Налоги в экономической системе общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 21:53, курсовая работа

Краткое описание

Одна из самых острых проблем нашей экономики - это нехватка финансовых ресурсов (надо заметить, что такая проблема существует в нашей стране уже давно). Сейчас наиболее приемлемым способом решения данной проблемы может быть налоговое регулирование. Это - система особых мероприятий в области налогообложения, направленных на вмешательство государства в рыночную экономику в соответствии с принятой правительством концепцией экономического роста. Налоговое регулирование охватывает всю экономику в целом. Одним из аспектов налогового регулирования является взимание налогов с населения.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 89.84 Кб (Скачать файл)

Представительные органы власти субъектов Российской Федерации (местного самоуправления), устанавливая региональные (местные) налоги и сборы, определяют в нормативных правовых актах как обязательные, так и факультативные элементы налогообложения. Согласно ст. ]2 Кодекса к таким элементам относятся:

· налоговая ставка, устанавливаемая в пределах, предусмотренных Кодексом;

· порядок и сроки уплаты налога и сбора;

· форма отчетности по этим налогам;

· налоговые льготы.

В третью группу входят дополнительные элементы налогов, которые не предусмотрены в обязательном порядке для установления налога, но в какой-либо форме должны учитываться при установлении налогового обязательства:

· предмет налога;

· масштаб налога;

· единица налога;

· источник налога;

· налоговый оклад;

· получатель налога.

Каждый из рассмотренных в трех группах элементов несет конкретную юридическую нагрузку и играет определенную, роль для обеспечения возможности уплаты налога. Отсутствие хотя бы одного элемента может значительно затруднить или усложнить налоговое производство, сделать просто невозможным уплату налога. Поэтому в идеале закон о налогах должен содержать всю совокупность элементов, а не только тс, которые перечислены в ст. 17 Кодекса. [2, стр 35-37]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.6. Основные федеральные  налоги РФ.

1. Единый социальный  налог.

В настоящее время российская система социальных налогов состоит из:

единого социального налоги (ЕСН), который делится на платежи в федеральный бюджет, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

С начала 2002 г. согласно Федеральному закону от 15.12.01 № 167-ФЗ все налогоплательщики данного налога становятся также плательщиками страховых взносов на обязательное пенсионное страхование; страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ — 14%;

страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев па производстве и профзаболеваний  — тариф зависит от класса профессионального риска и варьирует от 0,2 до 8,5%.

Единый социальный налог введен в действие с 1 января 2001 г. Это налог заменил собой взносы непосредственно в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и фонды обязательного медицинского страхования РФ. Следовательно, с введением ЕСН государственные внебюджетные социальные фонды (кроме фонда занятости населения) не ликвидируются. Для них устанавливается единая налоговая база — выплаты и вознаграждения, начисленные в пользу физических лиц.

Назначение ЕСН — мобилизация средств для реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение (страхование) и медицинскую помощь (ст. 234 Кодекса). Но ' теперь в отношении налогоплательщиков ЕСН налоговые органы проводят все предусмотренные законодательством мероприятия налогового контроля, взыскивают суммы недоимки, пеней и штрафов, проводят в установленном порядке зачет (возврат) излишне уплаченных сумм налога.

По сравнению с предыдущим периодом сокращению подвергся тариф в Фонд социального страхования с 5,4 до 4,0%, В целом шкала ЕСН стала регрессивной: чем выше средняя заработная плата на предприятии, тем меньше налогоплательщик отчисляет в социальные фонды. Регрессия социального налога составляет от 35,6 до 2%. Поэтому становится выгоднее зарабатывать большие деньги и показывать свои доходы для налогообложения.

Особо следует отметить, что порядок расходования средств указанных фондов, а также иные условия, связанные с использованием этих средств, устанавливаются законодательством РФ. Другими словами, за фондами остаются функции расходования средств по государственному пенсионному, социальному и медицинскому страхованию. Кроме того, сохранены особенности исчисления и уплаты взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения в фонд обязательного медицинского страхования.

По сравнению с ранее установленным порядком законодательство расширило круг плательщиков налога. В их число вошли физические лица, выступающие в качестве работодателей и использующие наемный труд.

