Монопольная прибыль: сущность, источники, границы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 09:56, реферат

Краткое описание

Цель данной работы - раскрыть сущность монопольной прибыли, указать на ее источники и границы. Рассмотреть прибыль, как отдельную среду в экономической деятельности, например, максимизацию прибыли фирмой, так как это многое объясняет в вопросе о прибыли. Так же хотелось бы обратить внимание на рассмотрение сущности прибыли с точки зрения теории Маркса, которая, на мой взгляд, достойна рассмотрения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ


ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ МОНОПОЛЬНОЙ ПРИБЫЛИ


1.1 Части монопольной прибыли


1.2 Максимизация прибыли


1.3 Сравнение монопольного и конкурентного рынков


1.4 Правила поведения фирмы-монополиста на рынке


1.5 Прибыль и эластичность спроса


1.6 Стратегии получения монопольной прибыли


ГЛАВА 2. МОНОПОЛИИ


2.1 Условия несовершенной конкуренции


2.2 Чистая монополия


2.3 Аспекты конкурентной системы, методы и источники получения монопольной прибыли


2.4 Монополии на внешнем рынке


2.5 Теория Шумпетера


2.6 Потери от монополий


2.7 Пути присвоения монопольной прибыли


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Короткое резюме


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.rtf

— 262.99 Кб (Скачать файл)

Рисунок 2 

На рис.2 больший объем производства Q2 также не является максимизирующим прибыль. При данном объеме предельные издержки превышают предельный доход, и если бы монополист производил меньшее количество, чем Q2, он увеличил бы совокупную прибыль (на МС - МR). Монополист мог бы увеличить прибыль еще больше, сокращая объем производства до Q*. Увеличение прибыли за счет снижения объема производства Q* вместо Q2 дано площадью ниже кривой МС и выше кривой МR, между Q* и Q2. 

Итак, фирма выбирает объем продукции Q* (рис.3). Пусть при объеме Q* средние совокупные издержки (ATC) равняются ATC* . Прибыль фирмы в расчете на единицу продукции равняться цене P* минус издержки, или средние удельные издержки ATC* . Следовательно, фирма-монополист с лихвой покроет свои издержки, выбрав объем Q* . Общая величина ее прибыли равняется величине прибыли в расчете на единицу продукции (P* - ATC*), умноженной на общий объем выпуска (заштрихованная площадь на рис. 3). 

Рисунок 3 

Из всего вышесказанного ясно, что гипотеза нулевой прибыли (P=MR=MC) для отрасли с совершенной конкуренцией неприменима для монополиста, который может получать положительную чистую прибыль (монопольную сверхприбыль) благодаря имеющимся барьерам для входа в отрасль новых фирм. Ведь при этом цена больше предельного дохода, а так как MR=MC, то цена больше и предельных издержек, что обеспечивает монополии большую прибыль. 

Итак, подведем итог: "Цель монополии - получение максимально возможного дохода посредством контроля над ценой или объемом производства на рынке. Средством достижения цели является монопольная цена, которая обеспечивает прибыль сверхнормальной." 

Сейчас мы увидели, каким образом мополист осуществляет контроль за ценами и хочется более подробно сравнить монопольный и конкурентный рынки. 

1.3 Сравнение монопольного и конкурентного рынков 

На конкурентном рынке существует прямая зависимость между ценой и объемом предложения. Эта зависимость отражена кривой предложения, которая совпадает с кривой издержек производства для отраслей в целом. Кривая предложения показывает, сколько будет производиться продукции по каждой цене. 

В условиях монополизированного рынка кривая предложения отсутствует. Другими словами, нет пропорциональной зависимости между ценой и производимым количеством. Причина заключается в том, что решение монополиста по объему производства зависит не только от предельных издержек, но и от формы кривой спроса. Изменения в спросе не приводят к пропорциональным изменениям цены и предложения, как это происходит с кривой предложения для рынка свободной конкуренции. Вместо этого изменения в спросе могут привести к изменению цен при постоянном объеме производства, изменения в объеме производства могут произойти без изменения цены или же измениться могут как цена, так и объем производства. 

Изменение спроса обычно вызывает изменение, как цены, так и объема выпуска продукции. Но особые случаи показывают важное различие между монопольным и конкурентным предложением. Отрасль с конкурирующими производителями предлагает определенное количество продукции по каждой цене. Такой взаимосвязи нет для монополиста, который в зависимости от того, как изменится спрос, может предлагать разное количество продукции по одной и той же цене или одинаковое количество по разным ценам. 

1.4 Правила поведения фирмы-монополиста на рынке 

Почти у всех монополий есть одинаковые черты в поведении, в извлечении прибыли. Главная причина образования прибыли - возможность монопольного производителя ограничить выпуск по сравнению с выпуском в условиях обычной конкуренции и, следовательно, реализовать товар по более высокой цене. Ведь уникальность фирмы-монополиста в том, что, как мы видим из графика, она при максимизации прибыли определяет одновременно два параметра: объем выпуска и цену (фирма может учитывать вид своей функции издержек и кривой спроса с отрицательным наклоном). Фирма-монополист может производить меньше продукции и продавать по более высокой цене, может существенно снизить издержки за счет увеличения масштабов производства и снизить цены. 

