Монополия. Её виды и формы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 17:52, доклад

Краткое описание

Монополия представляет собой крайний случай несовершенной конкуренции, где:
1. Имеется один – единственный продавец;
2. Отсутствует товарная дифференциация;
3. Продавец осуществляет практически полный контроль над ценами;
4. Очень трудные условия вхождения в отрасль новых предприятий.

Вложенные файлы: 1 файл

Монополия.docx

— 22.26 Кб (Скачать файл)

Монополия. Её виды и формы


Монополия (от греч. monos — один, poleo — продаю) — крупный собственник, который захватывает подавляющую часть рыночного пространства в целях своего обогащения.

Если обратить внимание на монополистические образования в промышленном производстве, то это отдельные крупные предприятия, объединения предприятий, хозяйственные товарищества, которые производят значительное количество продукции определенного вида, благодаря чему занимают доминирующее положение на рынке; получают возможность влиять на процесс ценообразования, добиваясь наиболее выгодных для себя цен; получают более высокие (монопольные) прибыли.

Следовательно, главным признаком монопольного образования (монополии) является занятие доминирующего положения предпринимателя, которое дает ему возможность самостоятельно или вместе с другими предпринимателями ограничивать конкуренцию на рынке определенного товара.

Монопольное положение является желанным для каждого предпринимателя или предприятия, т.к. оно позволяет избежать целого ряда проблем и рисков, связанных с конкуренцией: занять привилегированную позицию на рынке, концентрируя в своих руках определенную хозяйственную власть; влиять на других участников рынка, навязывать им свои условия.

В экономической литературе дается следующая классификация видов монополий.

1. С учетом степени охвата  экономики выделяются следующие виды монополистических организаций.

  1. В масштабе определенной отрасли — абсолютная (полная) монополия. В этом случае действует один продавец, доступ на рынок для возможных конкурентов закрыт, продавец имеет полный контроль над количеством товаров, предназначенных для продажи, и их ценой.
  2. В масштабе национального хозяйства также образуется абсолютная монополия. Она находится в руках государства или его хозяйственных органов (например, государственная монополия внешней торговли и т.п.).
  3. Монопсония (абсолютная) — один покупатель ресурсов, товаров.

2. В зависимости от характера  и причин возникновения различают:

    1. Естественная монополия.

 Ею обладают собственники  и хозяйственные организации, имеющие в своем распоряжении редкие и свободно не воспроизводимые элементы производства (например, редкие металлы, особые земельные участки под виноградники). Сюда также относятся целые отрасли инфраструктуры, имеющие особо важное и стратегическое значение для всего общества (железнодорожный транспорт, военно-промышленный комплекс и т.п.). Существование естественных монополий оправдывается тем, что они дают огромный экономический выигрыш от больших масштабов производства. Здесь создают товары с меньшими затратами по сравнению с расходами ресурсов, которые были бы на множестве аналогичных фирм.

    1. Легальные (от лат. legalis — законный) монополии образуются на законном основании. К ним можно причислить такие формы монополистических организаций:
  • патентная система. Под патентом подразумевается свидетельство, выданное правительством страны гражданину на право исключительного пользования сделанным изобретением. Патентом также именуется документ, дающий право на занятие промыслом, торговлей
  • авторские права, согласно которым интеллектуальные собственники получают исключительное право продавать или размножать свои произведения в течение всей жизни или какого-то периода
  • торговые знаки — специальные рисунки, названия, символы, которые позволяют идентифицировать (отождествить) товар, услугу или фирму (конкурентам запрещается использовать зарегистрированные торговые знаки)
    1. Искусственные монополии. Под этим условным названием (которое отделяет эти организации от естественных монополий) имеются в виду объединения предприятий, создаваемые ради получения монополистических выгод. Эти монополии преднамеренно меняют структуру рынка:
  • создают барьеры для вхождения на отраслевой рынок новых фирм
  • ограничивают аутсайдерам (предприятиям, которые не вошли в монополистическое объединение) доступ к источникам сырья и энергоносителям
  • создают очень высокий (по сравнению с новыми фирмами) уровень технологии
  • применяют более крупный капитал (дающий больший эффект от роста масштаба производства)

Искусственные монополии образуют ряд конкретных форм:

  • Картель — союз нескольких предприятий одной отрасли промышленности, в котором его участники сохраняют свою собственность на средства и продукты производства, а созданные изделия сами продают на рынке, договариваясь о квоте — доле каждого в общем выпуске продукции, продажных ценах, распределении рынков и др.
  • Синдикат (запрещён) — объединение ряда предприятий, изготавливающих однородную продукцию; здесь собственность на материальные условия хозяйствования сохраняется за участниками объединения, а готовая продукция сбывается как общее достояние через созданную для этого контору.
  • Трест (запрещён) — монополия, в которой создается совместная собственность данной группы предпринимателей на средства производства и готовую продукцию. Концерн — союз формально независимых предприятий (обычно из разных отраслей промышленности, торговли, транспорта и банков), в рамках которого головная фирма организует финансовый (денежный) контроль за всеми участниками. Консорциум — временное соглашение между несколькими банками или предприятиями о совместном проведении финансовых или коммерческих операций большого масштаба.
  • Концерн –  объединения организаций, связанных единой технологической или коммерческой цепочкой для обеспечения единства управления и согласованной экономической политики. Объединяются компании, занимающиеся выпуском одного вида товаров.
  • Конгломерат – объединение монополий для выполнения каких – либо проектов.

Сущность и особенности всех видов монополистических объединений ярко проявляются в целях и характере их поведения.

 

Антимонопольная политика в Российской Федерации.

Проблема необходимости государственного регулирования естественных монополий была осознана властью лишь к 1994 г., когда рост цен на производимую ими продукцию уже оказал существенное влияние на подрыв экономики.

Как мы уже говорила выше, монополисты диктуют свои цены и обогащаются.  А потребители от этого несут экономические убытки. От отсутствия конкуренции нарушается механизм равновесия спроса и предложения, нерационально используются ограниченные ресурсы.

Чтобы избежать этих негативных явлений, государство вмешивается в рыночные процессы, используя антимонопольное регулирование.

Так в 1991 году вышел закон «о конкуренции и борьбе с монополизмом». В соответствии, с которым был утверждён государственный реестр предприятий, которые занимают 35% и более продукции какого – либо рынка.

Из вышесказанного можно сделать следующие выводы:

Монополия представляет собой крайний случай несовершенной конкуренции, где:

  1. Имеется один – единственный продавец;
  2. Отсутствует товарная дифференциация;
  3. Продавец осуществляет практически полный контроль над ценами;
  4. Очень трудные условия вхождения в отрасль новых предприятий.

(То есть, вход оказывается  заблокированным финансовыми, технологическим, ресурсными, правовыми условиями.)

 

 

 


Информация о работе Монополия. Её виды и формы