Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2014 в 20:59, курсовая работа
Краткое описание
Под налогом, пошлиной, сбором понимается обязательный взнос в бюджет или во внебюджетный фонд, осуществляемый в порядке, определенном законодательными актами. Налоги бывают прямыми и косвенными они различаются по объекту налогообложения и по механизму расчета и взимания, по их роли в формировании доходной части бюджета. Существует ряд общепризнанных принципов налогообложения, важнейшие их них: реальная возможность выплаты налога, его прогрессивный, однократный обязательный характер, простота и гибкость.
Содержание
Введение 6 1 Экономическая сущность налогов 7 1.1 Элементы налога и способы взимания налогов 7 1.2 Классификация налогов 13 1.3. Функции налогов и их взаимосвязь 18 2 Налоговая политика государства 24 2.1 Сущность, цели, задачи налоговой политики 24 2.2 Налоговый механизм и его элементы 29 3 Налоговая система Российской Федерации 34 3.1 Основы законодательства о налогах и сборах в Российской Федерации 34 3.2 Налоги Российской Федерации 38 3.2.1 Налог на добавленную стоимость 38 3.2.2 Акцизы 39 3.2.3 Налог на прибыль организаций 42 3.2.4 Налог на доходы физических лиц 44 Заключение 52 Список использованных источников 53
Третий тип налоговой политики
представляет собой нечто среднее между
вторым и первым. Его суть заключается
в установлении высокого уровня налогообложения
и разработке значительного числа государственных
программ.
Практическое проведение налоговой
политики осуществляется с помощью налогового
механизма.
2.2
Налоговый механизм и его элементы
Налоговая политика реализуется
через налоговый механизм.
Налоговый механизм — это совокупность
способов и правил налоговых отношений,
с помощью которых обеспечиваются достижения
целей налоговой политики.
Внутреннее содержание налоговой
политики формируется в соответствии
с сущностью налогов, паритетом двух функций:
фискальной и регулирующей, предполагающих
равновесие между общегосударственными,
корпоративными и личными интересами.
Элементы налогового механизма
— планирование, регулирование, контроль.
Налоговое планирование — экономически
обоснованная система прогнозов налоговых
поступлений с учетом реальных экономических
условий. В зависимости от периода различают
планирование:
оперативное;
текущее;
долгосрочное;
стратегическое.
Основная задача налогового
планирования — обеспечить качественные
и количественные показатели программ
социально-экономического развития страны
на базе действующих налоговых законов.
На государственном уровне
роль налогового планирования определяет
анализ поступления налогов, тенденций
и факторов роста налогооблагаемой базы
и на этой основе — расчет объемов налоговых
поступлений в бюджеты.
Налоговое регулирование —
система экономических мер оперативного
вмешательства в ход воспроизводственных
процессов.
Принципы налогового регулирования:
экономическая обоснованность;
финансовая целесообразность;
сбалансированность интересов.
Основные задачи налогового
регулирования — создать общий налоговый
климат для внутренней и внешней деятельности
организаций, обеспечить преференциальные
налоговые условия для стимулирования
приоритетных отраслевых и региональных
направлений движения капитала.
Налоговое регулирование осуществляется
разными способами и методами:
способы — льготы и санкции;
методы — инвестиционный налоговый
кредит, отсрочка, рассрочка, трансферты
и др.
Важное средство осуществления
политики государства в области регулирования
доходов — налоговая ставка. Она определяет
процент налоговой базы или ее части, денежная
оценка которой является величиной налога.
Изменяя ее, правительство может, не изменяя
всего массива налогового законодательства,
а лишь корректируя установленные станки,
проводить налоговое регулирование.
Существенный эффект налоговой
политики достигается за счет дифференциации
налоговых ставок для некоторых категорий
налогоплательщиков в отдельных регионах,
отдельных отраслей и организаций. Ставка
налога обеспечивает относительную мобильность
финансового законодательства, позволяет
правительству быстро и эффективно сменить
приоритеты в политике регулирования
доходов. Роль налоговой ставки для осуществления
государственной политики состоит в возможности
использования разных ставок налогов:
пропорциональных, прогрессивных и регрессивных.
Особое значение имеют прогрессивные
и регрессивные ставки, с помощью которых
регулируется не только уровень доходов
разных категорий налогоплательщиков,
но и формирование доходов бюджетов разных
уровней.
Благодаря налоговым ставкам
централизованная единая налоговая система
имеет достаточную гибкость, что обеспечивается
ежегодным уточнением ставок налогов
и приведением налоговой политики в соответствие
реальной экономической конъюнктуре.
