Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 22:01, реферат
Прибыль является одной из первых целей в экономической деятельности. Именно на получение прибыли направлены любые товарно-денежные отношения.
Прибыль - экономическая категория, характеризующая конечные финансовые результаты хозяйственной деятельности в процессе расширенного воспроизводства.
Введение……………………………………………………………………….…...4
Монопольная цена………………………………………………………….….…..7
Монопольная прибыль…………………………………………………….…....….9
Источники монопольной прибыли………………………………………………..11
Предельный доход монополиста…………………………………………..….…. 13
Максимизация прибыли монополистом………………………………..…….14
Монополистическая конкуренция…………………………………………….15
Антимонопольная деятельность государства…………………………….……..16
Ограничение монопольной прибыли…………………………………………18
Заключение……………………………………………………………………….20
Список использованной литературы………………………………………….21
Максимизация прибыли монополистом
Чтобы показать, при какой цене и объёме выпуска предельный доход монополиста будет максимально приближён к предельным издержкам и получаемая прибыль окажется наибольшей, обратимся к числовому примеру. Представим себе, что фирма Х является единственным производителем данной продукции на рынке, и что одну единицу своей продукции монополист может продать по цене 500 руб. В дальнейшем, при расширении сбыта на единицу, он вынужден каждый раз снижать её цену на 2 руб., предельный доход поэтому сокращается на 4 руб., при каждом расширении объёма продаж. Фирма будет максимизировать прибыль, производя 14 единиц товара. Именно при таком выпуске её предельный доход в наибольшей степени приближен к предельным издержкам. Если она произведёт 15 единиц, то эта дополнительная единица больше добавит к издержкам, чем к доходу, и тем самым уменьшит прибыль.
Любая фирма, спрос на продукцию которой не является абсолютно эластичным. Будет сталкиваться с ситуацией, когда предельный доход меньше цены. Поэтому цена и объём производства, приносящие ей максимальную прибыль, будут соответственно выше и ниже, чем в условиях совершенной конкуренции. В этом смысле на рынках несовершенной конкуренции (монополия, олигополия, монополистическая конкуренция) каждая фирма обладает определенной монопольной властью, которая наиболее сильна при чистой монополии. [Булатов А.С.Экономика, стр. 106-109]
Монополистическая конкуренция
Монополистическая конкуренция – распространённый тип рынка, наиболее близкий к совершенной конкуренции. Возможность для отдельной фирмы контролировать цену здесь незначительна.
Для монополистической конкуренции характерны следующие черты:
Итак, под монополистической конкуренцией подразумеваются отрасли, состоящие из относительно большого числа фирм, которые действуют в производстве дифференцированных продуктов, не вступая между собой в тайные союзы. Ценой конкуренции сопутствует неценовая конкуренция. Лёгкость вступления способствует появлению конкуренции со стороны новых фирм в долговременном периоде. [Носова С.С. Экономическая теория. Краткий курс, стр.88]
Антимонопольная деятельность государства
Антимонопольная деятельность — это комплекс мер направленных на ограничение деятельности монополий, а также создание соответствующего законодательства.
Впервые
антимонопольные законы были
приняты в конце XIX — начале
XX в. в США, Канаде, Австралии,
поскольку монополизация в
Существуют
американская и европейская
Антимонопольные
законы воплощают в жизнь
Европейская
и японская системы
Принятие
антимонопольных законов
[С. В. Мочерный, В. Н. Некрасов, В. Н. Овчинников, В. В. Секретарюк. Экономическая теория, глава 7]
Ограничение монопольной прибыли
Рынок практически не терпит полной монополии, то есть господства в прямом смысле одной-единственной компании. Случаи установления в какой-либо отрасли такого рода единовластия для каждой страны можно пересчитать по пальцам. К тому же конкуренция подрывает монополию, так что монопольное господство не бывает долговечным.
Исключением из этого правила являются естественные монополии. Сам термин "естественная монополия" в последние годы стал очень модным в России, но применяется весьма вольно. В частности, и по отношению к фирмам, являющимся естественными монополиями, и по отношению к компаниям, ими не являющимся.
В точном значении естественной монополией называется состояние рынка, при котором одна фирма способна производить продукцию более эффективно (в частности, с меньшими издержками), чем это бы делали несколько фирм. Таким образом, эпитет "естественная" приложим к монополии только тогда, когда она объективно справляется со своими функциями лучше, чем компании, действующие в условиях взаимной конкуренции.
Монополии имеют естественные преимущества на тех рынках, где важно действие всей отрасли как единого механизма. Скажем, к каждому дому в городе подходит одна труба с горячей и одна — с холодной водой, одна пара электрических проводов, одна газовая труба и т.п. Конкуренция исключена здесь самой технологией; как бы ни был потребитель недоволен монополистом, он не может переключиться на другой источник снабжения. А любая другая организация дела (скажем, подводка к каждому дому десяти труб от разных газовых компаний) породила бы столь гигантские издержки, что любые бесчинства монополиста на этом фоне выглядели бы как сердечная забота о потребителе. Представим себе на минуту, сколько пришлось бы платить жильцам за коммунальные услуги, если бы в городе существовало по десятку и более дублирующих друг друга электрических, газовых, водопроводных, тепловых и телефонных сетей.
Таким образом, с одной стороны, — естественные монополии неустранимы. С другой стороны, — в отличие от прочих виолентов они не имеют стимулов к самоограничению монополистических злоупотреблений, так как клиент не может уйти от них к конкурентам. Следствием этого становятся завышение цен, неэкономное отношение к затратам, безразличие к потребностям клиентов, искусственное занижение объема производства и полный набор других последствий монополизма, сопровождающийся к тому же получением сверхвысоких монополистических прибылей.
Это одно из классических "фиаско рынка", то есть противоречий, с которыми сам рынок без вмешательства государства справиться не может. По этой причине во всех странах естественные монополии либо являются государственными компаниями, либо находятся под жестким государственным контролем.
Основным рычагом
а) сделать невыгодными
для монополии попытки
б) установить цену на уровне покрытия издержек, то есть нулевой прибыли.
Заключение
В реферате были рассмотрены основные вопросы, раскрывающие сущность монополии как крайней формы несовершенной конкуренции. Монополия представляет собой и самую крайнюю форму несовершенной конкуренции, и наиболее устойчивую. В то же время крупное производство в силу эффекта масштаба оказывается более выгодным, хотя и негативно влияет на рациональное использование факторов производства.
Главной целью
монополиста является получение
максимальной прибыли. Для этого
предприятие действует
Наибольшее распространение получили естественные монополии. В частности, российские естественные монополии по своим характеристикам находятся на уровне лучших мировых стандартов. Их реформирование должно быть продуманным, с объективной оценкой последствий.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что монополизм представляет собой серьезную проблему рыночной экономики и требует незамедлительного контроля со стороны государства. Опираясь на существующие законы и принимая новые, действительно работающие законы, направленные на ограничение монопольной власти и препятствующие созданию новых монопольных образований, проводя эффективную антимонопольную политику, возможно решение проблемы монополизма.
Список использованной литературы:
Информация с Интернет-сайтов:
Информация о работе Монопольная прибыть: сущность, источники, границы