, Антимонопольный комитет  Украины и его территориальные  управления выдают распоряжение о принудительном разделе монопольных образований. Принудительный раздел не применяется  в случаях:

 

- невозможности организационного  или территориального отделения  предприятий, структурных подразделений  или структурных единиц;

 

- наличия тесной технологической  связи предприятий, структурных  подразделений или структурных  единиц (если доля внутреннего  оборота в общем объеме валовой  продукции предприятия составляет  менее 30%).

 

Штрафы на предпринимателей налагаются Антимонопольным комитетом  за:

 

- уклонение от выполнения  или несвоевременное выполнение  распоряжений Антимонопольного  комитета Украины о прекращении  нарушений антимонопольного законодательства, восстановлении начального состояния  или изменении соглашений, противоречащих  настоящему Закону;

 

- непредставление, несвоевременное  представление информации монопольному  комитету Украины и его территориальны монополия управлениям или представления заведомо недостоверных данных.

 

Прибыль, незаконно полученная субъектами предпринимательской деятельности в результате нарушения данного  Закона, взыскивается судом или арбитражным  судом в государственной бюджет.

 

Убытки, причиненные злоупотреблением монопольным положением и недобросовестной конкуренцией, подлежат возмещению по искам заинтересованных лиц в  порядке, предусмотренном гражданским  законодательством Украины. 

 

По утверждению зарубежных наблюдателей, Антимонопольное законодательство Украины отвечает мировым стандартам. Однако создавалось оно, к сожалению, не в рамках реализации единой программы  социально-экономических преобразований. Ее нет и по сей день. Не видя ориентиров, украинское правительство, как показала жизнь, уже начально избрало неправильный путь. Мировая практика свидетельствует о том, что только после запуска демонополизации основных сфер производства следует проводить либерализацию цен и финансово-денежное реформирование. Наше правительство поступило наоборот и получило известные результаты.

 

В суете повседневных забот, занятый собственными проблемами законодатель принял почти четыре года назад вышеизложенный Закон, не обеспечив при этом необходимую  правовую среду для его функционирования. Жизненно важные принципы деятельности этого закона и модели корпоратизации еще только обсуждались. Не было утверждено и специальное положение об Антимонопольном комитете, что заведомо обрекало Закон на бездействие.

 

Лишь 26 ноября 1993 года вступил  в силу Закон “ОБ Антимонопольном  комитете”, который юридически определил  полномочия принципиально нового по своему правовому статусу и компетенции  органа, объединяющего контрольно-наблюдательные и судебные функции. Именно об этом Законе положительно отзывались западные эксперты. Сейчас на него возлагаются  большие задачи в надежде, что  и Закон, и государственная программа  демонополизации экономики могут  создать необходимые условия  для развития добросовестной конкуренции  на рынке.

 

Вновь созданной государственной  структуре предстоит противостоять  самому государству — главному монополисту, поддерживающему свои министерства, ведомства, военно-промышленный комплекс. Ведь неуверенная антимонопольная  политика продолжает негативно влиять на товарно-денежное обращение, а министерства-монополисты, воплощающие львиную долю государственного бюджета, просто препятствуют демонополизации. Два года существования Антимонопольного комитета Украины показали, как трудно продвигается работа. Но сегодня комитет уже выполняет программу-минимум — рассматривает конкретные дела, совершенствует законодательную базу, создает региональные организации. Впереди его ждет программа-максимум — устранение монопольных структур и создание благоприятной среды для конкуренции на рынке Украины.

 

    § 2. Антимонопольная  политика в условиях рыночной  экономики.

 

История развития монополий  является одновременно и историей борьбы с ними. Негативные результаты монополизации  проявляются сразу, и это особенно ощущают широкие слои населения. Вокруг монополий формируется негативное общественное мнение, которое требует  государственной защиты потребителей от деятельности монополистов, ограничения  деятельности других.

 

Накопленный опыт и научные  обобщения помогли обществу понять все “плюсы” и “минусы” монополий, выработать по отношению к ним  определенную политику, которая получила название монопольной. Первым ее результатом в Украине оказалось антимонопольное законодательство. Оно заложено антимонопольными законами: Законом Украины “Об ограничении монополизма и недопущении недобросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности” и Законом Украины ”Об антимонопольном комитете”, о которых уже говорилось выше.

 

Антимонопольная политика и  антимонопольное законодательство не имеют целью запрещение или  ликвидацию монопольных образований. В обществе сложилось понимание  того, что монополия как фактор роста прибыли не может быть уничтожена. Поэтому реальное задание антимонопольной  политики заключается в том, чтобы  поставить деятельность монополии  на  государственный контроль, исключить  возможность злоупотребления монопольным  положением. К. Маркс еще в середине прошлого столетия пришел к выводу, что появление монополий требует  государственного вмешательства.