Наряду с налоговой ставкой
эффективным средством реализации налоговой
политики служат налоговые льготы. Это
связано с тем, что физическим и юридическим
лицам, отвечающим установленным требованиям,
может быть предоставлено полное или частичное
освобождение от налогообложения.
Налоговые льготы, применяемые
в мировой практике налогообложения, трудно
систематизировать, поскольку они могут
быть установлены в любых случаях, когда
есть заинтересованность государства
в развитии предпринимательской деятельности
и оно готово стимулировать или, наоборот,
не стимулировать определенные отрасли
экономики, регионы, виды предпринимательской
деятельности.
Предоставляя налогоплательщикам
те или иные налоговые льготы, государство
прежде всего активизирует воздействие
налогового регулятора на экономические
процессы. Формы и способы предоставления
льгот в любом государстве постоянно развиваются.
К наиболее типичным формам налоговых
льгот относятся, в частности:
полное или частичное освобождение
прибыли, дохода или другого объекта от
налогообложения;
отнесение убытков на доходы
будущих периодов;
применение уменьшенной налоговой
ставки;
освобождение от налога (полное
или частичное) определенного вида деятельности
или дохода от такой деятельности;
освобождение от налога отдельных
социальных групп;
отсрочка или рассрочка налоговых
платежей.
Чаще всего объектом налогового
стимулирования становится инвестиционная
деятельность. Во многих государствах
(в России — до 2002 г.) полностью или частично
освобождается от налогообложении прибыль,
направляемая на эти цели.
С помощью налоговых льгот во
многих странах поощряются создание малых
предприятий, привлечение иностранного
капитала, научно-технические разработки,
имеющие фундаментальное значение для
дальнейшего развития экономики, экологические
Проекты; стимулируется создание новых
высокотехнологичных импортозамещающих
производств, способствующих выпуску
конкурентоспособной продукции для мирового
рынка. Применение отдельных налоговых
льгот преследует цель смягчить последствия
экономических и финансовых кризисов.
Для поощрения концентрации капитала,
обновления производственных фондов,
стимулирования внешнеэкономической
деятельности государство использует
такие виды налоговой льготы, как отсрочка
платежа или освобождение от уплаты налога.
При взимании налога на доходы
или прибыль в ряде стран практикуется
отнесение убытков текущего года на прибыль
либо на доходы следующего года или следующих
лет. В некоторых странах осуществляется
налогообложение консолидированных налогоплательщиков,
что позволяет в рамках их баланса производить
взаимозачет убытков и прибылей. Нередко
используются налоговые скидки в виде
возврата корпорациям налогов, ранее уплаченных
государству, налоговые льготы первым
покупателям новых выпусков акций компаний
и др. В ряде зарубежных стран предоставляются
льготы в зависимости от формы собственности.
Например, зачастую объекты, находящиеся
в государственной собственности, освобождаются
от уплаты земельного налога, устанавливается
льготное налогообложение прибыли государственной
корпорации. Иногда налоговые льготы предоставляются
в зависимости от гражданства в целях
стимулирования иностранных инвестиций.
К важному элементу налогового
механизма относятся налоговые санкции.
Они, с одной стороны, служат в руках государства
инструментом, с помощью которого обеспечивается
безусловное выполнение налогоплательщиком
налоговых обязательств, с другой стороны,
нацеливают налогоплательщика на использование
более эффективных форм хозяйствования.
Налоговые санкции представляют собой
косвенную форму использования налогового
механизма, они непосредственно не воздействуют
на эффективность хозяйствования. Кроме
того, их действенность определяется эффективностью
работы контролирующих органов.
Принципиальные подходы к регулированию
налоговых правоотношений во многих странах
определяются основным налоговым законом
— Налоговым кодексом.
Конечная цель налогового регулирования
— уравновесить интересы трех субъектов:
государства, хозяйствующих субъектов
и граждан.
Налоговый контроль — комплекс
мероприятий по анализу причин отклонений
от запланированной величины налоговых
поступлений в целях принятия решений
о проведении корректирующих мероприятий
в области налогообложения, направленных
на приближение фактического исполнения
к запланированному. Правильно сформированная
налоговая политика и достаточно отлаженный
налоговый механизм, учитывающий требования
к его построению и функционированию,
— это необходимое условие эффективного
налогообложения.
Налоговая
система Российской Федерации
3.1
Основы законодательства о налогах и сборах
в Российской Федерации
Основу функционирования налоговой
системы РФ на современном этапе составляет
НК РФ, в соответствии с которым законодательство
РФ о налогах и сборах включает в себя:
НК РФ и принятые в соответствии
с ним федеральные законы о налогах и сборах;
законы и нормативные правовые
акты о налогах и сборах, принятые законодательными
(представительными) органами власти субъектов
РФ в соответствии с НК РФ;
нормативные правовые акты
представительных органов местного самоуправления
о налогах и сборах, принятые в соответствии
с НК РФ.
