Монополия как форма рыночной структуры несовершенной конкуренции и поведение фирмы-монополиста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 22:13, курсовая работа

Краткое описание

История монополии достигает глубокой древности. Монополистические тенденции в разных формах и в неодинаковой степени проявляются на всех этапах развития рыночных процессов и сопровождают их. Но новейшая история монополизма начинается в последней трети XIX столетия, особенно во время экономического кризиса 1873 г.

Содержание

1. Введение (из истории монополизма)
2. Понятие (определение) и поведение монополии.
2.1 Характерные черты монополии
2.2 Барьеры, защищающие монопольный рынок
2.3 Источники монополии
2.4 Спрос на продукт монополиста
2.5 Монопольная цена
2.6 Определение монопольной власти
3. Формы и виды монополий.
3.1 Формы монополий.
3.1.1 Естественная монополия
3.1.2 Административная монополия
3.1.3 Государственные монополии
3.1.4 Экономическая монополия
3.2 Типы монополий
4 Вывод
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

«Монополия как .doc

— 140.00 Кб (Скачать файл)

/

Международный Институт XXI века

Курсовая  работа по Экономической Теории на тему: «Монополия как форма рыночной структуры несовершенной конкуренции и поведение фирмы-монополиста»

Выполнил: Трифсик  Григорий Группа МЭК

Москва, 2004 г.

Содержание  курсовой работы

  1. Введение (из истории монополизма)
  2. Понятие (определение) и поведение монополии.

 

  1. Характерные черты монополии
  2. Барьеры, защищающие монопольный рынок
  3. Источники монополии
  4. Спрос на продукт монополиста
  5. Монопольная цена
  6. Определение монопольной власти

3. Формы и виды монополий.

3.1 Формы монополий.

  1. Естественная монополия
  2. Административная монополия
  3. Государственные монополии
  4. Экономическая монополия

3.2 Типы монополий

4 Вывод

Список используемой литературы

 

 

 

Введение

История монополии  достигает глубокой древности. Монополистические тенденции в разных формах и в неодинаковой степени проявляются на всех этапах развития рыночных процессов и сопровождают их. Но новейшая история монополизма начинается в последней трети XIX столетия, особенно во время экономического кризиса 1873 г. Конец 19 века в экономической истории принято называть периодом монополистического капитализма. Взаимосвязанность явлений — кризисов и монополий — указывает на одну из причин монополизации, а именно: попытку многих фирм найти спасение кризисных потрясений в монополистической практике. Не случайно монополии в тогдашней экономической литературе получили название «детей кризиса».

Итак, в конце XIX столетия рынок чуть ли не впервые за всю свою многовековую историю развития столкнулся со сложными проблемами. Эти проблемы были связаны с появлением на рынке монополий. Тогда возникла реальная угроза для функционирования конкуренции — этого необходимого атрибута рынка, о котором Адам Смит писал, как о «невидимой руке», которая регулирует рыночные отношения. На пути конкуренции возникли существенные препятствия в виде монополистических образований в экономике. Это был период расцвета монополизма.

Необходимо определиться, что же представляют собой монополистические образования? Если обратить внимание, например, на промышленное производство, то монополии - это отдельные крупные предприятия, объединения предприятий или же хозяйственные товарищества, которые производят значительное количество продукции определенного вида, благодаря чему занимают доминирующее положение на рынке; получают возможности влиять на процесс ценообразования, добиваясь выгодных цен; получают более высокие (монопольные) прибыли.

Следовательно, главным  признаком монопольного образования (монополии) является занятие монопольного положения. Последнее определяется как доминирующее положение предпринимателя, которое дает ему возможность самостоятельно или вместе с другими предпринимателями ограничивать конкуренцию на рынке определенного товара.

Монопольное положение  является желанным для каждого предпринимателя или предприятия, так как оно позволяет им, во-первых, избежать целого ряда проблем и рисков, связанных с конкуренцией. Во-вторых, занять привилегированную позицию на рынке, концентрируя при этом в своих руках определенную хозяйственную власть. И, наконец, монополисты имеют возможность с позиций силы влиять на других участников рынка, навязывать им свои условия. Можно считать, что они навязывают конкурентам, а иногда и обществу свои личные интересы.

