Монополия и защита конкуренции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2014 в 16:35, реферат

Краткое описание

Став на рынке монополистом, фирма, конечно, будет вести себя так, как это ей наиболее выгодно. Первое правило поведения фирмы: наращивать объем выпуска стоит лишь до того момента, когда предельный доход от продаж станет нулевым. Второе правило поведения фирмы: объем выпуска должен быть выбран таким, чтобы получить от продаж наибольшую прибыль при сложившемся на рынке спросе и уровне затрат, с которым фирма может производить товары.

Вложенные файлы: 1 файл

Монополия и защита конкуренции.doc

— 30.50 Кб (Скачать файл)

Монополия и защита конкуренции.

    1. Поведение фирмы в условиях монополии.

Став на рынке монополистом, фирма, конечно, будет вести себя так, как это ей наиболее выгодно. Первое правило поведения фирмы: наращивать объем выпуска стоит лишь до того момента, когда предельный доход от продаж станет нулевым. Второе правило поведения фирмы: объем выпуска должен быть выбран таким, чтобы получить от продаж наибольшую прибыль при сложившемся на рынке спросе и уровне затрат, с которым фирма может производить товары.

    1. Барьеры, защищающие монопольный рынок.
  1. Юридические барьеры. Монопольные права (права государственных монополий); лицензирование государством определённых сфер деятельности; патенты на изобретения и научно-технические разработки.
  1. Естественные барьеры. Естественная монополия – отрасль, в которой производство товара или оказание услуг сосредотачивается в одной фирме в силу объективных (природных или технических) причин, и это выгодно обществу. Бывают такие монополии двух видов:

1). Природные: из-за барьеров, произведенных самой природой (например, разработка нефтяного месторождения);

2). Технико-экономические: возникновение продиктовано либо техническими, либо экономическими причинами, связанными с проявлением эффекта масштаба (энергетические, транспортные). Например, строительство сети канализации, подвода газа и т.д.

3.   Экономические барьеры. Вводятся самими фирмами-монополистами или являются следствием неблагоприятной общеэкономической ситуации в стране.

4.   Искусственные  барьеры.

1). Корнер – метод, состоящий в заключении тайного соглашения между продавцами о скупке или временном изъятии с рынка какого-либо товара, чтобы искусственно создать дефицит и вызвать рост цен, а потом продавать этот товар по повышенным ценам;

2). Поглощение – метод, состоящий в скупке конкурирующих фирм и включении их в состав фирмы, стремящейся стать монополистом;

3). Картерь – метод, при котором заключается соглашение  между изготовителями однородного товара о разделе рынка между ними и согласовании объемов продаж каждым из членов картеля;

4).  Отраслевые холдинги – метод, заключающийся в скупке контрольных пакетов конкурирующих фирм и установлении благодаря этому над ними экономического контроля с целью проведения единой монопольной политики продаж и цен;

5). Тресты – метод, предполагающий объединение различными предприятиями своей деятельности по закупке сырья, получению финансовых ресурсов и сбыту товаров.

    1. Методы антимонопольного регулирования.

Самыми первыми наказаниями за проведение политики монополии или попытки монополизации рынка были: лишения свободы на срок до 1 года и наложение денежного штрафа, превышающего в 3 раза ущерб, нанесенный покупателям.

Наиболее широко применяемые методы борьбы с монополизацией рынков:

    1. предельное упрощение процедуры создания новых фирм;
    2. снятие всех барьеров во внешней торговле и открытие внутренних рынков для зарубежных фирм, разрушающих контроль над рынком отечественных монополистов;
    3. принудительное разделение крупнейших фирм-монополистов на несколько более мелких и независимых друг от друга;
    4. введение государственного контроля за процессами слияния и поглощения фирм, а в некоторых случаях – установление порядка, при котором поглощения и слияния возможны лишь с разрешения государства;
    5. введение в особо сложных случаях прямого государственного контроля за ценами и заработной платой;
    6. наказание фирм за проведение политики ценовой дискриминации (Ценовая дискриминация – продажа одинаковых товаров на одном и том же рынке по разным ценам различных покупателям.);
    7. Наказание фирм за проведение демпинговой политики (Демпинг – продажа товаров по искусственно заниженным ценам, не обеспечивающим фирме-продавцу получения прибыли, а иногда – и возмещения части затрат.).

Монополии в России:

1). Естественные монополии (электроэнергетика, теплоэнергетика, газовая промышленность, железные дороги, нефтепроводы, система водоснабжения и т.д.);

2). Разрешенные монополии (отрасли и фирмы, обеспечивающие  нужды государства в обороне  и безопасности либо производящие  специфические виды продукции, где  сокращение числа фирм-производителей облегчает государству контроль за качеством и продажами этой продукции (ликеро-водочные и табачные изделия, лекарства));

3). Временные монополии (отрасли  и фирмы, которые оказались доминирующими  производителями на рынках своих  товаров в силу проводившейся ранее в стране политики укрупнения предприятий, а не благодаря большей эффективности своей работы).

Основное внимание уделяется ограничению вредных для общества действий естественных и временных монополий.


Информация о работе Монополия и защита конкуренции