Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2014 в 17:14, доклад
Налоговая преференция - это предоставление государством преимуществ отдельным категориям налогоплательщиков в виде снижения сумм налоговых обязательств различными способами: снижением налоговых ставок, исключением объектов налогообложения, изменением сроков уплаты налогов (сборов), введением понижающих коэффициентов при расчете налогов (сборов), которые налогоплательщик – обязан, безусловно, исполнять. Они реализуются в процессе прямого расчета налоговых обязательств.
1. Отличие понятий налоговая преференция и налоговая льгота.
2. Функции налоговых льгот.
3. Виды и классификация налоговых льгот.
4. Литература
Доклад
Налоговые преференции (льготы).
Содержание
Отличие понятий налоговая преференция и налоговая льгота.
В соответствии со ст. 56 Налогового Кодекса
РФ льготами по налогам и сборам признаются
"предоставляемые отдельным категориям
налогоплательщиков и плательщиков сборов
предусмотренные законодательством о
налогах и сборах преимущества по сравнению
с другими налогоплательщиками или плательщиками
сборов, включая возможность не уплачивать
налог или сбор либо уплачивать их в меньшем
размере". В пункте 1 ст. 17 Налогового
Кодекса РФ перечислены обязательные
элементы любого налога: объект налогообложения;
налоговые база, период, ставка; порядок
исчисления налога; порядок и сроки уплаты
налога. При этом налоговым законодательством
могут быть предусмотрены льготы и основания
для их использования налогоплательщиком
(п. 2 ст. 17 НК РФ). Таким образом, льготы
являются необязательным, факультативным
элементом, законодатель может ввести
и/или отменить их в любой момент даже
внутри налогового периода; налогоплательщик
же вправе отказаться от использования
льготы либо приостановить ее использование
на один или несколько налоговых периодов.
Определенную путаницу в
механизм льготного налогообложения вносит
то, что нередко как в практических, так
и в научных изданиях в качестве синонима
понятия "налоговые льготы" используется
понятие "налоговые преференции".
Цель предоставления льгот и преференций
одна - снизить итоговую налоговую нагрузку
налогоплательщика, но вот механизм их
действия - разный.
Преференция (от лат.
praeferentis - предпочтение) - это преимущества,
предоставляемые отдельным категориям
организаций и физических лиц для поддержки
определенных видов деятельности. Преференции
осуществляются в форме снижения налогов,
скидок с таможенных пошлин, освобождения
от платежей, предоставления выгодных
кредитов.
Таким образом, можно сформулировать
следующее определение. Налоговая преференция
- это предоставление государством преимуществ
отдельным категориям налогоплательщиков
в виде снижения сумм налоговых обязательств
различными способами: снижением налоговых
ставок, исключением объектов налогообложения,
изменением сроков уплаты налогов (сборов),
введением понижающих коэффициентов при
расчете налогов (сборов), которые налогоплательщик
– обязан, безусловно, исполнять. Они
реализуются в процессе прямого расчета
налоговых обязательств. Преференции
могут носить экономический характер
(например, когда они направлены на развитие
инновационных отраслей экономики, при
этом реализуется стимулирующая функция
налогов) или социальный характер (когда
они отвечают этическим принципам налогообложения,
в частности направлены на поддержку низкодоходных
слоев населения или каких-либо некоммерческих
видов деятельности). Преференции отличает
сравнительная устойчивость.
В отличие от налоговых преференций
* налоговые льготы - это преимущества
в возможности неуплаты всей или части
суммы налога, предоставляемые на небольшой
отрезок времени и имеющие сравнительно
неустойчивый характер. В основном льготы
реализуются опосредованно, через вычет
из основной суммы налога. Введением налоговых
льгот реализуется или экспериментальный
подход к госрегулированию экономики,
когда трудно осуществимы иные формы государственной
поддержки, или прогнозный подход, когда
результат предоставления льготы трудно
поддается оценке. Следует
подчеркнуть, что не применять или приостанавливать
узаконенные преференции налогоплательщик
не вправе, он просто обязан их применять.
За неприменение и неправильное применение
преференций предусмотрены штрафы, а вот
неприменение льгот не штрафуется. Да
и сам механизм применения льгот иной:
налогоплательщик должен представить
документы, подтверждающие правомерность
применения льготы, в процессе налогового
контроля. При отказе от применения льготы
налогоплательщик, как правило, не обязан
информировать налоговые органы об этом
(хотя иногда такая обязанность предусматривается).
Еще одно существенное отличие: если
у налогоплательщика возникли вопросы
по применению налоговой преференции,
то уполномоченный орган обязан дать разъяснение
по письменному заявлению налогоплательщика.
Особенность налоговых
льгот проявляется в несимметричности
отношений "налогоплательщик - налоговые
органы".
Согласно п. 2 ст. 22 НК РФ права налогоплательщиков
обеспечиваются соответствующими обязанностями
должностных лиц налоговых органов. Налогоплательщики
имеют право использовать налоговые льготы
(пп. 3 п. 1 ст. 21 НК РФ), но у налоговых органов
нет обязанности разъяснять применение
льгот, хотя другие права налогоплательщиков
зеркально отражены в обязанностях налоговых
органов, как того требует ст. 22 "Обеспечение
и защита прав налогоплательщиков (плательщиков
сборов)" НК РФ.
