Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 17:55, курсовая работа
Целью работы является исследование сложившейся на настоящий момент налоговой системы как средства государственного регулирования экономики, определение проблем развития и попытка обозначения направлений дальнейшего развития налоговой системы.
Достижение поставленной цели осуществляется путём решения следующих задач:
1) рассмотреть теоретические аспекты налогообложения, обозначить и охарактеризовать существующие налоги;
2) изучить принципы построения и структуру современной налоговой системы России;
3) определить проблемы развития налоговой системы России;
4) рассмотреть предложения ведущих специалистов по дальнейшему совершенствованию данных налогов с целью повышения социально-экономической эффективности и определить пути дальнейшего совершенствования налоговой системы и налоговой политики России.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………...3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ....……………………….………5
1.1 Сущность, принципы и функции налогов………………………………………….……..5
1.2 Основные элементы налогов. Виды налогов……………………………………….……..9
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ. ПРОБЛЕМЫ
И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ………………………....15
2.1 Принципы построения и структура налоговой системы России ………………………15
2.2 Проблемы развития налоговой системы России………………...………………….……17
2.3 Пути совершенствования налоговой системы России………………………………......22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………28
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………....….31
ПРИЛОЖЕНИЯ...…………………………………………………………………………...….33
6. Основан на принципах всеобщности, равенства, соразмерности.
Налог может служить достижению поставленных перед ним целей лишь в том случае, если с его помощью осуществляется справедливое распределение бремени общественных расходов. Однако это является возможным лишь в том случае, если право обеспечивает построение налога на основе таких взаимосвязанных принципов, как всеобщность, равенство и соразмерность. Всеобщность означает, что к налогу должны привлекаться все члены общества, т.е. публичные расходы должны распределяться между всеми. Равенство предполагает равное участие в финансировании публичных расходов, что, естественно, подразумевает равенство, исходя из платежных возможностей каждого индивидуума. Наконец, соразмерность обращает внимание на необходимость соразмерности участия лица в финансировании публичных расходов (т.е. степени ограничения его личных (индивидуальных) интересов) степени важности коллективных потребностей общества, подлежащих удовлетворению.
Функции налога - это проявление
его сущности в действии, способ
выражения его свойств.
1. Фискальная функция - посредством неё реализуется главное общественное назначение налогов - формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для осуществления собственных функций. Формирование доходов государственного бюджета на основе стабильного централизованного взимания налогов, превращает само государство в крупнейший экономический субъект;
2. Контрольная функция – при помощи неё оценивается эффективность налогового механизма, обеспечивается контроль над движением финансовых ресурсов, появляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику. Осуществление контрольной функции налогов, ее полнота и глубина в известной мере зависят от налоговой дисциплины. Суть ее в том, чтобы налогоплательщики (юридические и физические лица) своевременно и в полном объеме уплачивали установленные законодательством налоги;
3. Распределительная функция - обладает радом свойств (регулирующее, стимулирующее, воспроизводственное), характеризующих многогранность ее роли в воспроизводственном процессе;
4. Экономическая функция - состоит в воздействии через налоги на общественное воспроизводство, т.е. любые процессы в экономике страны, а также социально-экономические процессы в обществе;
5. Фискальная функция - обеспечение финансирования государственных расходов;
6. Регулирующая функция - государственное регулирование экономики. Развитие рыночной экономики регулируется финансово-экономическими методами - путем применения отлаженной системы налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций и т. п. Центральное место в этом комплексе экономических методов занимают налоги. Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем;
7. Социальная (перераспределительная) функция - поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними. С помощью этой функции государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на социальные нужды населения, полного или частичного освобождения от налогов граждан, нуждающихся в социальной защите.
8. Стимулирующая функция - помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства и др. Грамотно организованная налоговая система предполагает взимание налогов только со средств, идущих на потребление, а средства, вкладываемые юридическим или физическим лицом в развитие, освобождаются от налогообложения полностью или частично.
1.2 Основные элементы налогов. Налоги и их виды
Теоретическую основу налогов составляют их элементы. Каждый налог содержит следующие основные элементы:
1. Субъект налога или налогоплательщик – физическое или юридическое лицо, на которое законом возложена обязанность уплачивать налог.
2. Объект налога – предмет, подлежащий обложению (доход, имущество, товары). Часто название налога вытекает из объекта. Например, земельный налог, подоходный налог. Изъятие налога после получения дохода (владельцем по декларации) предусматривает подачу налогоплательщиком в налоговые органы декларации о полученных доходах.
3. Источник налога – доход субъекта (заработная плата, прибыль, процент), из которого уплачивается налог. По некоторым налогам (например, налог на прибыль) и объект, и источник совпадают.
4. Единица обложения – единица изменения объекта (по подоходному налогу – денежная единица страны; по земельному налогу – гектар, акр).
5. Налоговая ставка представляет собой величину налога на единицу обложения. В зависимости от построения налогов различают:
а) твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу объекта.
б) долевые ставки выражаются в определенных долях объекта обложения.
6. Налоговый оклад – сумма налога, уплачиваемая субъектом с одного объекта.
7. Налоговые льготы – полное или частичное освобождение от налогов субъекта в соответствии с действующим законодательством (скидки, вычеты и др.).
Самой важной налоговой льготой является необлагаемый минимум – наименьшая часть объекта, освобожденная от налога.4
Налоги и их виды.