В качестве налогоплательщиков признаются (ст. 235 Кодекса):

1)  лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе:

* организации;

* индивидуальные  предприниматели;

*  физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;

2)  индивидуальные предприниматели, адвокаты.

В настоящее время действует норма, в соответствии с которой, если налогоплательщик относится к нескольким категориям налогоплательщиков, он признается отдельным плательщиком по каждому отдельно взятому основанию. Так, налогоплательщики являются плательщиками ЕСН как со своего дохода, так и с дохода, начисленного в пользу наемных работников. [2, стр 278-280]

 

 

 

 

 

 

 

 

             2. Налог на доходы физических лиц.

Налог на доходы физических лиц является центральным в системе налогообложения населения. Налог относится к прямым, а по уровню взимания — к федеральным налогам. Он уплачивается на всей территории страны по единым ставкам. Действующее законодательство не предусматривает установления местных ставок этого налога.

Основная сумма поступлений налога зачисляется в бюджеты субъектов Федерации. В федеральный бюджет РФ поступает значительно меньшая доля. В соответствии с законом «О федеральном бюджете на 2001 год» установлено, что доходы федерального бюджета РФ формируются за счет налога на доходы физических лиц в размере 1% доходов от общих поступлений данного налога.

Впервые определен перечень доходов физических лиц, получаемых в России и от источников за рубежом, обозначены критерии, отражающие эти виды доходов. Наличие перечня доходов, полученных также за пределами страны, позволяет разграничить все виды доходов физического лица по соответствующим источникам. Учет налогооблагаемой базы производится по кассовому методу. В качестве источника уплаты налога выступает начисленная оплата труда по всем основаниям.

В отличие от существовавшей ранее системы льгот, предусматривающей большое количество разнообразных налоговых изъятий, очерчен перечень достаточно четких и носящих всеобщий характер стандартных, социальных, имущественных, и профессиональных вычетов. При этом налогоплательщику предоставлено право добровольного заполнения декларации о совокупном доходе за отчетный год. Объясняется это тем, что весьма существенные льготы можно получить, лишь заполнив декларацию о доходах.

Прогрессивная ставка по подоходному налогу с физических лиц отменена. Вместо действовавшей трехуровневой шкалы введена единая твердая ставка налога на доходы физических лиц. Одно из позитивных последствий этого нововведения — освобождение большой массы лиц, являющихся наемными работниками, от обязанности составления и представления в налоговые органы декларации о доходах.

Установлены повышенные ставки для доходов, получаемых лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ, а также для тех видов дохода, которые имеют особое происхождение, - от материальной выгоды, страховых выплат по договорам добровольного страхования и т.д.

Налог на доходы физических лиц построен на резидентском принципе. В качестве налогоплательщиковвыступают:

•  физические лица, являющиеся налоговыми резидентами России. Статус налогового резидента имеют лица, проживающие на территории России не менее 183 дней в календарном году. Налоговые резиденты уплачивают налог со всех полученных доходов, т.е. несут полную налоговую ответственность;

•  физические лица, получающие доходы от источников в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами РФ. Статус налогового нерезидента имеют лица, находящиеся на территории страны меньше 183 дней в календарном году. Налоговые нерезиденты уплачивают налог лишь с дохода, полученного от источников в РФ, т.е. несут ограниченную налоговую ответственность.

Статус налогоплательщика распространяется на всех лиц, несмотря на их возраст, От лица недееспособных (детей) налог уплачивают их опекуны и попечители (родители).

[2, стр 262-264]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Акцизы

Акцизы устанавливаются на товары массового спроса. Это — косвенные налоги, включаемые в цену товаров определенного перечня. В отличие от многоступенчатого НДС акцизы уплачиваются в бюджет один раз, ими облагается вся стоимость продукта. Акцизы выполняют двоякую роль: во-первых, они — один из важных источников дохода бюджета; во-вторых, это средство регулирования спроса и предложения, а также средство ограничения потребления. Акцизы препятствуют образованию сверхвысокой прибыли, поэтому ими облагаются компании, добывающие минеральное сырье или производящие спирт.