Налоговые льготы тесно
связаны с понятием "добросовестный
налогоплательщик": налогоплательщики,
уклоняющиеся от уплаты налогов (получающие
необоснованную налоговую выгоду), могут
быть лишены права применения льгот, так
как они и так получают экономическое
преимущество, нарушая налоговое законодательство.
Функции налоговых льгот.
Налоговые льготы – важнейший элемент любого налога, имеющий исключительный характер. Цель налоговых льгот – сокращение налогового обязательства налогоплательщика, реже - отсрочка и рассрочка платежа, что, в конечном счете, косвенно также приводит к сокращению налоговых обязательств (отсрочку или рассрочку платежа можно рассматривать как фактическое представление бесплатного или льготного кредита).
Налоговые льготы - неотъемлемая часть налоговой системы любого государства рыночного типа, предусматривающая определенные преимущества, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков по сравнению с другими налогоплательщиками.
Налоговые льготы - предмет острых дискуссий. С одной стороны, налоговые льготы являются рыночным методом регулирования экономики, помогающим решать отдельные социально-экономические вопросы. С другой стороны, налоговые льготы нарушают принцип справедливости, льготный режим для одних налогоплательщиков в условиях дефицита бюджета означает дополнительное бремя для других.
С одной стороны, они делают налоговую систему более гибкой по отношению к отдельным категориям налогоплательщиков. С другой стороны, усложняют технологию взимания налога, превращают контроль за соблюдением налогового законодательства в неоправданно сложную задачу.
Недостатки существующих льгот сосредоточены не в самой категории "льготы", а в том, что отсутствует научный подход к их предоставлению.
Разрабатывая систему налоговых послаблений, необходимо соблюдать баланс: ни стимулирующая, ни фискальная функции налогов не должны преобладать. Воздействие, оказываемое на налогоплательщика для достижения какого-либо результата, не может быть основной целью налога.
Кроме фискальной и стимулирующей функции, налоговые льготы иногда выполняют компенсационную функцию, что наиболее характерно для налоговых льгот, носящих характер социальной помощи. Компенсационный характер налоговых льгот состоит в создании примерно равных возможностей для развития лиц, находящихся в неравных условиях в силу биологических (инвалидность) и социальных причин. Государство гарантирует предоставление льгот по уплате федеральных налогов, сборов, пошлин и других платежей в бюджеты всех уровней всероссийским общественным объединениям инвалидов, их организациям, находящимся в их собственности предприятиям, учреждениям, уставный капитал которых состоит из вклада указанных общественных объединений инвалидов.
Однако в большинстве случаев налоговые льготы призваны выполнять именно стимулирующую функцию, и устанавливаются в целях развития производства, предпринимательства, фермерства, благотворительности, инвестиционной деятельности.
Виды и классификация налоговых льгот.
Все налоговые льготы можно разделить на три основные группы:
- налоговые освобождения,
- налоговые скидки,
- налоговые кредиты.
В основе такой общей классификации лежат различия в методах льготирования в результате их влияния на изменение какого-либо конкретного элемента структуры налога (объект, субъект, ставка, налоговая база, окладная сумма налога). Кроме того, все налоговые льготы можно классифицировать по ряду признаков на следующие группы:
1) личные и для юридических лиц;
2) общие для всех
3) безусловные и условные налогов
4) общеэкономические и
В первую группу льгот входят налоговая амнистия, налоговые льготы, налоговые изъятия, налоговые каникулы, понижение налоговых ставок.
Налоговая амнистия - это освобождение лица, совершившего налоговое правонарушение, от соответствующих штрафных санкций за эти нарушения.
Налоговые изъятия представляют собой выведение из под налогообложения отдельных элементов объекта налога.
Налоговые каникулы - это полное освобождение от налогообложения на определенный период времени.
Наиболее сложным элементом в системе налоговых льгот - это налоговый кредит. Статьей 65 НК РФ определяются порядок и условия предоставления налогового кредита, а также сроки и наличие оснований. Основания предоставления налогового кредита предусмотрены нормами ст.64 (пп.1 - 3 п.2). Однако налоговый кредит в Налоговом кодексе РФ вообще оторван от налоговых льгот и односторонне определяется как изменение срока исполнения налогового обязательства на период от трех месяцев до одного года с поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы кредита, а отсрочка (рассрочка) налогового платежа отрывается от общего понятия налогового кредита.
Инвестиционный налоговый кредит является наиболее перспективной формой налогового регулирования. Это самостоятельный вид целевого налогового кредита, связанный исключительно со стимулированием инвестиционной и инновационной деятельности предприятий. Понятие, порядок и условия предоставления инвестиционного налогового кредита регламентируются ст.ст.66 и 67 НК РФ. Инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации при наличии оснований предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов.
Налоговым кодексом Российской Федерации введено новое понятие «специальные налоговые режимы» (ст.18 НК РФ). Специальным налоговым режимом признается особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени, применяемый в случаях и порядке, установленных законодательством о налогах и сборах.
К специальным налоговым режимам относятся:
- упрощенная система
- система налогообложения в свободных экономических зонах,
- система налогообложения в
закрытых административно-
- система налогообложения при
выполнении договоров
Одним из механизмов стимулирования экономического развития, налоговой задолженности, расширения налоговой базы и роста доходов должна стать реструктуризация налоговой задолженности.
Литература