Вообще, я думаю, надо рассматривать две "противоборствующие" стороны: продавца (продавцов) и покупателей (покупателя). Продавец борется за то, чтобы "вложили" в его производство как можно больше денег, покупатель же "борется" за качество товара и за цену, которую он считает приемлемой для себя. Покупатель заставляет продавца идти на риск, а продавец старается всячески этот риск уменьшить. Постоянно подгоняя продавца, покупатель способствует нововведениям, улучшению качества обслуживания, повышению качества товара, что в свою очередь только повышает запросы покупателя. Покупатель в большой степени оказывает давление на продавца через его конкурентов, и продавец пытается избавиться от них (пусть даже с помощью перехода в другую, неосвоенную отрасль). Став монополистом продавец, казалось бы, вышел из той бешеной борьбы за выживание при свободной конкуренции, но хоть он и повысил цену и сократил число покупателей, сделав свой товар "'элитным", переставшие покупать этот товар, покупатели оказывают на монополиста потенциальное давление, связанное с тем, что у них остались деньги, непотраченные на этот товар, и что у них осталась хоть какая-то потребность в этом товаре; c этим вопросом связан такой показатель как эластичность спроса. Также я думаю, интересно рассмотреть монопольную прибыль со стороны покупателя и со стороны монополиста, сделав, таким образом, это понятие относительным. Надо отметить, что покупателей и продавцов в качестве двух "противоборствующих" сторон рассматривали некоторые западные экономисты. 

Основой монопольной прибыли является сокращение объема производства, сверхконкурентные цены. Монополист удерживает рынок в своей власти и полностью контролирует объем выпуска продукции, предназначенной для продажи. Но это не означает, что монополист может назначить любую сколь угодно высокую цену, какую захочет, по крайней мере, если его целью является максимизация прибыли. Чтобы максимизировать прибыль, монополист должен вначале определить как характеристики рыночного спроса, так и свои издержки. "Так, взвинчивание цен может сократить спрос, привлечь в отрасль новых конкурентов, вызвать вмешательство государства. Монопольная максимизация прибыли вследствие этого невозможна без известных ограничений, налагаемых на себя монополией под давлением объективных обстоятельств. Именно потому, что" монополия пытается до конца «выжать» из своего рынка все, что он может дать, она стремится одновременно не «испортить» этот рынок и иногда с заботливостью хорошего садовника «выращивает» его, не исчерпывая до конца его ресурсы и рассчитывая при этом на то, что в будущем подобная политика с лихвой окупится. В зависимости от состояния и предполагаемого развития отдельных рынков, финансового состояния фирмы и других обстоятельств наиболее целесообразным с точки зрения получения прибыли в данный момент или в перспективе могут оказаться самые различные 'стратегии': максимизация сбыта, оборота, захват возрастающей доли рынка, вытеснение конкурентов и т. д. При этом монополии действительно временно бывают вынуждены довольствоваться небольшой прибылью, имея, однако в ввиду, что в дальнейшем это позволит увеличить прибыль. "Проблема получения монопольной прибыли напрямую связана с понятием эластичности спроса, которое помогает производителю установить цену на свой товар и которое связано с сущностью прибыли и затрагивает источники ее получения. А потом мы продолжим описание общей стратегии поведения фирм-монополистов. 

1.5 Прибыль и эластичность спроса 

Мы знаем, что цена и объем производства должны быть такими, чтобы предельный доход равнялся предельным издержкам. MC и MR связаны с кривой спроса и ценой, и чтобы объединить все эти показатели в одну формулу, воспользуемся эластичностью спроса (E). В результате мы получим формулу, по которой можно судить, как прибыль зависит от цены, издержек и эластичности спроса. 

Кроме того, большинство руководителей располагают ограниченной информацией о кривых средних и предельных доходов, с которыми сталкиваются их фирмы. Они также располагают информацией о предельных издержках фирмы лишь для изменяющихся в определенных пределах объемов производства. Формула, которую мы хотим вывести, поможет нам перевести условие равенства предельного дохода и предельных издержек в универсальное правило, которым легче пользоваться на практике. 

Чтобы сделать это, мы должны переписать формулу предельного дохода следующим образом: 

MR = TR/Q =(PQ)/Q 

Отметим, что дополнительный доход, получаемый в результате выпуска дополнительной единицы продукции, (PQ)/Q обладает двумя свойствами. Произведя одну дополнительную единицу продукции и продавая ее по цене Р, мы получим доход: (1)(Р) = Р. Но фирма сталкивается с кривой спроса, имеющей наклон вниз, и поэтому производство и продажа данной дополнительной единицы приводят к небольшому снижению в цене P/Q, которое уменьшает доход от всей проданной продукции (т.е. изменение дохода Q[P/Q]). 