По способу изъятия налоги бывают двух видов:
1) Прямые налог (налоги на доходы и имущество): подоходный налог с физических лиц; налог на прибыль предприятий (корпораций, фирм); налог на социальное страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу (так называемые социальные налоги); поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость; налоги на перевод прибыли и капитала за рубеж и др. Они взимаются с конкретного физического или юридического лица.5
2) Косвенные налоги (налоги на товары и услуги): налог с продаж, который в большинстве развитых стран в настоящее время заменен налогом на добавленную стоимость (НДС); акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги); налог на наследство, на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и др.. Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги.
В России примерно одна половина налоговых сборов приходится на прямые налоги, другая - на косвенные.6
По субъекту уплаты налога:
1) Юридические
лица - созданная и
2) Физические лица - гражданин, человек, участвующий в экономической деятельности, выступающий в качестве полноправного субъекта этой деятельности. К физическим лицам относят граждан данной страны, иностранных граждан, лиц без гражданства, которые действуют в экономике в качестве самостоятельных субъектов, обладают правом лично проводить определенные хозяйственные операции, регулировать экономические отношения с другими лицами и организациями, вступать в отношения с юридическими лицами. Физическое лицо действует от собственного имени, не нуждается в создании и регистрации фирмы, предприятия, что необходимо юридическим лицам.
По назначению:
1) Общие налоги — расходуются на цели, определенные в бюджете;
2) Специальные налоги — имеют строго целевое назначение (например, ЕСН).
По способу обложения:
1) Кадастровые - представляют собой реестр, содержащий перечень типичных объектов (земля, имущество, доход), классифицируемый по внешним признакам (размер участка, объем двигателя);
2) Декларационные - официальное заявление налогоплательщика о поученных доходах за определенный период времени.
По принадлежности к уровню власти и управления:
1) Федеральные - устанавливает НК РФ и оплачиваются на всей территории государства:
1. налог на добавленную стоимость;
2. акцизы;
3. налог на доходы физических лиц;
4. единый социальный налог;
5. налог на прибыль организаций;
6. налог на добычу полезных ископаемых;
7. водный налог;
8. сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
9. государственная пошлина.
Ставки по НДС, акцизам и страховым взносам см. в приложении 1.
2) Региональные - вводятся законами субъектов РФ и оплачиваются на их территории
1. налог на имущество организаций;
2. налог на игорный бизнес;
3. транспортный налог.
Ставки указанных налогов см. в приложении 2.
3) Местные - вводятся органами местного самоуправления и обязательны к оплате на территории муниципалитетов
1. земельный налог;
2. налог на имущество физических лиц.
Ставки указанных налогов см. в приложении 3.
По характеру налогообложения:
1) Пропорциональные (доля налога в доходе, или средняя ставка налога с ростом дохода);
2) Прогрессивные
(доля налога в доходе с
3) Регрессивные (доля налога в доходе с ростом дохода падает). Регрессивные налоги означают, что их доля выше в доходе более бедной части населения. Регрессивный характер налога проявляется в том случае, если налог установлен в фиксированном размере на единицу товара. Тогда доля взимаемого налога в доходе будет выше у того покупателя, чей доход меньше.
Основными налогами являются:
1) Подоходный налог с физических лиц (налог на личные доходы) - является вычетом из доходов (обычно годовых) налогоплательщика - физического лица. Платежи осуществляются в течение года, но окончательный расчет производится в конце его. Налоговые системы разных стран, будучи в основном схожими, имеют свои собственные наборы налоговых ставок и изъятий из налогообложения, налоговых кредитов и сроков выплат. Обычно подоходный налог взимается по прогрессивной ставке, повышающейся по мере роста дохода налогоплательщика. Высшие ставки подоходного налога в развитых странах колеблются от 30 до 70%. Самый высокий уровень подоходного налога - в Швеции.
2) Налог на прибыль предприятий, организаций (фирм, корпораций) взимается в случае, если они признаются юридическими лицами. Однако для некоторых фирм в мелком бизнесе делается исключение: они признаются юридическими лицами, но налоги платят не они, а их владельцы через индивидуальный подоходный налог. Налог на прибыль предприятий (корпоративный налог) составляет основную часть их налоговых выплат. Обложению налогом подлежит прибыль, чистый доход (валовая выручка за вычетом всех расходов и убытков).
Налогообложение той части прибыли, которая подлежит распределению между акционерами (пайщиками) в виде дивидендов, в разных странах осуществляется по-разному. Полученные дивиденды подпадают под действие подоходного налога с физических лиц, в результате чего одна и та же сумма может дважды облагаться налогом: вначале корпоративным налогом как часть прибыли, а затем подоходным налогом с физических лиц как распределяемая прибыль, которая превращается с точки зрения налогообложения в доход акционеров. В результате возникает так называемое двойное налогообложение. Оно имеет место и в других случаях.
В зависимости от подхода к двойному налогообложению распределяемой прибыли национальные системы взимания налога на прибыль предприятий можно сгруппировать следующим образом:
а) Классическая система, при которой распределяемая часть прибыли облагается вначале налогом на прибыль предприятий, а затем личным подоходным налогом (Бельгия, Нидерланды и Люксембург, США, Швеция, Швейцария, а также Россия);
б) Система снижения налогообложения на уровне компании, при которой распределяемая прибыль либо облагается по более низкой ставке корпоративного налога (Австрия, Германия, Япония), либо частично освобождается от налогообложения (Испания, Финляндия);
в) Система снижения налогообложения на уровне акционеров, при которой либо акционеры частично освобождаются от уплаты подоходного налога на получаемые ими дивиденды независимо от того, удержан или не удержан корпоративный налог с распределяемой прибыли (Австрия, Дания, Канада, Япония); либо налог, уплаченный компанией с распределяемой прибыли, частично засчитывается при налогообложении акционеров (Великобритания, Ирландия, Франция);
Информация о работе Налоги и их виды. Налоговая система государства