Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 21:24, реферат
Теория и практика функционирования экономических систем показывают, что монополизация национальной экономики обусловлена рядом взаимодополняющих факторов:
- стремление предпринимательской фирмы максимизировать объем прибыли, что ориентирует на расширение масштабов производства;
- дифференциацией товаропроизводителей в соответствии с законами рынка, когда выделяются «процветающие» фирмы и менее удачливые, которые вынуждены покидать отраслевой рынок;
Монополия
и экономическая власть
Теория и практика функционирования экономических систем показывают, что монополизация национальной экономики обусловлена рядом взаимодополняющих факторов:
- стремление
предпринимательской фирмы
- дифференциацией
товаропроизводителей в
- преимуществами
крупного производства, которые
имеют объективный характер; длительным
сохранением положительного
- влиянием НТП,
когда возможность внедрения
новшества предполагает
- издержками
конкурентной борьбы, что сопровождается
возрастанием общего риска
- моделью реализуемой
экономической политики, которая
способствует образованию,
В экономической
жизни монополия выступает как крупная
предпринимательская фирма и т.д., которая
обладает определенными экономическими
преимуществами.
В образовании монополий обнаруживаются две основные тенденции:
Возможность таких союзов возрастает на определенном этапе вслед за уменьшением числа хозяйствующих субъектов отрасли. Необходимость монополистического союза вытекает из идеи координации деятельности и стремление уменьшить издержки конкурентной борьбы.
Картель - объединение (союз) ряда предприятий одной отрасли национальной экономики, которые не ограничивает их самостоятельность, предполагает установление единых цен, раздел рынка, определение квоты на производство и реализацию продукции.
Синдикат - объединение ряда предприятий одной отрасли производства при ликвидации их коммерческой самостоятельности. В этом случае обеспечиваются совместные реализация продукции, закупка исходного сырья и т.д.
Трест - объединение собственности и управления ряда предприятий одной или нескольких отраслей национальной экономики при полной ликвидации их самостоятельности. В этом случае формируется корпоративная собственность; возникают акционерные общества, объединения по типу комбинатов, что позволяет монополизировать источники сырья, перевозку и др.
Концерн
- объединение предприятий ряда отраслей
национальной экономики, включая банки,
транспорт, торговые компании.
Монополия обладает доминирующим положением на рынке. Этому способствуют:
- концентрация
производства и капитала и
появлением
- централизация производства и капитала, что приводит к образованию монополистического союза;
- тотальный дефицит товаров и услуг, неразвитость рыночной инфраструктуры;
- возможность
дальнейшей дифференциации
Экономические последствия монополизации экономики не являются однозначными. Стремление повысить цену, если это еще дополняется и снижением объема производства, означает недоиспользование ресурсов, недоступность продукта для широкого круга потребителей.
Монополии имеют значительные финансовые и материальные резервы для НТП. И есть много примеров, когда монополия выступает двигателем прогресса, стремясь оторваться от ближайших конкурентов и обеспечить рост прибыли, овладеть новым рынком сбыта.
В структуре
прибыли монополии можно
1. среднюю прибыль;
2. избыточную прибыль (экономическая);
3. монополистическую сверхприбыль.
Среднюю прибыль присваивают все обычные предпринимательские фирмы в условиях отраслевой и межотраслевой конкуренции. Если отрасль становится малоубыточной или малорентабельной, то монополия покидает ее.
Избыточная прибыль образуется как разница между общественными и индивидуальными издержками производства данной фирмы.
Монополистическая
сверхприбыль имеет исключительно рыночное
происхождение. Это специфическая экономическая
форма реализации рыночного преимущества
монополии, через которую в ее пользу перераспределяется
определенная часть продукта (прибыли),
создаваемого на других предприятиях.
«Донорами» могут выступать поставщики
сырья, работополучатели, поставщики комплектующих
изделий, покупатели продукции. Поэтому
монополия затрагивает интересы широкого
круга субъектов национальной экономики.
Монополизация как фактор максимизации прибыли
Аксиома производства состоит в том, что с ростом размеров предприятия издержки производства единицы продукции падают, соответственно, любая монополия как крупное объединение или производитель есть фактор снижения издержек, и соответственно, возможного понижения цены.
Сокращение средних издержек и потерь с возникновением монополии обусловлено рядом причин:
1. Технологические
причины. Как показывает опыт,
толчок к прогрессивному
2. Выгоды от
специализации. Большой объем
производимых товаров или
Если объем производства невелик, то многие операции совершаются либо вручную, либо на универсальном оборудовании. Так, на небольшой фирме при рассылке корреспонденции конверты заклеиваются вручную. Покупать специальный агрегат для заклейки двух десятков конвертов в день - просто нерентабельно. Но объем корреспонденции, рассылаемой большим торговым домом, уже достаточно велик, следовательно, можно механизировать операцию и значит снизить затраты в расчете на одно почтовое отправление. Аналогично обстоит дело со специализацией персонала. На маленькой фирме внешний вид товара попутно с решением своих основных задач определяет конструктор. На крупной — есть возможность содержать специалиста-дизайнера, который, разумеется, справляется с этой задачей более профессионально.
