Моральный риск и способы его предотвращения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 09:24, реферат

Краткое описание

1. Условия возникновения морального риска
2. Способы предотвращения морального риска
o Контроль за действиями агента
o Стимулирующие контракты
o Моральный риск в отношениях между адвокатом и его клиентом и форма вознаграждения адвоката
o Добровольное принятие агентом более жестких условий (bonding)
o Принцип «сделай сам»

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 42.33 Кб (Скачать файл)

Иными словами, имплицитной, непрописанной  частью контракта является законодательство, и на него можно опираться. Можно  опираться и на обычаи, существующие в той илииной местности, если они приводятся в действие насильственно. В основе как неполноты контракта, так и ограниченности возможностей мониторинга, лежит обычно некомпетентность одной из сторон. В потребительском секторе она практически абсолютна.

Классический  пример: когда у вас неладно  с машиной, вы едете на сервисную  станцию, где вам говорят,что нужно менять всё что только можно, потому что машина разваливается и вообще тормоза могут в любой момент перестать работать и вы сами можете пострадать и кого-нибудь ешё и задеть .Цена вопроса 2000 $. Вы постараетесь каким-то образом оспорить данное предложение или попытаетесь его проверить, обратившись к внешнему эксперту. Однако чаще всего вам просто некогда этим заниматься и вы, скрепя сердце, заплатите требуемую сумму. В огромном большинстве случаев некомпетентность - реальное основание для потери из-за моральной угрозы. Обобщив определения, данные Эггертсоном, а также Милгромом и Робертсом, можно сказать, что моральная угроза - явление, возникающее при исполнении контрактов, когда деятельность одной изсторон не может быть наблюдаема полностью и поэтому измеряется только по нескольким показателям.)  Милгром П., Робертс Дж. Экономика, организация и менеджмент. Том 2 : Экономическая школа. 2004 

Это может побудить агента или контрактную  сторону при рыночной сделке пренебречь ненаблюдаемыми аспектами своих  обязанностей и сконцентрировать усилия на точном выполнении измеряемых (или, если хотите, вознаграждаемых) параметров контракта. Заметим, что для субъекта моральной угрозы отклонения от сути его обязательств (в чем и выражены интересы его контрагента) практически  всегда очевидны. Он это делает сознательно, пользуясь сложившейся ситуацией и не предоставляя контрагенту информацию о сущности своих действий. Общей чертой ситуаций морального риска является то, что лица, принимающие решения, ненесут полной ответственности за свои действия. Они перекладывают ее на плечи своего контрагента или своего принципала, если это агентские отношения. При этом они используют т.н. «зоны безответственности», которые создаются в результате неполноты контрактов или неполноты мониторинга. Можно говорить о зонах безответственности первого и второго рода) Кузьминов Я.И., Юдкевич М.М. Институциональная экономика: Курс лекций. - М.: МФТИ, 2002. . Зона безответственности первого рода возникает в результате неполноты контракта. Зона безответственностивторого рода возникает в результате слабости мониторинга, т.е. безнаказанного пренебрежения контрактом. Рассмотрим примеры. Мы привели выше пример, как автомобилиста, у которого начались какие-то неполадки с машиной, вынудили на сервисной станции заплатить 2000 $ за починку . Это часто встречающийся, классический пример некомпетентности одной из сторон.

3.2 Виды морально риска

Существует  несколько видов морального риска. Моральный риск в менеджменте, или  его ещё называют характеристикой  проблемы приницпал-агент; моральный риск в индустрии страхования (мы рассмотрим подробнее данный вид, потому что термин моральный риск , как уже упоминалось, появился именно в индустрии страхования); и так же рассмотрим моральный риск в сфере антициклической политике государства.

Моральный риск в менеджменте.

Рассмотрим  пример морального риска в менеджменте. Собственник предприятия как правило неспособен осуществлять полный контроль за деятельностью работников данного предприятия. Это возникает в силу информационной асимметрии, т.е. стороны по договору обладают разной возможностью получения информации в процессе реализации контракта. Например, после того, как собственник фирмы принял на работу менеджера, он может быть не в состоянии наблюдать, какие усилия прилагает менеджер к выполнению своих обязанностей. Эти проблемы имеют большое значение в ситуациях, когда один индивид нанимает другого для того, чтобы последний совершал некоторые действия как агент первого. Проблема такого составления контрактов получила название проблемы «принципал-агент», или «заказчик - исполнитель»

Традиционно в литературе различают два типа информационных проблем, которые возникают  в ситуациях такого рода:

· проблемы, являющиеся результатом скрытых  действий;

· проблемы, возникающие как следствие  скрытой информации.