Монополия является прямой противоположностью конкурентному рынку. По своей природе монополия выступает силой, подрывающей свободную конкуренцию, стихийный рынок.

Нередко под монополией подразумевается определенная структура  рынка абсолютное преобладание на нем  единоличного поставщика или продавца.

 

Понятно, что, как и  совершенная конкуренция, чистая монополия 
является некой абстракцией. Во-первых, практически не существует продуктов, 
не имеющих заменителей. Во-вторых, редко когда на национальном (или 
мировом) рынке есть только один продавец. Хотя на более замкнутых рынках, 
к примеру, в маленьком городке, мы можем наблюдать явление чистой 
монополии. Например, в таком городе может быть только один врач - 
стоматолог. Необходимо отметить, что, как правило, деятельность таких 
монополий        регламентируется        муниципальными властями        и

правительственными  организациями.

2.1 Характерные черты монополии

 

Совершенная монополия (так  же, как и совершенная конкуренция) представляет собой достаточно редкое явление. Она предполагает выполнение следующих условий:

1)  монополист является  единственным производителем или  продавцом данного товара;

   
 

3)

   
   
   
 

4)




продукция носит уникальный характер в том смысле, что не имеет близких заменителей;

проникновение в отрасль  других фирм закрыто целым рядом обстоятельств, в результате чего монополист удерживает рынок в своей полной власти и полностью контролирует объем выпуска производства;

степень влияния монополиста  на рыночную цену очень высокая, но не безграничная, ибо он не может  назначить любую сколь угодно, высокую цену (любая компания, в том числе и монополистическая, сталкивается   с   проблемой   ограниченности  рыночного   спроса  и сокращения объема продаж прямо пропорционально росту цен).

«Цена монополии  во всех случаях является самой высокой  из тех, которые можно выжать из покупателей или которые, как предполагается, они согласятся заплатить».

Адам Смит.

Иными словами, монополия  означает потерю экономического равноправия производителя и покупателя. По сути дела, на таком рынке более сильный продавец вынуждает покупателя переплачивать за товары.

Чтобы получить максимальную прибыль, монополист использует неценовые  факторы воздействия на рыночный спрос, такие, как реклама, улучшение  качества товара и его внешнего вида, расширение диапазона предлагаемых услуг.

Возможность получения монопольных прибылей вследствие особого рыночного положения неизбежно привлекает в отрасль новых производителей, а это предполагает жесткую конкурентную борьбу между монополией с аутсайдерами.

2.2Барьеры,  защищающие монопольный рынок

Оказывается, что захватить рынок и стать  на нем монополистом очень сложно, но удержать этот рынок в своих  руках еще сложнее. Поэтому издавна монополисты научились возводить барьеры на входе в контролируемые ими рынки. Именно эти барьеры мешают проникновению на монополизированные рынки новых конкурентов и изменению там ситуации к лучшему для покупателей.

Барьер для  входа в отрасль (Barrier entry) - ограничитель, который предотвращает появление новых дополнительных продавцов на рынке монопольной фирмы. Барьеры для входа на рынок необходимы для того, чтобы поддерживать монополию в долгосрочном плане. Так, если бы был возможен свободный вход на рынок, то экономические прибыли, получаемые монополистом, привлекли бы на рынок новых продавцов, значит, возросла бы конкуренция, монопольный контроль над ценами исчез бы вовсе, так как рынки, в конечном счете, стали бы конкурентными.

Типы барьеров, препятствующих проникновению новых фирм на монополизированные рынки:

1. Юридические  барьеры. Вход на монополизированный рынок обычно очень сильно может быть ограничен с помощью юридических барьеров. Самыми древними формами таких барьеров были монопольные права, которые присваивались себе по праву сильного правителя и которые со временем получили название «государственных монополий». Под этим именем они продолжают существовать и сегодня.

Надо сказать, что государство рождает монополию  или создает условия для нее и тогда, когда выгоды от этого достаются преимущественно не государственной казне, а другим лицам или организациям.