Налоговый кодекс Российской
Федерации состоит из двух частей. Часть
первая (Общая) действует с 1 января 1999
г. и устанавливает налоговую систему
РФ, основы правоотношений, возникающих
при уплате налогов и сборов, виды налогов
и сборов, порядок возникновения и исполнения
обязанностей налогоплательщиков,формы
и методы налогового контроля, ответственность
за налоговые нарушения, порядок обжалования
действий (бездействия) налоговых органов,
методы взимания налогов и т.д. В части
первой НК РФ определен порядок изменение
перечня налогов, ставок, методов исчисления
налогооблагаемой базы, объектов налогообложения
и методов взимания налогов, а также установлен
порядок внесения изменений в налоговое
законодательство.
Действующим налоговым законодательством
не допускается установление дифференцированных
ставок налогов и сборов, налоговых льгот
в зависимости от формы собственности,
гражданства физических лиц или места
происхождения капитала (ст. 3 НКРФ).
Налоги и сборы не могут иметь
дискриминационного характера и применяться
в зависимости от социальных, расовых,
национальных, религиозных и иных подобных
критериев.
Допускается установление особых
видов пошлины либо дифференцированных
ставок ввозных таможенных пошлин в зависимости
от страны происхождения товара в соответствии
с НК РФ и таможенным законодательством
РФ.
Налоги и сборы должны иметь
экономическое основание и не могут быть
произвольными. Не правомерно вводить
налоги и сборы, препятствующие реализации
гражданами своих конституционных прав.
Не допускается устанавливать
налоги и сборы, нарушающие единое экономическое
пространство РФ, в частности прямо или
косвенно ограничивающие свободное перемещение
в пределах территории РФ товаров (работ,
услуг) или финансовых средств, либо иначе
ограничивать не запрещенную законом
экономическую деятельность физических
и юридических лиц или создавать препятствия
для такой деятельности.
Налоги, сборы, пошлины и другие
платежи формируют бюджетную систему
РФ, которая представлена федеральным,
региональным и местным уровнями. В процессе
формирования налоговой составляющей
доходов государственного бюджета разные
налоги составляют определенный удельный
вес от всех налоговых поступлений (налог
на добавленную стоимость — около 36%, таможенные
платежи — около 23%, акцизы — 22%, налог
на прибыль — 9%, налог на доходы физических
лиц — 6,3% и т.д.).
Часть первая НК РФ регулирует
властные отношения по установлению, введению
и взиманию налогов и сборов в РФ.
При уплате налога возникают
имущественные отношения между плательщиком
и получателем, основанные на властном
подчинении первого последнему. Именно
поэтому к налоговым отношениям неприменимы
нормы гражданского законодательства,
основанного на равенстве, автономии воли
и имущественной самостоятельности сторон,
т.е. нормы Гражданского кодекса Российской
Федерации (далее — ГК РФ).
К отношениям по установлению,
введению и взиманию таможенных платежей,
а также к отношениям, возникающим при
контроле уплаты таможенных платежей,
обжаловании актов таможенных органов,
действий (бездействия) их должностных
лиц и привлечении к ответственности виновных
лиц законодательство о налогах и сборах
не применяется, если иное непосредственно
не предусмотрено НК РФ.
В соответствии с НК РФ каждое
лицо должно уплачивать законно установленные
налоги и сборы. Законодательство о налогах
и сборах основывается на признании всеобщности
и равенства налогообложения. При установлении
налогов учитывается фактическая способность
налогоплательщика к уплате налога.
Важной характеристикой законодательства
о налогах и сборах является действие
его актов во времени, которое определено
ст. 5 НКРФ.
Таблица 3 - Действие во времени
законодательства о налогах и сборах
Направленность актов
Не ранее
Акты законодательства о налогах
Одного месяца со дня официального
опубликования и 1-го числа очередного
налогового периода
Акты законодательства о сборах
Одного месяца со дня их официального
опубликования
Федеральные законы, вносящие
изменения в НК РФ в части установления
новых налогов и сборов
1 января года, следующего
за годом их принятия, но не
ранее одного месяца со дня
официального опубликования
Направленность актов
Не ранее
Акты субъектов РФ и местные
акты, вводящие новые налоги и сборы
1 января года, следующего
за годом принятия, но не ранее
одного месяца со дня официального
опубликования
Акты законодательства о налогах
и сборах, улучшающие положение налогоплательщика