Случай  скрытых действий предполагает неспособность  собственника наблюдать за тем, насколько  усердно работает наёмный менеджер. Примером скрытой информации является ситуация, когда менеджер владеет не доступной для собственника информацией об альтернативных возможностях развития фирмы.

Моральный риск в индустрии страхования.

Как уже говорилось, моральный риск впервые  возник в индустрии страхования. Сам страховой контракт по своей  сути рассчитан на то, что произойдет некая неприятность. Таже медицинская страховка есть оплата визитов к врачу, если с человеком что-то случается (скажем, он ломает руку). Между прочим, основным моральным риском в медицинском страховании является не то,что люди бросаются с моста, а то, что они в 2-3 раза чаще начинают ходить к врачу, что страховой компании очень невыгодно. Страховая компания просто вынуждена расследовать все случаи, связанные со смертью, пожаром, угоном автомашины, иначе она разорится. Страховые агенты очень внимательно следят, почему и в каких пропорциях происходят те или иные негативные случаи, жестко фиксируя отклоняющееся поведение. Таким образом, в сфере страхования была накоплена огромная статистика -точные цифры затрат в тех или иных случаях, данные по большому числу однообразных сделок. Они стали основой для предельного анализа (для исследования маргинального прироста). Поэтому-то категория моральной угрозы и появилась впервые именно здесь. Можно выделить три типа моральной угрозы в страховании.

Во-первых, это недобросовестное поведение. Человек  осознанно может принебрегать тем, что он застраховал и получить из этого выгоду.

Во-вторых, это т.н. «пренебрежение рисками». Человек  может осознавая, а может и нет, не обращать внимание на риск или игнорировать его, думая, что если есть строховка, то «можно не выключать утюг, уходя из дома».

В-третьих, это эксцессивное, сверхнормативное потребление услуг, оплачиваемых в результате страховки. Для примера , возьмём бабушек, которые устраивают толкучку в поликлиниках, хоть и сами знают, что застрахованы и в случае чего им помогут.

Моральный риск в антициклической политике государства.

Моральный риск в данной области получил  название «парадокса Мински».) Проблема отсутствия общепризнанного определения феномена . Суть его состоит в том, что антициклическая денежно-кредитная и фискальная политика приводит к тому, что средняя рискованность инвестиций, осуществляемых в экономической системе, неуклонно возрастает, поскольку экономические агенты рассчитывают на меры антициклической политики. Это объясняется тем, что вначале антициклическая политика уменьшает общую неопределенность в экономике, гарантируя экономическим агентам будущую доходность инвестиций за счет поддержания величины совокупного спроса (фискальная политика) и возможность получения кредитов (денежно-кредитная политика). Вместе с тем, указанные меры поощряют рискованные инвестиционные проекты и ослабляют стимулы к осторожности в осуществлении инвестиций. В результате цена такой стабильности от цикла к циклу растет. Со временем дальнейшее осуществление этой политики станет невозможным, в то время как в экономике будет накоплен опыт удачной реализации рискованных проектов. Далее, при сложившихся привычках инвестиционной деятельности неизбежный отказ от антициклической политики приведет к еще большей амплитуде делового цикла, чем, если бы такая политика вообще никогда не проводилась.

 

3.3 Моральный риск в рыночных  трансакциях

Уточнив аспекты ассиметрии ифнормации, рассмотрев суть рыночных трансакций, и рассказав о некоторых видах морального риска, можно перейти к практической части данной курсовой работы, а именно к моральному риску в рычноных трансакциях.

Как было написано выше, рыночная трансакция - это вид трансакции, предполагающий одинаковый правовой статус ее участников (контрагентов), т.е. для осуществления  рыночной трансакции необходимо взаимное добровольное согласие контрагентов ее совершить. И как указал Дж. Коммонс, рыночная трансакция представляет собой обмен правами собственности на блага, происходящий на основе добровольного соглашения обеих сторон этой трансакции. Примерами рыночной трансакции могут служить действия наёмного работника и работодателя на рынке труда, действия кредитора и заёмщика на рынке денежных средств и т.п.

Как правило, выделяется две основных причины  морального риска в рыночных трансакциях.

Первая: сокрытие неявных качеств продаваемого товара.

Классический  случай здесь - продажа подержанных  автомобилей или даже новых, но с  плохим послужным списком. Например, газета «СпортКар» призывает своих читателей покупать «ЛадуСпорт», перечисляя какие-то её детали, произведенные в Италии, какие-то - в Испании, но при этом не рассказывая о тех деталях, что произведены на отечественных заводах, и, главное и о тех кто их собирал. Иногда восприятие этой рекламы покупателем может быть расценено, как моральный риск.