3. Выгоды от
совместного производства
Существование
экономии на масштабах производства не
означает, что монопольные предприятия
могут увеличиваться до бесконечности.
Так, на слишком больших заводах и объединениях
технологические преимущества перерождаются
в недостатки. В производственных процессах
возникают узкие места: высокоэффективные
основные операции тормозятся вспомогательными,
контрольными, погрузо-разгрузочными
и тому подобными работами, которые не
поспевают за ростом производительности
главных технологических линий. Излишняя
специализация и выгоды от совместного
производства нескольких товаров показывают
свою оборотную сторону. А именно, производство
становится неповоротливым, неспособным
быстро реагировать на изменение ситуации
на рынке. Например, узкоспециализированные
машины обычно производительней универсальных,
но их трудно перестраивать на выпуск
новых продуктов. Не увеличивает гибкости
и связка основного производства с выпуском
массы сопутствующих продуктов. Ведь любые
перестройки работы главных технологических
линий в этих условиях надо вести так,
чтобы не повредить и побочному производству.
А это далеко не всегда возможно.
Влияние монополий на экономику страны
Государство в силу специфики развития в той или иной степени допускает возможность существования монополий. Причины могут различны. Как правило речь идет о социально-значимых отраслях: энергетика, военное производство и т.д. Также монополии могут более эффективны в отраслях, которые требуют большого объема инвестиций и имеют общегосударственное значение. Примером может служить российская компания «Газпром», где для разведки и разработки месторождений требуются очень большие средства. Естественно, что малые компании не смогли бы справиться с данной задачей.
В разных странах перечень естественных монополий и интенсивность государственного вмешательства в их деятельность неодинаковы. Но, как правило, это отрасли, связанные с добычей или переработкой энергетического сырья, предоставлением транспортных или иных коммунальных услуг. Формы государственного участия в управлении деятельностью этих отраслей варьируют от всеобъемлющего руководства (например, в рамках национальных отраслей или предприятий государственной собственности) до регламентации лишь отдельных аспектов деятельности частных компаний, сохраняющихся в этих отраслях (определение важнейших ориентиров их развития).
Проще всего проанализировать эффект действия монополий в таких странах, как США. В США национализация в силу исторических причин не приобрел существенных масштабов. Здесь активное вмешательство государств проявилось в более мягких формах. Наиболее последовательно и широко государственное регулирование применялось в отраслях общественного пользования. Это прежде всего газо-, электро- и водоснабжение, также различные отрасли связи. Все это капиталоемкие отрасли с медленным оборотом производственных фондов. Так как дублирование однотипных компаний в одном регионе было бы не эффективным, то с точки зрения инвестирования это было бы абсолютно неэффективно. Поэтому государство допускает действие монополий в данном сегменте. В частности оно освободило эти отрасли от действия антитрестовских законов. Более того, в определенной мере оно стимулировало в них укрепление масштабов производств, что способствовало росту объемов операций внутри одного и того же района, снижению единичных задержек, улучшению обслуживания потребителей. В обмен на ряд привилегий, в том числе финансовых, которые предоставлялись государством отраслям общественного пользования, последние были обязаны выполнять определенные требования, например, обслуживать качественно и в любое время всех без исключения потребителей, обращающихся к ним за услугами.
Естественно, что государство в данных монополиях контролирует некоторые аспекты их деятельности Это относится к их финансовой деятельности, области ценообразования, начисления заработной платы и др.. Кроме того, количество кампаний и строительство новых предприятий (например, газопроводов, ГЭС и прочих подобных объектов) контролировалось органами местной или федеральной власти путем выдачи на них специальных разрешений - сертификатов. Цель такого регулирования - обеспечить общество (особенно промышленность) теми преимуществами, которые дает приобретение продукции и услуг общественного пользования по разумным с точки зрения правительства ценам. Данная политика является весьма дальновидной, так как основными потребителями продукции данных монополий являются компании с частным капиталом. Основные функции контроля над ценами продукции и услугами отраслей общественного пользования, в частности электроэнергии и природного газа, возложены на специальные комиссии штатов и Федеральную энергетическую комиссию. Регулирующая деятельность специальных комиссий ограничена операциями в пределах отдельных штатов. Сфера регулирования Федеральной энергетической комиссии - это межштатная торговля электроэнергией и газом, включая и ценообразование на эту продукцию. По мере роста межштатных операций функции контроля над тарифами все больше переходили от комиссий штатов к Федеральной энергетической комиссии. Правительственное регулирование цен в отраслях общественного пользования преследовало двойную цель. Во-первых, оно должно было стимулировать расширение производств и сбыт продукции, необходимой во всех сферах экономики, по ценам, приемлемым для компаний потребителей; и во-вторых, обеспечить определенную прибыль компаниям отраслей общественного пользования, способствуя привлечению в эти отрасли новых капиталов.