Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2014 в 16:35, реферат
Став на рынке монополистом, фирма, конечно, будет вести себя так, как это ей наиболее выгодно. Первое правило поведения фирмы: наращивать объем выпуска стоит лишь до того момента, когда предельный доход от продаж станет нулевым. Второе правило поведения фирмы: объем выпуска должен быть выбран таким, чтобы получить от продаж наибольшую прибыль при сложившемся на рынке спросе и уровне затрат, с которым фирма может производить товары.
Монополия и защита конкуренции.
Став на рынке монополистом, фирма, конечно, будет вести себя так, как это ей наиболее выгодно. Первое правило поведения фирмы: наращивать объем выпуска стоит лишь до того момента, когда предельный доход от продаж станет нулевым. Второе правило поведения фирмы: объем выпуска должен быть выбран таким, чтобы получить от продаж наибольшую прибыль при сложившемся на рынке спросе и уровне затрат, с которым фирма может производить товары.
1). Природные: из-за барьеров, произведенных самой природой (например, разработка нефтяного месторождения);
2). Технико-экономические: возникновение продиктовано либо техническими, либо экономическими причинами, связанными с проявлением эффекта масштаба (энергетические, транспортные). Например, строительство сети канализации, подвода газа и т.д.
3. Экономические барьеры. Вводятся самими фирмами-монополистами или являются следствием неблагоприятной общеэкономической ситуации в стране.
4. Искусственные барьеры.
1). Корнер – метод, состоящий в заключении тайного соглашения между продавцами о скупке или временном изъятии с рынка какого-либо товара, чтобы искусственно создать дефицит и вызвать рост цен, а потом продавать этот товар по повышенным ценам;
2). Поглощение – метод, состоящий в скупке конкурирующих фирм и включении их в состав фирмы, стремящейся стать монополистом;
3). Картерь – метод, при котором заключается соглашение между изготовителями однородного товара о разделе рынка между ними и согласовании объемов продаж каждым из членов картеля;
4). Отраслевые холдинги – метод, заключающийся в скупке контрольных пакетов конкурирующих фирм и установлении благодаря этому над ними экономического контроля с целью проведения единой монопольной политики продаж и цен;
5). Тресты – метод, предполагающий объединение различными предприятиями своей деятельности по закупке сырья, получению финансовых ресурсов и сбыту товаров.
Самыми первыми наказаниями за проведение политики монополии или попытки монополизации рынка были: лишения свободы на срок до 1 года и наложение денежного штрафа, превышающего в 3 раза ущерб, нанесенный покупателям.
Наиболее широко применяемые методы борьбы с монополизацией рынков:
Монополии в России:
1). Естественные монополии (электроэнергетика, теплоэнергетика, газовая промышленность, железные дороги, нефтепроводы, система водоснабжения и т.д.);
2). Разрешенные монополии
(отрасли и фирмы, обеспечивающие
нужды государства в обороне
и безопасности либо
3). Временные монополии (отрасли
и фирмы, которые оказались
Основное внимание уделяется ограничению вредных для общества действий естественных и временных монополий.