 

Главная цель этого вмешательства  заключается в защите и сохранении свободной конкуренции, которой  угрожают монопольные тенденции. Конкретно  можно сформулировать такие цели: ограничение монополий, поддержка  и содействие малому бизнесу, защита прав потребителя. Существуют две основные формы борьбы с монополиями: 1) предупреждение создания монополий; 2) ограничение  использования монопольной власти.

 

Для проведения антимонопольной  политики государство создает антимонопольные  службы, основной задачей которых  является контроль монополистических  тенденций в стране. Антимонопольные  службы не являются частью законодательной  власти, но их компетенция позволяет  им выполнять совещательную функцию. Подобные организации не имеют права  действовать авторитарными методами, например, закрывать предприятия. Но они могут заставить предприятие, доминирующее на рынке, возобновить  поставку продукции тому получателю, которому в этих поставках было противозаконно отказано. Все их решения обязательны  для исполнения. В противном случае накладываются денежные штрафы, предусмотренные законодательством за нарушение антимонопольного закона. При этом необходимо отметить, что все решения антимонопольной службы должны подлежать проверке государственными судами.

 

Кроме осуществления процесса демонополизации антимонопольная  служба призвана бороться со злоупотреблениями. Такая борьба может быть эффективной  только при активном участии потребителей. Поэтому широкие массы населения  должны понимать практическое значение антимонопольной политики в повседневной жизни. Помочь в этом должна прежде всего пресса и другие средства массовой информации. Прессе должно предоставляться право на соответствующее сообщение, но лишь в объективной и честной форме, без какой-либо дискредитации. Каждая антимонопольная служба должна иметь сотрудника для связи с прессой, который сообщает о деятельности службы и комментирует ее.

 

На Украине единственной монопольной службой государства, кроме самого государства, является Антимонопольный комитет Украины, о функциях и задачах которого уже было сказано выше.

 

Может ли антимонопольная  политика государства нанести вред экономике своей страны? Да, может, если она, без учета экономических  взаимосвязей и без скурпулезной оценки той или иной проблемы, запрещает укрупнение фирм, которое было бы полезно и предоставило бы лучшие шансы в конкурентной борьбе с отечественными или зарубежными конкурентами.

 

Безусловно, от проведения антимонопольной  политики в нынешних тяжелых экономических  условиях Украины чудес ожидать  не приходится. Но очень важно, чтобы  проведение антимонопольной политики завоевало доверие и поддержку  населения, чтобы люди знали, что  они могут обратиться в антимонопольные  службы со своими проблемами. Необходимо убедить людей, что свободная  конкуренция является добром для  всех.

 

Глава ІІІ. Монополии в  рыночной экономике Запада, возможность  использования их опыта в условиях Украины.

 

§ 1. Антимонопольное законодательство зарубежом.

 

Во всех промышленно развитых странах в настоящее время  осуществляется правовое регулирование (как правило, в рамках торгового  права) процесса концентрации капитала и конкуренции в целях смягчения  экономических и социальных последствий  монополистической практики.

 

Разработка и принятие антимонопольного законодательства —  одно из самых важных средств такого государственного регулирования экономики. В современный период главная особенность этого законодательства состоит в том, что оно направлено на защиту так называемой олигополии как рыночного механизма*. При этом под олигополией понимается такая организация отрасли (или локального рынка), при которой ограниченное число крупных производителей выпускают значительную или преобладающую часть отраслевой продукции и благодаря этому они способны либо осуществлять самостоятельную монопольную политику, либо вступать в монопольный сговор относительно единой рыночной политики. Важнейшая черта олигополистического рынка — взаимодействие конкурентных и монопольных сил.

 

Следует отметить, что антимонопольное  законодательство не является первой попыткой в истории развития регулируемой конкуренции. Впервые регулирование  конкурентных отношений возникло в  середине ХIХ века в рамках законодательства о пресечении недобросовестной конкуренции, когда назрела необходимость в правовом регулировании методов и средств ведения конкуренции с тем, чтобы уберечь от дезорганизации товарно-денежные отношения.

 

Возвращаясь к генезису антимонопольного законодательства, необходимо отметить, что исторически сложилось два  типа антимонопольных законов. Первый из них предусматривает формальное запрещение монополии, второй строится на принципе контроля за монополистическими объединениями и ограничения их злоупотреблений*. Речь идет об антитрестовском законодательстве США и европейской системе антимонопольного законодательства, которая предусматривает контроль за монополистическими объединениями в целях недопущения их злоупотреблений своим господствующим положением на рынке. В странах европейской системы антимонопольного законодательства предусмотрена регистрация определенных видов соглашений о создании монополий или существенном ограничении конкуренции. При противоречии указанных соглашений публичным интересам они признаются государственным органом, регистрирующим подобные соглашения, вышестоящим государственным органом или судами недействительными.

Информация о работе Монополии в рыночной экономике