Вторая: недобросовестное распоряжение доверенной собственностью. Недобросовестное распоряжение доверенной собственностью делится  на: излишние траты, которые такое  распоряжение доверенной собственностью накладывает на её владельца; рискованное  употребление доверенной собственности, несогласованное с ее владельцем.

Рассмотрим  ряд примеров, касающихся излишних трат.

1. Провинциал садится в такси  на Курском вокзале и просит  побыстрее доставить его на Казанский вокзал, а таксист сначала показывает ему Москву, делая круг повсему Садовому кольцу, и только затем добирается до Казанского вокзала. Налицо типичный случай недобросовестного распоряжения доверенной собственностью - в данном случае временем пассажира, для которого оно в этот момент важнее денег. Но таксист по-другому не может заработать на клиенте и поэтому идет даже на риск, что тот опоздает на поезд. Конечно, условием здесь является некомпетентность клиента.

2. Брокер распоряжается портфелем  акций, который ему доверил  клиент. В обязанности брокера  входит постоянно поддерживать  портфель акций в состоянии  устойчивом, максимизирующем прибыль и застрахованном от риска. Для этого брокер должен, не спрашивая клиента, покупать и перепродавать некоторые пакеты акций. Но брокер получает комиссионные с каждой совершенной им сделки, поэтому он перепродает пакеты акций клиента в 2-3 раза чаще необходимого. Это тоже недобросовестное распоряжение доверенной собственностью, которое не связано с прямым риском для обладателя данной собственности, но накладывает на него дополнительные издержки.

3. Классический случай недобросовестного  распоряжения доверенной собственностью - плохое содержание арендованной  квартиры. Вообще, арендатор всегда  хуже содержит квартиру, нежели  хозяин. Какой бы договор об  аренде он ни подписывал, он  не собственник и все равно  будет содержать ее плохо.

 

  Варианты смягчения и устранения  морального риска

Существует  несколько путей решения проблемы морального риска

4.1 Контроль над действиями агента

1) Можно ужесточить надзор за  деятельностью агента, увеличивая  объем ресурсов, расходуемых на  эти цели. В фирмах работники  часто отмечают время прихода  на работу и время окончания  работы. Работодатели покупают компьютерные  программы, которые подсчитывают  число ударов по клавишам, которые  делают секретари, за кассирами  следят видеокамеры. Парфюмерная  компания «Калина» (бывшие «Уральские  самоцветы»), к примеру, ввела  в цехах форму разного цвета.  Тем самым появилась дополнительная  возможность контролировать работников (можно определить, работники какого  цеха находятся не на своем  рабочем месте). В результате, некоторые  работники, недовольные усилением  контроля, уволились из компании. Все меры по ужесточению надзора  за работниками, как правило,  дорогостоящие, и нередко издержки  контроля могут превышать ту  выгоду, которая достигается подобным  образом.

2) Контроль -- это поиск дополнительных источников информации об агенте, о его усилиях, о его честности и прилежании. Контроль, однако, не всегда связан с дополнительным расходованием ресурсов. Создание конкуренции между агентами может стать одним из возможных способов организации контроля поведения агентов. Если у агентов противоположные интересы, то они будут охотно раскрывать относительные преимущества своего товара, подчеркивая недостатки товаров своих конкурентов. Если вы хотите выбрать пластиковые окна, то, обратившись к нескольким фирмам, сможете узнать о недостатках тех окон, которые устанавливают их конкуренты, и о которых они предпочитают умолчать. Однако полностью полагаться на конкурирующие источники информации, конечно, нельзя. Все они промолчат об общих для их товаров недостатках.

Эффект  конкуренции можно использовать внутри организации. Например, подобной системой контроля пользуется компания Макдональдс. Ее работники знают  друг друга лишь по номерам, и не знают имен. Видимо, это облегчает  их взаимный контроль друг за другом. Об ошибках и нерадивом поведении  своих коллег они должны сообщать, зарабатывая себе очки в рейтинге. Однако внутри фирмы подобный способ контроля имеет свои ограничения. Создание атмосферы конкуренции между  работниками может разрушить  элементы доверия и готовность к  сотрудничеству, что затруднит решение  задач, требующих объединения усилий агентов.

4.2 Стимулирующие контракты

Второй  способ борьбы с моральным риском -- это объединение интересов принципала и агента с помощью стимулирующих  контрактов или участия агента в  результатах деятельности.20) Одинцова М.И. Институциональная экономика, М.: ГУ-ВШЭ. 2007

Информация о работе Моральный риск и способы его предотвращения