Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 17:52, доклад
Монополия представляет собой крайний случай несовершенной конкуренции, где:
1. Имеется один – единственный продавец;
2. Отсутствует товарная дифференциация;
3. Продавец осуществляет практически полный контроль над ценами;
4. Очень трудные условия вхождения в отрасль новых предприятий.
Монополия. Её виды и формы
Монополия (от греч. monos — один, poleo — продаю) — крупный собственник, который захватывает подавляющую часть рыночного пространства в целях своего обогащения.
Если обратить внимание на монополистические образования в промышленном производстве, то это отдельные крупные предприятия, объединения предприятий, хозяйственные товарищества, которые производят значительное количество продукции определенного вида, благодаря чему занимают доминирующее положение на рынке; получают возможность влиять на процесс ценообразования, добиваясь наиболее выгодных для себя цен; получают более высокие (монопольные) прибыли.
Следовательно, главным признаком монопольного образования (монополии) является занятие доминирующего положения предпринимателя, которое дает ему возможность самостоятельно или вместе с другими предпринимателями ограничивать конкуренцию на рынке определенного товара.
Монопольное положение является желанным для каждого предпринимателя или предприятия, т.к. оно позволяет избежать целого ряда проблем и рисков, связанных с конкуренцией: занять привилегированную позицию на рынке, концентрируя в своих руках определенную хозяйственную власть; влиять на других участников рынка, навязывать им свои условия.
В экономической литературе дается следующая классификация видов монополий.
1. С учетом степени охвата экономики выделяются следующие виды монополистических организаций.
2. В зависимости от характера и причин возникновения различают:
Ею обладают собственники и хозяйственные организации, имеющие в своем распоряжении редкие и свободно не воспроизводимые элементы производства (например, редкие металлы, особые земельные участки под виноградники). Сюда также относятся целые отрасли инфраструктуры, имеющие особо важное и стратегическое значение для всего общества (железнодорожный транспорт, военно-промышленный комплекс и т.п.). Существование естественных монополий оправдывается тем, что они дают огромный экономический выигрыш от больших масштабов производства. Здесь создают товары с меньшими затратами по сравнению с расходами ресурсов, которые были бы на множестве аналогичных фирм.
Искусственные монополии образуют ряд конкретных форм:
Сущность и особенности всех видов монополистических объединений ярко проявляются в целях и характере их поведения.
Антимонопольная политика в Российской Федерации.
Проблема необходимости государственного регулирования естественных монополий была осознана властью лишь к 1994 г., когда рост цен на производимую ими продукцию уже оказал существенное влияние на подрыв экономики.
Как мы уже говорила выше, монополисты диктуют свои цены и обогащаются. А потребители от этого несут экономические убытки. От отсутствия конкуренции нарушается механизм равновесия спроса и предложения, нерационально используются ограниченные ресурсы.
Чтобы избежать этих негативных явлений, государство вмешивается в рыночные процессы, используя антимонопольное регулирование.
Так в 1991 году вышел закон «о конкуренции и борьбе с монополизмом». В соответствии, с которым был утверждён государственный реестр предприятий, которые занимают 35% и более продукции какого – либо рынка.
Из вышесказанного можно сделать следующие выводы:
Монополия представляет собой крайний случай несовершенной конкуренции, где:
(То есть, вход оказывается заблокированным финансовыми, технологическим, ресурсными, правовыми условиями.)