Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 11:25, доклад
Из кейнсианской теории потребления вытекает одно важное следствие, которое получило название мультипликативного эффекта. Суть его состоит в том, что если в экономике увеличатся по какой-либо причине автономные расходы, то в результате совокупный спрос и национальный доход возрастают на многократно большую величину.
Обоснование действия мультипликативного эффекта основано на том, что в кейнсианской модели потребление есть функция от дохода, в отличие от других плановых расходов, которые от уровня дохода не зависят и поэтому рассматриваются как автономные. Строго говоря, функцией от дохода в кейнсианской модели является также и импорт, но учет потребления импортных благ не изменяет сути Действия мультипликативного эффекта, уточняя лишь количественное значение величины мультипликатора.
Мультипликативный эффект
Из кейнсианской теории потребления вытекает одно важное следствие, которое получило название мультипликативного эффекта. Суть его состоит в том, что если в экономике увеличатся по какой-либо причине автономные расходы, то в результате совокупный спрос и национальный доход возрастают на многократно большую величину.
Обоснование действия мультипликативного эффекта основано на том, что в кейнсианской модели потребление есть функция от дохода, в отличие от других плановых расходов, которые от уровня дохода не зависят и поэтому рассматриваются как автономные. Строго говоря, функцией от дохода в кейнсианской модели является также и импорт, но учет потребления импортных благ не изменяет сути Действия мультипликативного эффекта, уточняя лишь количественное значение величины мультипликатора.
Действие мультипликативного эффекта в общем виде можно описать следующим образом. Любое повышение автономных расходов на величину L А непосредственно увеличивает совокупный спрос и, следовательно, национальный доход на величину L у=L А. Но так как потребление домашних хозяйств есть функция от дохода, то часть прироста своего дохода в размере С L у они направят на потребление. А вследствие того, что потребительские расходы являются составной частью совокупного спроса, последний опять возрастет. Его рост в свою очередь вызовет рост национального дохода, в результате чего часть Прироста опять будет направлена на потребление и т. д.
То есть прирост автономных расходов вызывает как непосредственное увеличение прироста национального дохода, так и индуцированный прирост национального дохода в результате роста потребления.
Если последовательно записать все циклы возрастания совокупного спроса, начиная от первоначального прироста автономных расходов, то получим:
L у = L А + Сy L А + Сy2L А + Сy3L А + ... + Сyn L А = L А (1 + Сy + Сy2 + Сy3 + ... + Сyn).
Так как Сy <1, то мы имеем дело с убывающей геометрической прогрессией, которая при n -> ¥ сводится к виду:
(2)
Сомножитель, стоящий перед L А, называется мультипликатором автономных расходов (обозначим его как mA). Он показывает, на какую величину возрастет национальный доход в случае прироста автономного спроса на L А. Из выражения (2) следует, что значение мультипликатора тем больше, чем большую часть прироста дохода домохозяйства склонны направлять на потребление.
Из теории мультипликатора следует один интересный вывод, который Кейнс назвал “парадоксом сбережений”. Так как Sy = 1-Сy, то чем больше субъекты сберегают, тем меньше величина равновесного национального дохода.
Теория мультипликатора является одним из важнейших элементов кейнсианской концепции. Действие мультипликативного эффекта наряду с “парадоксом сбережений” среди прочего наглядно иллюстрирует важнейший тезис кейнсианства - о ведущей роли совокупного спроса в модели “совокупный спрос - совокупное предложение”.
По мнению экономистов конца 19 начала 20 века рыночная система без вмешательства из вне способна обеспечить полное использование ресурсов в экономике. Эластичность цен, заработной платы, процентной ставки приводят в действие рычаги саморегулирования, что ведет к производству при полной занятости.
После "великой депрессии" 30х годов 20 века Джоном Кейнсом была обоснована неспособность экономики к саморегулированию и необходимость государственного регулирования на макроуровне.
Экономические решения принимаются в условиях неопределенности, и требуют время для приспособления к неожиданным событиям, чем Кейнс во многом и объяснял экономические спады. При экономическом спаде реакция потребителей, инвесторов и производителей на изменившиеся обстоятельства необязательно вернет экономику к прежнему состоянию полной занятости. Экономика может неопределенно долго пребывать в состоянии, когда объем производства намного ниже производственных мощностей (используются не все производственные мощности), а уровень безработицы неоправданно высок.
Чтобы вывести экономику из такого положения, надо увеличить совокупный спрос, особенно в части инвестиций. Даже небольшое изменение инвестиций высовет мультипликативный рост валового продукта и занятости.
Мультипликатор — коэффициент, показывающий зависимость изменения валового продукта от изменений инвестиций.
При росте инвестиций валовый продукт будет расти в гораздо большем размере, чем первоначальные денежные инвестиции. Помимо первичного эффекта возникает вторичный и последующие эффекты. Этот множительный эффект и называется мультипликативным эффектом.
Мультипликатор инвестиционных (государственных) расходов = Δ Валовый продукт / Δ Инвестиций
Кейнс ввел такие показатели как: предельная склонность к сбережению и предельная склонность к потреблению, которые отражают, как люди распоряжаются приростом дохода.
Формула предельной склонности к сбережению
Пример
Доход субъекта возрос на 1000 долл. из них 750 долл. составили расходы, а 250 долл. сберегается. В данном случае предельная склонность к сбережению
Предельная склонность населения к сбережению имеет тенденцию к увеличению, что оказывает отрицательное воздействие на рост инвестиций и темпы роста валового продукта, так как не все сбережения идут как инвестиции. Поэтому необходимо государственное стимулирование инвестиций и использование мультипликативного эффекта, что может вызвать значительное оживление производства и рост занятости.