Например, государство  осуществляет лицензирование определенных видов деятельности, и без получения  государственной лицензии такой  деятельностью заниматься просто нельзя. Лицензируются например, деятельность радиостанций и телекомпаний, нотариусов, аудиторов, банков, охота на определенные породы ценных животных (в частности, пушных), изготовление спиртных напитков или торговля ими и т.д. Итогом лицензирования является ограничение или затруднение доступа желающих проникнуть в определенные сферы деятельности и, следовательно, создание предпосылок для рождения монополистов.

Естественно, лицензирование придумано не для создания монополий -оно решает совершенно иные задачи. Например, предотвращение фальсификации  алкогольных напитков не лицензированными и потому бесконтрольными фирмами, продукцией которых люди могут отравиться. Тем не менее, экономически грамотный человек не может не замечать побочных последствий лицензирования как фактора усиления монополизации.

Важнейшим видом  юридических барьеров, рождающих и защищающих монополию, являются патенты на изобретения и научно-технические разработки.

Патенты и авторские права. Патенты и авторские права обеспечивают создателям новых продуктов или произведений искусства, литературы, музыки и так далее исключительные права на продажу, использование, предоставление

 

лицензии на использование  их изобретений и творений. Патенты  могут выдаваться на производственные технологии. Но патенты и авторские права обеспечивают монопольные позиции лишь на ограниченное количество лет, в зависимости от местного законодательства. После окончания срока действия патента барьер для входа в отрасль исчезает. Идея патентов и авторских прав стимулирует фирмы и отдельные личности к изобретению новых продуктов, так как изобретателю заранее гарантируются эксклюзивные права на реализацию продукта.

2. Естественные барьеры. В некоторых случаях рождение монополии 
оказывается практически неизбежным по сугубо объективным причинам. Такие 
монополии называют обычно естественными. Поскольку порождающие их 
барьеры естественны, то есть закономерно присущи определенному рынку.

Полная характеристика естественных монополий будет дана ниже, однако, для раскрытия сущности естественных барьеров, необходимо ввести определение естественных монополий.

Естественная  монополия - отрасль, в которой производство товара или оказание услуг сосредотачивается в одной фирме в силу объективных (природных или технических) причин, и это выгодно обществу.

В   зависимости   от   вида   естественной   монополии   существуют естественные барьеры двух видов:

а) Когда рождение монополий происходит из-за барьеров для 
конкуренции, возведенных самой природой. Например, монополистом может 
стать фирма, геологи которой обнаружили месторождение уникальных 
полезных ископаемых, и которая купила права на земельный участок, где 
располагается это месторождение. Теперь никто другой это месторождение 
использовать не сможет: закон защищает права собственника, даже если он 
оказался в итоге монополистом, (что не исключает регулирующего 
вмешательства государства в деятельность такого монополиста).

б) Второй вид естественных барьеров, препятствующих проникновение 
конкурентов на рынок монополиста, характерен для монополий, возникновение 
которых продиктовано либо техническими, либо экономическими причинами, 
связанными с проявлением эффекта масштаба.

Скажем, технически почти невозможно (а точнее, крайне нерационально) создание в городе двух сетей канализации, подвода газа или электроэнергии в квартиры. Не всегда рациональной оказывается попытка проложить в одном и том же городе кабели двух конкурирующих телефонных фирм, тем более что им все равно пришлось бы постоянно обращаться к услугам друг друга, когда клиент одной сети звонил бы клиенту другой.

3. Экономические барьеры. Такие барьеры возводятся самими 
фирмами-монополистами или являются следствием неблагоприятной 
общеэкономической ситуации в стране.

Также в качестве барьеров для входа в отрасль, контролируемую монополистом, могут служить:

а). Собственность на все  предложение производственного  ресурса. 
Монополия также может поддерживаться в результате владения всеми 
источниками    конкретного    ресурса,    необходимого    для производства

монополизированного товара.

б). Уникальные способности  и знания также могут создать  монополию. Гак певцы, художники, спортсмены обладают монополией на использование своих услуг. Фирма, обладающая технологическим секретом, при условии, что

 

другие фирмы не могут  воспроизвести данную технологию, обладает монополией на данный продукт. Хотя, как  правило, такая монополия не является чистой, так как могут существовать близкие заменители данного продукта.

Информация о работе Монополия как форма рыночной структуры несовершенной конкуренции и поведение фирмы-монополиста