Таким образом: 

Правую часть формулы мы получили, умножив выражение Q (P/Q) на Р, а затем, разделив его на Р. Вспомним, что эластичность спроса выражается как Еd=(P/Q)(Q/P). Таким образом, (Q/P)(P/Q) есть выражение, обратное эластичности спроса 1/Еd следовательно, при объеме производства, максимизирующем прибыль, можно записать: 

Теперь, так как целью фирмы является максимизация прибыли, мы можем приравнять предельный доход к предельным издержкам: 

P + P (1/Ed) = MC, 

или, 

Данная формула представляет собой правило "большого пальца" для ценообразования. Также вытекающее отсюда выражение E = (Pm - MC) / Pm называется индексом Лернера. Левая часть уравнения (P - MC)/P выражает превышение цены над предельными издержками как процент от цены. Уравнение показывает, что данное превышение равняется величине, обратной эластичности спроса, взятой с отрицательным знаком. Точно так же мы можем переписать это уравнение, чтобы выразить цену через предельные издержки: 

Например, если эластичность спроса равняется -4, а предельные издержки 9 $ на единицу продукции, цена должна составить: 9/(1 - 1/4) = 9/0,75 = 12 $ за единицу. 

На совершенном конкурентном рынке цена равна предельным издержкам. Монополист назначает цену, превышающую предельные издержки на величину, обратно пропорциональную эластичности спроса. Как показывает уравнение (1), если спрос чрезвычайно эластичен, Еd представляет собой большую отрицательную величину, а цена будет близка к предельным издержкам и, таким образом, монополизированный рынок будет очень похож на рынок свободной конкуренции. Фактически, когда спрос очень эластичен, монополисту достается незначительная прибыль. Поэтому очень сложна проблема получения монопольной прибыли в долговременном интервале, когда возможна беспрепятственная корректировка величины постоянных издержек, спрос на любой продукт высокоэластичен, что также доказывает уравнение (2). Причем если в краткосрочном временном интервале фирма может иметь чистые потери, то в долгосрочном интервале убытков у фирмы быть не должно. Она должна будет уйти с рынка, если в долгосрочном интервале не компенсирует средние издержки. 

Итак, в долговременном интервале спрос на любой продукт высокоэластичен. Однако в другой книге читаем: "Долгосрочной максимизацией отчасти объясняется факт меньшей эластичности монопольных цен по сравнению с ценами немонополизированного сектора. Монополии далеко не всегда реагируют на изменения рыночной ситуации, если считают, что эти изменения носят переходящий, временный характер. Краткосрочная максимизация прибыли, предполагающая приспособление ко всяким ко всяким колебаниям конъюнктуры, потребовала бы значительно более частого изменения цен, чем это имеет место в действительности". И здесь мне хочется привести хороший объясняющий пример из "Economics": "Предположим, что только одна фирма «Диско» производила проигрыватели для компакт-дисков и что ее предельные издержки составляли 20 долл. Если бы «Диско» установила цену на свои проигрыватели в 20 долл., то мало кто стал бы проявлять интерес к традиционным проигрывателям для пластинок. Спрос на продукцию «Диско» был бы неэластичным при данной цене. Если бы она повысила цену, то уступила бы лишь малую часть объема своих продаж в производителей традиционных проигрывателей и, таким образом, могла бы увеличить свои прибыли за счет повышения цены, однако, если бы 'Диско' подняла цены на свою продукцию до 500 долл. или близко к этому уровню, то традиционные проигрыватели стали бы привлекательной альтернативой для многих покупателей. При этой более высокой цене спрос, вероятно, стал бы эластичным, и снижение цены привело бы к существенному увеличению объема продаж." 

Там же приводится фактор, определяющий эластичность спроса: "Эластичность спроса на любой продукт, по всей вероятности, тем выше, чем лучшими оказываются имеющиеся заменители данного продукта. «То есть спрос эластичен при высокой дифференциации продукта. Также еще три фактора определяют эластичность спроса для фирмы. Первый фактор заключается в эластичности рыночного спроса. Собственный спрос фирмы будет, по крайней мере, столь же эластичен, как и рыночный спрос, и поэтому эластичность рыночного спроса ограничивает потенциал монопольной власти. Второй фактор - число фирм на рынке. Если на нем много фирм, причем они не сильно отличаются друг от друга по размерам, то маловероятно, что одна из фирм будет способна существенно повлиять на цену. Третий фактор заключается во взаимодействии между фирмами. Даже если на рынке имеются лишь две или три фирмы, ни одна из них не сможет увеличить цену во много раз, если соперничество между ними носит агрессивный характер, когда каждая фирма старается захватить львиную долю рынка. 

"Если спрос эластичен (E>1), то предельный доход положителен. Если спрос неэластичен (E<1), то предельный доход отрицателен. Предельный доход равен нулю при объеме выпуска, для которого E=1; это точка, в которой совокупный доход максимален". 

Информация о работе Монопольная прибыль: сущность, источники, границы