Для снижения налоговой нагрузки на малообеспеченные слои населения в число подакцизных товаров обычно включают предметы роскоши (меха, ювелирные изделия и т.п.). Посредством акцизов ограничивается потребление социально вредных товаров (спиртные и табачные изделия). В отношении акцизного обложения товаров народного потребления действует система льгот. Например, выведены из-под обложения легковые автомобили с ручным управлением, включая ввезенные на территорию РФ, для реализации инвалидам.

По подакцизным товарам применяются как процентные (адвалорные) ставки акцизов, так и твердые (специфические) ставки. Ставки являются едиными по всей территории РФ.

Согласно ст. 181 Кодекса подакцизными товарами и подакцизным минеральным сырьем признаются следующие позиции:

·  спирт этиловый из всех видов сырья (за исключением коньячного);

·  спиртосодержащая продукция с долей спирта более 9% (за исключением лекарственных товаров, ветеринарных препаратов, парфюмерно-косметической продукции и др.);

·  алкогольная продукция с долей спирта более 1,5%;

·  пиво;

·  табачная продукция;

·  ювелирные изделия (за исключением государственных наград, медалей, знаков отличия и т.п.);

·  легковые автомобили и мотоциклы;                     

·  автомобильный бензин;

·  дизельное топливо;

·  моторные масла;

·  нефть и стабильный газовый конденсат;

·  природный газ.

Акцизы принято классифицировать по видам в зависимости от предмета налогообложения и плательщиков. В первую группу входят акцизы на товары народного потребления. Вторую группу образуют акцизы на природно-минеральное сырье и продукты переработки. Третья группа — акцизы, взимаемые на таможне; существует особый порядок обложения ввозимых товаров, услуг в страны ближнего и дальнего зарубежья.                                                                                                                                                                                            

Акцизы перекладываются на конечного потребителя подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья. Этот потребитель выступает как носитель акцизов. Субъектами налогообложения, т.е. налогоплательщикамиакцизов, в соответствии со ст. 179 Кодекса признаются:

• организации;

•  индивидуальные предприниматели;

•  лица, признаваемые налогоплательщиками налога в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ.

Действующее законодательство ввело новшество — в ст. 180 Кодекса оговариваются особенности определения плательщика акциза в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности). Участники такого договора несут солидарную ответственность по исполнению обязанности по уплате акцизов. Плательщиком является лицо, ведущее дела по договору о совместной деятельности, либо лицо, определенное участниками договора из их числа. Данное лицо должно встать на налоговый учет в качестве налогоплательщика повторно, т.е. независимо от постановки на учет в качестве налогоплательщика, ведущего собственную деятельность. [2, стр 251-253]

 

 

 

 

 

4. Налог на добавочную  стоимость.

Обложение налогом на добавленную стоимость охватывает товарооборот внутреннего рынка страны и оборот, складывающийся при осуществлении внешнеторговых операций'. В настоящее время в России (и в европейских странах) используется принцип места назначения: налог уплачивают при импорте товаров и услуг, но не взимают при их экспорте.

Налог на добавленную стоимость является косвенным многоступенчатым налогом. Основная функция налога — фискальная. Вся сумма поступлений НДС начиная с 2001 г. зачисляется в федеральный бюджет РФ.

По своей экономической сущности этот налог представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и обращения. Добавленная стоимость выявляется как разница между стоимостью .реализованных товаров и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения. Поскольку величина НДС добавляется к цене товара, источником уплаты налога служат средства конечных покупателей. Для организаций НДС является транзитным налогом. Поэтому НДС, как и любой ценообразующий и транзитный налог, отвлекает часть оборотных средств предприятия и вызывает их недостаток.

Для расчета НДС в налоговое производство России введено применение счетов-фактур. Установлены определенные требования, предъявляемые к оформлению счетов-фактур (обязательные реквизиты, количество экземпляров, сроки оформления и доставки). Это приблизило отечественную практику налогообложения кинвойсному методу, или методу зачета по счетам. Суть этого метода заключается в следующем.

Информация о работе Налоги в экономической системе общества